Файл: Баклашов, И. В. Расчет, конструирование и монтаж армировки стволов шахт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
скоб Бриара определяется расстоянием между подошвами и типом рельсовых проводников: для рельсов Р-38 пмеются скобы с рассто янием между подошвами рельсов 110, 120 и 140 мм, для рельсов Р-43 — с расстоянием 120 и 134 мм. Скобы Бриара могут быть ис пользованы также для крепления рельсовых проводников к расстре
лам обтекаемого' пли гексагональ ного профилей. Для этого к рас стрелам привариваются специаль ные накладки (рис. 28).
. Одинарные рельсовые провод ники крепят к расстрелам скобами Бриара при установке с другой стороны расстрелов ложных ко ротких проводников. Южгипрошахт рекомендует для крепле ния одинарных проводников
Рис. |
27. Крепление парных рельсовых |
Рис. |
28. |
Крепление |
специальных |
|
проводников к расстрелам при помощи |
накладок |
к обтекаемому профилю |
||||
|
скоб Бриара |
для установки скоб |
Бриара |
|||
к двутавровым |
расстрелам специальные односторонние скобы типа |
|||||
СОЛ |
(рис. 29). |
Разработано несколько |
типоразмеров |
скоб СОЛ |
в зависимости от типа двутаврового профиля и рельса. Коробчатые проводники обычно крепят болтами к соединитель
ным угольникам, которые приваривают к верхней и нижней, гори зонтальным плоскостям расстрелов. Для крепления коробчатых проводников (рис. 30) С-образного профиля 1 Кривбасспроект реко мендует специальные болты 2 с Т-образной головкой. На рис. 30 показано крепление одинарного проводника к коробчатому гнутому расстрелу.
В проектах Южгипрошахта [6 ] крепление коробчатых сварных проводников замкнутого сечения осуществляется обычными болтами
\ |
41 |
без ослабления их сечения отверстиями и предлагается регулируемая конструкция соединения (рис. 31). Регулирование положения провод ника 1 относительно расстрела 2 достигается за счет установки
регулировочных прокладок 3 |
и устройства овальных отверстий 4 |
|||||||||||
|
под болты. Преимущество этой |
конструк |
||||||||||
|
ции |
также |
в |
том, |
что |
соединительные |
||||||
|
угольники крепятся не к проводнику, а к |
|||||||||||
|
соединительным |
планкам. |
|
|
||||||||
|
Для |
крепления коробчатых проводни |
||||||||||
|
ков к обтекаемым и гексагональным рас |
|||||||||||
|
стрелам, |
|
не |
|
имеющим |
горизонтальных |
||||||
|
плоскостей, |
используются |
специальные |
|||||||||
|
гнутые |
накладки, |
|
которые |
приварива |
|||||||
|
ются к расстрелам, как это показано на |
|||||||||||
|
рпс. |
28. |
|
|
|
деревянных |
проводников |
|||||
|
Крепление |
|||||||||||
|
к расстрелам |
осуществляется с помощью |
||||||||||
|
сквозных болтов с потайными головками |
|||||||||||
|
с учетом возможного износа рабочих по |
|||||||||||
|
верхностей проводников на 2 см. На рис. 32 |
|||||||||||
|
приведено |
крепление парных деревянных |
||||||||||
|
проводников |
|
к |
двутавровому расстрелу. |
||||||||
|
Стыковка |
|
звеньев проводников обычно |
|||||||||
|
производится на ярусе. Для стыковки |
|||||||||||
|
рельсовых проводников 1 на двутавровых |
|||||||||||
|
расстрелах |
2 |
применяется |
специальная |
||||||||
|
скоба 3, называемая «стыковым охватом», |
|||||||||||
|
которая стягивает два звена |
проводника |
||||||||||
|
и располагается |
между полками двутавра |
||||||||||
|
(рис. 33). |
В |
случае |
коробчатых |
расстре |
|||||||
|
лов 2 концы рельсовых проводников 1 |
|||||||||||
|
стягиваются с помощью |
специальных на |
||||||||||
|
кладок 3 (рис. 34). При стыковке короб |
|||||||||||
|
чатых проводников на ярусе (см. .рис. 30) |
|||||||||||
Рис. 29. Крепление одинар- |
к кон^ |
|
°ДИ0 Г0 |
проводника приваривают |
||||||||
ных рельсовых проводников |
специальные |
|
полосы 3, |
которые входят |
||||||||
к двутавровым расстрелам |
в конец |
другого |
проводника и |
предотв- |
||||||||
при помощи скоб типа «Сол» |
ращают |
взаимное |
смещение |
рабочих по |
||||||||
|
верхностей проводников. |
|
|
|
Новые конструкции жесткой армировки, такие как конструкция с переменным шагом, требуют разработки варианта стыковки про водников в пролете между ярусами. На рис. 35 представлена кон струкция такого соединения для рельсовых проводников 1 с помощью специальной распорной вставки 2 из отрезка двутавра, а на рис. 36 — для коробчатых проводников 1 с помощью ложного короб
чатого |
расстрела 2, разработанные в Институте горной механики |
и технической кибернетики им. Федорова [16]. |
|
При |
стыковке металлических проводников необходимо учиты- |
42 - |
|
\
вать их возможное удлинение от нагревания, но максимальный за зор между торцами проводников при минимальной температуре не должен превышать 6 мм.
Стыковка деревянных проводников обычно осуществляется по средством врубок с прямым или косым зубом. При этом головки соединительных болтов делаются потайными.
Рис. 30. Крепление одішарРис. 31. Регулируемая конструкция крепления ного проводника С-образ- одинарного коробчатого проводника к коробчаного профиля к коробчатому расстрелу тому расстрелу прп помощи специальных болтов с Т-об
разной головкой
Совершенноочевидно, что рассмотренные соединения элементов армировки не исчерпывают всего многообразия существующих конструкций. Выше были приведены в основном наиболее раци ональные конструкциц. Некоторые дополнительные сведения по этому вопросу можно найти в работе [17].
В пределах сечения ствола наряду с элементами армировки рас полагаются трубы, кабели и лестничное отделение, которые кре-
43
Рис. |
32. Крепление парных дерѳвян- |
Рис. 34. Стыковка рельсовых проводни- |
ных |
проводников к двутавровому |
ков на коробчатом расстреле при помо- |
|
расстрелу |
щи специальных накладок |
Рис. 33. Стыковка рельсоРис. 35. Стыковка рельсовых проводников вых проводников на дву- в пролете между ярусами при помощи тавровом расстреле при поспециальной распорной вставки мощи «стыкового схвата»
Рис. 36. Стыковка коробча тых проводников в пролете между ярусами при помо щи ложного коробчатого
расстрела >
отрас-
положением лестниц
пятся к расстрелам или крепи ствола. На рис. 37 показана кон струкция крепления трубы к расстрелу без ослабления его сечения, предложенная Южгнпрошахтом. Размеры лестничного отделения определяются требованиями Правил безопасности, и площадь его достигает 5,5 м2. В связи с этим представляет интерес разработанная в ВостНИИ конструкция лестничного отделения с вертикальным расположением лестниц и площадью не более 1 м2. Преимуществом конструкции является также возможность использования непрерыв ного страховочного каната.- Ріа рис. 38 представлены основные элементы такой конструкции.
§ 6. Перспективные конструкции жесткой армировки
Типовые конструкции жесткой армировки имеют ряд существен ных недостатков. Сложная -конструкция яруса с большим чис лом расстрелов увеличивает металлоемкость армировки и аэродина мическое сопротивление ствола, что в конечном итоге приводит к увеличению капитальных и эксплуатационных затрат.
Несмотря на значительную металлоемкость типовых конструк ций, их эксплуатационные возможности ограничены. Максимальная проектная скорость движения подъемных сосудов обычно не пре вышает 14 м/с, а фактическая — ниже 12 м/с, что совершенно не достаточно для глубоких шахт большой производительности. Теоретические и проектно-конструкторские исследования последних лет наметили некоторые направления усовершенствования типовых конструкций армировки (применение прямоугольных замкнутых профилей, переход на лобовое расположение проводников, исполь зование упругих роликовых направляющих и т. д.). Однако эксплу атационные возможности традиционных типовых конструкций же сткой армировки практически исчерпаны и можно утверждать следующее: во-первых, их эксплуатационные параметры ограничи ваются скоростью подъема 16 м/с, во-вторых, за счет увеличения металлоемкости армировки вряд ли можно достигнуть дальнейшего увеличения концевой нагрузки и скорости подъема. Необходимы принципиально новые конструктивные решения.
Разработка перспективных конструкций жесткой армировки в настоящее время осуществляется по двум направлениям: упроще ние конструкции яруса и применение нетипового шага арми ровки.
Первое направление имеет целью создание принципиально новой конструкции яруса, которая бы обеспечивала малую металлоемкость и, следовательно, малый коэффициент аэродинамического сопроти вления без уменьшения жесткости. К таким конструкциям относятся предложенные в СССР и за рубежом конструкции яруса с мини мальным числом расстрелов (схемы с разреженной армировкой) и с консольно-распорным креплением проводников (схемы с безрасстрельиой армировкой).
46
На рис. 39, а показана схема с разреженной армировкой для скиповых стволов диаметром 7,5 м, предложенная институтом Юж-
гипрошахт.
Конструкция яруса, состоящая из коренного, вспомога тельного и консольного расстрелов, имеет меньшую металло емкость, нем рамная конструкция для такого же подъема, представленная на. рис. 15, г. Типажные скипы емкостью 25—35 м3 снабжены роликовыми направляющими и передвигаются по лобовому и диагональному проводникам. Изменения в конструкции скипа касаются лишь диагональной установки проводника.
Рис. 39. Конструкции армировки с минимальным числом расстрелов
Применяемые в отечественной практике типажные конструкции скипов с боковым расположением проводников создают'определенные трудности в проектировании схем с разреженной армировкой. В этом отношении целесообразно применение скипов специальной конструк ция с лобовым расположением проводников. На рис. 39, б предста влена разработанная в Кривбасспроекте схема с разреженной армировкой скипового ствола диаметром 7 м с лобовым расположе нием проводников. Ствол оборудован двумя скипами грузоподъем ностью по 50 т , скипо-клетыо грузоподъемностью 17,6 т и инспектор ским подъемом. В поперечном сечении скипы имеют форму прямоугольника с отношением ширины к длине 2,2. Проводники противовеса укреплены на консолях.
Представляет интерес разработанная в ІОжгипрошахте схема армировки ствола для специальных скипов, имеющих в плане форму, близкую к центральному сектору. Такая форма скипа упрощает армировку и позволяет наиболее рационально использовать сечение ствола, что в конечном итоге приводит к уменьшению необходимого диаметра ствола.
47
Если в скиповых стволах даже применение скипов специальной конструкции не позволяет 'полностью отказаться от расстрельных балок, то в клетевых стволах возможен переход на консольное кре пление проводников, т. е. возможно применение безрасстрельной
армировкн. В качестве примера на рис. 40, а |
представлена кон |
||
сольно-распорная конструкция яруса |
клетевого |
ствола |
диаметром |
7 м, предложенная в Кривбасспроекте. |
Типажные клети |
размером |
в плане 5,2 х 1,65 м на вагонетку ВГ-4,Оу имеют диагональное одно стороннее расположение роликовых направляющих устройств. Ко робчатые сварные проводники из уголков 160 X 160 X 12 мм крепят к консольно-распорным расстрелам из двутавровых балок № 36е,
Рпс. 40. Конструкции армировки с консольно-распорным креп лением проводников
заделанным в монолитную бетонную крепь ствола на глубину не менее 500 мм.
Другим примером использования безрасстрельной схемы арми ровки может служить клетевой ствол диаметром 8 м шахты «Симон-Ѵ» (Франция), показанный на рис. 40, б. Клети двухэтажные на две вагонетки (грузоподъемностью 3 т) в этаже. Расстрелы коробчатые сечением 180 X 80 X 10 мм имеют угловую форму и консольно закреплены в монолитной бетонной крепи ствола. Проводники рель совые с односторонним расположением.
Экономический эффект, получаемый при переходе от типовых схем армировки к схемам с разреженной и безрасстрельной армировкой, может оказаться весьма значительным, особенно при разработке глубоких горизонтов. Оценка величины этого экономического эф фекта выполнена в работе [21 применительно к стволу шахты «Кле тевая» рудоуправления им. Кирова (Кривбасс). В стволе диаметром 7,5 м по проекту размещены две клети с размерами в плане 5,2 X
X1,65 м на вагонетку ВГ-4,0у. Ярус армировки имеет конструкцию
снезависимым креплением расстрелов и с двухсторонним расположе нием проводников относительно клетей (по два проводника с каждой
4 8
стороны клети). Замена указанной схемы армировки на коисольпораспорную, представленную на рис. 40, а, обеспечивает: уменьшение диаметра ствола с 7,5 до 7 м; экономию 35% металла; уменьшение аэродинамического сопротивления в 4,2 раза; снижение капитальных затрат на 445,15 тыс. руб, и годовой экономический эффект 98,77 тыс. руб.
Необходимо подчеркнуть, что существующая среди исследова телей и проектировщиков точка зрения, касающаяся перспектив ности схем с разреженной и безрасстрельной армировкой в отноше-. нии дальнейшего увеличения концевых нагрузок и скоростей подъема, является спорной. По нашему мнению, основным конструк тивным элементом армировки, изменение которого может привести к дальнейшему увеличению производительности подъема, следует считать шаг армировки. В связи с этим перспективными являются даже типовые схемы армировки, рассмотренные выше, но с перемен ным шагом.
Но особенно перспективными представляются схемы с разрежен- - ной и безрасстрельной конструкцией ярусов, установленных с пере менным, шагом. Такая конструкция обеспечивает увеличение конце вых нагрузок и скоростей подъема при минимальных капитальных затратах.
4 Заказ 275
Г л а в а II
МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «ПОДЪЕМНЫЙ СОСУД - АРМИРОВКА» И ПРИЧИНЫ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ НАГРУЗОК НА АРМИРОВКУ
§ 7. Классификация нагрузок и воздействий на армировку
Безаварийная эксплуатация армировки возможна в том случае,. если ее рабочее напряженно-деформированное состояние не превы шает некоторые нормированные предельные уровни. Рабочее состо яние определяется расчетными параметрами армировки, подъемного сосуда и системой действующих нагрузок.
Расчетные параметры можно подразделить иа конструктивные, монтажные и эксплуатационные. Некоторые из этих параметров; являются исходными данными для расчета, другие определяются только в результате расчета.
Нагрузки и воздействия на армировку можно подразделить на постоянные и временные. К постоянным следует отнести статическиенагрузки от собственного веса конструкций армировки, к времен ным — нагрузки, передаваемые подъемными сосудами, нагрузки от сдвижения окружающих горных пород, температурные воздей ствия и монтажные нагрузки.
Все перечисленные нагрузки и воздействия, за исключением передаваемых на армировку подъемными сосудами, имеют второ степенное значение, и величиной их при расчете можно пренебречь, в крайнем случае достаточно ограничиться введением коэффициента перегрузки, равного 1,1.
Нагрузки, передаваемые на армировку подъемными сосудами, но своей природе являются динамическими и в зависимости от ре жима воздействия подразделяются на аварийные и эксплуатацион ные. Именно эти нагрузки следует считать основными при расчете элементов армировки.
Аварийные нагрузки возникают при обрыве подъемного каната и срабатывании захватывающих устройств парашютов. Совершенноочевидно, что эти нагрузки имеют место в подъемах, оборудованных воздействующими на проводники парашютами, и величина их во многом зависит от конструкции парашютов.
5 0