ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
доставленные сами себе, движутся прямолинейно и равномерно.
Такой компромисс вытекал из расхождения между программой Ньютона и тем, что можно было сделать в «Началах». Это исторический антецедент расхож дения между полевой программой Эйнштейна и тем, что можно было сделать без единой теории поля.
Подведем краткий итог тому, что было сказано о принципиальной несовместимости принципа Маха с теорией относительности как полевой концепцией, о компромиссном характере применения принципа Маха при построении общей теории относительности.
Принцип Маха объясняет локальные процессы ин тегральной схемой — распределением масс во Все ленной — и в этом отношении идет назад от диффе ренциального представления, прослеживающего рас пространение локальных событий от точки к точке я от мгновения к мгновению. Принцип Маха соответст вует картине дискретных тел, которые взаимодейст вуют, создают силовые поля, движутся под влиянием этих полей, но не возникают и не исчезают в ка честве средоточий поля. Поэтому изменение тензора энергии-импульса, не сводящееся к передислокации масс, игнорируется принципом Маха. Игнорируется также — отрицается возможность физических, т. е. принципиально наблюдаемых эффектов — физиче ская содержательность таких процессов, как враще ние Вселенной. Соответственно понятие координатно го преобразования и понятие ковариантности приоб ретают тривиальный смысл, при переходе от одной системы отсчета к другой ничего не происходит, ре альные изменения отсутствуют, каждое преобразова ние является, по существу, тождественным и чисто субъективным изменением точки зрения.
476
3
Означает ли все сказанное, что при выполнении того, что выше было названо программой Эйнштейна, при построении единой теории поля, должен быть отбро шен не только принцип Маха, но и всякая мысль о воздействии Вселенной в целом на локальные про цессы?
Ответ на этот вопрос зависит от того, возможна ли иная концепция указанного воздействия, отличаю щаяся от принципа Маха, не противоречащая духу теории поля, не игнорирующая собственно «полевые» компоненты тензора энергии-импульса. Ответ зави сит также от того, какими путями пойдет выполнение
программы Эйнштейна.
Это условное название напоминает о программе Ньютона, которая не была выполнена в «Математи ческих началах натуральной философии». Программа Эйнштейна не была выполнена в «Основах общей тео рии относительности» и теперь она представляется более общей, чем единая теория поля в форме, кото рую ей придавал Эйнштейн в 30— 50-е годы, т. е. в виде геометрических соотношений, определяющих направление мировых линий как в гравитационных, так и в электромагнитных полях. По-видимому, про грамма Эйнштейна будет реализована на другом пути, не только с учетом каркаса мировых линий, отвечающего тем или иным макроскопическим гео метрическим соотношениям, но и с учетом ультрамикроскопических событий, превращающих мировые линии из геометрических понятий в физические. Быть может, эти ультрамикроскопические события и ока жутся зависимыми от структуры Вселенной.
Некоторым своеобразным выражением принципи альной возможности связать микропроцессы со
477
структурой Вселенной были космологические cXeMbi Эддингтона, Дирака и Иордана, основанные на весь ма общих постулатах о взаимной зависимости микро скопических и космических констант.
В 30—40-е годы Эддингтон утверждал, что все физические постоянные и все физические законы мо гут быть однозначно выведены из общих принципов познания *. Эта мысль близка мысли Эйнштейна, вы сказанной в автобиографическом очерке 1949 г.: безразмерные константы могут быть выведены из общих постулатов, они в идеале не должны быть за данными эмпирическими величинами2. Эту же мысль Эйнштейн высказал в беседе со Штраусом: «Я хотел бы знать, мог ли бог создать мир иным» 3. «Бог» — это псевдоним гармонии бытия, а «Иной мир» озна чает иные физические соотношения, иные констан ты; речь здесь идет об однозначном выведении кон кретных законов бытия из постулата каузальной гармонии мироздания. Но Эйнштейн высказал эту мысль в форме вопроса, догадки, недоказанного предположения, отнюдь не в виде каких-либо апри орных конструкций.
Эддингтон утверждал, что Вселенная состоит из 136 •22S6 протонов и такого же числа электронов. Далее Эддингтон делил «радиус Вселенной» на квад ратный корень из этого числа и получал «естествен ную единицу длины», равную классическому радиусу электрона.
’ A. E d d i n g t o n . |
Relativity |
Theory |
of Protons |
and |
||
Electrons. Cambridge, 1937; |
A. E d d i n g t o n . |
Funda |
||||
mental Theory. Cambridge, 1946. |
|
|
|
|||
! А. Э й н ш т е й н . |
Собрание |
научных |
трудов, |
т. |
IV, |
|
стр. 281. |
|
|
|
|
|
|
3 «Helle |
Zeit-Duncle |
Zelt». Hrsg |
C. Seelig |
Zürich, |
Europa- |
|
Verlag, |
1956, S. 72. |
|
|
|
|
|
478
Априорность и подчас фантастический характер этих вычислений очевидны. Но не менее априорной и фантастической была упоминавшаяся уже попытка Кеплера вывести в «Космографической тайне» эмпи рические константы — радиусы планетных орбит — из общих геометрических соотношений: описав во круг сферы Земли додекаэдр и затем вокруг него шаровую сферу, мы получим сферу Марса; описав вокруг нее тетраэдр, мы получим на окружающей его шаровой поверхности орбиту Юпитера; таким же способом с помощью куба получается орбита Сатур на, а с помощью икосаэдра и октаэдра, внутри зем ной сферы — орбиты Венеры и Меркурия.
Задача историка заключается не в том, чтобы кон статировать очевидную сейчас фантастичность неко торых идей прошлого (а иногда и современных идей), а в том, чтобы определить, какой реальный вопрос, адресованный будущему и не находивший ответа в прошлом {может быть, не находящий ответа и сей час), толкал научную мысль к априорным и фанта стическим решениям.
Вопрос, который проходил через всю историю нау ки, заключался в следующем. Гармония мироздания состоит в каузальной связи его элементов. Такая связь включает подчинение локальных процессов об щим закономерностям, охватывающим Вселенную в целом. Но этого недостаточно: зависимость, опреде ляющая ход локальных процессов, будет каузальной зависимостью, если она осуществляется от точки к точке и от мгновения к мгновению, если каждый ло кальный процесс возникает в результате некоторого локального процесса в соседней бесконечно малой пространственно-временной области. Эти критерии каузальной гармонии мироздания выражаются, во-
479
первых, в интегральных, и во-вторых, в локальных закономерностях. Схема «естественных мест» космо логии Аристотеля была «интегральной» схемой миро вой гармонии. Интегральные законы классической физики также подчиняли ход локальных процессов некоторым условиям, определяющим целое, но они были интегральными без кавычек, они предполагали дифференциальное представление о движении мате риальных точек, интегралы, фигурирующие в раз личных формулировках принципа наименьшего дейст вия, являются действительно суммами бесконечного числа бесконечно малых величин. Классическая фи зика в отличие от физики Аристотеля (игнорировав шей дифференциальный механизм интегральных за кономерностей) была интегрально-дифференциаль ным представлением о движении и о распространении взаимодействий. Вернее было бы сказать, что еди ным, интегрально-дифференциальным был классиче ский идеал науки, конкретные теории обладали не которой расходимостью: мысль Ньютона о мгновен ном действии на расстоянии и связанное с ним пред ставление об абсолютном времени игнорировали дифференциальный механизм интегральных законо мерностей.
Единство интегральных и дифференциальных зако номерностей было величайшим открытием X IX столе тия. Нашестолетие открыло их дополнительность. Как оказалось, ультрамикроскопические локальные процессы (по отношению к которым трек элементар ной частицы в фотоэмульсии — макроскопическая аппроксимация) не подчиняются в абсолютном смыс ле интегральным закономерностям и измерение клас сических по существу макроскопических величин в ультрамикроскопическом мире возможно только при
480
статистическом понимании этих величин: мы получа ем в общем случае однозначные и достоверные зна чения не для самих этих величин, а для их вероят ностей. В рамках нерелятивистской квантовой меха ники можно в принципе подучить сколь угодно точное значение каждой динамической переменной за счет сопряженной переменной. Для этого служит тело взаимодействия — классический объект, по от ношению к которому квантовая механика отказыва ется от квантовой детализации. В более общей, реля тивистской, квантовой теории, которая учитывает квантовую природу не только данного поля, но и того поля, с которым данное поле взаимодействует, тело взаимодействия уже не может безоговорочно рассматриваться как классический объект. Соответ ственно невозможно получить точные значения даже одной переменной. Неопределенность становится уни версальной.
Соответственно и понятие дополнительности при обретает более общий смысл. По существу, речь идет о дополнительности сплошного, континуального, недетализированного аспекта физической картины мира и ультрамикроскопического аспекта. Первый дает схему непрерывных мировых линий тождествен ных себе «реальных» частиц. Второй — хаотическую картину процессов, которые не могут сами по себе стать объектом пространственно-временного пред ставления.
Между указанными аспектами существует соотно шение дополнительности. Понятие ультрамикроскопических процессов не имеет смысла без понятия непрерывных мировых линий, мировые линии не имеют физического смысла без заполняющих эти ли нии ультрамикроскопических процессов, Но ультра-
Щ
микроскопические процессы нарушают непрерыв ность мировой линии, они являются с пространствен но-временной точки зрения физическими, реальными прообразами локальных вариаций четырехмерной пространственно-временной кривой.
Дополнительность макроскопического, простран ственно-временного аспекта (каркаса мировых линий) и ультрамикроскопического аспекта становится оче видной в свете введенного и применявшегося Эйн штейном критерия физической содержательности понятий. Понятие является физически содержатель ным, если из него могут быть логически выведены соотношения, допускающие в принципе эмпирическую проверку, сопоставление с опытом. С этой точки зре ния мировая линия, как таковая, не обладает физи ческим смыслом, она остается чисто геометрическим объектам, понятием эвклидовой, римановой или еще более общей четырехмерной геометрии. Она стано вится физическим объектом, когда пространственновременные точки или клетки заполнены событиями, несводимыми к переходу из одной мировой точки или клетки в другую *.
С другой стороны, указанные события сами по себе без нарушаемой ими непрерывности мировых линий не имеют физического смысла. Представим себе, например, что указанные внелространственновременные процессы состоят в элементарных транс мутациях частиц в клетках дискретного пространст ва-времени. Но трансмутация означает изменение массы, заряда, спина — свойств, характеризующих мировую линию частицы, ее направление и кривизну в заданном поле. Трансмутации могут иметь физи-1
1 См. очерк «Относительность и дополнительность»,
стр. 350—358.
482
Обский смысл, есЛи онй Означают иерехоД от оДной эвентуальной мировой линии к другой. Без этого ультрамикроскопические процессы не могут быть объектом экспериментальной регистрации, так же как мировые линии, не заполненные ультрамикроскопическими событиями. Подобные ультрамикроскопи ческие процессы, не обладающие сами по себе воз можностью регистрации, называются виртуальными.
Мы еще вернемся к дополнительности мировых линий и виртуальных процессов. Сейчас вновь обра тимся к связи микромира и структуры Вселенной. Отбросим позитивные выводы и подсчеты Эддингтона и обратим внимание только на нерешенную пробле му, которая, быть может, скрывается за ними. Нас здесь интересует возможное воздействие Вселенной на локальные процессы и воздействие локальных процессов на структуру Вселенной. У Эддингтона эти возможные воздействия слабо разграничены, его ин тересует пропорциональность космических соотноше ний и соотношений, рассматриваемых в физике эле ментарных частиц. При этом гармония мира пред ставляется трехмерной: связаны между собой неиз менные во времени характеристики Вселенной и неиз менные микрофизические соотношения — физические константы в буквальном смысле слова.
Дирак подошел к проблеме мировых констант не сколько иначе. Он рассматривал их не как физиче ские характеристики современных связей и соотно шений космоса и микрокосма, а как функции воз раста мира1. Дирак считал возможным положить в основу своей концепции часто высказывавшееся уже1
1 Р. Э 1 г а с. |
«ИаШге», |
1937, V . 139, р. 323; «Ргос. Иоу, |
Бос.», 1938, V. |
А 165, р. |
199. |
483