ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Что такое автопортрет? (Портрет автора картины, самого художника.)
- Опишите автопортрет художника В. Пукирева. (Это молодой красивый человек с печальным взглядом; он охватил себя руками за плечи и мрачно смотрит на происходящее.)
- Какие чувства переживает художник, глядя на венчание? (Всем своим видом он выражает протест, но ничего не может сделать, чтобы остановить эту церемонию:)
- Что вам запомнилось из этой картины больше всего? (Портрет невесты.)
Невеста нарисована художником с особой любовью и тщательностью. Кажется, в ее свадебном наряде он прорисовал каждую деталь - все кружева на платье, перчатки, фату с цветками флердоранжа, который кажется для такой молоденькой девушки настолько тяжелым, что даже пригибает ее голову книзу.
- Как называется картина, которую вы только что рассмотрели?
- К какому жанру ее можно отнести? (К бытовому.)
- Какие бытовые детали здесь представлены? (Одежда людей, обстановка церкви.)
Одежда людей относится к середине или к концу XIX в., поэтому мы можем предположить, когда происходило событие, которое изображено на картине.
Запишите в тетради название картины и фамилию ее автора. Эта картина была в свое время куплена знаменитым коллекционером П. Третьяковым.
- Значит, в какой картинной галерее сегодня можно увидеть подлинник картины? (В Третьяковской галерее.)
Теперь познакомьтесь с еще одной картиной исторического жанра, которая называется «Княжна Тараканова». (Демонстрация репродукции картины.)
- Опишите, что на ней изображено. (Красивая девушка в богатом нарядном платье стоит на дощатой постели, а в зарешеченное окно хлещет вода.)
Эта девушка и есть княжна Тараканова. Ее привезли в России из-за того, что она в разных странах Европы называла себя наследницей русского престола и говорила, что имеет все права, чтобы стать царицей.
На самом деле княжна не являлась наследницей российского престола, она все это сочинила и была просто-напросто обманщицей. Поэтому она была привезена в Санкт-Петербург и заключена в Петропавловскую крепость. Но Санкт-Петербург - город, в котором раньше часто бывали наводнения, ведь он построен на болотах, вблизи от моря. Как раз момент такого наводнения запечатлел на своей картине художник К. Флавицкий. Видите, вода хлещет в зарешеченное окно, на постель с узницей карабкаются мыши.
- К какому жанру можно отнести эту картину? (К историческому.)
- С помощью каких деталей этой картины создается контраст, который и производит сильное впечатление на зрителей?
IX. Защита творческих проектов
(Школьники проводят защиту творческих проектов.)
XI. Рефлексия
- С картинами каких жанров вы сегодня познакомились?
- Чем отличается картина исторического жанра?
- Какие картины исторического жанра вы сегодня рассматривали?
- В чем заключается историзм этих картин?
- Какие жанры могут встречаться в исторической картине?
- В чем заключается отличие картины бытового жанра?
- Что такое быт?
- Приведите примеры картин бытового жанра.
- Какие предметы быта присутствуют на этих картинах?
- Какова роль братьев-Мастеров при создании картин исторических и бытовых?
А теперь сочиним синквейн на тему «Картина».
(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)
XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следующий урок принесите пластилин и принадлежности для работы с ним.
Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину нa бытовую или другую жанровую тему и составить по ней рассказ экскурсовода.
Урок 33. Скульптура в музее и на улице
Цели: познакомить с извести и ми скульптурными памятниками и материалами для их изготовления; научить передаче в лепке человеческого движения; повторить свойства пластилина; повторить понятия «уличный дизайн», «парковая скульптура».
Вид деятельности: лепка из пластилина фигуры человека в движении.
Планируемые результаты: школьники приобретут знания об уличных скульптурах и памятниках; научатся передавать в лепке действия человека.
Оборудование: слайды или фотографии образцов уличной скульптуры разных видов и назначений, пластилин и принадлежности для работы с ним.
Ключевые слова и понятия: скульптура, ландшафт, музей, постамент.
Примечание. Для пояснения темы «Скульптура» можно подготовить компьютерную презентацию. При проведении игры можно использовать запись маршевой музыки. Для чтения монтажа по стихотворению В. Маяковского можно распечатать его текст на отдельных листочках.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Повторение пройденного материала
- С какими жанрами изобразительного искусства вы познакомились на прошлом уроке?
— Картины каких художников вы рассматривали? Узнайте картину по ее описанию, назовите автора и покажите ее репродукцию указкой.
(Педагог читает описание картины, школьники определяют название и автора.)
1. Море, ветер, идущие люди, строительство кораблей на втором плане. (В. Серов, «Петр /».)
2. Горы, снег, конь, военные мундиры. (В. Суриков, «Переход Суворова через Альпы».)
3. Собака, портфель, коньки, виноватый вид героя, школьная форма. (Ф. Решетников, «Опять двойка».)
4. Церковь, свечи, свадебные кольца, жених и невеста. (В. Пукирев, «Неравный брак».)
Поток воды, окно с решеткой, рваный тюфяк, богатая одежда. (А. Флавицкий, «Княжна Тараканова».). Сегодня вы заканчиваете цикл уроков изобразительного искусства в этом учебном году. Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занимались на этих уроках.
Кто приготовил домашнее задание — нашел репродукции картины и местных художников в историческом и бытовом жанрах? Кто хочет на время превратиться в экскурсовода и представить свой рассказ по понравившейся картине? (Ответы школьников по домашнему заданию).
На этом уроке вы вспомните правила и технику работы с пластилином. Но сначала надо вспомнить раздел, который называется «Парки, скверы, бульвары». Откройте тетради в том месте, где была записана эта тема урока, вспомните, что, кроме природных стилей ландшафта, могло стать украшением места городского отдыха. Верно, предметы изобразительного искусства, сделанные- человеком специально для их размещения в местах отдыха. Повторите все вместе название таких предметов — «скульптуры». Что могут изображать такие парковые скульптуры? {Людей разных профессий, играющих детей, композиции из мира животных и растений, памятники известным людям.) Слово «скульптура» возникло от латинского «скульпо», что и переводе на русский язык означает «вырезаю», «высекаю». Это особый вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объем. Ведь картину или графику мы можем видеть только с передней ее стороны, фасадной. А скульптуру в большинстве случаев можно всю обойти кругом.
Чем отличается скульптура он картины? Какие скульптуры вы видели?
- Где вы встречали скульптуры?
Какие образы обычно передает скульптура, которая создается для украшения стадиона? (Образы спортсменов, выступающих в разных видах соревнований.)
III. Беседа по теме урока
Скульптура может располагаться не только в месте отдыха людей. Откройте учебники на с. 132, прочитайте текст и рассмотрите фотографии скульптур.
Главный объект скульптуры - образ человека. Человек может быть изображен в полный рост, или по пояс, или по грудь. Иногда скульптура изображает одну только голову. В скульптуре может присутствовать всего один персонаж или целая группа. Возможно ли сходство скульптуры с жанром портрета?
— Что, помимо внешнего сходства, передает портрет? (Характер человека, его окружение и эпоху, в которой он живет.)
Подобно портрету, скульптура передает не только внешний вид человека, но и его черты характера,
— Из каких материалов может создаваться скульптура? (Из камня, глины, гипса, металла, дерева.)
Для изготовления скульптуры чаще остальных используются мрамор или гранит, поскольку ЭТО самые долговечные и красивые материалы. Из металлов - бронза и другие сплавы. Выбор материала зависит от того, где будет размещена скульптура и каково ее назначение. Например, маленькую скульптуру, которая должна украшать Дом творчества детей, можно выполнить из обожженной глины — терракоты.
— Какие образы может передать мастер в такой скульптуре, выполненной из терракоты?
(Педагог обобщает ответы школьников.)
Например, играющих или танцующих детей, образы знакомых всем зверей, сказочных персонажей.
А большой военный памятник могут отлить в цементе, и он будет колоссальным по своему размеру, как уже известный вам мемориальный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде.
— Где может быть размешена скульптура?
— Каково значение скульптуры в уличных ансамблях?
— Какие материалы используются для уличной скульптуры?
На фотографии на с. 132 учебника мы видим скульптуру, изображающую двух героев — Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского, вставших во главе народного войска, которое освободило страну от захватчиков в начале XVII в. Видите, какую сцену запечатлел скульптор И. Мартос? Посадский староста из Нижнего Новгорода Минин вручает меч суздальскому князю Пожарскому и призывает его возглавить русское войско. Этот памятник отлит из бронзы.
— Кто знает, где находится этот памятник двум героям России? (В самом центре Москве, на Красной площади.)
— Какие чувства возникают при рассматривании памятника Минину и Пожарскому?
— На чем расположен памятник?
— С какой целью памятники возводя! на специальных возвышениях - пьедесталах?
IV. Работа в тетради
Откройте тетради, запишите тему урока: «Скульптура в музее и на улице». Запишите также определение слова «скульптура».
Скульптура — это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объем.
V. Беседа по теме урока
Скульптура может иметь разное назначение. Например, она может являться самостоятельным объектом какого-то пространства или здания.
- Где на улице может быть размещена скульптура как самостоятельный объект? (В скверах, на площади, у театров, около водоемов — у фонтанов, прудов.)
Обычно, подыскивая место для своей работы, художник старается поставить скульптуру так, чтобы люди могли ее внимательно рассмотреть с разных сторон, подойти к ней, чтобы определить, из какого материала она создана. Ведь ее специально и создают. С этой целью — чтобы она явилась центром какой-то архитектурной композиции, дополняла природный пейзаж, нужным образом вписываясь в него.
Найдите примеры подобной уличной скульптуры в учебнике на с. 52 и с. 132. Что она изображает в каждом случае?
- Где можно разместить скульптуру в здании, например, в театре? (При входе, в фойе, у окон.)
Скульптура может также стать частью архитектурного пространства. Вспомните, вы рассматривали внешний вид детского музыкального театра им. Н. Сац.
- Какая скульптура украшает крышу этого театра? (Синяя птица с золотой арфой.)
А на ее фасаде, возле парадного входа, размещены скульптуры героев знаменитой музыкальной сказки композитора С. Прокофьева «Петя и волк» — мальчик Петя, утка, кошка, птичка, волк. Так что каждый, кто приходит в этот театр, с музыкой встречается уже на входе, увидев эти скульптуры.
Скульптура сказочного музыканта по имени Лель также украшает детский музыкальный театр, но находится она внутри него, в фойе на втором этаже.