Файл: Баклашов, И. В. Расчет, конструирование и монтаж армировки стволов шахт.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В табл. 5 приведены тип подъема, размеры в плане и емкость подъем­ ных сосудов, применяемых в угольной [5] и горнорудной [2] про­ мышленности.

Новый типовой проект жесткой армировки, выпущенный Южгипрошахтом в 1970 г., привязан к параметрическому ряду подъем­ ных сосудов, указанных в табл. 5.

Для угольных скипов принята конструкция с неподвижным кузовом и секторным затвором, разработанная Сибгипрошахтом. Параметрический ряд угольных скипов включает 4 типа (пп. 1—4 в табл. 5). Различная емкость скипов одного типоразмера дости­ гается изменением их высоты. Легко видеть, что скипы емкостью 11 т 20, 25 и 35 м3 представлены в двух вариантах: узкие скипы с увели­ ченной высотой и широкие скипы с уменьшенной высотой. Существу­ ющая тенденция к применению узких скипов, позволяющих умень­ шить диаметр ствола и, следовательно, капитальные затраты, право­ мерна только в том случае, когда скорость подъема невелика и величина дробления угля не имеет существенного значения. При больших скоростях подъема целесообразно применять более жесткие широкие скипы с уменьшенной высотой, обеспечивающие надежную работу подъема и малые эксплуатационные затраты на армировку.

Конструкция породных скипов (см. табл. 5) с неподвижным кузовом (пп. 9, 10, 10), включенных в параметрический ряд, пред­ ставлена в двух вариантах: конструкция Сибгипрошахта с секторным затвором (п. 11) и конструкция Южгипрошахт с клапанным затвором (пп. 9, 10). Емкость скипов, имеющих одинаковые размеры в плане,, зависит от их высоты.

Параметрический ряд подъемных сосудов включает также не­ опрокидные клети, имеющие пять,типоразмеров (пп. 5—8).

Конструктивная схема яруса армировки определяется не толькотипом подъемных сосудов, их числом и габаритами, но и взаимным положением подъемных сосудов.

Взаимное положение подъемных сосудов зависит от направления загрузки и разгрузки, которое определяется технологическими схе­ мами в околоствольном дворе и на поверхности.

В скиповых стволах обычно располагается три, реже четыре скипа. Причем, один из скипов, меньший по габаритам, предназна­ чается для выдачи породы. Направление загрузки-разгрузки совпа-. дает с большей (продольной) осью поперечного сечения скипов. Исключение составляют скипы для породы с клапанным затвором,, у которых направление загрузки-разгрузки совпадает с меньшей поперечной осью.

Встречаются два основных варианта (рис. 7) взаимного положе­ ния скипов в стволе [6]. Наиболее распространенным является вариант с одинаковым направлением загрузки-разгрузки скипов^ (рис. 7, а), расположенных в одной половине ствола, и противо­ положным ему направлением загрузки-разгрузки скипов, располо­ женных в другой половине ствола. Например, такой вариант взаим­ ного положения скипов принят в строящихся стволах шахт


«Петровская-Глубокая», «Красная звезда», «Октябрьский рудник», имеющих два угольных скипа и один породный, и в проектах стволов шахт «Самсоновская-Западная» и «Должанский рудник», оборудованных тремя угольными скипами и одним породным.

Второй вариант (рис. 7, б) с одинаковым направлением загрузкиразгрузки скипов, расположенных в одной половине ствола, и по­ вернутым на 90° направлением загрузки-разгрузки скипов, расположенных в другой половине ствола, встречается в проектах

Рис. 7. Варианты взаимного положения ски­ пов в стволе

и на практике реже. При втором варианте конструктивная схема яруса сложнее и металлоемкость армировки больше. Достоинством этого варианта является уменьшение высоты башенного копра. Однако технико-экономические расчеты показывают, что при проек­ тировании целесообразнее несколько увеличить высоту копра, упростив при этом конструкцию армировки и повысив эксплуата­ ционную надежность всей системы подъема.

В клетевых стволах обычно размещается от одной до трех клетей. Клети располагают таким образом, что их продольные оси, в напра­ влении которых осуществляются операции загрузки и разгрузки, параллельны между собой. Расстояния между продольными осями соседних клетей зависят от величины зазоров, допускаемых ПБ, и габаритов подъемного оборудования. Например, в новом типовом проекте жесткой армировки, разработанном Южгипрошахтом, при­ няты величины междупутья, представленные в табл. 6<

22

 

 

Т а б л и ц а 6

 

Расстояние между продольными осями соседних

 

клетей,

мм

Тип вагонетки

 

 

в клети

при наличии

при отсутствии

 

расстрелов

расстрелов

 

между клетями

между клетями

УВГ-0,8—1,4; УВГ-1,6

1520

 

 

УВГ-2,5; ВД-2,5

2000

1770

ВГ-4,0; ВД-4,0; УВГ-3,3; УВД-3,3

2000

1900

ВД-5,6

2150

Подъемные сосуды в скипо-клетевых стволах обычно располагают так, чтобы продольная ось клети была перпендикулярна к направле­ нию загрузки-разгрузки скипов.

При разработке конструктивных схем армировки необходимо иметь в виду, что за указанные выше габариты подъемных сосудов выступают элементы рамы, направляющие устройства, разгрузочные

а і В

До 5 мм .

Рис. 8. Направляющие лапы скольжения

ролики. В клетевых стволах следует предусматривать установку парашютов. Южгипрошахт рекомендует применять парашюты МПТ.

При многоканатном подъеме подвесные устройства могут затруд­ нить размещение подъемных сосудов и особенно противовесов. Необходимо учитывать, что на клетях подвесные устройства устана­ вливают вдоль продольной оси, на скипах — как вдоль продольной, так и вдоль поперечной оси, в зависимости от положения парного сосуда или противовеса.

Направляющие устройства подъемных сосудов обычно располо­ жены в одной плоскости: два в верхней части и два в нижней части сосуда. Конструкция направляющих-устройств зависит от профиля и расположения проводников армировки. Существуют следующие

23


основные конструкции: направляющие лапы скольжения, ро­ ликовые направляющие и вращательно-упругие направляющие лапы, представляющие комбинацию двух предыдущих конструк­ ций.

Направляющие лапы скольжения (рис. 8) имеют наибольшее распространение в эксплуатируемых стволах. По конструкции напра­ вляющей части они применяются в двух вариантах: открытые лапы для рельсовых (рис. 8 , а) и коробчатых (рис. 8, б) проводников при двухстороннем их расположении и закрытые лапы (рис. 8 , в) только для рельсовых проводников, расположенных с одной стороны подъ­

 

емного сосуда. Направля­

 

ющие лапы обычно жестко

 

крепят к

корпусу’подъем­

 

ного

сосуда

и называют

 

жесткими направляющими

 

лапами.

Наряду

с

этим

 

применяют упругие

на­

 

правляющие

лапы.

Одна

 

такая конструкция, разра­

2

ботанная

во Франции, по­

 

казана на рис. 9.

Упругое

 

соединение направляющей

 

лапы 1 с корпусом сосуда

 

2

осуществляется

через,

 

пневматические ролики 3,

 

закрепленные

в специаль­

 

ной обойме 4.

 

 

 

 

 

Монтаж направляющих

 

лап

скольжения

и

про­

 

водников

армировки

осу­

 

ществляется

таким

обра­

Рис. 9. Конструкция упругой направляющей

зом, чтобы между

рабочи-

ми

поверхностями

лап и

лапы, применяемая во Франции

проводников

оставался

 

конструктивный

зазор.

В отечественной практике согласно Правилам безопасности величина конструктивного зазора установлена не более 10 мм на сторону для деревянных проводников и не более 5 мм — для рельсовых провод­ ников (см. рис. 8).

Основной недостаток лап скольжения, особенно жесткой кон­ струкции, заключается в их интенсивном механическом износе. Например, исследованиями ВНИИОМШС в Донбассе установлен срок службы литых лап скольжения 2—3 дня, а с футеровкой из стальных полос — 2—3 недели и больше. В последнем случае повы­ шается механический износ проводников, и в конечном итоге воз­ можно увеличение общих эксплуатационных затрат. Был отмечен также наиболее интенсивный износ лап скольжения закрытой кон­ струкции. Об интенсивном механическом износе лап скольжения


и рельсовых проводников свидетельствуют также исследования НИГРИ [7], проводимые на стволах Кривбасса.

Широкое распространение лап скольжения на действующих стволах объясняется тем, что большинство действующих стволов проектировалось с учетом небольших концевых нагрузок и скоростей подъема. С увеличением глубины разработок возросли скорости подъема и концевые нагрузки, в результате чего появилась тенденция к переходу на роликовые направляющие. Отмечая прогрессивность указанной тенденции, вместе с тем необходимо подчеркнуть, что повсеместный отказ от лап скольжения без учета жесткости сосуда

является

неправомерным. Основ­

 

 

ное

достоинство

лап скольжения

 

 

по

сравнению

с роликовыми на­

 

 

правляющими

заключается в

их

 

 

высокой жесткости.

Применение

 

 

лап скольжения в некоторых слу­

 

 

чаях

может оказаться

целесооб­

 

 

разным, особенно на высоких подъ­

 

 

емных сосудах, обладающих малой

 

 

жесткостью, с целью

увеличения

 

 

общей

жесткости

системы «подъ­

 

 

емный сосуд — армировка».

 

 

 

 

Роликовые направляющие при­

 

 

меняются для проводников прямо­

 

 

угольного

профиля,

реже

для

 

 

рельсовых проводников.

Каждое

 

 

направляющее

устройство обычно

 

 

(рис. 10) состоит из трех роликов:

 

 

одного лобового 1 и двух 6OKO7

 

 

вых 2. Применение нашли главным

Рис. 10.

Конструкция упругих ро­

образом

упругие

роликовые на­

правляющие, представленные в ви­

ликовых

направляющих Кривбасс­

де различных конструктивных

ва­

 

проекта

 

 

риантов. Упругое контактирование с проводником может обеспечиваться за счет установки на роликах

пневматических шин. Такая конструкция применялась на стволе «Рудольф-ІІ» во Франции, где для роликов были использованы пневматические колеса «Аэро-Стандарт 0-42». В других конструк­ циях упругое контактированиб' с проводником осуществляется за счет включения в систему «ролик — сосуд» дополнительного упругого элемента: специальной пружины или гидроцилиндра. На рис. 10 показана конструкция Кривбасспроекта с упругим элементом в виде пружины 3. На шахтах ФРГ применяют направляющее устройство фирмы Зимаг с амортизационным устройством в виде гидроцилиндра с тарельчатыми пружинами.

Обод ролика в таких конструкциях (см. рис. 10), как правило, покрывается слоем плотной резины 4. Упругие элементы прижимают ролик к проводнику, обеспечивая плавное движение подъемного

25


сосуда. Упругие элементы являются также демпферами, поглоща­ ющими энергию поперечных колебаний сосуда.

При увеличении концевых нагрузок и скоростей подъема амплиуды поперечных колебаний сосудов значительно возрастают. По­ тому в настоящее время при проектировании упругих роликовых

А-А

Рис. 11. Конструкция демпфирующего устройства лобового ролика, разрабо­ танная в МГИ

направляющих особое внимание уделяется конструированию демп­ фирующих устройств. На рис. 11 показана конструкция демпфиру­ ющего устройства лобового ролика, разработанная в Московском горном институте [8 ]. Она состоит из направляющего ролика 1 и упругих подвесок 2. Направляющий ролик имеет литое резиновое покрытие 3, обеспечивающее гашение высокочастотных колебаний.

2fi

Резиновое покрытие защищено стальным тонким ободом 4, устра­ няющим износ покрытия. Направляющие ролики подвешиваются на упругих подвесках 2, основным демпфирующим элементом кото­ рых является кольцевая пружина трения 5. Роль пружины, при­ жимающей ролик к проводникам, выполняют рессоры 6 из листовой стали толщиной 16 мм и шириной 100 мм.

На калийных шахтах ГДР [9] применяют специальную напра­ вляющую раму (рис. 12), которая используется для гашения коле­ баний сосуда. Направляющий орган подъемного сосуда 1 состоит из подвижной рамы 2 с установленными на ней роликовыми напра-

8идА

ВидБ

Рис. 12. Подъемный сосуд с подвижной направляющей рамой, применяемый в ГДР

вляющими 3. Рама отделена от подъемного сосуда и может пере­ мещаться относительно него по ходовым роликам 4. Между лапами скольжения 5, жестко установленными на корпусе подъемного со­ суда, и проводниками 6 предусмотрены увеличенные зазоры по 30 мм с каждой стороны. В результате подвижности рамы горизон­ тальные ускорения, возникающие в системе, полностью не пере-4 даются на всю массу подъемного сосуда. Исследования показали, что данная конструкция позволила уменьшить на 30% максимальные ускорения в лобовой и на 50% — в боковой плоскости.

Особенности условий эксплуатации подъемных сосудов, согласно исследованиям [10], делают невозможной установку роликовых направляющих без жестких предохранительных лап, которые огра­ ничивают упругие колебания подъемного сосуда. При рельсовых проводниках между рабочими поверхностями проводников и

27