Файл: 30 Нарушения памяти при поражении третьего функционального блока.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Заслуга Галя в том, что он впервые сформулировал теорию узкой локализации, рассматривал мозг как неоднородное целое - дифференцированный подход к мозгу человека. Противоположный взгляд высказывали сторонники антилокализации (эквипотенциальности) мозга: Галлер (1769), Флуранс (1824) считали, что мозг является однородным целом, все его участки равнозначны. Они занимались экспериментами по экстерпации мозга птиц. Удаление или разрушение участка мозга приводило к тому, что нарушалось поведение, но при дальнейшем наблюдении выяснялось, что поведение восстанавливалось. Был сделан вывод, что другой участок взял на себя функцию разрушенного, следовательно, все участки мозга могут выполнять все функции. Привлекли внимание: к высокой пластичности, к способности компенсации в случае разрушения определённого отдела.
1861 год – становления нейропсихологии – П. Брокка хирург и антрополог сделал доклад, в котором представил историю болезни пациента, который потерял речь – понимал, что ему говорят, но сам не мог произносить слова. При посмертном вскрытии выяснилось, что был повреждён участок мозга в левом лобном участке – зона Брокка моторный центр речи. В 1873 Вернике наблюдал группу больных с нарушением речи, которые носили обратный характер - нарушено восприятие, но сохранялась способность говорить. 3-их пациентов после смерти обследовали, было найдено одно повреждение в верхней височной области мозга, у двух других более обширное нарушение мозга. Был сделан вывод, что это сенсорный центр речи. Это дало дополнительное развитие узкому локализационизму. В последующем появилось 2 основные линии. Одна из которых – последующее уточнение локализации ВПФ. В 1934 году была создана подробная карта Клейстером в наблюдении за больными с огнестрельными ранеными.
Гольц опубликовал работу, в котором выделен параметр величина повреждения. Считал, что степень нарушения связано не с локализацией, а с размером повреждения. Чем он больше, тем больше ПФ нарушено. Но в 60 годах были опубликованы работы Джексона, в которых он дискутировал с Брокка и Вернике. Он обратил внимание на факт
, который приводил Говерс – больной говорит доктору «Нет доктор, я не могу сказать слово “нет”». Если оценить эту фразу, то означает, что в произвольной речи сказать не может, а в непроизвольной может. Следовательно есть 2 уровня, и если страдает один, то второй продолжает работать. Формирует свою концепцию вертикальной организации ПФ. Сначала спинальный уровень (подкорковые образования), потом сенсорные и моторные отделы коры, лобные доли мозга. Джексон в значительной степени приблизился к современному пониманию работы мозга. Локализация функции может не совпадать с локализацией симптома. Нарушение ПФ значит, что мы наблюдаем симптом. Если функция представлена в нескольких местах, то наблюдение симптома не означает, что наблюдается локализация в определённом месте.
Далее шла ассимиляция этих двух точек зрения. Ряд неврологов предлагали рассматривать локализацию с точки зрения ВПФ (нельзя локализовать) и элементарных (можно локализовать). Есть сенсорные зоны мозга (куда приходят сигналы), есть моторные зоны мозга (откуда идут импульсы) – это чётко локализовано, а память и т.п. не локализуется, за них отвечает весь мозг. Монаков, Хед, Гольдштейн, Шеррингтон, Теклз и др. Появление эклектического направления означало кризис существующих теорий, так как ни одна из них не могла полностью объяснить имеющиеся факты.
Отечественная нейропсихология как область психологического знания начинает оформляться после 2 мировой войны. Лурия обобщил свои наблюдения над ранеными. В это же время он начал формировать собственное представление о локализации ВПФ в виде теории о системной динамической локализации ВПФ «Мозг человека и психические процессы», «Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальном поражении мозга человека», «Основы нейропсихологии». В эти годы (1930-40) произошёл коренной перелом как в самой психологии так и в ряде смежных наук.
Сложились 2 школы:1)на теории Лурия – европейская, 2)североамериканская психометрическая, но так же опирается на традиции Лурия; все методики обследования должны проходить психометрическую валидизацию
1861 год – становления нейропсихологии – П. Брокка хирург и антрополог сделал доклад, в котором представил историю болезни пациента, который потерял речь – понимал, что ему говорят, но сам не мог произносить слова. При посмертном вскрытии выяснилось, что был повреждён участок мозга в левом лобном участке – зона Брокка моторный центр речи. В 1873 Вернике наблюдал группу больных с нарушением речи, которые носили обратный характер - нарушено восприятие, но сохранялась способность говорить. 3-их пациентов после смерти обследовали, было найдено одно повреждение в верхней височной области мозга, у двух других более обширное нарушение мозга. Был сделан вывод, что это сенсорный центр речи. Это дало дополнительное развитие узкому локализационизму. В последующем появилось 2 основные линии. Одна из которых – последующее уточнение локализации ВПФ. В 1934 году была создана подробная карта Клейстером в наблюдении за больными с огнестрельными ранеными.
Гольц опубликовал работу, в котором выделен параметр величина повреждения. Считал, что степень нарушения связано не с локализацией, а с размером повреждения. Чем он больше, тем больше ПФ нарушено. Но в 60 годах были опубликованы работы Джексона, в которых он дискутировал с Брокка и Вернике. Он обратил внимание на факт
, который приводил Говерс – больной говорит доктору «Нет доктор, я не могу сказать слово “нет”». Если оценить эту фразу, то означает, что в произвольной речи сказать не может, а в непроизвольной может. Следовательно есть 2 уровня, и если страдает один, то второй продолжает работать. Формирует свою концепцию вертикальной организации ПФ. Сначала спинальный уровень (подкорковые образования), потом сенсорные и моторные отделы коры, лобные доли мозга. Джексон в значительной степени приблизился к современному пониманию работы мозга. Локализация функции может не совпадать с локализацией симптома. Нарушение ПФ значит, что мы наблюдаем симптом. Если функция представлена в нескольких местах, то наблюдение симптома не означает, что наблюдается локализация в определённом месте.
Далее шла ассимиляция этих двух точек зрения. Ряд неврологов предлагали рассматривать локализацию с точки зрения ВПФ (нельзя локализовать) и элементарных (можно локализовать). Есть сенсорные зоны мозга (куда приходят сигналы), есть моторные зоны мозга (откуда идут импульсы) – это чётко локализовано, а память и т.п. не локализуется, за них отвечает весь мозг. Монаков, Хед, Гольдштейн, Шеррингтон, Теклз и др. Появление эклектического направления означало кризис существующих теорий, так как ни одна из них не могла полностью объяснить имеющиеся факты.
Отечественная нейропсихология как область психологического знания начинает оформляться после 2 мировой войны. Лурия обобщил свои наблюдения над ранеными. В это же время он начал формировать собственное представление о локализации ВПФ в виде теории о системной динамической локализации ВПФ «Мозг человека и психические процессы», «Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальном поражении мозга человека», «Основы нейропсихологии». В эти годы (1930-40) произошёл коренной перелом как в самой психологии так и в ряде смежных наук.
Сложились 2 школы:1)на теории Лурия – европейская, 2)североамериканская психометрическая, но так же опирается на традиции Лурия; все методики обследования должны проходить психометрическую валидизацию
3 этап. В 1961 году Сперри заинтересовался пациентами, у которых проводились операции по расщеплению мозга (эпилептики), этой проблемой он занялся с учеником Газанигой. Изменения в поведении таких больных присутствуют (одной рукой одевается, а другой раздевается). Полушария работают отдельно, и осуществляют каждое свои функции. Успех получили тогда, когда Газаниги попросил больного срисовать больного крест на стене. Стало понятно, что надо создавать условия, когда информация направляется только в одно полушарие. Родилась концепция специфичности полушарий. Существует 2 концепции: концепция доминантности – каждое полушарие является ведущим для определённых психических функций (дл речевых – левой, для зрительно-пространственных - правое); концепция специфичности - каждое полушарие вносит свой специфический вклад в целостное поведение, выполняя определённые специализированные функции. В рамках теории Лурия можно объединить эти концепции: каждое полушарие вносит свой специфически вклад в осуществление любой психической функций, при ведущей роли для каждой функции определённого полушария. 13) Зрительная система: уровни и основные типы нарушения работы разных уровней. Сенсорные гностические расстройства зрительной системы. 1 уровень – периферический, сетчатка: набор рецепторов(колбочки и палочки), устилающих дно глазного яблока. Нарушения: а)скотомы – это ограниченные, неправильной формы несимметричные ограниченные выпадения полей зрения – с поврежденного участка информация не передаётся в центральный отдел; б)нарушение светоразличения (куриная слепота) – плохое различение в темноте объектов, связано с нарушением палочек, нехватка витамина А; в)ахромозия (дальтонизм) – нарушение колбочкового зрения (цветового). 2 уровень – (II пара черепно-мозговых нервов), зрительный нерв – то, что идёт от правого поля зрения проецируется на левой сетчатки, далее идут нервные волокна, которые передают информацию к коре мозга (первичным полям). При повреждении зрительного нерва идёт слепота. 3 уровень – хиазма (перекрёст зрительных нервов): при повреждении центральной части – гемианопсия бикорпоральная (выпадение внешних разноимённых полей зрения); при нарушении по внешним путям – выпадение внутренних полей зрения - бинозальная. 4 уровень – зрительный тракт, зрительное слияние, зрительная кора – при повреждении зрительного тракта возникает гемианопсия одноимённая (гомонимная) – выпадают поля зрения внешнее + внутреннее.5 уровень – первичные ядерные поля первичной затылочной коры – при повреждении некоторых участков возникают центральные скотомы – не воспринимаются части информации. При полном разрушении первичной ядерной зоны в пределах одного полушария – гемианопсия одноимённая (выпадают внешнее и внутреннее поля зрения на разных глазах).6 уровень – вторичные поля (гностические, формируют единый зрительный образ - восприятие) – нарушения их ведёт к зрительным агнозиям. Впервые описаны как нарушение многих видов зрительного восприятия. Пациент – высокообразованный человек, после инсульта не мог узнать семью, себя, местность, отсутствовали зрительные образы при сохранении слуховых, не распознавал письмо. Выделяются 2 основных вида зрительных агнозий:а)нарушение распознавания объектов и сцен – агнозии объектов;б)нарушение распознавания пространства, в котором расположено множество объектов – зрительно-пространственные агнозии. Термин агнозия ввёл Фрейд, который обозначал им нарушение зрительного восприятия. Агнозия объектов: нарушение целостных предметов при возможности узнавания отдельных признаков предмета. Локализация повреждения при предметной агнозии - повреждение затылочной зоны, при локализации в правой или левой части. Буквенная агнозия (символическая): в изолированном виде встречается редко; основное нарушение – невозможность синтеза отдельных частей буквы в целостное симультанное восприятие всей буквы, распад чёткого значения буквенных знаков. Симптомы: 1)замена букв при наличии оптически близких признаков; 2)неправильная пространственная ориентация букв; 3)трудности восприятия наложенных букв. Степень выраженности зависит от того, какие буквы предъявляются, наиболее грубое нарушение – больной не опознаёт крупные печатные буквы; самая лёгкая степень – единичные ошибки при распознавании наложенных письменных букв. Локализация повреждения – теменно-затылочная зона левого полушария. Цветовая агнозия: нарушение синтеза (ассоциирования) цвета с предметом. Симптомы могут быть разными: затруднение в подборе к предъявленному цвету – нарушение правого полушария мозга. Может оставаться неизменным различение интенсивности цветов. Лицевая агнозия: невозможность синтеза признаков, характеризующих лицо, и невозможность компенсации за счёт вербальных навыков (словесный портрет). Симптомы – нарушение узнавания знакомых лиц, узнавание по голосу. Нарушение проявляется по-разному в зависимости от тяжести, наиболее грубые формы – не узнавание реальных людей и себя самого, наиболее лёгкая форма – не узнавание схематичных черт. Больной не может узнать лицо, если предложить скопировать рисунок лица – делает, но по памяти нарисовать не может. Это нарушение распространяется не только на узнавание лиц, но и на узнавание индивидуальных признаков других предметов: животных, предмета среди похожих. Это нарушение проверяется с помощью тестов, в которых изображены известные люди. Локализация – в затылочной зоне, её правом и левом отделах. Это социальная агнозия, нарушается узнавание социальных объектов. Оптико-пространственная агнозия (апрактоагнозия): апраксия – нарушения движений, агнозия – нарушение восприятия. Основное нарушение – невозможность синтеза отдельных признаков объектов в их пространственной 5) Определение основных понятий методологического аппарата нейропсихологии (функция, симптом, локализация, нейропсихологический фактор). Функция: исследователи понимают %-цию как отправление той или иной ткани. Выделение желчи- %ция печени. Не понятно если мы также скажем про % пищеварения , для осущ. акта пищеварения требуется доведение пищи до желудка, переработка пищи под влиянием желудочного сока, участие в этой переработке секретов печени, поджелудочной железы, сокращение стенок желудка и кишечника, проталкивание усваиваемого вещества по пищевому тракту и, наконец, всасывание расщепленных элементов пищи стенками тонкого кишечника- функциональная система. понятие “функция” А.Р.Лурия рассматривает как “функциональную систему”, которая обладает особенностями: 1. Достижение инвариантной, не меняющейся цели или задачи.2. Достижение ее меняющимися средствами. Функциональная система — морфофизиологическое понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П. К. Анохина ,для объяснения мозговых механизмов ВПФ; совокупность афферентных и эфферентных звеньев, объединенных в систему для достижения конечного результата. Каждая зона мозга, участвующая в обеспечении ФС, ответственна за некоторый фактор (Лурия: функция) , нарушение которого приводит к дефекту всей ФС. затылочный отдел - фактор зрительного симультанного анализа и синтезатеменной отдел - фактор пространственного и квазипространственного анализа и синтеза постцентральный отдел - фактор кинестетической организации движений верхние височные отделы - фактор слухо-речевого восприятия, звукоразличения средне-височные отделы - фактор слухо-речевой памяти премоторные отделы - фактор кинетической организации движений передние лобные отделы - фактор программирования, регуляции и контроля симптом: ("признак") – нарушение психической « Ф»,возникающее вследствии локального поражения ГМ. А. Лурия показал, сто симптом нарушения какой-либо функции ничего не говорит о ее локализации в данном пораженном участке мозга. Современное понимание нейропсихологического симптома включает поиск причины, лежащей в основе симптома. В основе понимания симптома положен принцип ФС как психофозиологической основы ВПФ. Каждая зона мозга, участвующая в реализации ФС, ответственна лишь за свой фактор, нарушение которого и ведет к синдромной картине нарушения, в основе всех симптомов, входящих в синдром, будет лежать один фактор. Анализ дефекта ВПФ от симптома через фактор к синдрому наз. "квалификацией симптома", осуществляемого путем качественного анализа наблюдаемых явлений. Нейропсихологический симптом — нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).Первичные нейропсихологические симптомы — нарушения психических функций, непосредственно связанные с поражением (выпадением) определенного нейропсихологического фактора. Вторичные нейропсихологические симптомы — нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам их системных взаимосвязей. Локализация: Локализация — (от латинского localis - местный, locus - место), отнесение повреждения к определенному месту; ограничение места действия, распространения какого-либо явления, процесса. Локализация ВПФ (мозговая организация ВПФ) — центральное понятие теории системной динамической локализации ВПФ, объясняющее связь мозга с психикой как соотношение различных звеньев (аспектов) психической функции с разными нейропсихологическими факторами (т. е. принципами, присущими работе той или иной мозговой структуры — корковой или подкорковой). ВПФ при локаллизации охватывают сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга. Локализация в ВПФ в мозговой кроре не явл. учтойчивой, постоянной, меняется с развитием ( Пр-р: читали по буквам, теперь по словам) Нейропсихологический фактор: Нейропсихологический фактор — структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома. Нейропсихологический фактор - принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры. Он является связующим понятием между психическими функциями и работающим мозгом. С одной стороны, фактор является результатом активности определенных функциональных органов мозга, а с другой - играет объединительную роль для психических процессов в их системной функции реализации какого-либо специфического звена. Инструментом выделения нейропсихологических факторов является синдромный анализ, включающий три этапа осмысления регистрируемых изменений психической деятельности. 1. Качественная квалификация нарушений психических функций с объяснением причин возникших изменений. 2. Анализ и сопоставление первичных и вторичных расстройств, то есть установление причинно-следственных связей между непосредственным источником патологии и возникающими по закону системной организации функций производными расстройствами. В частных случаях таким последствием может быть полный распад соответствующей психической функции. К числу третичных нарушений иногда относят компенсаторные перестройки той или иной функциональной системы в ответ на возникшее поражение с целью замещения пораженного звена. 3. Изучение состава сохранных ВПФ, облегчающее дифференциальную топическую диагностику. 1) Предмет и задачи нейропсихологии. 20-30 года. Лурия. Лурии: нейропсихология – это наука о роли отдельных мозговых зон в поведении человека. НейроΨ - отрасль психологии, сформировавшаяся на стыке неврологии, нейрофизиологии, психологии и нейрохирургии: это отрасль Ψ науки, которая занимается нарушениями психических процессов и личности при локальных поражениях мозга. Иными словами, можно сказать, что нейроΨ – это наука о связях мозга и поведения Центральная проблема нейроΨ – это проблема локализации ВПФ. Группы вопросов, которые исследует нейроΨ: 1) Мозг и законы его работы (структура ифункция) 2) Мозг и локализация ВПФ. 3)Проблемы механизмов и природы нарушения психических функций. Нейропсихологический анализ- это путь анализа внутреннего строения психических процессов и их связи с мозгом. Центр. задача - изучение мозговых механизмов ВПФ: 1) какие структуры мозга принимают участие в осуществлении той или иной псих. функции 2)каковы психофизиологические механизмы взаимодействия этих структур 3) какой вклад в генезис и структуру ВПФ делают те или иные зоны и уровни Г.М. НейроΨ делится на 2 части: 1) общая клиническая нейроΨ, афазиология. Основная задача этой части - нейроΨ анализ синдромов нарушений ВПФ, их клинических и Ψ особенностей и зависимости от топики поражения. 2) восстановление ВПФ. Основная задача - изучение научно обоснованных путей и методов восстановления ВПФ при локальных поражениях Г.М, разработка восстановительного обучения и их теоретическое обоснование. Объект: пациент, показатели функционирования которого выходят за пределы нормы. Предмет: симптомы, т.е. комплексы расстройств человека, которые выражаются в изменении нормального функционирования психявлений. Задачи: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование. Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции (как элементарной, так и высшей), возникшее при локальном поражении головного мозга. Первичные нейропсихологические симптомы – нарушения психических функций, непосредственно связанные с нарушением (выпадением) определенного фактора. Вторичные нейропсихологические симптомы – нарушения психических функций, возникшие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями. Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанные с выпадением (или нарушением) определенного фактора (или нескольких факторов). Нейропсихологический фактор – принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры (участка мозга), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома. Факторный анализ – изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с выпадением (нарушением) определенного фактора. Важна не просто констатация того, что функция нарушена, а качественная квалификация нейропсихологических симптомов с сопоставлением первичных и вторичных расстройств и изучением не только нарушенных, но и сохранных высших психических функций. Нейропсихологическая диагностика – исследование больных с локальными поражениями головного мозга с помощью нейропсихологических методов с целью установления места поражения мозга (т.е. с целью постановки топического диагноза) Функциональная система – физиологич. понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П.К. Анохина, используемое для объяснения физиологической основы высших психических функций: совокупность афферентных и эфферентных механизмов (звеньев), объединенных в единую систему для достижения конечного полезного результата. Различные по содержанию высших психические функции обеспечиваются различными функциональными системами. Полифункциональность мозговых структур – положение, согласно которому мозговые структуры (особенно ассоциативные зоны коры больших полушарий) под влиянием новых афферентных воздействий могут перестраивать свои функции; на этом положении основаны принципы внутрисистемной и межсистемной перестройки высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. Межполушарная асимметрия мозга – не равноценность, качественное различие того «вклада», который делает левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию. Фнкциональная специфичность больших полушарий – специфика переработки информации, присущая левому и правому полушария головного мозга, определяемая интегральными полушарными факторами. Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративно функционирующую систему, формирующийся в онтогенезе. "Френология" (френо – способность) - способности человека, связанные с работой определенных участков Г. М афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов. ВПФ – это сложные саморегулирующиеся процессы, которые социальны по своему происхождению, опосредованы по своему строению, сознательны и произвольны по способу функционирования. Функция - перестали понимать как отправление какого-л одного мозгового о-на или какой-л группы к-к. Функция - сложная и пластичная функциональная с-ма, осуществляющая ту или иную приспособительную з-чу и составленная из высоко дифференцированного комплекса взаимозаменяемых эл-в. Симптом- нарушение психической «Ф», возникающее вследствии локального поражения ГМ. Синдром – закономерное сочетание симптомов нарушения разных психических «Ф» возникающее при поражении того или иного участка мозга Фактор – физиологические особенности нервного механизма; указание на ограниченный участок мозга, в к/м локализуется этот нервный мех-м; конкретное психическое св-во , продуцируемое работой нервного мех-ма. В нейропсихологии под высшими психическими функциями понимают сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности |