Файл: 30 Нарушения памяти при поражении третьего функционального блока.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30) Нарушения памяти при поражении третьего функционального блока

Память-сохранение информации о раздражителе после того, как его действие уже прекратилось. По длительности процессы памяти подразд-тся на: 1. Мгновенную память; 2. Кратковременную; 3. Долговременную.

Типы нарушения памяти: 1.Модально-неспецифические- поражение 1го %ого блока могза (энергетического);

2.Модально-специфические нарушения памяти. Нарушения связаны с определённой модальностью стимулов и распространяются только на раздражители, адресующиеся какому-то одному анализатору. Возникают при поражении : 2го (прием, переработка, хранение информации), 3го (программирование, регуляция и контроль за протеканием психической деятельности) функциональных блоков. К МСН относятся нарушения зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти и др. Поражения левого полушария (правша) :Акустико-мнестическая афазия: слухоречеваявая память нет общих нарушений памяти (наиболее изучена). Дефект выступает в изолированной форме.- отсутствие, расстройства фонематического слуха. Оптико-мнестическая афазия: нарушается зрительно-речевая память (больные не могут назв. показываемые им предметы, но они знают их %-цию, нарушены зрительные представления объектов (рисунок), ориентируются в окруж. мире (рисунках)). Поражения правого полушария: слуховая память распространяется на неречевой (музыкальный) слух- возникает амузия (гностические и мнестические дефекты), агнозия на лицо. Поражения теменно-затылочных отделов. нарушения пространственной и цветовой памяти.

3.псевдоамнезия: (по Микадзе). память страдает главным образом как мнестическая деятельность (поражения лобных долей мозга: левой или двух), не могут выполнить задачу запомнить материал, т.к. нарушен процесс формирования намерений, планов, т. е. страдает структура любой сознательной психической деятельности, в том числе и мнестической. ( непроизвольная память лучше, непроизвольная). При 2ух стороннем поражении лобных долей наблюдается не только псевдоамнезия, но и другие псевдодефекты (зрительная, слуховая, тактильная псевдоагнозия и др.), связанные с распадом любой произвольной познавательной деятельности.

Гипоамнезия - ослабление памяти. Парамнезия – человек испытывает ощ-ние «знакомости» при встречи с незнакомыми объектами. Гиперамнезия – обострение памяти.
27) Синдромы расщепленного мозга.

Модель расщепленного мозга получила своё название тогда, когда амер. нейрохирурги делали операции по перерезке комиссур (мозолистого тела) с целью хирургич-ого лечения эпилепсии. Эта модели открыла возможности для изучения мех-мов межполушарного взаимодействия, а также работы левого и правого п/ш-ий мозга по отдельности. После операций (Газзанига, Р. Сперри) вывели, что нет изменений темперамента личности и интеллекта. Обнаруживаются характерные симптомы нарушений псих-их ф-ций: Сенсорные феномены: состоят в том, что зрит-ые стимулы, предъявленные в левое поле зрения, больные (правши) как бы не замечают и не могут их называть. Однако, вспышка света в левом поле зрения ими замечается. Тот же эффект и при ощупывании предметов левой рукой. Этот феномен получил назв-ие аномия. Речевые феномены: проявл-тся в невозможности прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения (т.е. в правое п/ш-ие), или написать его. Иссл-ли отмечают, что правое п/ш-ие хотя и явл-тся «неграмотным», но все же обл-ет опр-нными лингвистич. способностями. Если больному предлагается найти предмет, который обозначает предъявленное слово, среди прочих предметов, то он или находит его, или выбирает предмет из того же семантич-ого поля (ручка-карандаш, сигарета-пепельница и т.д.). Двигательные феномены: они выражаются в нарушении совместных движений рук и ног, совершаемым по разным программам (печатание на машинке, езда на велосипеде и т.д.). Нарушение совместных дв-ий набл-тся и у обезьян с «расщепленным мозгом». При изуч-ии письма и рисунка обеими руками у больных с «рсщепленным мозгом» был выявлен симптом дископии-дизграфии (после пересечения мозолистого тела больной левой рукой может только рисовать, а правой – только писать). Зрительно-конструктивная деят-сть: существенно лучше выполн-тся левой рукой. Это, например, тесты на комбинирование кубиков.

У больных с этим синдромом также отмечены латеральные различия и в эмоцион-ом реагировании на стимулы. Главное, у больных исчезают общ. Эпилептические припадки.

Симптомы «расщепленного мозга» динамичны., со временем выраженность данных феноменов уменьшается. Исчезают эпилептические припадки, из-за этого перерезают комисуры

Варианты синдрома «рм», связанных с местом перерезки.

1)при перерезке передних отделов мозолистого тела нарушения взаимодействия полушарий проявлялись преимущественно в моторной сфере;2)при перерезке средних отделов нарушения взаимодействия проявлялись преимущественно в тактильной сфере;3)при перерезке задних отделов нарушения взаимодействия проявлялись преимущественно в зрительной системе.

22) Нарушения внимания.

Внимание –процесс обеспечивающий избирательность (селективность) мыслительных процессов. Уровни – произвольный и непроизвольный - первичная и вторичная формы внимании – врождённое и формирующиеся. В основе непроизвольного – ориентировочный рефлекс, в основе произвольного – социальное опосредствование. 2 основные формы нарушения – модально неспецифическая (1 ФБМ) модально специфическое (2 блок ФБМ). Ещё рассматривается нарушение внимания как распад функции контроля за проведением деятельности (3блок ФБМ).

Модально неспецифическиенарушение способности сосредоточить внимание на стимулах любой модальности при выполнении любых видов психической деятельности – нарушение подкорковых образований и медиальных отделов лобных и височных долей. Характеризуются разными симптомами в зависимости от повреждённых отделов – если повреждена кора, то она больше не регулирует подкорковые структуры. При повреждении корковых образований происходит патологическое усиление активности подкорковых структур – высвобождается активность ориентировочной реакции, больной откликается на все стимулы, которые появляются в сфере его внимания. Любые раздражители мешают выполнению задания. Это приводит к расстройству устойчивого произвольного внимания и невозможности сосредоточиться на выполняемой деятельности (синдром полевого поведения). Таких больных нужно исследовать через соседа по палате (больной откликается на вопрос, обращённый к соседу). Повреждение подкорковых отделов приводит к подавлению непроизвольных компонентов внимания – истощаемость, колебания внимания, сужение объёма внимания, рассеянность, снижение концентрации внимания, можно повысить за счёт дополнительной мотивировки больного.

Модально специфические - нарушение распределения внимания в отношении стимулов определённой модальности. Возникают при нарушении корковых отделов анализаторных систем. Они обычно выявляются при двойном предъявлении стимула в симметричные рецепторы или части рецепторных поверхностей, и заключаются в игнорировании одного из 2 предъявляемых стимулов – невнимании к нему. Это не нарушения восприятия, поскольку если стимулы предъявляются раздельно, то больной воспринимает и тот и другой. В большей степени игнорирование идёт слева. При зрительном невнимании происходит игнорирование стимулов в одной части поля зрения, но при этом надо при предъявлении фиксировать взгляд больного посередине. При слуховом невнимании отмечается увеличение эффекта правого уха – воспринимается больше стимулов на правом ухе. При тактильном невнимании игнорируются стимулы на одной части тела. При двигательном невнимании ухудшается движение в одной конечности и больной игнорирует этот дефект.

Нарушение функции контроля – утеря регулирующей роли речевой инструкции – основы для проведения действия. Нарушение программы приводит к нарушению избирательного поведения – не видит разницы между тем, что делает и тем, что должен. Нарушение контроля при повреждении 3 ФБМ.

формы в-ия: а) сенсорное внимание (зрительное, слуховое, тактильное и др.); б) двигательное внимание, проявляющееся в моторных процессах, в их осознании и регуляции; в) эмоциональное внимание, привлекаемое эмоционально-значимыми стимулами; г) интеллектуальное внимание, которое проявляется в интеллектуальной деятельности (внимание к предмету обдумывания, к интеллектуальным операциям, с помощью которых реализуется сам процесс мышления).

Зрительное невнимание. ПР-р: фокусировать на определенно точке «необращения вниманияще в левом (игнорирование).

Больные (правши) как бы «не замечают» того, что изображено слева на картинке (или в левом верхнем, в левом нижнем углу). легкая → гностические расстройства или в одностороннее нарушение полей зрения (гемианопсию). Агнозия . правое полуш. Слуховое невнимание.дихотическое прослушивания- предложил Д. Кимур -для изучения проблем, и прежде всего для оценки латеральных особенностей слухового внимания и слухоречевой памяти. «эффект правого уха»- нормальный ч-к (правша) слышит слова на 10-15 % лучше правым ухом, чем левым . симптома грубого игнорирования звуков- с поражением мозга асимметрия возрастает 50-60 %Тактильное невнимание. Г. Тойбер методика двойной тактильной стимуляции. (Опыт: ск-ко прикосновений 1 или 2)не замечает – синдром поражения правого полуш ГМ (прав теменной лоли) Двигательное невнимание: движение 2мя руками. Характерны для больных с поражением передних отделов больших полушарий (чаще правого) — премоторных, префронтальных областей коры, а также глубинных структур мозга, включая базальные ядра.

непроизвольное внимание связано преимущественно с работой нижних отделов ствола и среднего мозга, а произвольные формы внимания, являетс корковой функцией.


19) Нарушения речи. Классификация афазий по А.Р.Лурия.

Различные нарушения речи, которые возникают при поражении коры головного мозга – афазии, нарушение чтения - алексии, нарушение письма – аграфия.

Афазия — нарушение уже сформировавшейся речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системные расстройства различных форм речевой деятельности.

При афазии, аграфии и алексии сохранны двигательные функции, но нарушается сложная структура различных речевых актов. Начало исследований афазии 1861 год Брокка. Позже Вернике предположил, что сенсорные образы хранятся в задних отделах мозга, а моторным отделом является передний отдел. Прерывание связи между зонами приводит к проводниковой афазии - нарушение повторения слов и предложений при сохранности их восприятия и сохранности речепроизводства (нет перевода в моторный центр – нет понимания). Лихгейма -«центр понятий», который находится в задней ассоциативной области. Была построена схема связи центров сенсорного (задние отделы височный)-моторного (задний премоторный)-понятий (задний ассоциативный), которая представляет собой треугольник. Показал, что нарушение связей приводит к разным видам афазии – это создана классификация Вернике-Лихгейма. Существуют так же классификации Джексона и Хэда, Винарской и другие основанные на нейролингвистическом подходе. В этих классификациях афазия – нарушение символической деятельности, нарушение разных уровней способности оперировать символами, главные из которых языковые. Классификация – Лурия, который отталкивался от идеи выделения моторных и сенсорных компонентов речевых расстройств, но рассматривал афазии как нейролингвистические расстройства Афферентные формы афазии. 1)сенсорная афазия – нарушение фонематического слуха, сложность выделения составляющих речи, основной симптом – а) литеральная афазия - замена звуков на созвучные.б) вербальные афазии – замена слов на другие, близкие по смыслу, встречаются реже, угадывает, подсказка не помогает, системным расстройством является нарушение экспрессивной речи – нарушается речепроизводство, так как не работает механизм обратной связи, больной не слышит то, что говорит (словестная окрошка, жаргон-афазия) – речь больного переполнена междометиями, вводными словами, экспрессивными восклицаниями, происходит нарушение письма под диктовку. Степень выраженности разная – в лёгкой форме больной не видит различия в созвучных словах на фоне шума, тяжёлые случаи – больной не может повторить различные звуки. Поражение – зона Вернике, височная область левого полушария.

2)аккустикомнестическая афазия – нарушение восприятия речи – это нарушение восприятия серий звуков, слов – основной симптом сужение объёмов воспроизведения, повторные предъявления слов не улучшают положение. Это модально специфическое нарушение. Механизм – повышенная тормозимость следов интерферирующими воздействий, локализация – верхняя височная левого полушария. Как вариант оптико-мнестическая афазия – первичный дефект – нарушение зрительных предметных представлений, которая приводит к сложности называния предметов. Страдает звено восприятия – звуковое или слуховое, вызывающие трудности называния предъявленных предметов. Задние отделы левой височной области мозга.3)амнестическая афазия – дефект связан с трудностью вспоминания нужного предмета, нарушение номинативной функции речи, основной симптом – литеральные и вербальные парафазии, проявляется в том, что больной вспоминает не то название, которое нужно, а близкое по звучанию или смыслу. Трудности номинации чаще возникают при назывании существительных, реже при глаголах. Дефект проявляется в трудностях называния предметов, в трудностях актуализации слов, подчинённых одному признаку. Это означает, что не нарушено оптическое звено, а трудности относятся к трудности извлечения нужных слов, помогает подсказка. Уравнивание возбудимости всплывающих следов – больному трудно выбрать нужное. Локализация - височно-теменные отделы мозга (теменные на стыке с затылочными).

4)семантическая афазия – описана Лурией, связана с распадом симультанных квазипространственных схем обработки информации на символическом (речевом) уровне. Это распад понимания логико-грамматических конструкций, т.е. тех, с помощью которых мы понимаем, что говорят, с помощью которых связываются единицы речи. Это пространственные отношения между объектами, но не наглядных, а выраженных словами. Нарушение понимания конструкций, выражающих пространственные отношения (предлоги, наречия), нарушение понимания сравнительных отношений, нарушение понимания конструкций обозначающих переходящие действия. Становятся непонятными конструкции с родительным падежом. Поражение ТПО (задняя ассоциативная зона мозга).5)афферентная моторная афазия – основной дефект – нарушение кинестетической схемы артикуляции, больной не воспринимает положение губ и языка. Артикуляции заменяются на близкие по кинестетической схеме. Нет нарушения в произнесении знакомых слов, но если дать не частотное слово, то возникают сложности. Встречаются системные расстройства, письма – ошибки, как правило, в тех случаях, когда необходим слуховой анализ слова. Постцентральная область левого полушария мозга.

Эфферентные афазии. 1)эфферентная моторная афазия – связана с поражением нижней премоторной области, первичный дефект – нарушение перехода от одной артикулемы к другой (нарушение плавной кинетической мелодии). Симптомы: больной правильно артикулирует первый звук, но при переходе к следующему возникают трудности в виде застревания – речевая персеверация. Может проявляться на уровне звуков, слогов, слов, фраз. Чаще страдает произвольная речь при сохранённой непроизвольной. Характерным является, что хорошо автоматизированные ряды произносятся без трудностей.

2)динамическая афазия – нарушение произвольной речи требующей планирования фразы (рассказ на определённую тему). Симптомы: аграматизмы (нарушения полноты фразы), нарушение порядка слов в предложении, нарушение предикативной (глагольной) структуры фразы, больше употребляются существительные и меньше глаголы.
17) Нарушения произвольных движений и действий. Апраксии.

Произвольные движения и действия могут быть как самостоятельными двигательными актами, так и средствами, с помощью которых реализуются самые различные формы поведения. Они входят в состав устной и письменной речи, а также многих других ВППФ. ПД включ. в разнообразные моторные акты ч-каС физиологической точки зрения к ПД относятся движения поперечно-полосатой мускулатуры рук, лица ног, всего туловища, т. е. обширнейший класс движений.

Апраксии – это нарушение ПД и действий при поражении коры ГМ, не сопровождающееся четкими элементарными двигательными расстройствами (парезы, параличи, нарушение тонуса и т.д.).

Классификация апраксий по Лурия (зависят от фактора поражения):

1.Кинестетическая апраксия. Нижняя теменная зона. 1, 2 и частично 40 поля. Преимущественно левое полушарие. Нарушается аферентация. Человек не получает обратную связь. Страдает праксис позы (невозможность придать части тела нужного положения). Не чувствует расположение пальцев руки и т.д. «Рука-лопата». Нарушаются все предметные действия, письмо, не может правильно взять ручку. Проба: апраксия - поза (показываем позы руки, Больной должен повторить). Усиление зрительного контроля помогает. С закрытыми глазами – недоступно.

2.Кинетическая апраксия. Нижние отделы премоторной области (нижний лоб). Нарушено плавное переключение с одной операции на другую. Элементарные персеверации – начав движение, Больной застревает (повтор операции). Нарушение письма. Осознают свою несостоятельность. Проба: кулак – ладонь – ребро; заборчики.

3.Пространственная апраксия. Теменно-затылочные отделы, особенно при левых очагах. Нарушены зрительно-пространственные контакты движений. Трудность выполнения пространственных движений: одеться, приготовить еду и т.д. Бытовая жизнь сложна. ПробыХэда: повторить движение. Возникает оптико-пространственная аграфия. Элементы букв. Невозможность соотнести свое тело с окружающим миром.

4.Регуляторная апраксия. Префронтальные отделы мозга. Нарушение речевой регуляции. Страдает контроль за протеканием движений и действий. Больной не может справиться с двигательными заданиями. Возникают системные персеверации (повторение всего действия). Сложность усвоения программы. Теряются навыки. Есть шаблоны и стереотипы, которые остаются. Результат с замыслом не сличаются.
16) Нарушения схемы тела.

соматоагнозии (При поражении верхней теменной области коры мозга, примыкающей к той части первичной сенсорной коры кожно-кинестетического анализатора, куда проектируется информация, поступающая от разных частей тела) - нарушено узнавание своего тела:1)анозогнозия – связана с нарушением обработки проприорецептивной информации, которая приводит к невозможности распознать наличие функционального дефицита в различных частях тела, например паралича; ч-к отрицает нарушения, безразличие к расстройствам своего здоровья. Впервые описал Энтон в 1983. В невролигии используют для описания гемиплегии (паралич одной из половин тела), афазии, генианапсия (выпадение одного из полуполей зрения), центральная слепота. 2)аутотопагнозия – неспособность воспринимать положение и пространственное взаимоотношение различных частей тела (где находится рука вообще и по отношению к телу). Распространяется как правило на верхние конечности, лицо, туловище, может распространяться на кисть (синдром Герстмана).Вид: 1)игнорирование одной половины тела – при сохранности двигательных функций больной не использует половину тела, как правило левую; в особо сложных случаях у больного ощущение отсутствия половины тела. 2)неправильная оценка расположения различных частей тела и их взаимного расположения: а)нарушение расположения частей тела по речевой команде (покажите где нос, глаз и т.д.) – больной может вместо левого глаза показать правый или сказать, что его нет, больной не может найти свои ноги; б)отчуждение и перемещение частей тела – больному кажется, что его части тела отсутствуют или находятся отдельно от тела, части тела перемещены (руки прикреплены к ногам), в основном относится к кистям и рукам.

Такие повреждения наблюдаются как при органике, так и при психопатологиях.

Пальцевая агнозия синдром Гертсмана 1924 – трудности восприятия расположение пальцев своей руки и других людей (2,3,4 палец).

Видение образа двойника – видится как бы в зеркальном отображении, которое появляется с одной стороны тела, обычно считается галлюцинаторным расстройством, при котором образ тела проецируется во вне.

Фантомная конечность – больной продолжает переживать наличие ампутированной части тела. Ощущения носят разнообразный характер (кинестетический, болевой, температурный).

Нарушения схемы тела возникают, как правило, при повреждении правой теменной области мозга. В случае инвертированной доминантности полушарий нарушения возникают при повреждении левого полушария. Такие эффекты могут возникать и у здоровых людей (долгое нахождение в барокамере, космосе). Схема тела формируется в первые 6 лет жизни ребёнка: фантом конечности не возникает при ампутации до 6 лет или при рождении с отсутствием конечности. Схема формируется прижизненно в ходе действия ребёнка в мире. У детей ориентировка в собственном теле возникает в 6-7 лет, а восприятие внешнего мира и других людей ещё позже.

12) Зрительные агнозии. Краткая характеристика разных видов агнозий.

Агнозия – нарушения различных видов восприятия, возникающие при поражении КБП и ближайшей подкорки при сохранности элементарных %-ций анализаторов. зрительная агнозия - поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекают при относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения). Впервые описал Герман Мунк (1881 г.) (опыт с собаками имевшими поражения затылочных долей, обнаружил, что «собака видит, но не понимает» того, что видит. Термин «агнозия» впервые был введен З. Фрейдом 6 Видов зрительных агнозий: 1) Предметная агнозия. Возникает при поражении 18, 19 полей (нижняя часть затылочной области). В грубых случаях при двусторонних поражениях. Больной видит как будто все (поля, цветоощущение и т.д.), но он не узнает предметы. На ощупь может назвать. Ведут себя как слепые: ощупывают предметы, ориентируются по звукам. Менее грубые случаи: по картинкам не может узнать изображенные .Больные не могут вычленить предметы, проба, когда Больной должен узнать в недорисованных рисунках предметы. Легкие нарушения: увеличиваются пороги узнавания. Фрагментарность и вычленение отдельных признаков предмета, которых недостаточно для идентификации объекта (ключ – нож). Левое полушарие поражено: ошибки по типу перечисления деталей. Правое полушарие: отсутствие самого акта идентификации (нет целостной картины).2) Оптико-пространственная агнозия. Поражение верхней части 18, 19 полей (верхний затылок). Грубые случаи: нарушение ориентации пространственных признаков изображенных объектов, зрительно воспринимаемых. Нарушена ориентировка в пространстве (нарушается система координат). Нарушается ориентировка в сторонах света, не понимают, где верх – низ. В менее грубых случаях Больного путает лево – право. Если нарушено правое полушарие, то нарушается одностороннее левостороннее игнорирование; человек не может рисовать, не может передать признаки предмета. Возникают сложности в быту. Нарушается чтение и письмо. Пробы: в беседе, рисунок обуви (где правый, где левый), определение времени по часам, копирование (дается участок карты – какой правильный). Если примешиваются апраксические нарушения, то здесь идут нарушения праксис позы. Апрактоагнозия – сочетание двигательных пространственных расстройств со зрительными пространственными расстройствами. Агнозия глубины. Нарушения картографии. Трудности считывания информации. 3) Буквенная агнозия (символическая). При поражении левого полушария на границе височной и затылочной областей Больного не узнает буквы и цифры (символы). Пространственный фактор может быть сохранен. Могут копировать буквы, но назвать их не смогут. Больные правильно воспринимают предметы, распадается навык чтения. 4)Цветовая агнозия. Возникает при поражении затылочной области, более точно сказать трудно. Цветоощущение сохраняется. Больные не могут соотнести цвет с предметом. При предъявлении карточек Люшера, он называет цвета, но если спросить какого цвета апельсин, он не сможет назвать. Они не могут представить себе цвет. У Больного нарушено воображение цветов. У них нарушена категорицазия цветов. Корковая слепота на цвета при нарушении цветового поля. Больные не различают цвета вообще. Амнезия на названия цветов. 5)Симультанная агнозия. Правостороннее поражение или обе стороны поражены. Затылок ближе к темени. Нарушена симультанность восприятия – нарушено восприятие нескольких предметов одновременно. Возникает атоксия взора – глаза на одном месте (неподвижны). Больные не могут перейти улицу. Страдает восприятие в целом. В жизни Больные почти недееспособны. 6)Лицевая агнозия. Поражение правого полушария (затылок). Потеря способности распознавать реальные лица или их изображения. Грубые случаи: не узнает своего лица, лица родственников, знакомых. Проба: лица известных людей. Легкие случаи: не узнают лица родственников на фотографиях. Может описать отдельные части лица. Нарушено восприятие эмоций, которые считываются по мимике (гнев, радость, страх, испуг, удивление). Редко встречается как отдельное заболевание, входит в другие агнозии.

Псевдоагнозии – распад восприятия как произвольной деятельности, нарушение программирования, регуляции и контроля деятельности восприятия. Симптомы - фрагментарность (даётся сюжетная картинка, на которой больной не может выделить весь сюжет и заменяет его другим – не выполняется произвольная деятельность восприятия, а только симультанно охватывает взглядом картинку, хотя все объекты человек видит). Происходит нарушение восприятия не в плане отдельных частей, а в потере произвольной регуляции, поражение лобной зоны.

Выводы: 1)в принципе все агнозии имеют общую характеристику - больные не в состоянии объединить в целостный образ части, которые они выделяют на рисунке или в ситуации; для всех агнозий характерно: а)есть элементарные модальные ощущения; б)нет объединения выделенных признаков в целое;

в)узнавание происходит по догадке, а не опираясь на весь набор признаков; г)агнозии проявляются в пределах одной модальности.

2)эти разные виды агнозий наблюдались реально в изолированном виде, а не придуманы теоретически; для каждой формы агнозии нарушается свой нервный отдел. Значит зрительная информация обрабатывается сразу по разным каналам, в которых обрабатывается разные её виды и признаки.

3)агнозии всегда возникают при повреждении затылочной зоны, но разных зон и полушарий. В тех случаях, когда не нужна вербализация материала – нарушение правого полушария, когда нужна вербализация – левого


9. Основные принципы работы трех функциональных блоков мозга.

Прежде всего мозг делят на три отдела:- передний-лобный- средний- задний. Задние отделы мозга состоят из трех основных частей:- теменная(кожа)- затылочная (зрение) – височная(слух). Путь передачи инфо идёт↑, т.е. сигналы идут от рецепторов к коре головного мозга. Передние отделы делятся на три части: - моторная область(перед бороздой) - премоторная обл. - префронтальная обл (лобный полюс) Принцип переработки инф-и в передних отделах мозга противоположны, движение инф-и происходит от коры головного мозга к периферии. Концепция трех функций блоков по А.Р. Лурия (Акцент на нейропсихологическом анализе процессов).

1 функциональный блок мозга – энергетический блок (блок регуляции общей и избирательной активации мозга).Материальным субстратом блока являются различные подкорковые структуры, а также медиальные отделы лобной и височной области мозга (ниже коры головного мозга).

Функции: а) общая генерализованая активация – обеспечивает активность всей нервной системы человека и лежит в основе функциональных состояний человека – для разных видов деятельности нужны разные уровни активности.б) локальная активация – обеспечивает избирательные селективные изменения тех или иных структур мозга, которые в данный момент участвуют в деятельности человека (одни системы активированы, другие заторможены). Блок связан с подкорковыми образованиями, так как в них проходит неспецифическая ретикулярная формация, которая выполняет функцию выделения из потока информации нетипичной для данной ситуации (обеспечение адаптации за чёт отслеживания изменения ситуации). Нейроны не специализированны.

Блок играет роль в эмоциональных, эмоциональных, памяти, внимания процессах. Роль его очень важна и отдыхает только во сне. Если сон менее 6 часов, то возникают изменения в когнитивной функции. Но человек не замечает этого. 2 блокблок приёма, переработки и хранения информации. Материальным субстратом являются задние отделы мозга, включает в себя анализаторные системы, которые имеют общее строение: периферическая и центральная часть. Периферическая часть – рецепторный отдел и проводящие пути. Центральный отдел – корковый отдел, расположенный в коре полушарий головного мозга. Корковые отделы делятся на 3 основных отдела: первичные поля, вторичные поля и третичное поле. Первичные поля (ядерные, проекционные), вторичные и третичные - ассоциативные зоны мозга. Первичные поля – поступает первоначально информация от рецепторов по проводящим путям. Работают по соматотопическому принципу (каждая точка рецепторной поверхности соединена напрямую с конкретной точкой в первичном поле). Этот принцип обоснован в экспериментах, связанных с «человечком Пенфилда». Та информация, которая поступает фиксируется в первичной ядерной зоне, задача и функция которой максимально точно отразить физическую информацию в коре головного мозга. Функцию синтеза поступившей разнородной информации в целостный перцептивный образ выполняют вторичные поля (гностические зоны мозга). Функция – формирование целостного перцептивного образа – восприятие. Информация многомодальна, и необходима система, которая объединит разномодальную информацию в единое целое – третичное поле (задняя ассоциативная область мозга). Функцией её является отображение окружающего мира во всей полноте и связи тех объектов, которые мы воспринимаем. Работает в соответствии с рядом принципов:1)соматотопической проекции – первичные зоны мозга напрямую связаны с соответствующими рецепторами. 2)принцип иерархической организации полей – та информация, которая поступает от рецепторов, должна быть сначала синтезирована на уровне первичных, затем вторичных, а после третичных полей. Если информация минует какой-то уровень – не будет эффекта.3)принцип модальной специфичности – на первичных и вторичных полях она сохраняется, а на третичных полях – не сохраняется, здесь действуют коды, носящие надмодальный характер. Основной функцией 2 блока мозга является отображение и синтез той информации, которая имеется перед человеком каждый момент времени. Первичных полей – 5, вторичных – 5, третичных – 1. 3 блок мозга (блок программирования, контроля и регуляции сложных форм психической деятельности). Этот блок анатомически связан с передними отделами коры больших полушарий. Функции блока: программирование, контроль, регуляция сложных форм деятельности. Информация из него передаётся в передние отделы. Передние отделы связаны с формированием ответа на поступившую информацию – работает ретикулярная формация. Работа этого блока построена по эфферентному принципу. На основе полученной информации должна быть сформирована программа поведения, которая связана с префронтальной частью мозга (передняя ассоциативная область). Программа поведения состоит из ряда действий, которые должны быть реализованы. Функцию развёртывания осуществляет премоторная область мозга. Каждое из действий, осуществляемых человеком, задаётся моторной областью мозга, которая работает по соматотопическому принципу – каждый участок связан с конкретным участком тела. В целом 3 блок устроен как и 2 блок. Состоит из первичного (префронтальная), вторичного (премоторная) и третичного (моторная) полей, но по одному, а не по несколько. Отличие от 2 блока информация идёт от третичного через вторичное к первичному полю (эфферентный путь).Осущ. психической деятельности невозможно без участия того или иного блока.

7) Нейропсихологический синдром и принципы синдромного анализа.

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание симптомов нарушения разных психических функций при повреждении определенного участка мозга. Синдромный анализ основан на трех положениях: Первое положение- это нарушения, возникающие вследствие выпадения конкретного звена функциональной системы. Необходимость определение формы нарушения ПФ. Должно давать качественный (структурный анализ), указывать какой характер носит наблюдаемый дефект, как появился степень выраженности нейропсихологических симптомов оценивается по трехбалльной шкале - "нет*, "слабо", "сильно"). Второе положение синдромного анализа - это расстройства той или иной %-нойной системы в целом (выпадение звена приводит к ряду системных расстройств). Выпадение звена звуковой речи приводит к непониманию того, что говорят; но вследствие этого нарушения распадается восприятие речи в целом и больной повторяя слова экспериментатора делает ошибки. Третье положение синдромного анализа - связаны с компенсаторными перестройками работы мозга. Мозг пытается компенсировать работу повреждённого участка и перестраивает свою работу, и функции строятся по-другому (переход от речи к жестикуляции). Необходимость изучения состава не только нарушенных, но и сохранных ВПФ. При любом ограниченном корковом очаге поражения одна группа психических функций нарушается, другие остаются сохранными. "структурно-динамический принцип нейропсихологического исследования". – Лурия СА- используется в постановке диагноза, контролирования состояния больного, явл. инструментом теоретического исследования. Нейропсихологический синдром формируется как результат нарушения определенного фактора, поиск в нахождении этого фактора и является целью синдромного анализа. Типы факторов.1). Модально—специфические факторы, связанные с работой различных анализирующих систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. Морфологическим субстратом этих факторов являются прежде всего вторичные поля коры больших полушарий, входящие в "ядерные зоны" корковых отделов анализаторов. 2).Модально—неспецифические факторы - связаны с работой неспецифических, срединных структур мозга. Выделим следующие неспецифические факторы: инертности - подвижности нервных процессов; лежит в основе синдромов поражения передних отделов мозга и обусловливает различного рода персеверации в двигательной, гностической и интеллектуальной сферах; активации - дезактивации; нарушение этого фактора ведет к явлениям адинамии, нарушениям произвольного внимания; спонтанности - аспонтанности; лежит в основе активного целесообразного поведения, нарушение которого ведет к дезорганизации поведения.3). Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры больших полушарий.  Данные факторы не связаны с какой-либо одной анализаторной системой, а отражают процессы взаимодействия разных анализаторных систем,   а также работу двух основных комплексов третичных полей - префронтального (конвекситального) и теменно-затылочно-височного (зоны ТРО). Первый из этих комплексов связан с "фактором программирования и контроля" за различными видами психической деятельности, второй - с "фактором симультанной организации" психических процессов. Нарушение данных факторов лежит в основе двух синдромов: лобного (префронтального); синдрома ТРО. Действие этих факторов проявляется в самых различных видах психической деятельности. 4). Полушарные факторы, связанные с работой левого и правого полушарий мозга в целом. Данные факторы являются интегративными, характеризуя не работу отдельных зон мозга, как описанные выше региональные факторы, а работу всего полушария в целом. Необходимость выделения этих факторов связана с хорошо установленным  фактом функциональной неоднородности, неравнозначности левого и правого полушарий в мозговой организации высших психических функций. 5). Факторы    межполушарного    взаимодействия    (обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушарий мозга, связаны со структурами мозолистого тела и других срединных комиссур мозга 6)Общемозговые  факторы,   связанные  с  действием  различных общемозговых механизмов: кровообращения, лимфообращения, гуморальными, биохимическими процессами, то есть механизмами, обеспечивающими интегративную целостную работу всего мозга. = все обладают общей чертой: нарушение каждого из них приводит к появлению нейропсихологического синдрома, характеризующегося определенной структурой симптомов. Факторы обладают определенной автономностью, то есть нарушение одного из них может не сказываться на других. Принципы синдромного анализа 1. Принцип качественной квалификации симптомов нарушений психических функций. Качественная квалификация предполагает выяснение того, какой характер носят наблюдаемые расстройства, т. е. в силу какой причины, в силу какого нейропсихологического фактора проявляются выявленные нарушения психической функции или симптома. (Пр-р: больным предоставили тест, они сделали по 2 ошибки ,в первом случае проявляется симптом инертного стереотипа, когда больной инертно выполняет одну и ту же операцию. В другом случае нарушение связано с другим симптомом - пространственные нарушения. То есть, мозговые поражение находятся в разные отделах мозга. И только после качественной оценки можно проводить количественную оценку и ставить балл больному 2. Сопоставление всех симптомов, которые наблюдались при поражении одного участка мозга. С одной стороны это выявление функций, которые оказались нарушенными, т.е. выявление негативных симптомов. Выясняется, для каких психических функций длинный участок является основой. С другой стороны нужно выявлять такие психические функции, какие оказались сохранными, для каких психических функций этот участок мозга не является основой. Поражение зоны ТПО приводит в нарушению пространственного типа в различных психических функциях. Сравнение сохранный и нарушенных функций позволяет нам понять структуру психической функции и выделить те факторы, которые являются общими для одних процессов и не входят в другие процессы. 3. Выявление нейроΨ фактора. Выделение того общего, что лежит в основе наблюдаемых симптомов. В каждом синдроме симптомы сочетаются друг с другом закономерно. 4. Принцип выделения первичный, вторичный, третичных следствий поражения участка мозга. Первичными являются нарушения, которые связаны с нарушением того звена психической функции, которое прямо соотносится с работой данного участка мозга. Нарушение речепонимания, письма под диктовку. Это вторичные следствия поражения определенного участка мозга. В то же время функциональная система, которая связана с речепониманием и речепроизводством производит функциональные перестройки, которые связаны с этим дефектом, которые возникают у больного. Когда больной говорит, он слышит неправильно, и в этой ситуации больной переходит от плавной развернутой речи к использованию в речи слогов отдельных эмоциональных восклицаний и т.д. Больной понимая, что он не может сказать так как он хочет пытается сократить плавное речевое высказывание. Это компенсаторная перестройка.

3) Основные предпосылки теории системной динамической локализации ВПФ А.Р.Лурия: экспериментальные, теоретические (психология, физиология).

После 2-й мировой войны Лурия начал формировать собственное представление о локализации ВПФ в виде теории о системной динамической локализации ВПФ. В эти годы (1930-40) произошёл коренной перелом как в самой психологии так и в ряде смежных наук. Лурия опирался на эти новые достижения:

ИЗ ПСИХОЛОГИИ – положение о системной организации ВПФ и динамическом характере изменения этих систем в онтогенезе. Эти идеи о ВПФ были сформулированы Выготским в работах о локализации ВПФ.


а)Выготский предложил системный подход к локализации ВПФ, предложил рассматривать ВПФ как сложные психологические системы. Это реакция на сложившееся представление о ВПФ, предложил отказаться от двухэтажной психологии (высшие и низшие функции), а рассматривать их как системы. ВПФ – это социальный способ поведения, применённый по отношению к самому себе, в генетическом плане означает, что ВПФ присваиваются в социуме и появляются в ходе онтогенеза. В структурном плане ВПФ определяются как психологические системы, выступающие вместо элементарных единичных функций. Динамический характер систем в онтогенезе означал, что они проходят через ряд изменений в онтогенезе.

б)положение об экстрокортикальном принципе организации мозга человека – это закон перехода функций из вне во внутрь, закон вращивания. Согласно нему механизмы работы мозга формируются в ходе деятельности ребёнка во внешнем мире, которая связана с использованием орудий труда, знаков, речи. Механизмы работы мозга формируются в ходе деятельности во внешнем мире. Она приводит к тому, что на её основе в мозге формируются специфические, межфункциональные отношения, которые соответствуют тем или иным видам социального поведения. Впоследствии Гальперин в теории поэтапного формирования умственных действий описал это вращивание из вне во внутрь.

в)положение о специфике поражения мозга у взрослого и ребёнка – повреждение мозга у ребёнка приводит к нарушению формирования высших уровней психической деятельности, у взрослого приводит к нарушению функционирования элементарных уровней психической деятельности. Это означает, что если формирование проходит в онтогенезе, то каждый этап опирается на предыдущий. У ребёнка фундамент нарушается и страдает развитие всей системы, а у взрослого он уже сформирован и страдает не вся система, а лишь её часть.

2. НЕВРОЛОГИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ – попытки описать нервную деятельность в едином контексте. Системный подход к анализу взаимодействия психического и психонейрологического процессов рассматривали Сеченов, Павлов, Ухтомский – родоначальники системной физиологии. Основной принцип – органичное единство психологического и физиологического и первичности физиологического по отношению к психическому. То есть психическое есть системное качество физиологического.



а)принцип динамической локализации – подразумевает, что каждой психической функции должен соответствовать не один фиксированный центр возбуждения в коре головного мозга, а динамическая система возбуждённых центров, которая опирается на систему работы далеко разнесённых участков мозга. Это обоснование физиологической мозговой основы психических функций. В 30-х годах разрабатывается теория функциональных систем Анохина. Он обосновывал положение о том, что основным организационным принципом работы организма для решения адаптационных задач является объединение разных частей организма или органов в функциональные системы. Таким образом, используя данную теорию Лурия показывает как психические функции могут быть связаны с работой мозга.

б)теория Бернштейна об уровневой иерархической организации движения – проанализировал функцию системы движения проанализировав её по уровням, Лурия показал, что психические функции организованы иерархически – более и менее высокие, но в совокупности иерархическая система.

в)последовательная локализация и принцип функциональной многозначности мозговых структур Филимонов – мозг, обеспечивая психические функции последовательно включает свои отделы для её обеспечению, она не одномоментная. При определённых обстоятельствах та или иная мозговая структура может выполнять несвойственные ей функции – механизм компенсации. Эти идеи дали толчок пониманию индивидуальной специфики работы мозга и вариабельность структурно-функциональной организации работы структуры мозга.

Лурия пересмотрел ряд понятий, которые сложились в нейропсихологии: функция, симптом, локализация. Ввёл новые понятия: нейропсихологический фактор, нейропсихологический синдромный анализ, разработал концепцию 3 функциональных блоков мозга. Эти положения позволили по-новому пересмотреть концепцию локализации функций мозга.

ВОПРОСЫ:

1. Предмет и задачи нейропсихологии.

2. История становления нейропсихологии.

3. Основные предпосылки теории системной динамической локализации ВПФ А.Р.Лурия: экспериментальные, теоретические (психология, физиология).

4. Решение проблемы локализации ВПФ в теории системной динамической локализации.

5. Определение основных понятий методологического аппарата нейропсихологии (функция, симптом, локализация, нейропсихологический фактор).

6. Определение ВПФ как психической функциональной системы (по А.Р.Лурия). Сходство и различия между физиологическими и психическими функциональными системами.


7. Нейропсихологический синдром и принципы синдромного анализа.

8. Принципы структурно-функциональной организации мозга: концепция трех функциональных блоков мозга А.Р.Лурия. Локализация и функции.

9. Основные принципы работы трех функциональных блоков мозга.

10. Принципы структурно-функциональной организации мозга: межполушарное взаимодействие. Основные концепции взаимодействия правого и левого полушарий мозга.

11. Краткая характеристика основных проблем в нейропсихологии, связанных с совместной работой левого и правого полушарий мозга.

12. Зрительные агнозии. Краткая характеристика разных видов агнозий.

13. Зрительная система: уровни и основные типы нарушения работы разных уровней.

14. Слуховые агнозии. Краткая характеристика нарушений восприятия речевого и неречевого слуха.

15. Тактильные агнозии. Краткая характеристика.

16. Нарушения схемы тела.

17. Нарушения произвольных движений и действий. Апраксии.

18. Основные уровни организации движения по Н.А.Бернштейну и типы нарушения их работы.

19. Нарушения речи. Классификация афазий по А.Р.Лурия.

20. Нейропсихологические синдромы нарушений памяти.

21. Нейропсихологические синдромы нарушений мышления.

22. Нарушения внимания.

23. Специфика нарушений эмоций в зависимости от локализации поражения в левом или правом полушариях мозга.

24. Основные принципы синдромного анализа нарушений ВПФ.

25. Основные симптомы нарушения разных психических функций, связанные с пространственным фактором.

26. Основные симптомы нарушения разных психических функций, связанные с кинетическим фактором.

27. Синдромы расщепленного мозга.

28. Нарушения памяти при поражении первого функционального блока мозга.

29. Нарушения памяти при поражении второго функционального блока мозга.

30. Нарушения памяти при поражении третьего функционального блока



1. МА головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушарий в осуществлении психических функций, имеет не глобальный, а парциальный характер. В различных системах характер асимметрии может быть неодинаков. Выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии, причем каждая из них подразделяется на множество видов. К моторной асимметрии относятся: ручная (мануальная), ножная, оральная, глазодвигательная и др. К сенсорным формам асимметрии относятся: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К «психическим» — асимметрия мозговой организации речевых и др. ВПФ (перцептивных, мнестических, интеллектуальных).

2. Анализируя соотношение только трех видов асимметрий (рука-глаз-ухо), Чуприков и его сотрудники выделили в нормальной популяции 8 вариантов МА мозга. Если учитывать другие виды моторных и сенсорных асимметрий, таких вариантов будет значительно больше..

3. Каждая конкретная форма МА харак-ся определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии (моторной или сенсорной). Для точной харак-ки степени выраженности той или иной асимметрии некоторые авторы пользуются таким показателем, как коэффициент асимметрии.4. МА мозга у взрослого чел-ка — продукт действия биосоциальных механизмов.

2 основных направления в изучении проблемы МА мозга.

1)экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных психич.функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий. Сопоставление конкретных форм нарушений ВПФ при левосторонних и правосторонних патологических очагах позволяет выявить нейроψ симптомы, характерные для поражения только левого, или только правого полушарий

Подобное сопоставление показало,что различные звенья мнестической деят-ти связаны с работой разных полушарий. Так, звено отсроченного воспроизведения запоминаемого материала преимущественно связано с работой левого полушария, а непосредственного воспроизведенияс работой правого полушария. Произвольный уровень управления психич.функциями реализуется преимущественно структурами левого полушария, а непроизвольный, автоматизированный — структурами правого полушария (у правшей).