Файл: Галушкин, А. И. Синтез многослойных систем распознавания образов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

полученный квантованием кривой по времени на интервале [0, 7"0 ], где т — время испытания устройства, выпускаемого из произ­ водства; компоненты вектора xj (п) соответствуют ординатам х/ (t„) в точках квантования. Таким образом формируется пространство признаков СР в данной задаче.

Указание учителя может быть сформировано следующим об­ разом. Априори задается ресурс времени работы устройства Т0. При этом векторы xj (п), фиксируемые точкой пересечения кривой Xj (t0) с уровнем х0, лежащим слева от Т0, относятся к первому классу (негодных устройств), а лежащим справа от Т0 — ко вто­

рому классу (годных устройств). Соответственно этому вводятся две градации (произвольные) сигнала в (п) по амплитуде, в частно­ сти равные ± 1 . Ось tg априори может быть разбита на К интерва­ лов с указанием сорта устройства, и сигнал е (п) будет иметь К гра­ даций по амплитуде (например, е = 1, . . . , К)\ каждому вектору Xj (п) будет приписано свое значение е.

В предельном случае при отсутствии процесса априорного раз­ биения оси t0 на отрезки системе распознавания образов для каж­ дой кривой х/ (t0), как вектора х /(п), сообщается указание учителя о времени работы устройства до выхода из строя (пересечения Xj (t0) уровня хд) в виде величины, имеющей непрерывное распределение.

Задачей исследования характеристик входного сигнала является вывод и анализ выражений для функций распре­ деления вероятностей входных сигналов при различной априорной информации о входном сигнале и различных режимах работы системы распознавания.

Предметом исследования в каждом конкретном случае могут быть: совместное распределение f (х, s), условное распределение /' (х/е) совокупности образов х при задан­ ном указании е о принадлежности образов k-шу классу, условное распределение /" (е/х), собственные распределе­ ния сигналов (х) и fe (г), а также смешанные моменты этих распределений.

Введением понятия квалификации учителя создается единый подход к решению задач обучения и самообучения систем распознавания образов. Совместный закон распре­ деления распознаваемых входных образов и сигнала ука­ зания принадлежности образов к классам представлен на основе указанного единого подхода.

1-2. Совместный закон распределения вероятностей входного сигнала для двух классов образов

В задаче обучения СР принадлежность представителей обучающей выборки к тому или иному классу известна с ве­ роятностью, равной единице, т. е. учитель дает указание,

20


к какому классу относится сигнал из обучающей выборки. При самообучении сигналы в обучающей выборке не со­ провождаются указанием об их принадлежности к тому или иному классу и вероятность принадлежности предста­ вителей обучающей выборки, в простейшем случае с дву­ модальным распределением, к классам, соответствующим каждой моде, равна не единице, как в случае обучения, а 0,5. Вероятность указания учителя об объективной принад­ лежности образов к тому или иному классу обозначим через а.

Выражение для совместного закона распределения f (х, е) сигнала х («), соответствующего последовательно­ сти образов, и сигнала в (п) указания принадлежности об­

разов

к классам имеет следующий вид:

 

 

(

P i(1 —а ) /1 (х) + P2af2 (х)

п р и л = 1 ,

^

е>~~\

p1af1(x) + p2( \ — a)f2(x)

при

е = — 1,

где р!

и р 2 — априорные вероятности

появления первого

и второго класса, / х (х) и / 2 (х) — законы

распределения

сигналов хх (п) и х2 (п), представляющих в данном случае образы первого и второго класса.

Распределение (1-1) является дискретно-непрерывным из-за дискретной записи функции е (п), хотя в принципе его можно записать в непрерывной форме, используя б-функцию Кронекера. Особенность дискретного представ­ ления учитывается далее заменой операции интегрирова­ ния по е операцией суммирования.

Степень квалификации учителя b вводится следующим

образом [Л.

26,

50, 51 ]:

 

 

( 1-2)

Отсюда

 

Ь = 2а1.

 

1 — учитель имеет полную квалификацию,

b = 1

при а =

b --- 0

при

а -- 0,5 — учитель

не имеет

квалификации.

При подстановке (1-2) в (1-1) получаем:

 

 

Pl

 

- h (х) +

Ра (12+

Ь) /2 (х) при

е = 1 ,

/(*» е) =

. . . . .

..

м

(Ь3)

 

Pl

2+ b) fi (х) +

- ---- — /а (х) при

е = — 1.

Выражения (1-3) и (1-2) относятся к случаю, когда сте­ пень квалификации учителя при отнесении им образа из выборок первого или второго класса одинакова и равна Ь. Соответственно одинаковой для этих классов и равной а

21


будет вероятность принадлежности текущего образа клас­ сам. Из (1-3) при b = 1 следует совместный закон распре­ деления входного сигнала в режиме обучения СР

.

[ P2/2 W

при 8 = 1 ,

X’ e _

(Pi/i(x)

(1-4)

п р и е = -

Совместный закон распределения входного сигнала в ре­ жиме самообучения СР при b — 0 имеет вид:

 

-у Ы х ) +

- у / а (х)

при

е = 1,

/(х, е) =

 

 

 

h (х)

 

 

(1-5)

 

- y / i (х) +

y

при

е — — 1

Здесь сигнал е (п), являющийся указанием учителя, не

несет никакой

информации

о принадлежности образов

к тому или иному классу, так как

условные вероятности

/' (х/е = 1) и /'

(х/е = — 1)

равны между собой.

Из (1-3) при

b = — 1 имеем:

 

 

 

г/

f

Pi/i(x)

при

е =

1,

( 1-6)

ДХ’ е)“ (

р2/2(х)

ПРИ8 =

-

 

В этом случае учитель специально осуществляет непра­ вильную классификацию (учитель является «вредителем»).

Составим выражения для условных законов распреде­ ления вероятностей входного сигнала. По определению условной вероятности

Г

(х/е)

/(X, е)

(1-7)

 

 

/е <8)

00

где /е(е)= J / (х, е) dx.

*—00

После интегрирования выражения (1-3) получим функ­ цию распределения указаний учителя в следующем виде:

— + —

(Р2- -P i)

при е = 1,

2

 

2

 

 

/в (е) =

x

1

 

( 1- 8)

1

(P l-- Р а )

при 8 = —

2

'

2

22


Подставив (1-8) и (1-3) в формулу (1-7), получим:

Pi (1 — fc)/i(x) + ра(1 + 6) ft

(х)

при е =

f (х/е) =

1 — Ь (рг — р2)

 

 

(1-9)

6)/i(x) + p2(l Ь) /2 (х)

Pi(l +

при е = — 1.

 

1+ b (Pi — р2)

 

 

 

Условный закон распределения /" (е/х) определяется

аналогично

 

 

 

 

 

 

Г (е/х)

/(х ,

е) .

( 1- 10)

 

/(х)

 

 

 

 

 

/ 0 0 =

I /(*> e)de:

V

Р*'/*' (х)-

 

 

*'=i

 

 

где интегрирование по дискретному аргументу е заменяется операцией суммирования. После подстановки и интегри­

рования

имеем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Pi (1 „ ^ fi (х) + р2

/2 (х)

 

 

 

 

 

 

Plfl (X) +

Pifi (х)

 

 

При 8 = 1,

f" (е/х) = \

 

 

 

 

 

 

( 1- 11)

Pi

 

fi(х) +

P i (1 ~ ь--/2 (x)

 

 

 

 

 

при г =

 

 

I

 

 

Plfl (х) +

р2/ 2:(х)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

b = 0

из (1-9) и (1-11)

 

 

 

 

 

 

 

 

/' (х/е) = /*(х),

/"(е/х) =

/е(в),

 

что указывает

на

статистическую

независимость

сигналов

х (п) и е (п) на входе СР в режиме самообучения.

Обозначим через а ;- смешанный момент /-го

порядка

многомерного

случайного процесса х (п)

 

 

 

 

ОО

00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—00

J

• • ■ x i L [ x v • • • • x n ) X

 

 

 

—00

 

 

 

 

 

 

 

X dxv

. . . , dxA,

t1(

. . . ,

ij ---=1,

. . . , У.

Тогда выражение для

моментов

распределения (1-3)

имеет вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,V

1—6

.

1+

6

.

,

.. г

1+ 6

«/

е х

 

Pi - г - «л + Рг - 7— а уа + ( — 1) Pi

 

 

 

 

+ ( - 1) ' Ра -

•а72’

 

 

 

23