Файл: Журавлев, Ю. П. Системное проектирование управляющих ЦВМ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
Ю. П. Ж У Р А В Л Е В
СИСТЕМНОЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
УПРАВЛЯЮЩИХ ЦВМ
М о с к в а « С о в е т с к о е р а д и о » 1974
6Ф7 Ж 91
УДК 681.32
Журавлев Ю. П.
Ж 91 Системное проектирование управляющих ЦВМ.
М. «Сов. радио», 1974.
368 с. с ил.
Излагаются методы выбора, обоснования и расчета основных тех нических характеристик управляющих ЦВМ, анализируется их взаимо связь и определяется порядок их расчета.
Монография предназначена для инженерно-технических и научных работников, а также преподавателей и студентов.
6Ф7
Редакция кибернетической литературы
Э К З Е М П /К Г
] ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
ЮЛИЙ ПАВЛОВИЧ ЖУРАВЛЕВ
Системное проектирование управляющих ЦВМ
Редактор Б е л о в Г. И. Художественный редактор 3. Е. В е н д р о в а
Обложка художника Л. А. Р а б е н а у Технический редактор А. А. Б е л о у с Корректор 3. Г. Г а л у ш к и н а
Сдано в набор 18/Х—73 г. |
Подписано в печать 5/Ш —74 г. Т-00996 |
|
Формат 84x108/зз |
|
Бумага машиномелованная |
Объем 19,32 уел. п. л., |
|
19,869 уч.-изд. л. |
Тираж 14 000 экз. |
Зак. 458 |
Цена 1 р. 41 к. |
Издательство «Советское радио», Москва, Главпочтамт, а/я 693
Московская типография № 10 Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР
по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, М-114, Шлюзовая наб., 10.
© «Советское радио», 1974,
ПРЕДИСЛОВИЕ
Внедрение в народное хозяйство и в Вооруженные силы страны большого количества сложных автомати зированных систем управления ставит перед наукой и техникой целый ряд вопросов и в первую очередь: для каких задач и объектов управления целесообразно при менять те или иные управляющие машины; каковы должны быть структура и параметры управляющей ма шины для эффективной реализации требуемых алгорит мов управления; как подойти к выбору и расчету этих параметров на начальном этапе проектирования управ ляющей машины; каковы должны быть категории и со став необходимой для этого исходной информации и т. д. В настоящей работе предпринимается попытка от ветить на эти вопросы. Однако обилие типов управляю щих машин и небольшой объем книги заставили огра ничиться рассмотрением вопросов, наиболее общих для семейства адресных цифровых управляющих машин.
Любая ЦВМ обладает способностью выполнять с оп ределенной скоростью фиксированные наборы элемен тарных операций (микроопераций) над кодами конечной длины, содержит запоминающие устройства (ЗУ) ог раниченной емкости, защищена той или иной системой контроля от различного рода отказов аппаратуры. Эти характеристики определяют макроструктуру машины, степень ее приспособленности к решению различных классов задач и рентабельность.
Основное внимание в книге уделяется обоснованию и расчету оптимальной совокупности важнейших тех нических характеристик проектируемых управляющих ЦВМ (внутреннему языку, разрядности, емкостям ЗУ, быстродействию, системам контроля и системам счисле ния), оптимизирующей такие критерии оценки эффектив ности, как производительность, эффективное быстродей ствие и себестоимость однократного решения эталонной задачи в режиме нормальной эксплуатации ЦВМ.
Материал в книге расположен следующим образом. В первой главе рассматриваются требования к управ
3
ляющим ЦВМ и критерии их оценки. Вторая и третья главы посвящены одной из важнейших технических ха рактеристик—внутреннему языку цифровой машины как совокупности системы операций, системы адресации и системы форматов команд. Во второй главе излагается аппарат формальной методики выбора внутреннего языка машины, а в третьей приводятся варианты техни ческих решений ЦВМ с внутренним языком, обладаю щим расширенными возможностями за счет широкого использования принципов относительной адресации. Четвертая глава посвящена другой важнейшей техни ческой характеристике управляющих ЦВМ — разрядной сетке операндов и устройств. В этой главе излагаются методы расчета разрядной сетки машины, обеспечиваю щей заданную точность результатов обработки входной информации. В пятой главе предпринимается попытка описать методику обоснования архитектуры системы памяти, а также методику выбора и расчета емкостей ос новных типов ЗУ. В шестой главе рассматриваются ме тоды обоснования и расчета таких технических харак теристик цифровых машин, как адресность, система счисления, система контроля, быстродействие и др. На
конец, |
в |
седьмой главе проводится анализ категорий |
и состава |
исходной информации, необходимой для ре |
|
шения |
задач системного проектирования управляющих |
ЦВМ, и предлагается последовательность выбора и рас чета их основных технических характеристик. Приводит ся пример.
Автор стремился сделать книгу доступной для воз можно большего круга читателей и хоть в какой-то мере восполнить пробел в литературе по этой теме. Приводи мые примеры просты и наглядны и не затенены много численными второстепенными деталями. По мнению автора, книга может заинтересовать специалистов, рабо тающих в области цифровой техники.
Автор выражает благодарность С. И. Ломареву, Л. В. Павлюченко и Ю. С. Акиньшину за помощь, ока занную ими при подготовке рукописи этой книги. Па раграф 3,4 написан автором совместно с С. И. Ломаревым, а § 5.2 — совместно с Ю. С. Акиньшиным..
ВВЕДЕНИЕ
Управляющие ЦВМ с каждым годом находят все большее применение в автоматизированных системах управления (АСУ), и этот процесс закономерен. По сравнению с обычными универсальными вычислитель ными машинами управляющие ЦВМ имеют ряд принци пиальных особенностей, основными из которых являются: богатое разнообразие функций управления, описываемых определенными алгоритмами, при их относительной неиз менности в течение всего периода эксплуатации АСУ; управление объектами системы в реальном масштабе времени; необходимость обмена информацией с большим количеством внешних объектов — датчиков и потребите лей информации; высокие требования к точности пред ставления результатов решения задач управления и на дежности функционирования.
Количество различных функций управления зависит от состава и назначения АСУ. В сложных системах уп равления одна и та же ЦВМ используется для управле ния множеством разнотипных объектов управления, каждый из которых выполняет вполне определенную функцию. В то же время изменение функций объектов управления конкретной системы в процессе ее эксплуа-. тацпи не происходит, что приводит к неизменности со ответствующих программ управляющей ЦВМ.
Необходимость управления объектами системы в ре альном масштабе времени объясняется самой природой АСУ. Длительность решения задач управления объекта ми системы и темп обмена информацией между ними и управляющей ЦВМ должны выдерживаться в соответ ствии с характером работы и текущим состоянием уп равляемых объектов. Обработка информации и оценка внешнего возмущающего воздействия на АСУ должны осуществляться с более, высокой скоростью по сравне нию со скоростью реально протекающих процессов, что бы имелся запас времени для определения стратегии поведения управляемых объектов, выработки управляю щих сигналов, а также контроля функционирования, устранения неисправностей, переключения па резерв и т. д.
Другая особенность работы управляющих ЦВМ за ключается в том, что они должны за ограниченное вре мя не только решать большое количество разнообраз-
ных задач управления, но и осуществлять обмен инфор мацией с датчиками и потребителями информации. Асин хронность работы объектов управления приводит к тому, что информация от этих объектов и запросы на решение соответствующих задач поступают в управляющую ЦВМ в случайные моменты времени, последовательность ко торых заранее неизвестна.
Высокие требования к точности и надежности рабо ты управляющих ЦВМ объясняются высокой степенью автоматизации процессов управления в ряде систем и особой важностью функций, выполняемых объектами управления. Действительно, если отказ ЦВМ широкого назначения, используемой для решения задач, не свя занных с реальным масштабом времени, приводит к не обходимости повторного решения, то отказ управляю щей ЦВМ или потеря точности результатов по другим причинам в некоторых случаях равносилен отказу всей системы и может привести к тяжелым последствиям.
Перечисленные особенности управляющих ЦВМ пре допределяют специфику предъявляемых к ним требова ний по характеру, темпу, точности и надежности реше ния задач управления объектами автоматизированных систем и накладывают отпечаток на процесс разработки и проектирования подобных машин.
Начальный этап разработки управляющей ЦВМ для некоторой конкретной автоматизированной системы уп равления— этап системного проектирования, когда на основе требований, предъявляемых к управляющей ма шине и АСУ в целом, определяется ее будущая архи тектура,— должен осуществляться в тесной зависимости от последних. Архитектура машины определяется сово купностью ее основных технических характеристик: вну тренним языком, разрядностями операндов и устройств их обработки и хранения, иерархией и емкостью памяти, быстродействием, системой контроля, системой счисления и т. д. Таким образом, на этапе системного проектиро вания проводятся обоснование и выбор такой совокупно сти основных характеристик машины, которая привела бы к созданию ЦВМ, наиболее приспособленной к реше нию задач управления объектами системы.
Вопросам системного проектирования управляющих ЦВМ и посвящается эта книга.
Г Л А В А 1
ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЯЮЩИМ ЦВМ
ИКРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ
§1.1. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ ОСНОВНЫ Х ТЕХНИЧЕСКИХ
ХАРАКТЕРИСТИК ПРОЕКТИРУЕМЫХ УПРАВЛЯЮ Щ ИХ ЦВМ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Весь процесс проектирования управляющих ЦВМ, а также и универсальных вычислительных машин широко го назначения можно разбить на два больших этапа. Пер
вый этап, |
называемый |
л о г и ч е с к и м |
п р о е к т и р о |
|||||
в а н и е м |
(1, 2], охватывает комплекс задач, при реше |
|||||||
нии |
которых |
выявляется оптимальное строение деталь |
||||||
ной |
логической |
структуры |
разрабатываемой |
ЦВМ, |
||||
а второй |
этап |
или этап т ех н и ч ес к о г о п р о е к т и |
||||||
р о в а н и я , |
связан с |
разработкой технической |
доку |
|||||
ментации: |
номенклатуры |
деталей, |
принципиальных |
и монтажных схем, номиналов питания, чертежей конст рукций, систем обслуживания и т. д.—и заканчивается созданием первых опытных образцов машины. Этап тех нического проектирования характеризуется большим объемом достаточно хорошо освоенных, относительно простых, но все же трудоемких работ. Относительная простота этих работ делает целесообразным широкое применение серийных ЦВМ. Этап логического проекти рования ЦВМ в настоящее время разработан еще недо статочно полно и не поставлен на прочную теоретиче скую базу, несмотря на обилие в периодической литера туре разработок по отдельным частным вопросам. Тот факт, что теория логического проектирования ЦВМ как наука еще не сложилась, объясняется сравнительно не давним возникновением цифровой вычислительной тех ники и наличием большого количества нерешенных проблем и задач.
7
Одной из первых должна быть названа проблема определения наиболее рациональной совокупности основ ных технических характеристик ЦВМ:—быстродействия, емкостей оперативных и внешних запоминающих устройств, разрядности, адресности, системы команд, скоростей работы устройств ввода и вывода информации
идр., — наилучшим образом удовлетворяющей комплек су предъявляемых к машине требований. Определение основных технических характеристик проектируемой управляющей ЦВМ является длительным и сложным де лом, поскольку для этого требуется разработка экспери ментальных алгоритмов и программ с последующим их анализом и оценкой.
При изучении этой проблемы важен системный под ход, когда проектируемая управляющая ЦВМ рассмат ривается как сложная система управления. Всякая сис тема управления представляет собой совокупность ди намически связанных объектов, согласованное функцио нирование которых в реальном времени подчинено стремлению выполнить некоторую вполне определенную функцию. Эта функция отражает поведение (обобщен ную траекторию) системы в зависимости от характера как внешней по отношению к системе информации, так
иинформации о ее состоянии в текущий момент времени
и может быть названа |
ц е л е в о й ф у н к ц и е й |
системы. |
||
Понятие управляющей системы является относитель |
||||
ным, поскольку управляющие |
системы |
состоят |
из мно |
|
жества управляющих |
систем |
более |
низкого |
порядка |
и, в свою очередь, входят в более сложные системы уп равления.
Иерархии управляющих систем соответствует иерар хия целевых функций. Функционирование систем более высокого порядка сложности описывается соответственно более сложными целевыми функциями.
В процессе изучения систем управления возникают весьма сложные проблемы научного обоснования и фор мулирования как целевых функций систем, так и крите риев оценки качества их функционирования. К сожале нию, целевые функции сложных систем не всегда подда ются строгому математическому описанию, поскольку взаимодействие системы с внешней средой определяется большим количеством трудно учитываемых факторов. Реальная система обладает рядом технических характе ристик (параметров), таких как скорость выполнения тех
или иных функций, пропускная способность информаци онных каналов, надежность и т. д.
Итак, с одной стороны, к разрабатываемой системе предъявляется комплекс требований, отражающий ее це левую функцию, а с другой—созданная система облада ет рядом конкретных значений технических параметров. Ясно, что критерий оптимальности системы должен функционально связывать ее основные технические ха рактеристики с предъявляемыми к ней требованиями. В общем случае t-я техническая характеристика зависит 'от комплекса требований к системе, от совокупности других ее технических характеристик и от набора внеш них ограничений. Эта зависимость может быть различной.
В некоторых случаях выбор оптимальной совокупно сти технических характеристик системы может осуществ ляться с использованием методов линейного и нелиней ного программирования, однако в подавляющем боль шинстве практических ситуаций эта задача может быть решена только лишь на основании комбинаторных мето дов путем полного перебора различных вариантов со вокупностей технических характеристик системы с по следующим их сравнением.
Рассмотрим после таких предварительных замеча ний проблему выбора и расчета оптимальной совокуп ности основных технических характеристик проектируе мой управляющей цифровой машины, считая последнюю типичным представителем сложных систем.
Структура цифровой машины определяется совокуп ностью ее технических характеристик: системы команд, адресности, разрядности, быстродействия, емкостей ЗУ и т. д. Эти характеристики отражают:
—количество и состав основных устройств машины;
—систему разветвлений и подключений линий связи (внешних и внутренних);
—способы согласования работы основных устройств машины;
—способы обработки информации (последователь ный, параллельный, комбинированный);
—способы организации вычислительного процесса (однопрограммный, или мультипрограммный, с разделе нием времени или с параллельной работой однотипных устройств);
—методы прерывания программ;
—методы контроля и т. д.
9