Файл: Архангородский, Л. А. Ремонт и монтаж оборудования учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
Классы точности 7, 8 и 9-й применяют главным образом для штамповок, отливок и для так называемых свободных размеров, для которых в чертежах не указана точность изготовления.
Величину допусков, с которыми следует изготавливать или ре монтировать детали, чтобы были обеспечены соответствующий класс точности сопряжения и нужная посадка, берут из таблиц допусков и посадок, предусмотренных государственными стандар тами. Таблицы допусков и посадок составлены в системе отвер стия и системе вала.
Система отверстия характеризуется тем, что в ней для всех посадок одного и того же диаметра предельные размеры отверстия постоянные.' Различные посадки достигаются в результате изме нения предельных размеров вала.
Система вала характеризуется тем, что в ней постоянными остаются для всех посадок предельные размеры вала, а различ ные посадки достигаются в результате изменения предельных размеров отверстия. По действующим государственным стандар там для деталей диаметром от 1 до 500 мм нормализовано 43 посадки в системе отверстия и 34 посадки в системе вала по семи классам точности (с 1-го по 5-й классы).
Допуски и посадки для соединений шариковых и роликовых подшипников с валами и корпусами для шпоночных соединений предусмотрены специальными государственными стандартами.
В машиностроении, и в частности в мельничном и элеватор ном, система отверстий является наиболее распространенной.
§ 3. Надежность оборудования
Показателями нормальной работы любых машин являются про изводительность и качество выпускаемой ими продукции. Всякое отклонение от паспортных данных указывает на снижение рабо тоспособности оборудования. Таким образом, под работоспособ ностью машины понимают такое ее состояние, когда она может выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями государственных стандартов, технических условий
идругой нормативно-технической документации.
Впроцессе эксплуатации работоспособность машины постепен но снижается из-за естественного износа деталей, нарушения ре гулировки в узлах, усталостных явлений в металле и др. Эксплуа тация деталей, имеющих значительный износ, недопустима, так как это снижает производительность, ухудшает качество продук ции и уменьшает надежность и безопасность работы.
Главными и основными факторами, от которых зависит рабо тоспособность машин, являются их надежность и долговечность.
Надежность машины — это ее свойство выполнять заданные функции в требуемых режимах и условиях эксплуатации в тече ние необходимого промежутка времени и при возможно меньших затратах труда и средств на поддержание ее работоспособности.
8
Надежность является комплексным показателем, обусловлен ным безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью изде лий (деталей, узлов, групп, технических устройств) и в значи тельной мере зависимым от их конструкции и эксплуатационных факторов.
Наряду с надежностью машины, большое значение имеет ее долговечность, под которой понимают свойство машины или из делия сохранять работоспособность до предельного состояния с перерывами для технического обслуживания и ремонта.
Предельное состояние — это такое состояние машины, когда дальнейшая ее эксплуатация невозможна по условиям безопасно сти, снижения эффективности работы или другим причинам. Долговечность машины обычно оценивают ресурсом — наработкой до предельного состояния.
Для повышения надежности и долговечности машин необходи мо при их конструировании уделять внимание прочностному рас чету деталей узлов и их . износоустойчивости. В последующем важно обеспечить правильную эксплуатацию оборудования. Хоро шо’ известны многочисленные примеры длительного срока служ бы оборудования в результате высокого качества изготовления и бережного отношения к нему в процессе эксплуатации.
Применительно к условиям работы мельниц, крупяных и ком бикормовых заводов, элеваторов, работающих круглосуточно 300—310 дней в году, обеспечение их высоконадежным оборудо ванием приобретает особо важное значение. Поэтому заводы Ми нистерства машиностроения для легкой и пищевой промышлен ности и бытовых приборов и Главспецэлеватормельмаша Мини стерства заготовок СССР проводят систематическую работу по повышению надежности выпускаемого ими оборудования и увели чению долговечности его отдельных узлов. Так, например на за водах Главспецэлеватормельмаш налажено производство новой конструкции роликовых опор ленточных транспортеров и улучше на технология производства вальцовых шестерен, что позволило увеличить продолжительность их работы в 1,5—2,0 раза.
Р А З Д Е Л
ПЕРВЫЙ
ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА ДЕТАЛЕЙ
Гл а в а 1. ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ
§1. Естественный и аварийный износы деталей
Впроцессе эксплуатации машины выходят из строя вслед ствие постепенного разрушения поверхностей деталей. Результат этого процесса называют износом. В зависимости от условий ра боты одни детали изнашиваются быстрее, другие медленнее. По
мере износа рабочих поверхностей в подвижных соединениях уве личивается зазор. Для каждой детали устанавливают предельно допустимый износ, при котором дальнейшая эксплуатация детали недопустима. Износы деталей подразделяют на естественный и аварийный.
Естественный износ. Это результат неизбежного изнашивания оборудования в условиях нормальной эксплуатации; при этом работоспособность оборудования сохраняется в течение всего уста новленного для данной машины межремонтного срока службы.
Естественные износы нарастают постепенно — пропорциональ но времени работы деталей. На рисунке 3 показана кривая, харак теризующая нарастание износа деталей подвижных соединений, работающих со смазкой. По оси ординат отложены величины за зоров S (мм) соединения, а по оси абсцисс время t (ч) работы деталей.
Начальная стадия износа (участок кривой 1—2) характерна быстрым увеличением зазора, что является результатом приработ ки нового сопряжения. В последующем, на участке 2—3, интенсив ность изнашивания уменьшается. Этот участок кривой соответ ствует естественному износу деталей; нарастание износа за отдельные промежутки времени происходит примерно пропорцио нально времени работы оборудования. После того как зазор до стигнет значения S3 — величины предельного износа, скорость из нашивания начинает возрастать более интенсивно. В этом случае для предотвращения аварии надо прекратить работу оборудова ния и установить новую деталь или отремонтировать старую.
Аварийный износ. Возникает при нарушении правил эксплуа тации или режима работы машины, а в отдельных случаях из-за
10
конструктивных или производствен ных недоделок и усталости металла. Аварийный износ нарастает с повы шенной скоростью, а иногда и мгно венно; при этом работоспособность машины нарушается задолго до уста новленного межремонтного срока службы.
§ 2. Виды износов
S,m
;1 /
t
<4? |
1 |
т у, |
г |
Я 3? |
' т*?
А |
Период естественного |
(ч |
|
"*----- износа--------- Н |
|
|
1й зет прирооотни |
|
Согласно теории, разработанной советскими учеными Б. М. Деряги
ным и Н. В. Качельским, трение, вызывающее износ деталей, представляет собой процесс, обусловленный преодолением механи ческого зацепления шероховатостей соприкасающихся поверхно стей и молекулярным сцеплением поверхностей в точках их сопри косновения.
В зависимости от условий работы изнашиваемых деталей ма
шины |
(рода тела, при |
трении о |
которое происходит |
износ |
вида |
трения, наличия |
смазки и т. |
п.) профессор М. М. |
Хрущов |
предложил разделить все виды износов на следующие три груп пы: механическое, молекулярно-механическое и коррозионно-ме ханическое.
Механический износ. Это наиболее распространенный износ деталей, возникающий в результате взаимодействия трущихся поверхностей, имеющих шероховатость. Даже после самой тщательной доводки на поверхности остаются выступы высотой 0,05—0,1 мкм. При работе выступы под действием давления мо гут пластически деформироваться или мгновенно разрушаться. Если же неровности одной из поверхностей имеют большую твер дость, то износ происходит интенсивнее. На рабочей поверхно сти появляются царапины. Такой вид износа называют абразив ным, так как возникает в тех случаях, когда между трущимися поверхностями попадают продукты износа и инородные пред меты.
Молекулярно-механический износ, или износ схватыванием (заеданием). Появляется в сопряжениях, работающих при не достаточной смазке и значительном удельном ■давлении.
В это время две поверхности сближаются настолько плотно, что начинают действовать молекулярные силы, приводящие к схва тыванию поверхностей при трении. Второй причиной схватывания является повышение температуры в точках контакта, вызывающее сваривание металла. Молекулярно-механический износ разви вается быстро и сопровождается значительным повреждением трущихся поверхностей. Для предотвращения заедания необ ходимо подбирать материалы, обладающие высокими антифрик ционными свойствами.
11
Коррозионно-механический износ. Он связан с двумя про цессами, т. е. пластическим деформированием поверхностного слоя детали и прониканием кислорода (воздуха, воды) в де формированные объемы металла. Высокая температура в точках контакта трущихся поверхностей и отсутствие смазки создают бла гоприятные условия для коррозии (ржавления), которая начинает ся с поверхности, а затем проникает в глубокие слои металла.
Внешним признаком коррозионно-механического износа явля ется изменение окраски поверхностей трения; они приобретают темно-серый цвет. Под влиянием коррозии в деталях обра зуются глубокие разъедания, материал приобретает губчатую поверхность и теряет механическую прочностьДля предохране ния от коррозии нерабочиечасти деталей покрывают лаками и красками, а рабочие поверхности — стойкими против коррозии по крытиями или консистентными смазками.
§ 3. Причины, влияющие на износ |
деталей |
На интенсивность износа деталей |
влияют следующие факто |
ры: вид трения, качество материалов, |
из которых изготовлены |
детали, качество механической обработки их поверхностей, ха рактер и род смазки, скорость движения и удельное давление на рабочую поверхность, условия эксплуатации и др.
Влияние трения. Трение скольжения или трение качения воз никает при относительном перемещении соприкасающихся тел. В практике наблюдаются случаи, когда один вид трения сопут ствует другому. Например при работе зубчатых колес поверх ности зубьев не только скользят одна по другой, по и перекаты ваются.
В зависимости от наличия или отсутствия смазки, толщины и
характера слоя, образуемого |
смазкой, различают жидкостное, |
полужидкостное, граничное, сухое и полусухое трение. |
|
Ж и д к о с т н о е т р е н и е , |
при котором трущиеся поверхно |
сти полностью разделены слоем смазки и непосредственного кон такта друг с другом не имеют. Коэффициент жидкостного трения
равен 0,001—0,008. |
|
т р е н и е происходит в том случае, ког |
|||||
П о л у ж и д к о с т н о е |
|||||||
да большая |
часть |
сопряженных |
поверхностей |
разделена |
слоем |
||
смазки, но |
отдельные |
элементы |
поверхностей |
соприкасаются. |
|||
Значение коэффициента |
трения колеблется от |
0,008 до 0,08. |
|||||
Г р а н и ч н о е |
т р е н и е возникает, когда |
трущиеся |
поверх |
||||
ности деталей разделены незначительным слоем |
смазки |
(не бо |
лее 1 мкм); этот слой обладает особыми свойствами, зависящими от качества смазки, природы и состояния трущихся поверхностей. В нормальных условиях износ при граничном трении происходит так же, как и при полужидкостном трении.
С у х о е |
т р е н и е возникает, когда очень трудно или невозмож |
но подать |
смазку или когда сопряжения работают при высоких |
12
температурах (свыше 300° С). Коэффициент сухого трения колебляется от 0,1 до 0,8, его можно снизить правильным подбором мате риалов сопряженных деталей, нанесением защитных пленок и тер мической обработкой поверхности.
• П о л у с у х о е т р е н и е — это смешанное трение, одновре менно граничное и сухое. При этом виде трения большая часть нагрузки передается непосредственным контактом трущихся по верхностей, а меньшая — воспринимается масляной пленкой.
Влияние качества материалов. Качество материалов и их ме ханическая и химико-термическая обработка оказывают большое влияние на долговечность деталей. Большое значение имеет раз нородность трущихся поверхностей, твердость и вязкость мате риалов, препятствующие появлению рисок и отрыву материала от поверхности. Из совместно работающей пары деталей одну реко мендуется изготавливать из более твердого износостойкого мате риала, а другую из сравнительно мягкого материала с малым коэффициентом трения. С повышением твердости материала износостойкость деталей из углеродистых сталей при определен ной чистоте трущихся поверхностей увеличивается, однако при грубой механической обработке поверхности повышенная твер дость материала может вызвать абразивный износ.
Влияние качества механической обработки. Неровности в ви де гребешков и впадин, образующиеся на поверхности детали в результате механической обработки, определяют интенсивность из нашивания, особенно в период приработки.
В результате приработки поверхности трущихся деталей сни жается их шероховатость до некоторой оптимальной ^величины, характерной для данных условий трения, и уменьшается скорость износа.
Важное значение для процесса износа имеет направление сле дов обработки поверхностей. При достаточной смазке и неболь ших удельных давлениях направление следов обработки деталей' должно совпадать с направлением движения трущихся деталей. При недостаточной смазке и высоких удельных давлениях эти на правления целесообразно делать пересекающимися с направле1 нием движения трущихся пар.
Износ деталей во многом зависит от степени отделки рабочих поверхностей. Гладко обработанные поверхности меньше подвер жены износу и коррозии. При отсутствии на поверхности царапин и рисок повышается сопротивляемость металла разрушению от повторнопеременных нагрузок. Однако надо иметь в виду, что по условиям смазки чистота, т, е. шероховатость поверхности дета лей, должна быть оптимальной, так как при чрезмерно гладкой поверхности смазка может выдавливаться. Это влечет за собой увеличение скорости износа.
Степень шероховатости поверхности зависит от вида и режима обработки детали, геометрии и материала режущего инструмен та, вибрации инструмента и т. п.
13