ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
гармонии мира. Оно играло весьма значительную роль в подготовке великого открытия.
Гармония мира имеет каузальную природу. По этому она исключает существование каких-то ис ходных процессов, на которых обрывается цепь причин — следствий и которые не подлежат даль нейшему каузальному истолкованию. Гармония, по мнению Эйнштейна, охватывает все мироздание, и, раскрывая гармонию, управляющую миром, мы приближаемся к однозначной картине, где нет про извольных допущений. С этой идеей связана одна важная тенденция в творчестве Эйнштейна и в эво люции принципа относительности.
Эйнштейн часто задумывался над природой уни версальных констант физики. Их можно сделать безразмерными, заменив произвольные единицы массы, пространства и времени «естественными» единицами. Можно ли считать выраженные таким образом соотношения между массами различных тел расстояниями, длительностями различных процес сов и т. д. чисто эмпирическими или же они дол жны быть объектом дальнейшего каузального ана лиза?
В автобиографии 1949 г. Эйнштейн пишет о без размерных постоянных: «Относительно этих послед них мне бы хотелось высказать одно предложение, которое нельзя обосновать пока ни на чем другом, кроме веры в простоту и понятность природы. Пред ложение это — следующее: таких произвольных по стоянных не существует. Иначе говоря, природа устроена так, что ее законы в большой мере опре деляются уже чисто логическими требованиями на столько, что в выражения этих законов входят толь ко постоянные, допускающие теоретическое опреде-
19
Яенйе (т. е. Такие постоянные, что йх численных значений нельзя менять, не разрушая теории)»'.
В этой мысли выражается одна из самых основ ных тенденций науки нового времени. Уже Кеплер хотел найти рациональные основания отношений между орбитами планет солнечной системы. Но это было не под силу X V I—X V II столетиям. В дальней шем наука всегда пыталась вывести наблюдаемые соотношения из общей, охватывающей всю природу единой схемы взаимодействий тел. Уже в начале столетия, в годы подготовки специальной теории относительности, Эйнштейн стремился в максималь ной степени вывести наблюдаемые физические соот ношения из общей гармонии бытия. Для Эйнштейна степень, в которой физической теории удается вы полнить такую задачу, измеряет «внутреннее совер шенство» теории. Мы скоро столкнемся с этим кри терием и увидим, какую решающую роль сыграл он в генезисе теории относительности.
Итак, гармония бытия состоит в универсальной причинной связи, охватывающей всю природу. Эта связь последовательно раскрывается перед исследо вателем. Мысль о приближении к объективной истине пронизывала мировоззрение Галилея и Спи
нозы, |
она была характерна |
для рационализма |
X V II в. |
и лишь впоследствии сменилась претензией |
|
разума |
на абсолютное и полное |
познание истины в |
последней инстанции. Для Эйнштейна, как и для корифеев рационалистической мысли X V II в., позна ваемость мира — это отнюдь не тривиальное соот
ветствие между априорными конструкциями |
разума |
|||
и‘ А.содержанием |
научных |
знаний. |
Догматическое |
|
Э й н ш т е й н . |
Собр. |
научных |
трудов, |
т. IV, |
стр. 281. |
|
|
|
|
20
мышление нанизывает природе эти конструкций или объявляет окончательным решением загадок бытия исторически ограниченные эмпирические знания. Эйнштейн, напротив, видит в познании сложную проблему: мир неисчерпаем, сведения о нем ограни ченны, недостаточны, приблизительны, неоконча тельны; вместе с тем мир познаваем: сменяющие одна другую картины мира все больше приближают человека к объективной истине. Таков смысл извест ной фразы Эйнштейна: «Самое непонятное в мире — это то, что он понятен».
Пора перейти к конкретной демонстрации той роли, которую сыграли изложенные гносеологиче ские принципы в создании теории относительности. Но до этого следует остановиться на позиции Эйн штейна по отношению к некоторым направлениям философии нового и новейшего времени.
В юности Эйнштейн усердно штудировал Юма и впоследствии неоднократно говорил о влиянии Юма на свои гносеологические воззрения. Здесь нет нуж ды поднимать всю проблему отношения гносеологии Эйнштейна к гносеологии Юма, крайне важную для оценки мировоззрения Эйнштейна в целом. Нас ин тересует сейчас не общая оценка, а анализ тех гно сеологических позиций, которые были непосредст венными и исходными для генезиса теории относи тельности. С такой точки зрения нужно подчеркнуть глубокое различие между тем, что Эйнштейн вынес из юмовского «Опыта о познании», и тем, что было основным для гносеологии Юма.
Эйнштейн черпал у Юма (как и из других источ ников) недоверие к конкретным чувственным вос приятиям исследователя, к эмпирической «очевид ности», которая предстает перед исследователем при
21
изучении природы. Такая «очевидность», Говорит Эйнштейн, еще не определяет однозначным образом действительную причинную связь процессов приро ды. Но Юм выводил отсюда тезис, с которым Эйн штейн не мог согласиться. Юм утверждал, будто познание не проникает в глубь объективной причин ной связи процессов, что познание должно ограни чить свои претензии миром явлений. Эйнштейн, на против, говорил о недостаточности феноменологиче ской регистрации восприятий, о необходимости и возможности познания объективной причины вос приятий.
По отношению к Канту Эйнштейн высказывался определеннее. Критика кантианства в целом, и пред ставления об априорном характере пространства и времени в особенности была у Эйнштейна созна тельной и крайне существенной предпосылкой его физических построений.
Мы приведем позже некоторые замечания Эйн штейна о философии Канта в связи с позицией Эйнштейна в вопросе о математике и физике, а пока ограничимся ссылкой на статью о философии Берт рана Рассела, которую Эйнштейн написал для сбор ника, посвященного идеям английского философа1. В указанной статье Эйнштейн ищет, в частности, исторические истоки позитивизма (он указывает на позитивистский характер некоторых понятий, вве денных Расселом) и находит эти истоки в филосо фии Юма и Канта.
В той же статье Эйнштейн пишет, что для пози- тивистов-эмпириков все понятия, не выводимые не
1А. Э й н ш т е й н . Собр. научных трудов, т. IV.
стр. 248—252.
22
посредственно из наблюдений, должны быть изъяты
как метафизические. Но |
это требование, |
если его |
твердо придерживаться, |
исключает в качестве «ме |
|
тафизической» любую |
мысль. Чтобы |
мышление |
«не деградировало в метафизику или в пустой раз говор», нужно только, чтобы предложения, выводи мые из данной системы понятий, были достаточно тесно связаны с чувственным опытом.
Отношение Эйнштейна к философии Маха мож но охарактеризовать весьма определенным образом, если иметь в виду итоговые оценки. Это отношение было отрицательным. Если же рассматривать всю эволюцию взглядов Эйнштейна, вопрос становится более сложным: первоначально Эйнштейн сочувство вал гносеологическим позициям Маха.
В автобиографии 1949 г. Эйнштейн говорит о кри тике ньютоновой концепции абсолютного простран ства в «Механике» Маха и добавляет: «В мои мо лодые годы на меня произвела сильное впечатление также и гносеологическая установка Маха, которая сегодня представляется мне в существенных пунк тах несостоятельной».
Эти изменения оценок существенны для биогра фии Эйнштейна, что же касается гносеологических позиций, с которых Эйнштейн подходил к новым фи зическим идеям, то здесь существенны итоговые
оценки. |
Наиболее |
резкая |
из |
них была |
высказана |
в 1920 |
г. После |
доклада |
в Париже на заседании |
||
Французского философского |
общества |
на вопрос |
Мейерсона об отношении к Маху Эйнштейн ответил, что считает Маха «жалким философом»1
1 Е. |
М е у е г s о п. La déduction rélativiste. Paris, 1925, |
p. |
62. |
23
Эта оценка в устах Эйнштейна кажется неожи данной по резкости. Но по существу она повторя лась много раз в менее резкой форме, но в еще более категорическом смысле. Самое же главное со стоит в том, что антипозитивистская установка Эйн штейна связана со всеми его основными физически ми идеями. Связь с теорией относительности будет рассмотрена дальше, а теперь следует упомянуть об отношении Эйнштейна к так называемому логи ческому позитивизму.
Некоторые махисты, разделявшие (в отличие от самого Маха) основные физические принципы тео рии относительности, хотели несколько реформиро вать представления Маха об источниках научных понятий, с тем чтобы сгладить противоречие между этими представлениями и новой физикой. Центром логического позитивизма стал так называемый вен ский кружок (Филипп Франк, Шлик, Карнап, Нейрат и др.). Однако Эйнштейн относился отрицатель но и к реформированному махизму венского кружка'.
Эйнштейн много раз писал, что в физике должны фигурировать понятия, допускающие эксперимен тальную проверку. Теория относительности действи тельно изгнала из физики понятия, принципиально не допускающие экспериментальной проверки,— од новременность событий, координаты которых опре делены в движущихся одна относительно другой си стемах, движение относительно эфира и самое су-1
1 Он упомянул |
об этом за |
месяц до смерти в беседе с |
|
Бернардом Коэном. См. |
В. C o h e n . |
An interview |
|
with Einstein. |
«Scientific |
American», July |
1955, v. 193, |
p. 69—73. |
|
|
|
24
ществование эфира как универсального тела отсчета. Но, как уже было только что сказано, принципиаль ная сопоставимость понятий, описывающих физиче скую реальность, с наблюдением не имела у Эйн штейна ничего общего с отождествлением наблюде ний и реальности. Это видно из гносеологических экскурсов Эйнштейна и еще больше из действитель ного содержания теории относительности. Соответ ственно неоднократные заявления Эйнштейна о «сво бодной деятельности познания» не имели ничего общего с идеей априорного или же условного харак тера представлений о природе. Заявления о связи с экспериментом и заявления о «свободной деятель ности познания» могут быть поняты только в связи между собой, только как неотделимые одна от дру гой стороны одной и той же концепции.
Когда Эйнштейн говорит, что человек может свободно конструировать гипотезы, слово «свобод но» означает только одно: гипотезы свободны от феноменологической ограниченности. Никакой уступ ки априорным и конвенционалистским тенденциям тут нет. Речь идет, например, об открытии планеты Нептун, существование которой не вытекало фено менологически из наблюдений. Подобные факты истории науки служат для Эйнштейна опроверже нием всех форм субъективизма. Если познание при ходит к выводам, не содержащимся в наблюдениях, и затем эти выводы подтверждаются наблюдениями, значит познание проникает за пределы явлений и находит их объективную причину.
Чтобы увидеть, как «работали» антипозитивистские идеи Эйнштейна при построении теории отно сительности, следует остановиться на тесно связан ных с этими идеями критериях выбора физической
25