Файл: Курсовая работа по дисциплине макроэкономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Серая» теневая экономика – разрешенная законом, но нерегистрируемая экономическая деятельность (преимущественно, мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг. В отличие от «второй» теневой экономики, которая неразрывно связана с «белой» экономикой и паразитирует на ней, «серая» экономика функционирует более автономно. В этом секторе теневой экономики самостоятельные производители либо сознательно уклоняются от официального учета, не желая нести расходы, связанные с получением лицензии, уплатой налогов и т.п., либо отчет о такой деятельности вообще не предусмотрен.

«Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) – запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных и остродефицитных товаров и услуг. «Черная» теневая экономика обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая» экономика. «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет). В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников.

Предложенную типологию не следует абсолютизировать. Между разными формами теневой экономической деятельности нет резкой грани. Например, организованные преступные группы могут «собирать дань» с предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для «отмывания» своих доходов. Все «теневики» находятся вне легальных законодательных норм и охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру [15].
2.2 Причины возникновения теневой экономики
Традиционно к основным факторам развития теневой экономики относят следующие:

чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки;

чрезмерная регламентация экономической деятельности;

значительные масштабы государственного сектора в экономике.

Относительно новым фактором развития теневой экономики является транснационализация и глобализация экономики. Этот фактор особенно заметен в странах с либеральной, либо слабоконтролируемой финансовой системой, активно вовлеченных в международные экономические отношения.


Все вышеперечисленные причины относятся, прежде всего, к деятельности по производству и реализации незапрещенных товаров и услуг.

Они являются общими для государств с различными типами экономики: для стран с рыночной, переходной экономикой, а также для развивающихся стран. Выделяется также ряд факторов, которые либо присущи исключительно экономикам переходного типа (всем или некоторым), либо оказывают различное влияние в условиях различных типов хозяйственных систем.

Разнонаправленное влияние на масштабы теневой экономики оказывает такой фактор, как масштабы доходов и расходов государственных финансовых фондов (прежде всего бюджета) [2].

Что же касается ситуации в Республике Беларусь, то в наших магазинах товары зачастую дороже, чем в соседних странах. Это происходит потому, что на них начисляется много налогов, которые удорожают товары. Вдобавок наша налоговая система очень жесткая. Она одинаково сурово наказывает и за уклонение от уплаты налогов, и за ошибки в их исчислении. В результате кое у кого сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и частичному переводу деловой активности в тень [14].

Другая причина работы в теневой экономике – чрезмерное вмешательство контролирующих органов. Сложные процедуры согласования цен, сертификации, лицензирования способны отбить всякий интерес к законопослушной предпринимательской деятельности. Проще работать без официальной регистрации. Это касается, в частности, ремонта квартир и автомобилей, частного извоза, аренды квартир, ввоза и реализации автозапчастей, поставки товаров из третьих стран. Чрезмерное вмешательство государственных органов в экономику приводит к искусственному неравенству предприятий различных форм собственности, приносит (прямо или косвенно) выгоды одним и потери другим, что также создает благоприятные условия для роста теневой экономики [16].
2.2.1 Высокий уровень налогооблажения
Данный фактор признается одним из самых значимых, стимулирующих рост и активизацию теневой экономики. Он оказывает свое воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране имеет свои особенности. Например, в США особое влияние на развитие теневого сектора оказывают высокие ставки подоходного налога. В России и Беларуси распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость.



Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимула для дальнейшей активной деятельности. По оценке экспертов, в Западной Европе именно из-за прямых и косвенных налогов 55% всех предприятий переходят в теневой сектор [2].
2.2.2 Завышенная регламентация экономики
Этот фактор проявляется, в основном, в следующих действиях государства: запрет на обращение каких-либо товаров или услуг; административное вмешательство в процесс ценообразования; чрезмерная власть бюрократии, слабая контролируемость бюрократических решений. Результатом этого является рост теневой экономики. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.
2.2.3 Значительные масштабы госсектора в экономике
Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождают отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме и прямых, и косвенных дотаций, субсидий, льготных кредитов среди государственных предприятий, что является основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж. Таким образом, эффективность деятельности государства является важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой экономики.
2.2.4 Экономическая нестабильность. Кризисное состояние экономики.
Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики. Кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор.

С другой стороны, при кризисном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь определенные преимущества. Так, профессор австрийского университета Линца Фридрих Шнайдер, специализирующийся по вопросам теневых или скрытых экономик, поддерживает теорию, что развитый неофициальный сектор экономики может помочь в случае экономического спада. "Люди зарабатывают дополнительные деньги, а в теневой экономике никто не откладывает
деньги на сберегательный счет - следовательно, все эти деньги расходуются на потребительские товары, поддерживая спрос", - говорит он. По его словам, теневая экономика повышает общий уровень благосостояния [21].
2.2.5 Незащищенность прав собственности
Данный фактор порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство, и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.
2.2.6 Неблагоприятный социальный фон
Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т. д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д.

Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т. д.
2.2.7 Политическая нестабильность
Этот фактор также, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала.

Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет "затенения", но и по причине элементарного свертывания деятельности" до лучших времен".

В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом причин существования теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью деформация морально этических требований [2].

2.3 Последствия теневой экономики
Негативные последствия теневой и криминальной экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях. Существуют также и значимые неэкономические последствия.
2.3.1 Деформация налоговой сферы
Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных расходов и деформация ее структуры.

Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.

Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений. Таким образом, сокрытие даже разрешенной законом экономической деятельности вызывает перераспределение доходов и собственности путем деформации налоговой политики и налоговых отношений.
2.3.2 Деформация бюджетной сферы
Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформации его структуры.

Сокращение доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений.

Не менее важным результатом сокращения государственных расходов является сокращение и недофинансирование социальных программ. Это происходит в тот период, когда уровень социальной дифференциации населения достиг критической величины, и значительная часть населения живет ниже уровня бедности. Таким образом, высокая социальная цена реформ усугубляется неэффективной социальной политикой.

В развивающихся странах (Бразилия, Индия и др.), в том числе наименее развитых (в основном государства Тропической Африки), сокращение средств, предназначенных для осуществления социальных программ и инвестиций в целях развития, ставит под угрозу социальную стабильность и прогресс.