Файл: Вопросы по стратегическому менеджменту.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы по стратегическому менеджменту

  1. Понятие менеджмента

Менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией.

Менеджмент – это эффективное управление, критерии оценки качества которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров.

Цели и задачи менеджмента: конечная цель – прибыль; важнейшая задача – организация производства товаров и услуг с учетом потребностей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечении деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

Задачи, решаемые в менеджменте:

• Определение конкретных целей развития фирмы;

• Выявление приоритетности целей и их очередности и последовательности решения;

• Разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их решения;

• Выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;

• Определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

• Установление контроля за выполнением поставленных задач.


  1. Предпосылки возникновения стратегического менеджмента

Возникновение и практическое использование стратегического менеджмента как системы управления организацией вызвано объективными причинами, вытекающими из характера изменений условий деятельности организаций. Существенные изменения условий ведения бизнеса в части растущей непредсказуемости, новизны и сложности окружения ставили перед фирмами задачу по-новому решать проблемы выживания и развития организации, создавать механизмы, дающие возможность принимать скоординированные и эффективные решения. На протяжении более чем ста лет происходило формирование систем управления в результате длительной эволюции теоретической мысли в тесной связи с практическими запросами деятельности фирм. Чем сложнее и неожиданнее становилось будущее, тем, соответственно, сложнее становились системы и методы управления организацией

В связи с потребностью решения все новых и новых проблем, на различных этапах исторического развития периодически возникала необходимость в эволюции систем внутрифирменного управления, которые развивались в направлении перехода от управления на основе контроля первоначально к управлению на основе экстраполяции, а затем и к управлению предпринимательского типа


Крупнейшим американским специалистом в области стратегического управления И. Ансоффом был проведен анализ ретроспективы изменения условий предпринимательской деятельности в странах с рыночной экономикой во взаимосвязи с эволюцией управленческих систем. Последовательная смена систем управления рассматривалась с точки зрения трех характеристик нестабильности окружающей среды.

1. Степень привычности событий, которая по мере усложнения среды может изменяться от привычных до неожиданных и совершенно новых.

2. Темп изменений, который может быть медленнее, чем реакция фирмы, сравнимый или быстрее, чем реакция фирмы.

3. Предсказуемость будущего, которое может быть повторением прошлого, определено путем экстраполяции, частично предсказуемо или непредсказуемо.

Предпосылки развития стратегического менеджмента

-Быстрые изменения внешней среды

-Происходящие интеграционные процессы в российском бизнесе

-Глобализации бизнеса, который затронул и нашу страну

-Понимание важности формирования долговременных целей органицазии

-Развитие технологий, обусловленных научно-технической революцией

- насыщение рынка товаров и услуг и усиление конкуренции


  1. Становление стратегического менеджмента


Становление стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики прошло четыре этапа.

1.     Бюджетирование и контроль. Эти управленческие функции активно разрабатывались и совершенствовались уже в первой четверти XX в. Значительный вклад в их развитие внесла школа научного менеджмента. Так, например, диаграммы Г. Гантта  и в наши дни являются одним из самых распространенных методов планирования. Основная посылка бюджетирования и контроля — представление о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней: существующие условия деятельности фирмы (например, технологии, конкуренция, уровень квалификации персонала и т.п.) в будущем существенно не изменятся. Перемена начальных условий рассматривается как препятствие, преодолимое на основе прошлого опыта. Бюджетирование и контроль по-прежнему являются важнейшими методами управления, однако в настоящее время более точно определена область их успешного применения — это так называемые «жесткие» проблемы, которые характеризуются определенностью задач, средств для их решения, необходимым количеством ресурсов; применением известных методов достижения целей и определенными временными рамками. Позже, в 70-е гг., в методологии менеджмента широкое распространение получил взгляд, согласно которому «жесткие» проблемы не исчерпывают все проблемное поле менеджмента и должны быть дополнены 

«мягкими» проблемами, которые характеризуются неустранимыми (по крайней мере, без использования специальных процедур) неопределенностями в исходных параметрах ситуаций, рассматриваемых как управленческие задачи.

2.     Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался в 1950-е гг. Он основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций (или трендов) в будущее. Этот подход оказался наиболее полезным для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом как потенциального роста компании, так и запланированного сокращения производства того или иного вида продукции или услуг.

3.     Стратегическое планирование. Его широкое применение в практике бизнеса начинается с конца 1960-х — начала 1970-х гг. Этот подход основывается на выявлении трендов не только экономического развития корпорации, но и среды ее существования. Среда понимается как сложная, структурированная система факторов, воздействующая на организацию и ее конкурентов. Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования. 4.     Стратегический менеджмент. Как самостоятельная дисциплина он появляется в середине 1970-х гг. Подобно стратегическому планированию, стратегический менеджмент основывается на изучении изменений во внешней среде организации. Однако этот подход не сводится к восприятию окружения как фактора, ограничивающего процесс организационного планирования, а предполагает установление ясно определенных целей и разработку путей их достижения на основе использования сильных сторон организации и благоприятных возможностей среды, а также компенсации слабых сторон и методов избежания угроз.

Таким образом, можно констатировать, что стратегический менеджмент появился как реакция на повышение степени изменчивости среды бизнеса, и вопрос «долгосрочности» стал определяющим в конкурентном поведении фирм на рынке. Априорная непредсказуемость среды явилась тем краеугольным камнем, вокруг которого стали строиться новые подходы к управлению организацией.


  1. Содержание стратегического менеджмента


Сегодня принято включать в состав стратегического менеджмента следующие виды деятельности компании: анализ внешней среды фирмы; анализ внутренней обстановки фирмы; формирование миссии и целей фирмы; выбор и разработку стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) фирмы; анализ портфеля диверсифицированной фирмы; проектирование организационной структуры; выбор степени интеграции и систем управления; управление комплексом «стратегия – структура – контроль»; определение нормативов поведения и политики фирмы в отдельных сферах ее деятельности; обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании; совершенствование стратегии, структуры, управления. Данные виды деятельности можно обозначить как функциональное содержание стратегического менеджмента.


Основные этапы реализации стратегического менеджмента: определение сферы реальных ключевых компетенций бизнеса и разработка назначения фирмы; трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности; определение стратегии достижения целей деятельности; разработка и реализация стратегии; оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.

Базовыми компонентами стратегического менеджмента, которые объединяют систему сбалансированных показателей и систему управления по целям, являются:

Миссия организации- В заявлении о миссии описываются индивидуальные особенности организации и обосновывается необходимость ее существования: указывается, для кого и почему она существует, какие потребности удовлетворяет, какова ее конечная цель, в видение чем ее основная функция и кто важнейшие заинтересованные стороны.

Видение организации - В изложении видения организации раскрывается самая честолюбивая мечта ее руководства, отражается то, каким организация хочет видеть свое будущее, а также то, как его можно приблизить. В изложении видения указывается, чего организация хочет достичь, что необходимо для ее успеха и какие критические факторы успеха делают ее уникальной. Кроме того, оно позволяет судить о том, чем и как организация хочет отличаться от других. 

Основные моральные ценности - Видение организации основывается на совокупности основных моральных ценностей, которые усиливают единодушие служащих во взглядах, их преданность делу и приверженность организации, а также положительно влияют на их поведение. Основные моральные ценности определяют, каким образом должен действовать тот или иной сотрудник, чтобы реализовать видение организации.

Ключевые факторы успеха- это то, что организация должна уметь делать лучше других, чтобы выжить, или то, что имеет основное значение для ее успеха.

Цели организации-  это поддающиеся измерению результаты, которых организация хочет достичь. Обычно это ожидаемые результаты, которых организации необходимо достичь в краткосрочном периоде, с тем чтобы реализовать свое долгосрочное видение.

Показатели деятельности организации - это индикатор, который связан с критическим фактором успеха и стратегической целью и который позволяет оценить, как протекает тот или иной процесс. Эти показатели служат нормами, с помощью которых можно оценить прогресс в достижении стратегических целей, и необходимы при выполнении стратегических планов. 


Задачи организации- это целевое значение показателя деятельности, значение, которого организация стремится достичь и которое можно измерить с помощью данного показателя.


  1. Классификация стратегий по уровням компании.

Стратегии менеджмента классифицируют по управленческим уровням на четыре группы

1. Главная стратегия.

2. Стратегии бизнес-единиц или стратегии на уровне бизнеса.

3. Функциональные стратегии.

4. Стратегии команд, рабочих групп и работников.
Главная стратегия описывает развитие организации как единого целого, и формулируется на самом высоком уровне, является для всех подразделений обязательной, независимо от степени автономии и децентрализации этих подразделений.

Стратегии бизнес-линий или стратегии бизнес-единиц разрабатываются в случаях, когда в компании имеются самостоятельные виды бизнесов и автономные стратегические бизнес-единицы. Бизнес- единица представляет собой подразделение компании, которое осуществляет полный цикл- производство, маркетинг, сбыт, а иногда разработки и исследования.

Функциональные стратегии обеспечивают выполнение стратегий бизнес-единиц и фирмы в целом. При разработке их необходимо учитывать общекорпоративные и одновременно задачи развития в целом подразделений.

Стратегии команд, рабочих групп и работников. Практика показала, что стратегия компании может быть эффективно реализована, только лишь в случае, когда общая стратегическая цель верхнего уровня преобразуется в стратегическую цель работников нижнего уровня, от которых зависит успех внедрения стратегий.

  1. Классификация стратегий по типу развития фирмы

Классический подход к выделению стратегий в зависимости от характера развития компании включает разделение стратегий на группы 3:

  • 1.стратегии роста, включают стратегии концентрации, вертикальной интеграции, диверсификации.

 Стратегии роста нацелены на расширение рыночной деятельности, увеличения активов компании, росте объемов инвестирования. Во многих случаях менеджмент компании сознательно выбирает стратегии роста, связанные с высоким уровнем риска, так как никто не может гарантировать, что быстрое увеличение товаров и услуг принесет ожидаемые прибыли в условиях острой конкуренции.