Файл: Курсовая работа по дисциплине макроэкономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3. Масштабы теневой экономики

3.1 Теневая экономика в Европейском Союзе и Российской Федерации
В условиях мирового финансово-экономического кризиса во всем мире расширяется сектор теневой экономики. Впервые за 15 лет теневой сектор экономики Европейского союза начал расти. Европейцы соглашаются получать зарплату «мимо кассы», лишь бы пережить кризис. В России все не так однозначно. Одни эксперты говорят, что компании слишком долго шли к белой экономике и поэтому резко в тень уйти не могут. Другие же заверяют, что всерую и так работали почти все [15].

По мнению экономического эксперта Организации экономического сотрудничества и развития Фридриха Шнейдера, прирост теневого сектора экономики 14 крупнейших стран Европейского союза в 2009 году составил около 0,9%. Сравнительно немного, однако «серость» в Европе вырасла впервые за последние 15 лет. Виноват в этом, конечно, экономический кризис. Растущая безработица на фоне высоких налогов вызвала рост числа нелегально занятых. Экономисты также отмечают рост коррупции [15].

Сейчас объем теневой экономики в целом по Европе оценивается на уровне 20% ВВП. Объем теневой экономики Великобритании эксперты оценивают в 10% от ВВП, Германии – 14%, Франции – 16%. В скандинавских странах серый сектор составляет 9–15% ВВП. В Италии и Испании «серый» сектор оценивается в 25% ВВП, а в Греции – 30–35%. Самая сложная ситуация в бывших соцстранах: в целом по Восточной Европе – до 40% ВВП, а на Украине – 57%. Россия не входит в Организацию экономического сотрудничества и развития, поэтому в свое исследование данная организация ее не включает, но, мнению Фридриха Шнейдера, объем теневой экономики Российской Федерации в 2008 году составлял 49% от ВВП. Кстати, точно такие же цифры в позапрошлом году давал и Всемирный банк – ровно 49%. Впрочем, некоторые российские экономисты с такими выводами не согласны [15]. По данных Ростата объем "серого" сектора Российской Федерации достигает 25% ВВП [21].

Однако, по словам других экономистов, «серость» расползлась повсюду. Ею в российской экономике в той или иной степени охвачены 77% экономических агентов. Это и не вполне «белые» зарплаты, и не всегда прозрачные схемы приобретения материалов и оборудования, и перевод средств в офшоры. «Социальные внебюджетные фонды Российской Федерации недополучили 45% налогов, а бюджет недополучил примерно половину налогов», – отметил научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский [15].


В оценках последствий кризиса для непрозрачного сектора мнения экспертов также расходятся. По словам руководителя группы анализа стран СНГ Института «Центр развития» Оксаны Осиповой, обратное движение к «серым» зарплатам, если и будет, то незначительным и не резким. Предпосылок для роста их объемов нет, поскольку налоги пока не повышаются. Возможен лишь перевод на частичный наем небольшого числа сотрудников, в пределах 5–6% от фонда оплаты труда предприятия. «Массово компании не будут этим заниматься. Они долго добивались нормальных отношений с властями и будут дорожить этим. Плюс не все люди согласятся получать деньги в конверте. Роста «серого» импорта я тоже не ожидаю. Сейчас трудно получить доход от него, потому что рынок насыщен, товар трудно сбыть. Для «теневой экономики» остается ниша в строительстве. Рост «серых» схем в этом секторе возможен за счет мигрантов в первую очередь. Но все будет зависеть от объемов строительства, которые сейчас не растут. Еще остается «бытовой серый сектор» – наем рабочих для подсобных работ, педагогов, репетиторов – но это было всегда», – сказала Оксана Осипова [15].

Никита Кричевский, в свою очередь, уверен, что «серость» в этом году разыграется всеми своими оттенками. «Удельный вес «серых» зарплат вырастет с 45 до 60%. Бюджет недополучит до 60% налогов. Часть компаний просто прекратят работать, поскольку усиливается административный гнет. Налоговики не берут взятки, но заставляют платить, выполняя свой план по сборам. Другая часть компаний перейдет на «серые» схемы: каждый месяц платишь куда нужно, и работаешь спокойно. С другой стороны, «серая» экономика дает неформальные рабочие места многим людям. Борьба с «теневым сектором» грозит тяжелыми социальными последствиями, поэтому власти капитулировали перед ним», – сказал экономист [15].
3.2 Теневая экономика в Республике Беларусь

3.2.1 Методика оценки теневой экономики
В нашей республике проблемами оценки размеров теневой экономики занимается Национальный статистический комитет Республики Беларусь в рамках разработки системы национальных счетов. На основе рекомендаций Статкомитета СНГ и Госкомстата России, а также международных организаций утверждена Методология оценки объемов ненаблюдаемой экономики в национальных счетах Республики Беларусь.



Главной целью экономической статистики является не борьба с незаконной деятельностью, а адекватные расчеты ВВП и других макроэкономических показателей. Поэтому область исследований статистических органов не включает, например, те виды производства товаров, работ и оказания услуг, которые прямо запрещены законодательством.

Аргументы основаны, как правило, на доводах этического плана: включение незаконной деятельности приведет к увеличению ВВП и может быть ошибочно истолковано как рост благосостояния страны.

В этой связи в большинстве стран учет и анализ процессов теневой экономики проводится совместными усилиями как статистических, так и контролирующих органов.

Методы расчета объемов ненаблюдаемой экономике в системе национальных счетов Беларуси объединяются в следующие группы:

интегральные оценки макроэкономических показателей, включающие оценку неформальной экономической деятельности, например, оценки производства продукции растениеводства в личных подсобных хозяйствах граждан, исходя из данных о площади посевов в этих хозяйствах и средней урожайности;

прямые оценки неформальной экономической деятельности и ее отдельных элементов, основанные на регулярно собираемых статистических данных об этой неформальной экономической деятельности;

косвенные методы оценки неформальной экономической деятельности и ее отдельных элементов, основанные на информации об отдельных фактах, явлениях или на сравнительном анализе данных, полученных из разных источников. Эта информация позволяет получить представление об относительных масштабах и тенденциях распространения неформальной экономической деятельности в пределах ограниченной группы единиц или по отдельному явлению, которое затем распространяется на всю соответствующую совокупность единиц или явлений;

балансовый метод, который предполагает составление балансов ресурсов и использования по отдельным товарам и услугам. Этот метод применяется в расчетах производства и использования сельскохозяйственной продукции в домашних хозяйствах.

Выбор методов определяется практическими возможностями получения наиболее достоверной информации для оценки отдельных видов неформальной экономической деятельности. В целях повышения достоверности оценок используются различные источники информации и производятся расчеты разными методами, сопоставляя их результаты.


Как показывает практика, неформальная экономическая деятельность играет наиболее значительную роль в следующих отраслях: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля и общественное питание, жилищное хозяйство, здравоохранение, образование, управление (юридические услуги) [4].

По сравнению с Россией и другими странами СНГ, где объем теневой экономики составляет в среднем 40% от ВВП, размеры ненаблюдаемой экономики в Республике Беларусь на порядок ниже и составляют 15-17% от ВВП. Это объясняется тем, что в нашей республике, по-прежнему, сохранилось сплошное статистическое обследование предприятий. Уровень отчетности по крупным предприятиям составляет почти 100%, а по малым предприятиям эта цифра находится на уровне 90%. Кроме того, согласно” Закону о государственной статистике” органы государственной статистики имеют право осуществлять контроль за состоянием первичного учета и привлекать к ответственности должностных лиц в случае искажения ими статистических данных. С 2008 года индивидуальные предприниматели обязаны перерегистрироваться в частные унитарные предприятия – а это, уже, юридические лица, которые обязаны представлять статистическую отчетность (согласно Закону).

Тем не менее ненаблюдаемая экономика в Республике Беларусь учитывается при расчетах на макроэкономическом уровне. Методология Системы национальных счетов предусматривает отражение в составе показателя валовой внутренний продукт (ВВП) любой деятельности, подпадающей под определение «экономической».

Большая часть производства, включаемого согласно данному определению в состав ненаблюдаемой экономики, является вполне законной, но его размер либо сознательно преуменьшается производителями, либо информацию о нем невозможно получить обычным путем, поскольку производственные единицы не регистрируются в силу своей неформальной организации.

Целью расчета недостающих параметров скрытой и неформальной экономической деятельности является сведение к минимуму возможной ошибки при построении экономического показателя. Это означает, что в случае отсутствия необходимой статистической информации принимаются в расчет любые соображения и делается поправка с определенной степенью возможной ошибки. Поэтому во многих случаях поправки на скрытую и неформальную экономическую деятельность носят вероятностный характер.

Лучшим для определения неизвестных параметров экономической деятельности является балансовый метод. Балансовый метод успешно
реализуется при макроэкономических расчетах, при построении национальных счетов, таблиц «затраты-выпуск», баланса денежных доходов и расходов населения и т.п. Хорошие результаты для оценки необходимых параметров дает использование известных косвенных индикаторов, например: данные о площади приусадебных и дачных участков, о средней урожайности сельскохозяйственных культур. Дополнительные выборочные обследования могут быть использованы для получения необходимой информации о параметрах неформальной экономической деятельности.

Экспертные оценки в ряде случаев достаточно эффективны. Например, данные таможенной службы используются при составлении платежного баланса для проведения досчетов количества некоторых видов продуктов, контрабандно ввозимых в Республику Беларусь в виде сырья.

В 1995-2000 г.г., Научно-исследовательский институт статистики статистики при Минстате Республики Беларусь занимался разработкой методологии оценки и вопросами мониторинга ненаблюдаемой экономики, проводило экспериментальные расчеты. В соответствии с рекомендациями Системы национальных счетов ООН и Евростата был разработан понятийный аппарат и классификации явлений ненаблюдаемой экономики, выделены ее границы, определены и апробированы основные методы оценки ненаблюдаемой экономической деятельности на макроуровне (метод расхождений, методы «чувствительного» анализа, монетарные методы, методы по показателю занятости, экспертные оценки доходов индивидуальных рыночных производителей) и на уровне отдельных отраслей: промышленности, торговли, строительства, сельского хозяйства, науки, здравоохранения, транспорта.

В настоящее время на практике Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь ведется учет ненаблюдаемой экономики на трех стадиях:

При расчете ВВП методом производства по отраслям экономики;

На стадии увязки (балансирования) основных показателей национальных счетов;

При построении таблиц затраты-выпуск.

При определении выпуска товаров и услуг по отраслям экономики в Республике Беларусь для оценки ненаблюдаемой экономической деятельности используются следующие методы:

Метод товарных потоков (на основе таблиц "затраты-выпуск", балансов отдельных продуктов);

Косвенные методы - на основе сопоставления данных из различных источников (данных сплошных наблюдений, выборочных обследований домашних хозяйств, данных из административных источников);