Файл: Баклашов, И. В. Расчет, конструирование и монтаж армировки стволов шахт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
предохранительных лап следует оставлять зазор величиной до 10 мм на сторону, при коробчатых проводниках — до 15 мм на сторону. Следует отметить, что механический износ предохранительных лап значительно меньше, чем рабочих лап скольжения [11].
Кроме того, при проектировании роликовых направляющих необходимо учитывать существующие ограничения по частоте вра щения роликов (1000 об/мин для обеспечения работоспособности подшипников). Последнее обстоятельство является причиной увели чения диаметра ролика, что затрудняет размещение сосудов в стволе
того же диаметра, как и при лапах
|
скольжения. |
Упругие роликовые |
||||
|
направляющие конструкции Дон- |
|||||
|
гипроуглемаша, принятые в новом |
|||||
|
типовом проекте |
Южгипрошахта, |
||||
|
имеют |
стандартный диаметр 160 |
||||
|
и 250 мм. Донгипроуглемаш реко |
|||||
|
мендует |
их |
до скорости |
подъема |
||
|
20 м/с. |
|
|
|
направ |
|
|
Вращательно-упругие |
|||||
|
ляющие |
лапы представляют собой |
||||
|
комбинированную |
конструкцию. |
||||
|
Вариант такой конструкции, пред |
|||||
|
ставленный на рис. 13, имеет вра |
|||||
|
щающуюся лапу 1 и упругие эле |
|||||
|
менты в виде пружин 2. Такая од |
|||||
|
нороликовая направляющая зало |
|||||
|
жена в проект ствола шахты |
|||||
Рис. 13. Конструкция вращатель |
«Молодогвардейская» в Донбассе. |
|||||
Принципиальное |
отличие |
рассма |
||||
но-упругой направляющей лапы |
||||||
|
триваемой |
конструкции |
от лап |
скольжения и ее достоинство заключается в обеспечении трения качения при контактировании с проводником. При этом механиче ский износ вращающихся лап значительно ниже, чем лап скольже ния. Однако долговечность конструкции при больших динамических нагрузках может оказаться низкой по причине частых поломок оси ролика. (
Конструктивная схема армировки проектируется не только из условия размещения габаритов подъемных сосудов. Геометрические размеры подъемных сосудов определяют амплитуды их поперечных колебаний, величины эксплуатационных нагрузок на армировку и в конечном итоге конструкцию армировки. Эта зависимость уста навливается в процессе динамического расчета, который излагается в следующих главах. Исходными параметрами для динамического расчета являются вес груженого состава, расстояние между напра вляющими устройствами по вертикали, эксцентриситет центра тя жести, моменты инерции груженого сосуда относительно централь ных осей. Первые два параметра легко определяются на основании технической характеристики и рабочих чертежей сосуда. Для опре
28
деления эксцентриситета центра тяжести и моментов инерции необ ходимы более трудоемкие специальные расчеты.
В работе [8 ] приведен экспериментальный метод определения этих параметров. Схема установки и принятые оси координат пока заны на рис. 14. В принятой системе координат ось z параллельна оси подъема, ось у лежит в плоскости направляющих устройств, ось X перпендикулярна к плоскости направляющих устройств. Подъ емный сосуд, имеющий вес G, одним ребром шарнирно опирается на абсолютно жесткую опору А, другим — на упругую опору В, расположенную на расстоянии L от А и представляющую цилиндри ческую пружину с жесткостью с. В процессе эксперимента измеряется статическая осадка пружины б и частота свободных колебаний со сосуда относительно опоры А. Для измерения б сосуд опирается на ребра, параллельные осям х и у. Для измерения (»выполняется три эксперимента: сосуд последова тельно опирается на ребра, парал
лельные осям X, у, z, при этом со ответственно измеряются'" сод., со,,,
CÖZ .
Положение центра тяжести со |
|
|
|
|
суда. определяется координатами |
|
|
|
|
х0, у0, z0. Конструкция сосуда та |
|
|
|
|
кова, что центр тяжести лежит на |
|
|
|
|
оси каната, т. е. координаты х0, у0 |
|
|
|
|
известны. Координата |
Рис. 14. Схема |
установки для |
экс |
|
|
||||
cbL, |
периментального |
определения инер |
||
ционных параметров подъемных |
со |
|||
( 1. 6) |
||||
|
судов |
|
Моменты инерции сосудаотносительно центральных осей, парал лельных горизонтальной оси вращения, проходящей через опору А,
J*=Jz jr — T(*'o + y'oh |
(1.7) |
|||
|
|
е |
|
|
|
|
G |
|
(1 .8 ) |
|
со» |
(Zo + |
So). |
|
J, |
cLl |
(^т-г/о), |
(1.9) |
|
0)2 |
||||
где Lx, Ly, Lz — соответственно |
расстояния между опорами |
А и В |
||
по осям X, у, z. |
|
производить в заводских |
||
Такие эксперименты целесообразно |
•условиях, а результаты указывать в технической характеристике подъемного сосуда. Для параметрического ряда подъемных сосудов, использованных Южгипрошахтом при разработке нового типового проекта жесткой армировки, указанные параметры вычислены
29
в Институте горной механики и технической кибернетики им. Федо
рова (ИГМ и ТК). |
|
можно |
|
Выражение для эксцентриситета центра тяжести сосуда |
|||
записать следующим образом: |
|
|
|
е |
I-з —1\ |
(ПО) |
|
^2+ h |
|||
|
|
где Zx, Z2 — расстояния по вертикали от центра тяжести подъемного сосуда до горизонтальных плоскостей, проходящих соот ветственно через верхние и нижние направляющие устройства.
Отсюда
+
+
( Ш )
( 1. 12)
Формулы (1:41) и (1.12) могут быть использованы для определе ния Zx и Z2, если известны эксцентриситет е й расстояние по вертикали (Z1 + Z2) между горизонтальными плоскостями верхних и нижних направляющих устройств.
§ 4. Типовые конструктивные схемы армнровки
Конструктивная схема армировки определяется расположением проводников и расстрелов в пределах яруса и размещением ярусов на глубине ствола, т. е. конструкцией яруса и шагом армировки. На рис. 15, 16 и 17 представлены некоторые типовые конструкции яруса армировки действующих, строящихся и проектируемых скипо вых, клетевых и скипо-клетевых стволов.
При проектировании яруса армировки применяют расположение проводников относительно подъемных сосудов боковое односторон нее, боковое двухстороннее и лобовое.
Одностороннее боковое расположение проводников применяется в основном для клетевых подъемов (рис. 16, а, б, 17, б, г). Провод ники (обычно не более двух для каждой клети) располагают с одной стороны в плоскости, параллельной продольной оси клети. При наличии двух клетей проводники крепят к общему центральному расстрелу (cat. рис. 16, а) или к независимым расстрелам (см. рис. 16, б). В последнем случае между клетями обычно устанавливают отбойные канаты. С точки зрения увеличения долговечности арми ровки крепление проводников на общем расстреле нежелательно и в настоящее время при проектировании применяют редко.
Достоинством одностороннего расположения проводников следует считать уменьшение амплитуды поворотных колебаний клети вокруг вертикальной оси и упрощение яруса армировки, что приводит к снижению аэродинамического сопротивления ствола.
30
а |
6 |
Рис. 15. Типовые конструктивные схемы армировки скиповых стволов
Рис. 16. Типовые кон структивные схемы армировки клетевых стволов
\
Схема с односторонним расположением проводников явля ется наиболее предпочтительной в условиях значительного искривления ствола и поэтому нашла широкое распространение в клетевых ство лах шахт Центрального Донбасса при неблагоприятных горно геологических условиях. В скипо-клетевых стволах Кривбасса такую схему применяют при небольших концевых нагрузках: на шахте «Южная» рудоуправления им. Ильича (см. рис. 17, е), на шахте «Саксагань» рудоуправления им. Дзержинского схему (см. рис. 17, г). ,
Рпс. 17. Типовые конструктивные схемы армиров- ■ ки скипо-клетевых стволов
Основной и существенный недостаток схемы заключается в необ ходимости применять рельсовые проводники, имеющие малую попе речную жесткость, в сочетании с жесткими лапами скольжения закрытой конструкции. При этом наблюдается наибольший механи ческий износ проводников и лап скольжения. Конструкции работо способных односторонних роликовых направляющих до настоящего времени отсутствуют.
Лобовое расположение проводников (рис. 16, г), применяемое в основном для клетевых подъемов, лишено указанного недостатка и в последние годы широко внедряется (такая схема, например, нашла применение в вентиляционном стволе шахты «ПетровскаяГлубокая» в Донбассе). В новом типовом проекте Южгипрошахта разработано несколько схем с лобовыми проводниками, которые
32
отличаются числом размещаемых в стволе клетей и некоторыми конструктивными особенностями яруса.
Согласно этой схеме проводники располагаются по коротким сторонам клети, что обеспечивает малые амплитуды ее поворотных колебаний вокруг вертикальной оси, сокращает длину несущих расстрелов, увеличивая их жесткость, и облегчает режим вентиля ции, так как позволяет иметь более свободное сечение ствола. В на стоящее время лобовые проводники, выполненные из коробчатого профиля, применяются в сочетании с упругими роликовыми направляющими.
К недостатку такой схемы следует отнести необходимость разрыва ниток лобовых проводников и перехода на дополнительные боковые проводники на приемных площадках в околоствольном дворе и над шахтном здании. Особенно этот недостаток сказывается при наличии промежуточных горизонтов, поскольку при проходе мимо них ско рость подъемной установки должна быть снижена, что влияет на ее производительность. Поэтому лобовые проводники целесообразнее применять в первую очередь при отсутствии промежуточных гори зонтов.
Боковое двухстороннее расположение проводников применяется для клетевых подъемов (рис. 16, б и 17, а, б) и является основным
чдля скиповых подъемов (см. рис. 15 и 17). Для клетевых стволов эта схема предпочтительна при многогоризонтной разработке и бла гоприятных горно-геологических условиях, когда искривление ствола незначительно. При наличии двух боковых проводников возможны большие амплитуды поворотных колебаний клети вокруг вертикальной оси, что является существенным недостатком этой схемы и исключает ее применение для больших концевых нагрузок и скоростей подъема. Поэтому при длине клети свыше 4 м вместо схемы с двумя боковыми проводниками применяют схему с четырьмя боковыми проводниками (см. рис. 17, а,б).
Такая схема чаще всего встречается в рудной промышленности. На рис. 17, а показана схема скипо-клетевого ствола шахты «ГигантГлубокая» рудоуправления им. Дзержинского, а на рис. 17,6 — схема скипо-клетевого ствола шахты № 1 им. Артема рудоуправле ния им. Кирова. Необходимо отметить, что в этом случае упругие роликовые направляющие имеют всего лишь два ролика (лобо вой и боковой).
Однако применение четырех боковых проводников увеличивает опасность заклинивания клети при деформации ствола или непра вильном монтаже проводников. Увеличивается также металлоемкость армировки и аэродинамическое сопротивление ствола. Перечислен ные недостатки схемы с четырьмя боковыми проводниками послу жили основанием для исключения ее из нового типового проекта, разработанного Южгипрошахтом для стволов угольной промышлен ности.
Для скиповых стволов схема с боковыми двухсторонними провод никами является основной по той причине, что конструкция и почти
3 З а к а з 275 |
33 |