ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
щением, не состоящим в изменении пространствен ной расстановки масс, то, очевидно, из теории отно сительности нельзя вывести принцип Маха, как и нельзя включать этот принцип в число необходимых посылок общей теории относительности.
Может ли общая теория относительности осво бодиться от того, противоречащего духу теории поля, представления о «Вселенной типа Ньютоно вой», с которым связано включение принципа Маха в систему постулатов общей теории относитель ности?
Из сказанного выше следует, что этот вопрос отнюдь не может быть решен простым исключени ем принципа Маха. Этот принцип противоречит духу теории поля. Но разве мы можем нарисовать сейчас чисто полевую картину мира? Этот принцип связан с представлением о «Вселенной типа ньютоновой», Вселенной, где все определяется положением и взаимодействием тел. Но разве мы фактически мо жем вывести существование этих тел и их взаимо действие из закономерностей поля? Принцип Маха сводит возможные причины динамических эффектов ускоренного движения к изменению только одной компоненты тензора энергии-импульса, компоненты, описывающей распределение масс. Но разве мы мо жем связать эту компоненту с другими, наполнить понятие тензора энергии-импульса единым физиче
ским содержанием, считать его описанием |
некото |
|||||
рой единой субстанции, |
исключив, |
таким |
образом, |
|||
распределение |
масс |
как |
|
исходное |
представление? |
|
Во всех этих вопросах звучит, в сущности, одна |
||||||
и та же констатация. |
Ее можно сформулировать с |
|||||
|
|
|
|
классического идеала — |
||
помощью некоторой исторической аналогии. |
||||||
Ньютон не |
мог достичь |
|
|
|
468
того, что Эйнштейн назвал «программой Ньютона». По ряду причин Ньютон должен был отнести силы инерции не к телам, а к пустому пространству и ввести понятия абсолютного движения и абсолют ного пространства. Многие мыслители, начиная с современников Ньютона, в том числе Гюйгенса и Лейбница, понимали незаконность этих понятий. Но последние могли быть исключены только на основе новых представлений и классический идеал востор жествовал ценой таких обобщений, которые таили радикальный отказ от этого идеала как исходного принципа науки.
Аналогичным образом Эйнштейн не имел воз можности реализовать то, что можно было бы на звать «программой Эйнштейна» и что включало отказ от принципа Маха. Многие физики (в том числе сам Эйнштейн в автобиографическом очерке 1949 г.) понимали незаконность включения принци па Маха в число постулатов общей теории относи тельности как теории поля. Но так же как в клас сической физике критика абсолютного пространства не привела в течение двух с половиной веков от Ньютона до Эйнштейна к принципу Маха (напом ним, что у Маха не было этого принципа и тем бо лее не было основанной на нем физической кон цепции), также критика принципа Маха в реляти вистской физике не привела (пока не привела и, разумеется, тут не потребуется двух с половиной столетий) к космологической теории, однозначным образом исключающей этот принцип. Не привела, несмотря на наличие логически безупречных аргу ментов, не менее сильных, чем аргументы против абсолютного пространства, выдвигавшиеся с 1687 г. («Математические начала натуральной философии»)
460
до 1916 г. («Основы общей теории относитель ности»).
Принципу Маха противостоит теория относитель ности как полевая теория. Но является ли она уже сейчас полностью полевой?
«Одна теория отличается от другой, — пишет Эйнштейн, — главным образом выбором «кирпичей» для фундамента, т. е. ни к чему несводимых основ ных понятий, на которых построена вся теория. В классической теории (механика) такими основны ми понятиями являются материальная точка, сила взаимодействия между материальными точками и инерциальная система (последняя составляется из декартовой системы координат и временной коорди наты). С ростом наших знаний об электромагнитном поле к числу основных понятий прибавилось поня тие поля, рассматриваемого как второй носитель энергии» *.
Обратимся, однако, к тем модификациям, кото рые внесены в критерий выбора «кирпичей» и в само это понятие теорией относительности. Послед няя не только изменила смысл такого исходного понятия, как инерциальная система (включив в это понятие постулат постоянства скорости света). «Теория предполагает далее, что мы можем отбро сить концепцию материальной точки и иметь дело только с концепцией поля»,— говорит Эйнштейн после приведенных строк о «кирпичах» физической теории. Речь идет о специальной теории относитель ности. Она, релягивируя одновременность, исключа ет образ Вселенной как системы материальных
' А . |
Э й н ш т е й н . Собрание научных трудов, т. II, |
стр. |
787. |
470
точен, которые своей дислокацией и мгновенным
значением потенциальных энергий предопределяют состояние Вселенной в последующие мгновения.
Общая теория относительности еще радикальнее переходит от этого образа (постулируемого принци пом Маха) к полевому представлению. Из числа элементарных, исходных понятий исключается инер циальная система. «В общей теории относительно сти инерциальная система заменяется полем сме щений, которое является составной частью единого поля, представляющего собой единственное средство описания реального мира. Пространственный аспект реальных вещей, таким образом, полностью выра жается полем, зависящим от четырех координат — параметров; он есть свойство этого поля» *.
Речь идет об общей |
теории относительности как |
||
о полевой теории. Но |
такая |
теория относительности |
|
|
|
была для Эйнштейна идеалом (как для Ньютона мог ла бы быть идеалом, а для классической механики в целом действительно была идеалом, схема мирозда ния, состоящего только из взаимодействующих мате риальных точек), а не достигнутой позицией. В конце книги «Сущность теории относительности», указывая на необходимость полевого представления, чтобы из бежать включения инерциальной системы в число исходных понятий, Эйнштейн пишет:
«По этой причине я не вижу в существующей си туации другого возможного пути, кроме чисто поле вой теории, которая, впрочем, должна тогда решить такую чрезвычайно трудную задачу, как вывод ато мистического характера энергии» 21.
1 Там же. стр. 788.
2 Там же. стр. 789.
Ш
По отношению к чисто полевой ТОрий, 'которой мо жет быть только теория единого поля, общая теория относительности служит предварительным, вынуж денным по своему ограниченному характеру, построе нием *.
Известно замечание Эйнштейна об уравнении гра витационного поля: оно опирается на две ноги — тен зор кривизны и тензор энергии-импульса; первый подобен мраморной колонне, а второй — неполноце нен. Его неполноценность связана с промежуточным, переходным, по отношению к единой теории поля, характером общей теории относительности, и не дает возможности найти рациональную связь между по нятием поля и понятием частицы.
Неполноценность тензора энергии-импульса с точ ки зрения концепции поля и была непосредственной основой поисков обобщенной теории. В приложении к стаффордовским лекциям, которое называется «Обобщение теории тяготения», Эйнштейн пишет об уравнении тяготения:
«Левая часть этого уравнения зависит только от симметричного тензора gll!, описывающего как метри ческие свойства пространства, так и гравитационное поле. Правая сторона уравнения феноменологически описывает все источники гравитационного поля. Тен зор Тц( представляет энергию, которая создает гра витационное поле, но сама не имеет гравитационного характера, как, например, энергия электромагнитно го поля, энергия плотности вещества и т. д. При составлении тензора Тп( были использованы пред ставления дорелятивистской физики, которые только1
1См. очерк «Мировоззрение Эйнштейна и теория отно сительности», стр. 66—70.
472
a posteriori |
были согласованы с общим принципом |
:относительности» |
|
33 единой |
теории поля компонента тензора энер- |
«гйй-импульса, описывающая распределение масс, т. е. »в последнем счете положение материальных точек, Эдак бы растворяется в полевом представлении, и из менения тензора в целом становятся описанием про цессов, несводимых к перегруппировке материальных точек. Эйнштейн думал о гравитационном и магнит ном поле. Сейчас проблема единого поля неотделима от взаимодействия множества полей, трансмутацни элементарных частиц, выведения значений масс и других признаков каждого типа частиц из некоторых общих принципов и допущений.
Можно предположить, что изменение оценки прин ципа Маха связано у Эйнштейна со все большим сосредоточением его сил на поисках единой теории поля. Но изменение оценки не влияло на структуру общей теории относительности. Прибегнем еще раз к мелькавшему сравнению этой ситуации с оценками понятия абсолютного пространства. Можно видеть некоторую аналогию между современной критикой Маха и той критикой механики Ньютона, из которой вырос этот принцип. В 80-е годы прошлого века Мах, вслед за большой вереницей критиков Ньютонова понятия абсолютного пространства, отнес ускоренные движения к материальным телам. Тогда еще не было специальной теории относительности, не было пред ставления о кривизне пространства-времени, не было известно об искривлении лучей света в гравитацион ном поле, не было предпосылок общей теории отно-1
1 А. |
Э й н ш т е й н. Собрание научных трудов, т. П. |
стр. |
762, |
473
снтельности. Если бы Ньютон прожил еще полто раста лет, ознакомился с аргументами Маха и они произвели бы на него ¡впечатление, создатель класси ческой механики все равно не мог бы отказаться от абсолютного пространства. Ведь Ньютоново абсолют ное пространство ¡вовсе не было простым пятном на солнце классической механики. Оно противостояло аристотелевому абсолютному пространству, натяну тому на центр и границы мира. Оно было необходи мо Ньютону, чтобы дать ускоренному движению чис то локальный критерий и, таким образом, создать дифференциальное представление о движении. Миро здание подчинено первому закону Ньютона, выра жающему неиекривленность пространства: простран ство, как таковое, по ¡своим геометрическим свойст вам не может искривлять траектории тел и они остаются прямыми. В «плоском» неискривленном пространстве действуют силы, обязанные взаимо действию тел и ответственные за искривление их траекторий. Пока система не испытывает ускорения, второй закон, выражающий этот принцип действует безотказно. Но когда система испытывает ускорение, на нее действует «плоское» пространство, препятст вующее искривлению тел, обладающее некоторой ко личественной мерой (инертная масса) такого воз действия. Первый и второй законы Ньютона не могли сохранить свою классическую форму без фикции аб солютного пространства. У Ньютона, как впоследст вии у Эйнштейна, не было возможности отказаться от эпистемологически некорректного понятия (у Нью тона — абсолютное пространство, у Эйнштейна — принцип Маха) без некоторой единой теории. Чтобы отказаться от абсолютного «плоского» пространства, сопротивляющегося искривлению траекторий, т. е.
474
вызывающего Центробежные силы, нужна была еди ная теория ускорения и инерции, иными словами, объединение первого и второго законов Ньютона. Но это было невозможно, пока физика не давала основа ний для отождествления поля с изменением геомет рических свойств пространства.
Ньютон не пользовался в концепциях инерции и ускорения координатным представлением в смысле указаний на некоторые привилегированные (типа центра мира и его границ или неподвижных по отно шению к ним тел) или эквивалентные (движущиеся тела) каркасы, на которые натянуто пространство от счета. Ньютон пользовался критерием локальной ин вариантности, чтобы отличить движение по инерции от ускоренного движения: если пропорциональность между взаимодействием и ускорением в данной си стеме сохраняется, система покоится или движется по инерции; если пропорциональность нарушается, система движется с ускорением.
Критика ньютонова абсолютного пространства всегда была справедливой в своей негативной части: движение по неотнесенной ни к чему прямой линии, как и неотнесенное ни к чему ускорение, не могут считаться физически содержательными представле ниями. Но каков был позитивный смысл этой крити ки, включая критику Маха? Речь шла о координат ном представлении движения. Отнести инерцию и ускорение к Земле или к другому конкретному телу, значило бы отказаться от перенесения законов дви жения в небесную механику. Поэтому Ньютон и ввел, лишенное каркаса выделенных точек, однородное пространство, которое обладало только одним свой ством: в каждой системе, неподвижной или движу щейся без ускорения. В этом пространстве, тела, пре
475