Файл: Архангородский, Л. А. Ремонт и монтаж оборудования учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
повышенное содержание углерода и кремнезема. Обязательно используют флюс для расщепления тугоплавких окислов, напри мер состоящий из 50% плавленой буры, 47% двууглекислого нат рия и 3%> кремнезема.
Флюс тонким слоем засыпают на завариваемое место, рас плавляют горелкой и в пламя вводят пруток присадочного мате риала с флюсом.
После газовой сварки во избежание трещин шов, а при горя чей сварке всю деталь необходимо медленно охлаждать (вместе с печью или под слоем золы).
Ковкий чугун плохо поддается сварке. Его сваривают электро дами 0 3—4 мм из цветного металла марки 034-1 или МНУ-1 с покрытием УОНИ 13/55, постоянным током обратной полярности. Сила тока 700—1000А при толщине металла 5—8 мм и 120—130А при толщине 8—12 мм.
Восстановление деталей наплавкой. Наплавкой наращивают металл на деталь, расплавляя присадочный материал газовой сваркой или электросваркой. Наплавленный металл образует одно целое с металлом детали и связан с ним прочно и надежно. При помощи наплавки можно увеличить размеры детали, а также полу чить поверхностный слой, обладающий большой износостойко стью. Наплавка является наиболее эффективным способом восста новления изношенных деталей до первоначальных размеров. Для наплавки используют электроды, применяемые при сварке, или специальные наплавочные электроды (ОЗН-250, ОЗН-ЗОО и др.), повышающие износостойкость деталей.
Крупные детали перед наплавкой нагревают. Процесс наплав ки ведут в один слой или несколько слоев. В последнем случае наплавляемые слои металла (валики) должны перекрывать друг друга. Значительно повышает износостойкость деталей наплавка электродами ЦС-1, ЦС-2 из твердого сплава типа сормайт. Выпус каемые в виде прутков 0 5—7 мм электроды ЦС-1, ЦС-2 наплав ляют ацетилено-кислородным пламенем или электрической дугой на изношенную закаленную поверхность небольших деталей, не подвергающихся изгибающим усилиям. Слой, нанесенный электро дом ЦС-1, не воспринимает последующую термическую обработку. Поверхности, наплавленные сормайтом, обрабатывают твердо сплавными резцами ВКЗ, ВК6 или шлифуют.
Ручная наплавка отличается трудоемкостью и малой произво дительностью. Поэтому на ремонтных заводах и в крупных мас терских используют полуавтоматическую и автоматическую на плавку под слоем флюса и в среде защитных газов, которая не отличается от полуавтоматической и автоматической сварки. Про изводительность наплавки изношенных деталей под слоем флюса в 5—7. раз выше производительности дуговой наплавки ручным способом.
Для полуавтоматической и автоматической наплавки под слоем флюса применяют разнообразную аппаратуру, для наплавки де
52
талей |
цилиндрической |
формы — аппараты |
А-384, А-482, А-580М |
||
и др., |
для |
наплавки плоских поверхностей |
деталей — аппараты |
||
АСД-1000, АВС-ПШ-5, ПШ-54, ТС-17-0, А-765 и др. |
|||||
Высокое |
качество |
наплавки |
и большую производительность |
||
можно достичь при вибродуговой |
наплавке. |
Особенностью этого |
способа наплавки является вибрация электрода, совершающего продолы-ю-осевые колебательные движения. Из-за вибрации меж ду вращающейся деталью и электродами проволоки периодиче ски зажигается дуга, которая угасает в момент касания проволо ки и детали и вновь возбуждается при удалении от детали. В мо мент короткого замыкания конец электрода плавится и расплав ленный металл переходит иа деталь.
Вибродуговая наплавка проводится при помощи виброконтакгной автоматической головки (КМ-54, ГМВК-1 и др.), устанавли ваемой на поперечный суппорт токарного станка, в патрон которо го закреплена деталь.
Для вибродуговой наплавки используют постоянный ток напря жением 10—11 В. В качестве источника питания применяют селе новые и германиевые выпрямители ВСГ-ЗА, ВАГГ-15-600 и др. Наплавку проводят сварочной проволокой 0 1,5—2,5 мм: малоуг леродистой (СВ-08), среднеуглеродистой (ОВС, ЦС и др.) и леги рованной (СВ-18ХГС, СВ-ЗОХГС и др.). Для уменьшения теплово го влияния дуги в зону наплавки подают 3%-ный раствор кальци нированной соды.
Основные преимущества вибродуговой наплавки — это незначи тельный нагрев детали (80—90° С), возможность получения на плавленного слоя длиной от 0,3 до 3 мм за один проход и высокой твердости без последующей термической обработки, высокая проч ность сцепления наплавленного металла с основным, а также сравнительно низкая стоимость восстановления детали (ниже стои мости новой детали в 3,5 раза и более).
§ 5. Восстановление деталей металлизацией
Металлизацией называют процесс нанесения на изношенную поверхность детали расплавленного металла в мелкораспыленном состоянии. Наращиваемый металл в виде проволоки 0 1—2- мм поступает в металлизационный аппарат (рис. 18), где расплавля ется электрической дугой электрометаллизатора (ЛК-6А, ЭМ-ЗА, ЭМ-6А) или ацетилено-кислородным пламенем газового металлизатора (ГИМ-1, ГИМ.-2). Мельчайшие металлические частицы раз мером 15—20 мкм, выброшенные металлизатором со скоростью 100—240 м/с, вкрапливаются в поверхность детали и прочно с ней сцепляются, а также между собой, образуя сплошное покры тие.
Металлизацию используют для восстановления изношенных де талей цилиндрической формы (вкладышей, втулок, шеек валов, подшипников и т. п.), исправления литейных дефектов (например,
53
7
Рис. 18. Аппарат |
для электрометаллизации: |
3 — на- |
|||
/ — ремонтируемая |
деталь; |
2 —электрическая дуга; |
|||
правляющне |
наконечники; 4 — трубка |
подачи сжатого |
воздуха; |
||
5 — корпус; |
5 — проволока; |
7 — ролик |
для подачи проволоки; |
S — приемные трубки*
заделки раковин, трещин)', восполнения недостающей массы при балансировке деталей, защиты от коррозии и нанесения антифрик ционных износостойких покрытий.
Для восстановления металлизацией поверхностей стальных де талей под неподвижные посадки используют малоуглеродистую проволоку ( 0 12—18 мм) из сталей 8, 10, 20, а для восстановле ния деталей, работающих в подвижных соединениях, высокоугле родистую проволоку из сталей У7, У7А, У8, У8А, отожженную при температуре 760° С в электрической печи. Для заделки трещин в чугунных деталях применяют цинковую проволоку Ц2, а для на несения антифрикционных покрытий — латунную проволоку ЛС-69-1.
Перед проведением процесса металлизации поверхности дета лей очищают от масла и грязи, промывают бензином, керосином или в моечных машинах. Затем детали придают правильную гео метрическую форму, поверхность делают шероховатой для лучше го сцепления с расплавленными частицами металла. Шерохова тость поверхности детали создается одним из следующих способов: на цилиндрических деталях — нарезанием на токарном станке рва ной резьбы (глубиной 0,5—0,75 мм и с шагом 0,75—1,25 мм), на плоских поверхностях — насечкой зубилом с последующей обра боткой драчевыми напильниками. Закаленные детали подготавли ваются электроискровым способом.
Поверхности деталей, не подлежащие металлизации, защищают листовой сталью, картоном или изоляционной лентой, а пазы и отверстия — деревянными пробками. Металл наносят в специаль ных камерах с аспирацией или на месте ремонта.
Питание электрометаллизаторов может быть осуществлено от сварочных трансформаторов.
При газовой металлизации источником энергии является пламя, получаемое от сжигания горючего газа (ацетилена) в кислороде. Широко применяют металлизатор ГИМ-1 (давление кислорода 0,25—0,3 МН/м2, давление ацетилена 0,1—0,18 МН/м2, производи тельность при наплавке стальной проволокой составляет 1 кг/ч).
54
Предпочтительнее газовых применять электрометаллизаторы, так как они не требуют кислорода и ацетилена.
Требуемые размеры, качество отделки и правильная форма по верхностей, покрытых распыленным металлом, достигаются меха нической обработкой (обтачиванием и шлифованием). Обточку ведут твердосплавными резцами с охлаждением (скорость реза ния * 10—25 м/м’ин,. подача 0,2—0,4 мм/об, глубина резания 0,2— 0,5 мм), шлифуют кругами средней мягкости.
Преимущества металлизации перед другими способами восста новления изношенных деталей заключаются в простоте оборудова ния, возможности наносить покрытие любой толщины (от 0,05 до 10 мм) и обрабатывать детали без нагревания. В процессе метал лизации детали не деформируются, их структура и механические свойства не изменяются, покрытие имеет износостойкость выше ос новного металла на 50—100%. Кроме того, металлизацией можно наращивать любые материалы.
Недостатки металлизации — это большие потери металла, ма лая прочность, повышенная хрупкость и непластичность нанесен ного слоя, что не позволяет подвергать его ударным воздействиям и делает непригодным для восстановления зубьев шестерен, резь бы и т. п.
§Восстановление деталей гальваническим покрытием
При гальваническом покрытии слой металла на поверхность детали наносят электролитическим способом, основанным на про цессе электролиза. При пропускании через электролит (водный раствор солей и кислот) постоянного тока на поверхности детали (катод) осаждается металл. Анодом служит пластинка цинка, ме ди, свинца или другого металла. В зависимости от наносимого ме талла различают хромирование, осталивание, меднение и т. п. Электролитическое наращивание металла можно использовать для специальных целей, т. е. для упрочнения поверхности деталей и защиты их от коррозии (цинкование, кадмирование и др.).
Хромирование. Это наиболее эффективное покрытие, так как обладает высокой твердостью, большой износостойкостью, низким коэффициентом трения и высокой коррозийной стойкостью. Срок службы деталей после хромирования увеличивается в 4—10 раз. Из-за отслаивания хрома нельзя хромировать детали, работающие с ударной нагрузкой (например, зубья колес).
Хромирование применяют для восстановления рабочих поверх ностей валов, шпинделей и других подобных деталей с неболь шим износом (до 0,2 мм), а также в качестве защитного покрытия от коррозии и для декоративного покрытия.
Различают |
гладкое и пористое хромирование. |
плотное покры |
Г л а д к о е |
х р о м и р о в а н и е обеспечивает |
тие. Его используют для восстановления размеров деталей, обра зующих неподвижные посадки, и для антикоррозийных покрытий.
55
|
|
|
|
2) |
Технологический |
процесс хро |
|||||
|
|
|
|
мирования состоит из подготовки |
|||||||
|
|
|
|
детали к |
нанесению покрытия, |
||||||
|
|
|
|
|
самого покрытия и обработки де |
||||||
|
|
м |
|
|
тали. Поверхность, |
подлежащую |
|||||
|
|
|
|
|
хромированию, подвергают меха |
||||||
|
|
|
и Вентилятору |
нической |
обработке |
для |
получе |
||||
|
|
|
ния правильной |
геометрической |
|||||||
|
|
|
|
I |
|||||||
|
|
|
|
формы, |
тщательно |
промывают, |
|||||
|
|
|
|
|
обезжиривают |
в |
органических |
||||
|
|
|
|
|
растворителях или в щелочах и |
||||||
|
|
|
|
|
протравливают |
для |
удаления |
с |
|||
|
|
|
|
|
поверхности пленки окислов. По |
||||||
|
|
|
|
|
верхности, не подлежащие хро |
||||||
|
|
|
|
|
мированию, -изолируют цапон |
||||||
|
|
|
|
|
лаком (раствором целлулоида |
в |
|||||
|
|
|
|
|
ацетоне), клеями |
АК-20 и БФ, |
|||||
|
|
|
|
|
которые |
наносят |
в 2—6 слоев. |
||||
|
|
|
|
|
Хромированию |
подвергают толь |
|||||
|
|
|
|
|
ко одну из |
частей |
сопряжения, |
||||
Рис. 19. |
Схема ванны |
для |
хромиро |
что способствует лучшей |
прира- |
||||||
батываемости. |
|
|
|
|
|||||||
вания: |
|
|
|
|
Хромирование проводят в ван |
||||||
1 — ванна; |
2 — свинцовая |
обкладка; 3 — |
|||||||||
деталь |
(катод); 4 — свинцовая |
пластина |
не (рис. 19), состоящей из двух |
||||||||
(анод); |
5 — электролит. |
|
|
баков, вставленных один |
в дру |
||||||
|
|
|
|
|
гой. Ванну |
обкладывают |
листо |
вым винипластом. На бортах ванны крепят катодные и анодные стержни, к которым подвешивают свинцовые аноды и хромируе мые детали. В качестве электролита используют состав, состоящий из 200—250 г хромового ангидрида, 1,8—2,5 г серной кислоты и 2,5—5 г трехвалентного хрома на 1 л дистиллированной воды. Требуемая температура электролита поддерживается горячей во дой, циркулирующей между двумя стенками ванны. Установка по лучает питание от низковольтной динамомашины постоянного тока напряжением 6—12 В.
В зависимости от температуры и плотности тока при одном со ставе электролита можно получить осадки хрома трех видов: бле стящие, матовые и молочные. Для износостойких покрытий при меняют блестящие осадки, а для защитно декоративных покры тий — молочные и матовые.
Режимы хромирования характеризуются следующими показа телями: при молочных осадках плотность тока 20—30 А/дм2, темпе ратура электролита 60—65° С; при блестящих осадках плотность тока 30—50 А/дм2, температура 45—60° С. Продолжительность процесса для получения слоя толщиной 0,1 мм от 6 до 16 ч.
После хромирования детали промывают в дистиллированной воде, сушат в сушильном шкафу, термически и механически обра батывают (шлифуют и полируют).
56