Файл: Кудимов, Л. П. Технология и комплексная механизация подготовки торфяных месторождений к разработке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

правление движения клыков в нижнем положении совпадает с на­ правлением движения машины, а в верхнем положении становится противоположным. Установка за корчующим ротором системы до­ полнительных, более быстроходных роторов с клыками или зуб­ цами дает возможность совмещать процессы корчевания, очистку пней от грунта и их транспортирование. Подобное устройство пол­ ностью отвечает современным требованиям, которые предъяв­ ляются к работам по корчеванию пней, поскольку обеспечивает почти полное, с минимальными пропусками, извлечение пней из обрабатываемого слоя торфяной залежи; очистку и сепарацию пней от грунта, что значительно сокращает объемы работ при тран­ спортировании пней за пределы полей и при их разделке, мини­ мальное изменение рельефа поверхности подготавливаемых уча­ стков, высокую производительность работ за счет непрерывного процесса корчевания.

Расположение рабочего аппарата корчующих машин может быть как передним (машина КУП), так и задним (прицепная к трактору машина МТП-26). В первом случае машина в состоянии производить работы на участках с выступающими пнями любой высоты, но перемещается сама по взрыхленной поверхности, обла­ дающей худшими несущими свойствами. В то же время нормаль­ ная эксплуатация трактора-тягача при заднем расположении ра­ бочего аппарата машины возможна лишь на участках без высту­ пающих пней.

Машины и механизмы комбинированного типа объединяют те

или иные признаки, присущие первым двум.

 

оборудования

К о м о и н и р о в а н н ы м т и п о м корчующего

может служить рабочий орган машины ОПН-2,

которая была

изготовлена в виде опытно-промышленной

партии в середине

50-х годов. Полая цилиндрическая фреза при одновременном вра­ щении и погружении в залежь производила обрезку всех лап пня. Корчевание пня с опрокидыванием осуществлялось нижней кром­ кой неподвижной фрезы при поступательном движении машины.

При подготовке новых производственных площадей к разра­ ботке с применением корчевания механизмами без очистительносепарирующих устройств вместе с пнями вывозится за пределы полей значительное количество примесей в виде верхнего живора­ стущего слоя и собственно торфяной залежи. Согласно наблюде­ ниям объем примесей в 3—5 раз, в зависимости от характеристики древесной растительности, превышает объем извлеченных пней и древесных включений. Соответственно этому в 3—5 раз увеличи­ вается стоимость и трудоемкость операций погрузки и транспор­ тирования пней вместе с примесями.

Для очистки и сепарирования пней от примесей наиболее эф­ фективным и надежным следует признать роторный рабочий ап­ парат. С целью выбора режимов работы роторного очистительносепарирующего аппарата к машине для корчевания, очистки и погрузки пней были проведены соответствующие исследования.

135


Они заключались в определении возможностей очистки корневых систем выкорчеванных пней от торфяной залежи при ударах о жесткую площадку и в установлении факторов, влияющих при

этом на интенсивность очистки.

Для опытов выбирались группы иней сосны и березы, харак­ теризуемых различными диаметрами корневой шейки: I группа —

11 — 15 см; II— 18—20 см п III—23—26 см. Наблюдения проводи­

лись на участке с переходной торфяной залежью У? = 23—25% при

w= 85—89%

верхнего

40-сантиметрового слоя торфа, с очесом

толщиной 10— 12 см. В

зависимости от высоты, с которой сбра­

сывались пни,

формы площадки (плоская или с продольными ре­

брами), а также породы древесины и эффективность очистки пней различная (рис. 34). Установлено, что быстрее очищаются корни

сосновых пней. С увеличением

корневых

шеек

(для

пней

II и

III групп) заметнее становится

эффект очистки

при ударах

пней

о

площадку с ребрами. Исследованиями установлено,

что

торф

и

верхний живорастущий слой залежи очищаются от корней сос­

ны в 1,3— 1,7 раза

быстрее, чем от

корней

березы, где

корневая

система из густой

сети проводящих

и сосущих корней

вместе со

136



работе машины КУП-2Р. Встречавшиеся камни и валуны пропу­ скались машиной без каких-либо поломок рабочего аппарата.

На основе разработок машины КУП-2Р с роторным сепара­ тором СКВ Торфмаш разрабатывает техническую документацию для выпуска машины КУП-4 пли МТП-28. Технико-экономические расчеты, выполненные на основе производственных испытании, показывают преимущества высокопроизводительной комбаинированной машины как на подготовке новых, так и на ремонте дей­ ствующих торфяных производственных площадей.

§ 28. Машина КУП-4

Для корчевания, очистки и погрузки древесных включений при подготовке новых и ремонте действующих полей добычи торфа применяется машина КУП-4 (рис. 36), которая состоит из сле­ дующих основных узлов: корчующего ротора, роторного очисти- тельно-сепарирующего устройства, продольного и выдающего конвейеров, гусеничного хода, трансмиссии для привода всех ра­ бочих элементов машины, силовой установки, гидравлического механизма подъема рабочего аппарата с автоматическим стаби­ лизатором глубины корчевания.

К о р ч у ю щ и й р о т о р расположен спереди машины и состо­ ит из двух одинаковых частей. Каждая часть — сварная конструк­ ция из трубы с четырехклыковыми корчующими элементами. Ме­ жду основными длинными клыками установлены короткие клыки, предназначенные для уменьшения пропусков мелких пней. Посред­ ством зубчатых полумуфт ротор соединяется с редуктором приво­ да рабочего аппарата.

Р о т о р н ы й с е п а р а т о р расположен за корчующим рото­ ром. Он состоит из двух роторов с четырехклыковыми элемента­ ми. Роторы установлены так, что клыки первого очистительного ротора входят в межклыковые пространства находящегося спере­ ди корчующего ротора, а также расположенного за ним второго очистительного ротора. Для уменьшения заклинивания пней меж­ ду клыками им придана особая форма. Окружные скорости на концах клыков возрастают от корчующего ротора ко второму очи­ стительному' ротору. Позади второго очистительного ротора уста­ новлена съемная гребенка, облегчающая подачу пней на продоль­ ный конвейер.

П р о д о л ь н ы й к о н в е й е р скребкового типа сдвоенный. Скребки сварные, на балках скребков приварены зубья для луч­ шего транспортирования пней.

Р а ма р а б о ч е г о а п п а р а т а машины выполнена сварной. Она служит основой для установки редуктора привода рабочего аппарата, корчующего ротора, очистительных роторов сепаратора, а также бортов, боковых открылков и переднего щита. Последний подвешен на параллелограммной подвеске. Он предназначен для улучшения транспортирующей способности корчующего ротора и

138


шь

 

2 — бортовые

 

 

Рис.

30. Машина КУП-4 (вид сбоку):

 

5 — главная рама; б — гидропилиндры подъе­

/ — силовая установка;

передачи;

3 — раздаточная

коробка;

А — гусеничный

ход;

ма рабочего аппарата;

7 — продольный

конвейер; 8 — рама рабочего аппарата; 9

роторный сепаратор; 10 — главный редуктор привода ра­

бочего аппарата; // — корчующий ротор;

12 — шарнирная

часть

бокового кожуха

рабочего

аппарата; 13 — передний щит; IA

гндроцилнпдр

подъема переднего щита; 15 — тяги

подвески

переднего

шита;

/б' — борт

рабочего аппарата;

17 — кабина; 13 — поперечный

конвейер

устранения накапливания пней в смеси с торфом перед машиной. Нормально в процессе работы щит подвешен в плавающем поло­ жении, но при необходимости может быть поднят посредством ги­ дроцилиндров. Щит не дает возможности выкорчеванным пням опрокидываться и создавать вал перед ротором.

В ы д

а ю щ и й

п о п е р е ч н ы й к о и в

е й е р состоит из тех же

узлов и

деталей,

что и продольный, но

имеет лишь одни ряд

скребков. Выдающая часть конвейера расположена слева по ходу машины. Угол наклона конвейера к горизонту 40°.

Г у с е н и ч н ый хо д машины жесткого миогоопорпого типа, гусеничные звенья сварнолптые. Подвеска опорных катков балан­ сирная. Зацепление гусеничной цепи с ведущей звездочкой греб­ невое.

Г л а в на я рама машины объединяет все узлы машины, пе­ редавая нагрузки на гусеничный ход. Конструкция рамы сварная, состоит из гусеничных балок, связанных поперечными коробчаты­ ми связями. На раме предусмотрены специальные места для уста­ новки двигателя, заднего моста, кабины, раздаточной коробки, редукторов, предусмотрены также кронштейны для установки рамы рабочего аппарата и проушины для установки гндроцилиндров подъема рабочего аппарата.

Т р а н с м и с с и я машины. Привод рабочих органов группо­ вой, осуществляется посредством соответствующих узлов. От ди­ зельного двигателя 1Д12В-300 вращение передается раздаточной коробке. От нее посредством карданного вала с предохранитель­ ными муфтами осуществляется привод к коробке перемены пере­ дач и далее к заднему мосту машины. С помощью промежуточ­ ных валов вращение передается на бортовые планетарные редук­ торы привода гусениц. Другой карданный вал передает движение корчующему и первому очистительному роторам. От первого очи­ стительного ротора вращение передается цепями на второй очи­ стительный ротор и далее на продольный конвейер. Привод попе­ речного конвейера осуществляется цепной передачей от раздаточ­ ной коробки, на которой установлены два гидронасоса.

Г и д р а в л и ч е с к а я с и с т е м а машины включает механизм подъема рабочего аппарата, управление поворотом машины, ме­ ханизм управления подъемом переднего щита. На машине две ра­ зобщенные гидросистемы, имеющие лишь общий масляный бак. Каждая гидросистема имеет шестеренный иасос, гидроцилиндры, трубопроводы, шланги. Управление гидросистемами осуществ­ ляется из кабины водителя посредством гидрораспределителей. Помимо ручного в гидросистеме подъема рабочего аппарата пре­ дусмотрено автоматическое управление. Автоматическое устройст­ во АСУ-2 (конструкции ВНИМИ) позволяет в пределах ±50 мм выдерживать заданную глубину корчевания, устраняет выходы из залежи рабочего аппарата или чрезмерное его заглубление, свя­ занные с разной несущей способностью торфяной залежи.

140