Файл: Жизнь и деятельность Леонардо да Винчи (14521519).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Министерства

Здравоохранения Российской Федерации

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения ИНПР

РЕФЕРАТ

по истории медицины на тему :

«Жизнь и деятельность Леонардо да Винчи (1452—1519)»

Выполнила студентка 2 курса 256 группы

Гулиева Айгюн

Проверила: Крючкова Н.В.

г. Тюмень 2022 г

2

Содержание

  1. Ведение……………………………………………………………..3

  2. Основная часть……………………………………………….….....4

  3. ИСКУССТВО И ИЗОБРЕТЕНИЯ………………………………...7

  4. Вклад в медицину………………………………………………….9

  5. Заключение ………………………………………………………11

  6. Список литературы……………………………………………….12


3

Введение

Эпоха Возрождения дала человечеству целый ряд выдающихся ученых, мыслителей, изобретателей, путешественников, художников, поэтов, деятельность которых внесла колоссальный вклад в развитие общечеловеческой культуры.

В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основателя искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Феноменальная исследовательская мощь Леонардо да Винчи проникала во все области науки и искусства. Даже спустя столетия исследователи его творчества изумляются гениальности прозрений величайшего мыслителя. Леонардо да Винчи был художником, скульптором, архитектором, философом, историком, математиком, физиком, механиком, астрономом, анатомом.

4

Основная часть

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci; родился 15 апреля 1452 — умер 2 мая 1519 гг.) — величайший итальянский художник эпохи Высокого Возрождения, непревзойденный мастер изобразительного искусства. Деятельность Леонардо да Винчи не ограничивалась рамками живописи и архитектуры. Он внес огромный вклад в развитие мировой науки и культуры, был гениальным изобретателем, дальновидным ученым и неординарным мыслителем.

Леонардо да Винчи оставил потомкам обширное творческое наследие. Помимо картин и рисунков большой интерес для исследователей представляют рукописные дневники великого гения. Они потрясают читателя глубокими познаниями мыслителя в различных областях знаний: анатомии и геометрии; инженерном деле и философии; музыкальных тонкостях и биологии; гидравлике и геологии; архитектуре и физике; технике графики и кулинарном деле.


Для самого Леонардо да Винчи наука и искусство были слиты воедино. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи, он считал ее универсальным языком, наукой, которая подобно математике в формулах отображает в пропорциях и перспективе все многообразие и разумное начало природы. Оставленные Леонардо да Винчи около 7000 листов научных записок и поясняющих рисунков являются недосягаемым образцом синтеза и искусства.

Задолго до Бэкона он высказал великую истину, что основа науки - это прежде всего опыт и наблюдение. Специалист по математике и механике, он первый изложил теорию сил, действующих на рычаг в косвенном направлении. Занятия астрономией и великие открытия Колумба привели Леонардо к мысли о вращении земного шара. Специально занимаясь анатомией ради живописи, он разобрался в предназначении и функциях радужной оболочки глаза. Леонардо да Винчи изобрел камеру-обскуру, проводил гидравлические опыты, вывел законы падения тел и движения по наклонной плоскости, имел ясное представление о дыхании и горении и выдвинул геологическую гипотезу о движении материков. Уже одних этих заслуг было бы достаточно для того, чтобы считать Леонардо да Винчи выдающимся человеком. Но если учесть, что ко всему, кроме скульптуры и живописи, он относился несерьезно, а в этих искусствах проявил себя как настоящий гений, то станет понятно, почему он произвел такое ошеломляющее впечатление на последующие поколения. Его имя вписано на

5

страницы истории искусств рядом с Микеланджело и Рафаэлем, но беспристрастный историк отведет ему не менее значимое место в истории механики и фортификации.

При всех обширных научных и художественных занятиях, у Леонардо да Винчи хватало времени и на изобретение различных "несерьезных" приспособлений, которыми он развлекал итальянскую аристократию: летающих птичек, надувающихся пузырей и кишок, фейерверков. А еще он руководил проведением каналов из реки Арно; строительством церквей и крепостей; артиллерийскими орудиями при осаде Милана французским королем; всерьез занимаясь искусством фортификации, он успел тем не менее параллельно сконструировать необыкновенно гармоничную серебряную 24-струнную лиру.

"Леонардо да Винчи - это единственный художник, о котором можно сказать, что все, к чему прикасалась его рука, становилось вечной красотой. Структура черепа, фактура ткани, напряженный мускул... - все это выполнено с удивительным чутьем на линии, цвет и освещенность превращены в истинные ценности" (Бернард Беренсон, 1896).



В его работах вопросы искусства и науки практически неразделимы. В "Трактате о живописи", например, он добросовестно начинал излагать советы молодым художникам, как правильно воссоздавать на холсте материальный мир, потом незаметно переходил к рассуждениям о перспективе, пропорциях, геометрии и оптике, затем об анатомии и механике (причем к механике как одушевленных, так и неодушевленных объектов) и, в конце концов, к мыслям о механике Вселенной в целом. Очевидным представляется стремление ученого создать своеобразный справочник - сокращенное изложение всех технических знаний, и даже распределить их по их важности, как он себе это представлял. Его научный метод сводился к следующему: 1) внимательное наблюдение; 2) многочисленные проверки результатов наблюдения с разных точек зрения; 3) зарисовка предмета и явления, возможно более искусная, так чтобы они могли быть увидены всеми и поняты с помощью коротких сопроводительных пояснений.

Для Леонардо да Винчи искусство всегда было наукой. Заниматься искусством значило для него производить научные выкладки, наблюдения и

6

опыты. Связь живописи с оптикой и физикой, с анатомией и математикой заставляла Леонардо становится ученым.

Леонардо да Винчи обогатил мировоззрение Возрождения идеей ценности науки: математики и естествознания. Рядом с эстетическими интересами - и выше их - он поставил научные.

В центре его научных конструкций - математика. "Никакое человеческое исследование не может претендовать на название истинной науки, если оно не пользуется математическими доказательствами". "Нет никакой достоверности там, где не находит приложения одна из математических наук, или там, где применяются науки, не связанные с математическими". Не случайно наполнял он свои тетради математическими формулами и вычислениями. Не случайно пел гимны математике и механике. Никто не почуял острее, чем Леонардо, ту роль, которую в Италии пришлось сыграть математике в десятилетия, протекшие между его смертью и окончательным торжеством математических методов в работах Галилея.

Материалы у него были собраны и в значительной мере научно обработаны по самым разнообразным дисциплинам: по механике, по астрономии, по космографии, по геологии, по палеонтологии, по океанографии, по гидравлике, по гидростатике, по гидродинамике, по различным отраслям физики (оптика, акустика, териология, магнетизм), по ботанике, по зоологии, по анатомии, по перспективе, по живописи, по грамматике, по языкам.


7

ИСКУССТВО И ИЗОБРЕТЕНИЯ

Пьеро постарался дать незаконнорожденному сыну достойное образование. Юноша обучался под руководством уважаемого тосканского мастера Андреа Верроккьо, который познакомил его со скульптурой и искусством живописи. Помимо этого, мэтр преподавал гуманитарные и технические дисциплины, учил выделывать кожу и создавать изделия из металла. Эти обширные знания да Винчи использовал всю оставшуюся жизнь.

В двадцатилетнем возрасте Лео стал дипломированным мастером и продолжил работать под началом своего наставника. Основным направлением деятельности Верроккьо была живопись, и юное дарование помогал ему в оформлении мелких деталей картин. Например, дорабатывал фоны и создавал одежду для второстепенных героев. Собственной студией да Винчи обзавелся только в середине 1470-х годов.

Вскоре у Леонардо появился покровитель в лице Лоренцо Медичи, который в 1482 году командировал его в Милан. В итальянской столице юноша был принят ко двору и зачислен в штат инженеров. Здесь молодой изобретатель работал над созданием оборонительных приспособлений и устройств для проведения увеселительных мероприятий. Высокопоставленные особы были поражены способностями провинциального паренька, чьи разработки во много раз превосходили изобретения именитых современников.

Главным покровителем Лео в те годы был герцог Сфорца, которому ученый прослужил без малого 20 лет. Работая при дворе, да Винчи написал свои самые известные шедевры: «Даму с горностаем», «Витрувианского человека», «Мадонну в гроте». В это же время автор занимался созданием памятника своего шефа Франческо Сфорца, делал фреску «Тайная вечеря» для монастыря доминиканцев и разрабатывал чертежи невиданных до той поры приборов.

В конце 15-го века Лео вернулся во Флоренцию, где пригодился накопленный им инженерный опыт. Его взял на работу герцог Чезаре Борджиа, который был увлечен созданием современных вооружений. После семи лет работы во Флоренции мастер вновь перебрался в Милан. На тот

8

момент уже был готов его знаменитый шедевр, изображающий женщину с самой загадочной на свете улыбкой.

Проработав в главном северной городе Италии еще шесть лет, да Винчи переехал в Рим. Позже судьба занесла его во Францию, где он и провел остаток своей жизни. В путешествиях мастера сопровождал ученик и главный продолжатель его дела Франческо Мельци.

Рим отблагодарил своего знаменитого соотечественника, построив музей его имени. В галереях здания выставлены копии его полотен, фотографии бесценных рукописей и модели различных аппаратов.


Основную часть научной биографии гений посвятил инженерным разработкам как для военных, так и для мирных целей. В своей мастерской итальянец создавал прототипы танков, летательных аппаратов, катапульт, мобильного моста и даже пулемета. Многие чертежи ученого до сих пор до конца не разгаданы.

В 2009-м на канале «Discovery» был показан многосерийный проект «Аппараты да Винчи». В каждой из девяти серий увлекательного цикла зрителям предлагали понаблюдать за созданием аппаратов и механизмов по оригинальным проектам мастера. Кинематографисты постарались воссоздать

шедевры Леонардо, применив современные ему материалы.

9

ВКЛАД В МЕДИЦИНУ

Одним из основоположников анатомии является итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи (1452-1519). Ему принадлежат ценные технические изобретения в области военно – инженерного дела и гидротехники, своими открытиями он обогатил физику, механику, астрономию, геологию ботанику, анатомию. Утверждая опытный метод в науке, Леонардода Винчи одним из первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и\изучать их строение, внедряя новые методы исследования (промывание органов проточной водой, распилы костей и органов). Леонардо описал и зарисовал многие мышцы, кости, нервы, утренние органы. Леонардо написал обобщенный труд по анатомии. Делал анатомические зарисовки, главным образом, в движении. Предложил первую классификацию мышц.

Правильно описал сердце (4 камеры), строение щитовидной железы. Описал формы и пропорции человеческого тела (помещал тело в квадрат, треугольник, круг). Работы на полвека опередили исследования основоположника современной научной анатомии А.Везалия. Но труды Леонардо остались неизвестными его современникам. После смерти все зашифрованные записные книжки и рукописи объемом около 7 тыс. листов унаследовал его ученик Франческо Мельци, который систематизировал только то, что имело отношение к искусству. Остальные разными путями попало в частные коллекции и библиотеки. Труды Леонардо по анатомии получили известность только в 18 веке, а были изданы анатомические тетради еще позднее в 1901 г. в Турине

Среди 120 тетрадей с набросками Леонардо да Винчи, найдено много материалов, посвященных анатомии человека. Этой наукой он серьезно занимался на протяжении 30 лет (первый анатомический рисунок датирован 1484 годом, последний – 1515). Художники Возрождения понимали анатомию человека как вспомогательное средство для правильного представления о теле, их интересовала только анатомия мышц. Первоначально интерес Леонардо был таким же. Но, увлекшись, он пошел намного дальше. Да Винчи первым правильно и удивительно точно зафиксировал пропорции всех частей скелета (до этого рисовали