Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) Принципат – форма рабовладельческой монархии, для которой характерно сохранение республиканских учреждений, но власть практи принадлежала одной личности-принцепсу (первому в списке сенаторов).
2) Доминат – неограниченная монархия, сформировавшаяся в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. 3 в.). Далее рассмотри феодальную монархию, которая последовательно проходит три этапа своего становления:
- раннефеодальная монархия;
- сословно-представительная монархия;
- абсолютная монархия.
Раннефеодальная монархия – как форма государственного правления формируется главным образом из родообщинных отношений у большей части народов Европы (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское).
Такое государство имеет свои специфические признаки:
- раздробленность территории;
- слабость центральной власти;
- шаткость государственного устройства;
- присутствие остатков родового самоуправления.
По мере становления феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и некогда свободные крестьяне впадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, являющихся носителями верховной власти на своих землях территории. Параллельно образовывается аппарат центральной власти, органы которого были взаимосвязаны с аппаратом частной власти крупных феодалов.
При завоевании слабо организованных народностей формируются разновидности раннефеодального государства, которые получили название раннефеодальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана) . Сформировавшаяся в центре сильная власть возглавлялась одним владыкою и поддерживалась военной дружиной и народным ополчением. Шаткость таких государственных единиц определялась тем, что феодалы главным образом были заинтересованы использовать государственную власть в своих экономических интересах, а не во благо всего единого государства. Сословно-представительная монархия представляет собой централизованную феодальную монархию, в которой имеется полновластный монарх, организуя власть, вынужден привлекать для решения ключевых вопросов в виде совещательного органа собрание представителей господствующих сословий.
Сословно-представительная монархия функционирует в сословных социумах, представляет собой принцип организации представительной власти, где имеется обособленные социальные группы – сословия, от которых избираются свои депутаты. Сословно-представительные собрания, образованные из духовенства, дворянства, представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев), представляли собой, главным образом, совещательные органы, которые занимались законодательской деятельностью, контролем за финансами .
Таким образом, с древних времен монархия выступала как основная форма правления.
3 Республика: понятие, признаки, виды
Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются гражданами на определенный срок, или формируются представительными учреждениями. Подавляющее большинство государств мира сегодня имеют республиканскую форму правления (более 140 из 200).
Общими признаками республиканской формы правления являются:
- выборность главы государства и других верховных органов государственной власти на определенный срок;
- осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
- обязательность решений верховной государственной власти для всех других органов государственной власти;
- преобладающий защиту интересов граждан государства, взаимная ответственность человека и государства.
Конституционной теории и современной практике государственного строительства известны три основных вида республик; парламентская, президентская и квазипрезидентская (полупрезидентская или смешанная). Они различаются порядком избрания президента, статусом и порядком формирования правительства, характером ответственности правительства и тому подобное.
Парламентская (парламентская) республика характеризуется тем, что парламент является полновластным органом, который формирует правительство, несет перед ним политическую ответственность, и избирает главу государства (президента или коллегиальный орган, осуществляющий функции главы государства), который фактически выполняет лишь представительские функции (модель «гибкого разделения властей»). Главным признаком парламентарной республики является реальное формирование правительства парламентом и политическая ответственность правительства перед парламентом.
Президентская (дуалистическая) республика характеризуется тем, что глава государства - президент - избирается непарламентским путем и одновременно является главой исполнительной власти. В президентской республике наиболее последовательно проводится в жизнь принцип разделения властей (модель «жесткого разделения властей»: президент не может досрочно прекращать полномочия парламента, а последний не вправе смещать министров путем вотума недоверия), а отношения между законодательной и исполнительной ветвями власти строятся в соответствии с принципом сдержек и противовесов.
В классической президентской республике правительство, как коллегиальный орган с собственным конституционно-правовым статусом, в основном отсутствует (например, США). Исполнительную власть единолично осуществляет президент, которому подчинены, каждый отдельно, министры. Главным признаком президентской формы правления является отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом.
Квазипрезидентська (полупрезидентской или смешанная) республика характеризуется чертами как парламентской, так и президентской республики с преобладанием признаков последней. Практика государственного строительства различных стран мира знает разные примеры такого сочетания. Наиболее распространены два варианта:
1) президент, как и в президентской республике, избирается гражданами, он совмещает функции главы государства и главы исполнительной власти, но исполнительную власть осуществляет не единолично, а совместно с правительством, которое имеет самостоятельный конституционно-правовой статус и должен получить доверие парламента.
2) всенародно избранный президент формирует (при определенной участия парламента) правительство, ответственное перед ним, но непосредственно не входит в законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и занимает в системе разделения властей отдельное, особое место. Правительство при такой модели наделяется статусом высшего органа в системе органов исполнительной власти и подотчетен и подконтролен парламенту.
Из практики государственного строительства других стран известны также Вестминстерские (Индия, Пакистан) и искаженные республики: суперпрезидентские, теократические, президентско-монистические, президентско-милитаристские т.д. республики.
4 Взаимосвязь с формой правления с формой государственного устройства и политическим режимом
Отмечая общетеоретическую актуальность обращения к проблематике
соотношение понятий «форма государства» и «форма правления» в классической и современной государственно-правовой теории, необходимо отметить и те причины, которые существенно повышают ее роль для теории государства и права.
Во-первых, вопрос определения формы государства и его элементов связанные с нормативным закреплением основ конституционного строя любой современной страны. То есть именно структурные (формальные) признаки государства устанавливают то, каким образом и каким способом организуется и функционирует публичная власть, как она
взаимодействует с обществом, каковы ее основные цели, ценности и методы деятельности.
В полной мере очевидно, что в свете Конституции РФ, понятие формы государства приобретает особую актуальность, поскольку только в Основном законе должны быть максимально четко определены не только сущность российского государства, но и ее форму. Более того, такое конституционное определение формы государства должно иметь комплексный и целостный характер, что позволит не только гарантировать максимальное «юридическую качество» Основного Закона, но и обезопасить форму государства от каких-либо искажений, которые могут быть вызванные попытками изменения тех или других элементов формы государства.
Во-вторых, имеющийся в настоящее время терминологический плюрализм в части различных теоретико-методологических способов толкования содержания таких понятий, как «форма государства» и «форма правления» часто становится причиной несогласованности практических действий в части юридического обеспечения развития основ конституционного строя Российской Федерации.
Сейчас одна из главных теоретических проблем определения содержания понятий формы государства и формы правления заключается в том, что довольно часто им предоставляются фактически тождественные дефиниции. Так, например, известные российские исследователи Г. Енгибарян и Ю. Краснов характеризуют форму государства как «организацию государственной власти и ее устройство в целом», тогда как форму правления они описывают так: «Это организация верховной государственной власти, особенно высших и центральных ее органов, структура, компетенция, порядок образования этих органов, длительность и объем их полномочий, их взаимоотношения с гражданами, степень участия последних в их формировании» .
То есть фактически единственное существенное отличие между этими двумя дефинициями заключается в том, что понятие «Форма государства» связано с организацией государственной власти в целом, а понятие «форма правления» - только с организацией высших органов государственной власти. Конечно, такая дефиниция формы государства, как правило, уточняется ссылкой на то, что это понятие включает в себя еще два дополнительных элемента (форма государственного устройства и политический режим), что, собственно, и образует основу, которая позволяет утверждать о различии между формой государства и формой правления.
Однако на самом деле указанное уточнение также нельзя считать исчерпывающим ответом на вопрос о соотношении исследуемых нами понятий.
В то же время, сравнивая понятие «форма государства» и «форма правления», следует согласиться с мнением, что последнее имеет более непосредственное отношение к конституционно-правовому регулированию организации и функционирования государства. То есть как юридическая характеристика государства форма правления позволяет достаточно четко определить внутреннюю конструкцию системы государственной власти, установить более высокие органы этой системы и указать, в какой способ и благодаря которым механизмам они взаимодействуют .
В отличие от этого, понятие «форма государства» имеет преимущественно теоретико-правовое значение, поскольку оно дает не только определенное институционально-нормативное представление о государстве, но и позволяет охарактеризовать ее с точки зрения тех принципов и ценностей, которыми она руководствуется в своем развитии, определить ее государственно и правотворческие стратегические ориентиры и тому подобное.
С этой точки зрения, важной установкой в части развития формы российского государства в контексте конституционного закрепления должен стать не столько поиск конституционного определения этой формы, сколько такое согласование ее элементов, которое бы обеспечило целостное и системное развитие России как демократически ориентированного государства, в которой признаются и действуют принципы и ценности демократии, правовой и социальной государственности.
Таким образом, обобщая результаты проведенного исследования, можем сформулировать следующие выводы. Во-первых, характерна для ранних этапов государственно-правовой мысли тенденция к отождествлению формы государства и формы правления с середины прошлого века стала предметом радикального переосмысления, выразившегося в попытке представить форму государства как единство определенных элементов, каждый из которых связан с конкретно взятыми свойствами государства.
То есть, кроме способа организации и функционирования верховной власти, не менее важными характеристиками формы государства способ распределения власти на территории государства и совокупность методов осуществления власти, которые позволяют установить тип и характер факторы взаимодействия между государством и обществом.
То есть понятие формы государства, в отличие от формы правления, не только описывает внутреннюю построение системы государственной власти, но и рассматривает ее в процессе динамического взаимодействия с обществом и гражданами.