ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
теории, которые Эйнштейн сформулировал в конце жизни, но которыми он руководствовался уже в годы создания теории относительности.
3
Если научные концепции, отражающие объектив ную истину, должны сопоставляться с наблюдения ми, значит первым критерием при выборе научной концепции должно быть ее согласие с экспери ментом.
«Но насколько очевидным кажется это требова ние само по себе, настолько тонким оказывается его применение. Дело в том, что часто, если не всегда, можно сохранить данную общую теоретическую осно ву, если только приспособлять ее к фактам при по мощи более или менее искусственных дополнитель ных предположений. Во всяком случае, в этом пер вом критерии речь идет о проверке теоретической основы на имеющемся опытном материале»'.
Если научная концепция неизбежно выходит за феноменологические рамки, значит критерием при ее выборе должны быть естественность и минималь ное по сравнению с другими теориями число произ вольных допущений.
«Второй критерий можно кратко характеризовать как критерий „внутреннего совершенства“ теории, тогда как первый относится к ее „внешнему оправ
данию“ . К „внутреннему |
совершенству" теории я |
|
причисляю также |
и следующее: теория представля |
|
’ А. Э й н ш т е й н . |
Собр. |
научных трудов, т. IV, |
стр. 266—267. |
|
|
26
ется нам более ценной тогда, когда она не является логически произвольным образом выбранной среди приблизительно равноценных и аналогично построен ных теорий».
Неотделимость критериев «внешнего оправда ния» и «внутреннего совершенства» один от друго го вытекает из общей гносеологической установки Эйнштейна. В основе дела — представление о един стве мира, об универсальной каузальной связи, об разующей объективное ratio мира, его гармонию. Научная концепция приближается к этой гармонии, согласуя свое содержание с наблюдениями и макси мально избегая произвольных посылок.
Критерии «внешнего оправдания» и «внутренне го совершенства» были применены к классической картине мира именно в таком, по существу едином, смысле. Логическая структура теории относитель ности, неизбежный переход от специальной теории к общей, отношение новой идеи к классическому идеа лу науки — все это можно увидеть, если учитывать единство «внешнего оправдания» и «внутреннего со вершенства». Эйнштейн столкнулся с нарушением «внешнего оправдания» — результатами опыта Майкельсона и аналогичных опытов. Разрыв можно было устранить специально выдвинутыми для этого доба вочными предположениями. Но такой путь противо речил «внутреннему совершенству» теории. Эйн штейн начал с основ научного мировоззрения. Связь с исходными гносеологическими посылками оказа лась поэтому совершенно явной.
Эйнштейн воспринял в рационалистической фило софии и в классической физике представление о мире, в котором поведение каждого тела определяет ся его взаимодействием с другими телами. Такое
27
представление должно все в большей степени господ ствовать в науке — в этом состоит то, что Эйнштейн называл программой Ньютона. Поведение тел обус ловлено их взаимодействиями с другими телами; в зависимости от положения тела и его скорости не прерывно меняется воздействие данного тела на дру гие, в зависимости от положений и скоростей других тел меняются от точки к точке и от мгновения к мгно вению их воздействия на данное тело. Подобные из менения описываются дифференциальными уравне ниями. После Максвелла физика достигла необычай ных успехов в применении дифференциальных урав нений при описании электромагнитного поля. Поэто му Эйнштейн назвал программой Максвелла общую мысль о полной зависимости поведения тел от зако номерностей, описываемых дифференциальными уравнениями.
Таков был для Эйнштейна идеал научного позна ния, лежавший в основе классической физики. Эйнш тейн был убежден, что наука, конструируя понятия, наиболее естественные, в наибольшей степени исключающие субъективный произвол и допускаю щие в принципе экспериментальную проверку, приб лижается к классическому идеалу. Но классическая наука отличается от классического идеала: она вклю чает притиворечащие ему понятия, и устранение этих понятий позволяет достичь большого «внутрен него совершенства» и вместе с тем «внешнего оправ дания».
Классическая механика как основа физики лиши лась «внешнего оправдания» в результате развития электродинамики. Уже во времена господства клас сических представлений эфир (по выражению План
ка, «дитя классической науки, зачатое во скорби»)
28
приходилось наделять свойствами, противоречащими опыту: иначе он не укладывался в механическую картину мира.
«С точки зрения первого критерия (проверка на опыте) включение волновой оптики в механическую картину мира должно было вызывать серьезные сомнения. Если считать, что свет должен рассмат риваться как волновое движение в упругом теле (в эфире), то это тело должно быть всепроникаю щей средой. В силу поперечности световых волн сре да эта должна быть в основном подобна твердому телу, однако она должна быть несжимаемой, чтобы продольные волны не существовали. Этот эфир дол жен был вести рядом с обычной материей призрачное существование, поскольку он как будто не оказывал никакого сопротивления движению «весомых» тел. Чтобы объяснить показатели преломления прозрач ных тел, а также процессы испускания и поглоще ния света, пришлось бы принять путаные взаимодей ствия между двумя родами материи, это не только не было выполнено, но даже никто этого серьезно и не пробовал»'.
Энергичные попытки предпринимались в другом направлении. Хотели дать механическое истолкова ние максвелловым уравнениям электромагнитного поля. «Над этим и стали трудиться усерднейшим об разом, но совершенно бесплодно, тогда как самые уравнения во все большей степени выявляли свою плодотворность. Люди привыкли оперировать этими полями, как самостоятельными реальностями, не вдаваясь в их механическую природу. Так, почти
'А . Э й н ш т е й н . Собр. научных трудов, т. IV,
стр. 267.
29
незаметно взгляд на механику как на основу физики был оставлен; это произошло потому, чтр приспособ ление механики к опытным фактам оказалось безна дежным» '.
Но, несмотря на дискредитацию механических мо делей эфира, последнему приписывалась скорость по отношению к погруженным в эфир телам. «Элект рические и магнитные „силы поля" рассматривались наравне со „смещениями“ как первичные величины, а пустое пространство считалось частным случаем диэлектрика. Носителем поля считалась материя (вещество), а не пространство. А это подразумевало, что носитель поля обладает свойством иметь ско рость, что, конечно, должно было быть справедливым и для „пустоты“ (эфир). Электродинамика движу щихся тел Герца всецело основана на этой принци пиальной установке».
Если эфир обладает скоростью по отношению к те лам и соответственно тела — по отношению к эфи ру, то тем самым эфир входит в картину мира как тело отсчета. Однако здесь классическая картина мира натолкнулась на неизбывное противоречие с фактами. Критерий «внешнего оправдания» был исходным при отказе от понятия скорости тел, отне сенной к эфиру, и от самого существования эфира.
Но здесь еще раз подтверждается гносеологиче ская схема Эйнштейна. Из опыта и только из него еще не следовала однозначным образом новая тео рия; результаты опыта Майкельсона могли быть объяснены искусственно, специально выдвинутыми гипотезами. Однако подобные гипотезы противоречи
ли■ |
критерию «внутреннего совершенства». |
|
А. Э й н шт е й н . |
Собр, ваучн. трудов, т, IV, |
|
стр. 271. |
|
30
Путь к общей теории относительности был не сколько иным. Здесь сразу же исходным критерием было «внутреннее совершенство». В этом отношении классическая физика во многом отступала от класси ческого идеала. Первое отступление состоит в про извольном выделении инерциальных систем из чис ла прочих, как единственных, где справедливы зако ны Ньютона.
Здесь мы подходим к так называемому принципу Маха, игравшему значительную роль в развитии об щей теории относительности.
Понятие абсолютного пространства было введено Ньютоном со ссылкой на центробежные силы и во обще силы инерции, возникающие в ускоренно дви жущихся материальных системах. Появление этих сил приписывается активному вмешательству прост ранства как такового в ход механических процессов.
Такое |
вмешательство |
нарушает пропорциональность |
|
силы и ускорения и |
выходит за |
пределы картины |
|
мира, |
в которой все |
объясняется |
взаимодействием |
тел. |
|
|
|
«С точки зрения чисто геометрического описания, все „жесткие" системы отсчета являются в логиче ском отношении равноправными. Однако уравнения механики (и уже первый закон Ньютона) справедли вы лишь в некоторых из этих систем отсчета, а имен но в „инерциальных“ системах, составляющих осо бый класс. При этом характер системы отсчета, как материального тела, оказывается несущественным. Необходимость брать именно инерциальную систему отсчета должна быть поэтому обусловлена чем-то
лежащим |
вне тех предметов |
(масс, расстояний), |
о которых |
идет речь в теории. |
В качестве такого |
определяющего обстоятельства Ньютон ввел понятие
31
„абсолютного пространства" как некоего вездесуще го активного участника всех механических процес сов» '.
Мах в своей «Механике» критиковал ньютоново понятие абсолютного пространства с позиций взаимо действия тел как единственной причины всего про исходящего в природе. Эйнштейн назвал такую кон цепцию принципом Маха. Согласно этому принципу, силы инерции не отличаются от других сил в том смысле, что они являются результатом взаимодейст вия тел. Соответственно, силы инерции не свидетель ствуют о каком-либо движении в абсолютном про странстве; они являются воздействиями со стороны других тел на данное тело.
Вскоре мы увидим, какие соображения заставили
Эйнштейна в конце концов не только |
усомниться |
в справедливости принципа Маха, но и |
отказаться |
от него. Но такой отказ был связан с дальнейшим от ходом от классических позиций и не реабилитировал ньютоново абсолютное пространство.
Другим недостатком «внутреннего совершенства» механики Ньютона и классической физики в целом была независимость законов движения, с одной сто
роны, и выражений |
для сил |
взаимодействия (т. |
е. |
для законов поля), с |
другой. |
классической физики |
|
Эйнштейн считал |
пороком |
||
тот факт, что форма |
потенциальной функции 1/г, |
оп |
ределяющей силы гравитационных и электрических взаимодействий, в сущности произвольна; она не вы текает из каких-либо предположений о структуре пространства. Эта функция — решение простейшего
' А. Э й н ш т е й н . Собр. научных трудов, т. IV,
стр. 268.
32
{инвариантного по отношению к вращениям) диффе ренциального уравнения Д ф = 0. Можно было бы думать поэтому, что функция 1/г определяется про странственной структурой и не является по своему виду произвольной. «Собственно говоря, это первый результат, который мог бы навести на мысль об от ходе от теории дальнодействия.
Однако развитие в этом направлении, — начатое Фарадеем, Максвеллом и Герцем, — наступило лишь позднее, под давлением опытных фактов» '.
Приведенные констатации служат исходными ло гическими пунктами для последовательных звеньев развития теории относительности. Устранение ука занных Эйнштейном недостатков классической физи ки приближает ее к классическому идеалу. Но вме сте с тем эти последовательные звенья подготавлива ли выход за пределы классического идеала.
4
С исторической точки зрения специальная теория от носительности была продолжением и завершением тенденции, о которой Эйнштейн говорил в приведен ной выдержке из автобиографии 1949 г. Электриче скому и магнитному полю приписывали механические свойства, его считали средой, которая, подобно погру женным в нее телам, может служить телом отсчета («носитель поля обладает свойствами иметь ско рость...» — характеризует этот взгляд Эйнштейн). Эйнштейн говорит далее, что бесплодность механиче-
1 А. Э й н ш т е й н . |
Собр. научных трудов, т. IV, |
стр. 269. |
|
2 В. Г. Кузнецов |
33 |