Файл: Архангородский, Л. А. Ремонт и монтаж оборудования учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классы точности 7, 8 и 9-й применяют главным образом для штамповок, отливок и для так называемых свободных размеров, для которых в чертежах не указана точность изготовления.

Величину допусков, с которыми следует изготавливать или ре­ монтировать детали, чтобы были обеспечены соответствующий класс точности сопряжения и нужная посадка, берут из таблиц допусков и посадок, предусмотренных государственными стандар­ тами. Таблицы допусков и посадок составлены в системе отвер­ стия и системе вала.

Система отверстия характеризуется тем, что в ней для всех посадок одного и того же диаметра предельные размеры отверстия постоянные.' Различные посадки достигаются в результате изме­ нения предельных размеров вала.

Система вала характеризуется тем, что в ней постоянными остаются для всех посадок предельные размеры вала, а различ­ ные посадки достигаются в результате изменения предельных размеров отверстия. По действующим государственным стандар­ там для деталей диаметром от 1 до 500 мм нормализовано 43 посадки в системе отверстия и 34 посадки в системе вала по семи классам точности (с 1-го по 5-й классы).

Допуски и посадки для соединений шариковых и роликовых подшипников с валами и корпусами для шпоночных соединений предусмотрены специальными государственными стандартами.

В машиностроении, и в частности в мельничном и элеватор­ ном, система отверстий является наиболее распространенной.

§ 3. Надежность оборудования

Показателями нормальной работы любых машин являются про­ изводительность и качество выпускаемой ими продукции. Всякое отклонение от паспортных данных указывает на снижение рабо­ тоспособности оборудования. Таким образом, под работоспособ­ ностью машины понимают такое ее состояние, когда она может выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями государственных стандартов, технических условий

идругой нормативно-технической документации.

Впроцессе эксплуатации работоспособность машины постепен­ но снижается из-за естественного износа деталей, нарушения ре­ гулировки в узлах, усталостных явлений в металле и др. Эксплуа­ тация деталей, имеющих значительный износ, недопустима, так как это снижает производительность, ухудшает качество продук­ ции и уменьшает надежность и безопасность работы.

Главными и основными факторами, от которых зависит рабо­ тоспособность машин, являются их надежность и долговечность.

Надежность машины — это ее свойство выполнять заданные функции в требуемых режимах и условиях эксплуатации в тече­ ние необходимого промежутка времени и при возможно меньших затратах труда и средств на поддержание ее работоспособности.

8


Надежность является комплексным показателем, обусловлен­ ным безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью изде­ лий (деталей, узлов, групп, технических устройств) и в значи­ тельной мере зависимым от их конструкции и эксплуатационных факторов.

Наряду с надежностью машины, большое значение имеет ее долговечность, под которой понимают свойство машины или из­ делия сохранять работоспособность до предельного состояния с перерывами для технического обслуживания и ремонта.

Предельное состояние — это такое состояние машины, когда дальнейшая ее эксплуатация невозможна по условиям безопасно­ сти, снижения эффективности работы или другим причинам. Долговечность машины обычно оценивают ресурсом — наработкой до предельного состояния.

Для повышения надежности и долговечности машин необходи­ мо при их конструировании уделять внимание прочностному рас­ чету деталей узлов и их . износоустойчивости. В последующем важно обеспечить правильную эксплуатацию оборудования. Хоро­ шо’ известны многочисленные примеры длительного срока служ­ бы оборудования в результате высокого качества изготовления и бережного отношения к нему в процессе эксплуатации.

Применительно к условиям работы мельниц, крупяных и ком­ бикормовых заводов, элеваторов, работающих круглосуточно 300—310 дней в году, обеспечение их высоконадежным оборудо­ ванием приобретает особо важное значение. Поэтому заводы Ми­ нистерства машиностроения для легкой и пищевой промышлен­ ности и бытовых приборов и Главспецэлеватормельмаша Мини­ стерства заготовок СССР проводят систематическую работу по повышению надежности выпускаемого ими оборудования и увели­ чению долговечности его отдельных узлов. Так, например на за­ водах Главспецэлеватормельмаш налажено производство новой конструкции роликовых опор ленточных транспортеров и улучше­ на технология производства вальцовых шестерен, что позволило увеличить продолжительность их работы в 1,5—2,0 раза.


Р А З Д Е Л

ПЕРВЫЙ

ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА ДЕТАЛЕЙ

Гл а в а 1. ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ

§1. Естественный и аварийный износы деталей

Впроцессе эксплуатации машины выходят из строя вслед­ ствие постепенного разрушения поверхностей деталей. Результат этого процесса называют износом. В зависимости от условий ра­ боты одни детали изнашиваются быстрее, другие медленнее. По

мере износа рабочих поверхностей в подвижных соединениях уве­ личивается зазор. Для каждой детали устанавливают предельно допустимый износ, при котором дальнейшая эксплуатация детали недопустима. Износы деталей подразделяют на естественный и аварийный.

Естественный износ. Это результат неизбежного изнашивания оборудования в условиях нормальной эксплуатации; при этом работоспособность оборудования сохраняется в течение всего уста­ новленного для данной машины межремонтного срока службы.

Естественные износы нарастают постепенно — пропорциональ­ но времени работы деталей. На рисунке 3 показана кривая, харак­ теризующая нарастание износа деталей подвижных соединений, работающих со смазкой. По оси ординат отложены величины за­ зоров S (мм) соединения, а по оси абсцисс время t (ч) работы деталей.

Начальная стадия износа (участок кривой 12) характерна быстрым увеличением зазора, что является результатом приработ­ ки нового сопряжения. В последующем, на участке 23, интенсив­ ность изнашивания уменьшается. Этот участок кривой соответ­ ствует естественному износу деталей; нарастание износа за отдельные промежутки времени происходит примерно пропорцио­ нально времени работы оборудования. После того как зазор до­ стигнет значения S3 — величины предельного износа, скорость из­ нашивания начинает возрастать более интенсивно. В этом случае для предотвращения аварии надо прекратить работу оборудова­ ния и установить новую деталь или отремонтировать старую.

Аварийный износ. Возникает при нарушении правил эксплуа­ тации или режима работы машины, а в отдельных случаях из-за

10

Рис. 3. Кривая износа деталей.

конструктивных или производствен­ ных недоделок и усталости металла. Аварийный износ нарастает с повы­ шенной скоростью, а иногда и мгно­ венно; при этом работоспособность машины нарушается задолго до уста­ новленного межремонтного срока службы.

§ 2. Виды износов

S,m

;1 /

t

<4?

1

т у,

г

Я 3?

' т*?

А

Период естественного

 

"*----- износа--------- Н

 

1й зет прирооотни

 

Согласно теории, разработанной советскими учеными Б. М. Деряги­

ным и Н. В. Качельским, трение, вызывающее износ деталей, представляет собой процесс, обусловленный преодолением механи­ ческого зацепления шероховатостей соприкасающихся поверхно­ стей и молекулярным сцеплением поверхностей в точках их сопри­ косновения.

В зависимости от условий работы изнашиваемых деталей ма­

шины

(рода тела, при

трении о

которое происходит

износ

вида

трения, наличия

смазки и т.

п.) профессор М. М.

Хрущов

предложил разделить все виды износов на следующие три груп­ пы: механическое, молекулярно-механическое и коррозионно-ме­ ханическое.

Механический износ. Это наиболее распространенный износ деталей, возникающий в результате взаимодействия трущихся поверхностей, имеющих шероховатость. Даже после самой тщательной доводки на поверхности остаются выступы высотой 0,05—0,1 мкм. При работе выступы под действием давления мо­ гут пластически деформироваться или мгновенно разрушаться. Если же неровности одной из поверхностей имеют большую твер­ дость, то износ происходит интенсивнее. На рабочей поверхно­ сти появляются царапины. Такой вид износа называют абразив­ ным, так как возникает в тех случаях, когда между трущимися поверхностями попадают продукты износа и инородные пред­ меты.

Молекулярно-механический износ, или износ схватыванием (заеданием). Появляется в сопряжениях, работающих при не­ достаточной смазке и значительном удельном ■давлении.

В это время две поверхности сближаются настолько плотно, что начинают действовать молекулярные силы, приводящие к схва­ тыванию поверхностей при трении. Второй причиной схватывания является повышение температуры в точках контакта, вызывающее сваривание металла. Молекулярно-механический износ разви­ вается быстро и сопровождается значительным повреждением трущихся поверхностей. Для предотвращения заедания необ­ ходимо подбирать материалы, обладающие высокими антифрик­ ционными свойствами.

11


Коррозионно-механический износ. Он связан с двумя про­ цессами, т. е. пластическим деформированием поверхностного слоя детали и прониканием кислорода (воздуха, воды) в де­ формированные объемы металла. Высокая температура в точках контакта трущихся поверхностей и отсутствие смазки создают бла­ гоприятные условия для коррозии (ржавления), которая начинает­ ся с поверхности, а затем проникает в глубокие слои металла.

Внешним признаком коррозионно-механического износа явля­ ется изменение окраски поверхностей трения; они приобретают темно-серый цвет. Под влиянием коррозии в деталях обра­ зуются глубокие разъедания, материал приобретает губчатую поверхность и теряет механическую прочностьДля предохране­ ния от коррозии нерабочиечасти деталей покрывают лаками и красками, а рабочие поверхности — стойкими против коррозии по­ крытиями или консистентными смазками.

§ 3. Причины, влияющие на износ

деталей

На интенсивность износа деталей

влияют следующие факто­

ры: вид трения, качество материалов,

из которых изготовлены

детали, качество механической обработки их поверхностей, ха­ рактер и род смазки, скорость движения и удельное давление на рабочую поверхность, условия эксплуатации и др.

Влияние трения. Трение скольжения или трение качения воз­ никает при относительном перемещении соприкасающихся тел. В практике наблюдаются случаи, когда один вид трения сопут­ ствует другому. Например при работе зубчатых колес поверх­ ности зубьев не только скользят одна по другой, по и перекаты­ ваются.

В зависимости от наличия или отсутствия смазки, толщины и

характера слоя, образуемого

смазкой, различают жидкостное,

полужидкостное, граничное, сухое и полусухое трение.

Ж и д к о с т н о е т р е н и е ,

при котором трущиеся поверхно­

сти полностью разделены слоем смазки и непосредственного кон­ такта друг с другом не имеют. Коэффициент жидкостного трения

равен 0,001—0,008.

 

т р е н и е происходит в том случае, ког­

П о л у ж и д к о с т н о е

да большая

часть

сопряженных

поверхностей

разделена

слоем

смазки, но

отдельные

элементы

поверхностей

соприкасаются.

Значение коэффициента

трения колеблется от

0,008 до 0,08.

Г р а н и ч н о е

т р е н и е возникает, когда

трущиеся

поверх­

ности деталей разделены незначительным слоем

смазки

(не бо­

лее 1 мкм); этот слой обладает особыми свойствами, зависящими от качества смазки, природы и состояния трущихся поверхностей. В нормальных условиях износ при граничном трении происходит так же, как и при полужидкостном трении.

С у х о е

т р е н и е возникает, когда очень трудно или невозмож­

но подать

смазку или когда сопряжения работают при высоких

12


температурах (свыше 300° С). Коэффициент сухого трения колебляется от 0,1 до 0,8, его можно снизить правильным подбором мате­ риалов сопряженных деталей, нанесением защитных пленок и тер­ мической обработкой поверхности.

• П о л у с у х о е т р е н и е — это смешанное трение, одновре­ менно граничное и сухое. При этом виде трения большая часть нагрузки передается непосредственным контактом трущихся по­ верхностей, а меньшая — воспринимается масляной пленкой.

Влияние качества материалов. Качество материалов и их ме­ ханическая и химико-термическая обработка оказывают большое влияние на долговечность деталей. Большое значение имеет раз­ нородность трущихся поверхностей, твердость и вязкость мате­ риалов, препятствующие появлению рисок и отрыву материала от поверхности. Из совместно работающей пары деталей одну реко­ мендуется изготавливать из более твердого износостойкого мате­ риала, а другую из сравнительно мягкого материала с малым коэффициентом трения. С повышением твердости материала износостойкость деталей из углеродистых сталей при определен­ ной чистоте трущихся поверхностей увеличивается, однако при грубой механической обработке поверхности повышенная твер­ дость материала может вызвать абразивный износ.

Влияние качества механической обработки. Неровности в ви­ де гребешков и впадин, образующиеся на поверхности детали в результате механической обработки, определяют интенсивность из­ нашивания, особенно в период приработки.

В результате приработки поверхности трущихся деталей сни­ жается их шероховатость до некоторой оптимальной ^величины, характерной для данных условий трения, и уменьшается скорость износа.

Важное значение для процесса износа имеет направление сле­ дов обработки поверхностей. При достаточной смазке и неболь­ ших удельных давлениях направление следов обработки деталей' должно совпадать с направлением движения трущихся деталей. При недостаточной смазке и высоких удельных давлениях эти на­ правления целесообразно делать пересекающимися с направле1 нием движения трущихся пар.

Износ деталей во многом зависит от степени отделки рабочих поверхностей. Гладко обработанные поверхности меньше подвер­ жены износу и коррозии. При отсутствии на поверхности царапин и рисок повышается сопротивляемость металла разрушению от повторнопеременных нагрузок. Однако надо иметь в виду, что по условиям смазки чистота, т, е. шероховатость поверхности дета­ лей, должна быть оптимальной, так как при чрезмерно гладкой поверхности смазка может выдавливаться. Это влечет за собой увеличение скорости износа.

Степень шероховатости поверхности зависит от вида и режима обработки детали, геометрии и материала режущего инструмен­ та, вибрации инструмента и т. п.

13