Файл: Галушкин, А. И. Синтез многослойных систем распознавания образов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где а д и а /2 — смешанные ностей образов первого и нечетном i соответственно

——

еУ = р2аУ2-|-р1а д ;

моменты /-го порядка совокуп­ второго класса. При четном и

---

e x ' = b ( p 2a /2— p 1a /L).

Отсюда следует, что квалификация учителя влияет на моменты распределения / (х, е) при нечетном i.

Неравная квалификация учителя относительно образов первого и второго класса

В практических задачах_,может встретиться случай, когда квалификация учителя системы распознавания обра­ зов или вероятность принадлежности текущего образа на входе СР будет различной для первого и второго класса. Введем в рассмотрение стохастическую матрицу

 

А — ’ «и

«12

fll

 

1—а2"

 

Г\ --

«22

1 —

йх

«2

 

 

, «21

 

где

ац — вероятность

отнесения

учителем образов /-го

класса к г'-му классу.

В данном случае

 

 

и

, _ \ Р Л \ — а1)!Л*) + РЛк(*)

при

е = 1 ,

или

Х’ 8 “ 1 Piflto/x (х) + ра (1а2)/2(х)

при е = — 1

 

 

 

 

 

 

 

Pi —Y ь~h (х) + р2 (1+

ь*]- ft (х)

при 8 = 1 ,

/(х, е) =

 

 

 

 

 

 

P l (1^ 6l)/x(x) + p2(1~

62)/2(x)

при 8 = — 1.

 

 

 

 

 

 

(1-13)

Рассмотрение различных вариантов для соотношений между величинами Ьг и Ь2 может привести к появлению интересных и значительных для практики режимов работы СР. Например, при Ьг — 1 и Ь2 = 0 квалификация учи­ теля относительно первого класса равна единице, а по от­ ношению к представителям второго класса учитель не имеет информации. При этом

~~ Р2/2 (х)

При 8 = 1 ,

/(х, е) =

(1-14)

Pih (х) + — р2/2 (х)

при 8 = —

24


Данный случай в каком-то смысле является промежу­ точным между режимами обучения и самообучения.

Моменты распределения, определяемые из (1-13), имеют вид:

—:—-.П

при

 

четном;

eV

= р2а /2 + PiCtyi

i

— — - П

b2p2aj2biPiOLj!

при

 

нечетном.

e x

i

Совместный закон распределения при наличии «собственного мнения учителя о своих способностях»

Объективно учитель делает некоторое количество ошибок при обучении системы распознавания образов. Выше рассмотрены слу­ чаи, когда учитель сам до конца самонадеян, т. е. думает, что обла­ дает полной квалификацией. Введем понятие «собственного мне­ ния учителя о своей квалификации», характеризуемого коэффици­ ентом с. Тогда при с]> Ь имеем «самомнение учителя», равное сЬ, а при с<^Ь «скромность учителя», равную Ьс. Встает вопрос ис­ следования влияния на работу СР указанных характеристик и оп­ ределения оптимального с некоторой точки зрения соотношения истинной квалификации учителя и его «собственного мнения учителя о своих способностях».

Аналогичные задачи можно ставить и в плане «вредительства» при — 1 <; Ь<*С.

Обозначим через к' сигнал указания учителя, который до конца самонадеян. Выше было принято, что е = е'. Неуверенность учи­ теля в своих способностях, определяемая через степень его квали­ фикации, состоит в том, что появление образа первого или второго класса констатируется учителем, т. е. е = — 1 или е = 1, с веро­ ятностью (1 + с)!2. Соответственно принадлежность этих же обра­

Nзов ко второму или первому классу определяется с вероятностью (1—с)/2. Совместное распределение случайных величин е и е' можно записать в виде

Р2

Ч -с

при е =

1

 

 

 

 

2

 

 

при е' =

1,

 

1— с

 

 

Р2

при е =

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Г (в, е') =

 

 

 

 

(1-15)

1+ с

 

 

 

 

Pi

при е = —

 

 

 

 

2

 

 

при Е

 

 

 

1 — с

 

 

 

 

 

при е ■

 

 

 

 

Pi ■

 

 

 

 

Отсюда следует:

1~ С

1 + С

 

.

 

 

при Е =

,

P i--------------Ь Р 2 ----

1

/в (е) =

 

 

 

при Е =

— 1 .

 

 

 

 

25


Из совместного распределения (1-3), при замене в нем е на е',

и (1-15) получим распределение

 

Pi

/i(x) +

Р2 *+2 bCfi (х)

п р и в = 1 ,

/(х, е) =

 

 

(1-16)

Pi

1 t) bC /l(x) +

P-2 -..g— ft (X)

п р и е = — 1.

В [Л. 51] приведен вывод выражения [1-16] и анализ как ча­ стных, так и общих случаев. Там же показано, что в случае нерав­ ного для образов первого и второго класса «собственного мнения учителя о своих способностях»

 

2 +

(с2 — Cj) — bj (cj +

с2)

 

 

Pi/i(x)

 

 

 

 

+

р2/2(х)

+

+

^

при е = ,

/(х, е) =

 

4

 

 

(1-17)

 

(с2 - с1) + Ь1(с1 +

с2) +

pih(x) 2 +

 

+

P2/ 2(x)2 + (C2~ Cl)- &a(Cl +

Cz)

при е =

Отсюда можно получить выражения для условных и собствен­ ных распределений входного сигнала СР и для моментов распреде­ лений.

1-3. Совместный закон распределения вероятностей входного сигнала для К классов образов

При числе

классов,

больше двух, априори

вводится

в рассмотрение матрица вероятностей akk,

отнесения учи­

телем образов,

объективно

принадлежащих б'-му

классу,

к 6-му классу:

«и .

.

. al!t, . .

. а1к

 

 

 

 

 

 

 

 

лкк'

кк

 

 

 

- а К 1

 

. аКК'

к к .

 

 

Очевидно, что

 

 

 

 

 

к

1,

6, 6' = 1,

к .

 

 

 

6=1

 

 

 

 

 

26


Совместный закон распределения вероятностей сигна­ лов х (п) и е (л) имеет вид:

к

pk,akk,fk,(\)

при е = /г,

(1-18)

/(х, е ) = V

k ' =

\

 

 

где k = 1, . . . , К.

 

 

 

В режиме обучения матрица А является единичной

Г 1 0 . . .

0 1

 

_0 0 . . . 1_

В режиме самообучения вероятность отнесения обра­ зов, принадлежащих объективно k'-щ классу, к любому k-ыу классу одинакова для всех классов и равна 1//С:

Кк

А ,=

_ 1

кк

Врежиме «вредительства» образы, объективно принад­ лежащие k'-му классу, относятся с какой-то вероятностью

к любому из классов, кроме самого k'-ro класса:

0

« 1 2

.

.

а х к

 

 

 

 

« 2 1

0

.

.

« 2 К

 

 

 

а К 1

« К 2

.

.

0

 

 

 

Введем понятие квалификации bk учителя системы рас­ познавания образов для К классов. Зависимость между вероятностями akk, и величиной bk является нелинейной, так как

 

1,

если

akk— 1,

 

 

bk —

0,

если

akk =

,

(1-19)

 

1,

если

akk —0.

 

 

При аппроксимации этой зависимости функцией вто­ рого порядка

akk = xbt + ybk + ?,

27


после подстановки в нее значений (1-19) и решения системы уравнений относительно неизвестных х, у, z получим:

Аналогично

получается

зависимость

b (а),

имеющая

вид:

 

 

 

 

,

К (К — 2)

2 , 2 — К г

,

п о п

bk= —;---- -

---- TTakk— 1-

(1“21)

В конкретных расчетах можно пользоваться любой из формул (1-20) или (1-21). Из (1-18) можно вывести выраже­ ние для момента распределения, окончательное выражение которого имеет вид:

е1' / = 2 2 Pk'akk'aik'ki-

k=i k’=\

Совместное распределение вероятностей входного сигнала для К, классов образов при произвольных квалификации учителя и «собственного мнения учителя о своих способностях» относительно каждого класса имеет вид:

К

К

/(х , е) =

2 akk'Pk'fk' (х) при е = /, / = 1, . . . , К,

k=\

k'=\

где матрица вероятностей С = [с^] характеризует «собственное мнение учителя о своих способностях» при отнесении образов 1-то класса к k-щ классу. Обозначив

К

2 clkahk' — dlk’’

f(x, е) = 2 Pk'fk' (*>dlk' при 8 = /, / = 1............

К.

k'=\

 

Случай континуума классов образов

 

Собственное распределение указаний учителя СР в режиме обучения распознаванию К классов образов имеет вид:

fe, (в) = Pk при 8 = k, k = 1, . . . , К-

(1-22)

Это функция дискретного аргумента е. Случай непрерывной функции распределения имеет широкое практическое применение тогда, когда учитель СР не может четко определить принадлеж­ ность образов к тому или иному классу, а выдает лишь некоторую количественную оценку этой принадлежности. При этом, конечно, возможно (но нежелательно ввиду потери информации при кванто­ вании) разбить шкалу Т на К участков и свести задачу с континуу­ мом классов к задаче с К классами образов. Для континуума клас­

28