Файл: Урок Тема Твои игрушки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



- Как эта скульптура передает назначение театра, в котором она находится?


- Почему ее героем выбран именно Лель?

Скульптуры часто используют при создании особых мест памяти — мемориалов.

- Кого изображают в скульптурах военных мемориалов? (Солдат, идущих в атаку; военных разных родов войск.)

- Какой образ является главным в мемориале на Мамаевом кургане? (Родина-мать.) Любая художественная работа - нелегкое дело. Ведь чтобы нарисовать картину красками, приходится много раз коснуться ее кисточкой, от этого устают руки, плечи, спина, глаза. А для изготовления скульптуры человеку приходится вручную откалывать куски камня от целой глыбы, чтобы изваять из нее нужный образ. Поэтому при выполнении большой и сложной работы скульптор нередко использует труд помощников, которые помогают ему — рубят камень, шлифуют его при завершении работы, чтобы он стал гладким.

Если художник задумал сделать скульптуру в бронзе, то сначала он выполняет ее модель, вылепив из глины или гипса. Потом эта глиняная модель помещается в ящик с землей или специальной смесью из песка. Так делается заготовка для будущей металлической формы. Такую работу выполняет мастер-формовщик. Глиняную модель извлекают, а в образовавшееся от нее углубление вливают расплавленный металл и ждут, когда он застынет. Здесь используется работа подручного главного художника — отливщика.

Гигантские скульптуры вообще изготавливают из отдельных частей и соединяют их. Например, вам всем, наверное, известна скульптура «Рабочий и колхозница», которая находится в Москве около Всероссийского Выставочного центра (ВВЦ) и является эмблемой нашей знаменитой киностудии «Мосфильм». Так эта скульптура состоит из десятков отдельных фрагментов, которые отливались отдельно, а потом соединялись воедино.

Видите, как много людей разных профессий задействовано при изготовлении скульптуры. Это работа содержит немало сложных этапов, связанных с тяжелым физическим трудом.



— Рассмотрите фотографию на с. 133. Что на ней изображено? Где находятся скульптуры?


— Вам знакомо название музея, указанного в подписи под фотографией?

— Где находится музей изобразительных искусств им. АС. Пушкина? (Ответы школьников.)

В музеях выставлены не только оригиналы скульптур, но и копии. Их также сделать нелегко; тот, кто копирует скульптуры должен обладать высоким мастерством. Ведь, благодаря работе этих мастеров мы можем восхищаться работами скульпторов, живших много веков тому назад.


— Какие скульптуры украшают здание детского музыкального театра им. Н. Сац снаружи и изнутри?


— Какая скульптура находится в Москве на Красной площади?


- Кого она изображает и почему эту скульптуру установили именно в самом центре нашей столицы?

Запишите в тетрадях названия скульптур, о которых вы узнали па уроке.

1. Памятник Минину и Пожарскому (скульптор И. Мартос).

2. «Рабочий и колхозница» (скульптор В. Мухина).

3. «Родина-мать» (скульптор Е. Вучетич).

Сейчас вам предстоит создать свою собственную скульптуру. Только выполнять ее вы будете не из камня или бронзы, а из более привычного для вас материала — пластилина.

VI. Пояснительный материал

Все вы знаете такой рабочий материал для уроков труда, как пластилин — это искусственно созданный материал на основе воска, специально предназначенный для лепки разных предметов. А пластилином пользуется много людей, и не только детей, которые занимаются лепкой в детских садах, дома и в школе. Но с этим материалом еще работают и взрослые люди, те же скульпторы. Когда архитекторы и скульпторы придумывают разные виды украшений для фасадов домов и квартир, то сначала из пластилина лепят маленькие модели декоративных частей, а то и целых статуй. Прежде чем установить их на стенах зданий, в садах и парках, скульптор представляет маленький вариант своего будущего творения для того, чтобы с этим образцом познакомились все желающие. А уж потом большой памятник или скульптура отливается в металле или вырубается в камне.



— Какими свойствами обладает материал под названием пластилин? (Пластилин пластичный, мягкий, он способен принимать любую форму.)

Да, пластилин податливый настолько, что работать с ним можно просто голыми руками. Не нужны ни молоток, ни другие тяжелые инструменты. Кроме того, благодаря мягкости этого материала у юного скульптора есть возможность вносить поправки » готовое изделие из пластилина, корректировать его.

Все вы много раз видели детскую телевизионную передачу «Спокойной ночи, малыши». Она начинается и заканчивается мультипликационными заставками, в которых все детали сделаны из пластилина. Так из знакомого всем с детства материала можно смастерить маленькое чудо.

Есть еще один очень хороший мультфильм, который так и называется — «Пластилиновая ворона». Весь этот мультфильм, в котором три разных сюжета, тоже сделан на основе пластилиновой техники. Вот, оказывается, как широко можно использовать обычный пластилин.

Но у пластилина есть один недостаток — он не любит излишнего тепла. Например, если готовую поделку поставить близко у источника тепла и света — даже под простой настольной лампой, — то поделка может нагреться и растаять, как весенний снег, потерять свою форму. Поэтому готовые поделки из этого материала надо хранить в прохладном месте.


— В каких профессиях используют пластилин?


— Какие достоинства есть у пластилина?


— Какие недостатки есть у пластилина?

VII. Задание для самостоятельной работы

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, вы, конечно, должны подумать — какие образы вам хочется воплотить в своей скульптуре. Возможно, что кто-то из вас приступит к сознанию образа любимого сказочного героя. Давайте тогда для начала попытаемся вспомнить некоторых из этих героев. Ведь необходимо показать облик героя и его позу — как стоит или движется. Прошу вас встать. Сейчас я буду называть имя героя. Ваша задача — передать в движении или в позе его облик.

(Педагог называет имя героя, школьники показывают его движения.)

Иван-царевич скачет верхом на Сивке-Бурке.

(Руки вытянуты вперед, словно держат уздечку коня, исполняются легкие полуприседания на обеих ногах.)

Летит Жар-птица.

(Легкий бег на месте на полупальцах. При этом руки, имитирующие крылья, вытянуты вверх и выполняют перекручивающие действия кистями.)


Идет Василиса Прекрасная.

(Движение легкими маленькими шагами на полупальцах. Корпус максимально вытянут вверх, подбородок приподнят, глаза опущены.)

Шагает в кукольный театр Буратино.

(Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, глаза округлены, ходьба утрированная, с высоким подниманием колена и зафиксированной стопой.)

Идет по лесу Мишка косолапый.

(Голова опущена, руки округлены, ступни ног повернуты вовнутрь, ходьба вразвалочку.)

Летят гуси-лебеди.

(Легкий бег на месте на полупальцах, руки вытянуты в стороны, шея вытянута вперед.)

Идут мелкими шажками гномы.

(Корпус согнут, голова и руки прижаты к корпусу, короткие шаги на месте.)

Скачет лягушка-квакушка.

(Руки согнуты в локтях, подняты вверх, пальцы рук раставлены, глаза округлены, полуприседания на месте.)

Шагает оловянный солдатик.

(Четкий вытянутый корпус, руки опущены, одна согнута, словно держит ружье, активное марширование на месте.)

Вы вспомнили некоторых героев известных народных и авторских сказок. Выберите вашего любимого персонажа и подумайте, в какой момент вы его хотите запечатлеть.

Какое у него будет настроение? Какая у него должна быть поза? Словом, вам придется ответить на целый ряд вопросов, и это — начало вашей творческой работы над собственной скульптурой.

(Школьники приступают к выполнению самостоятельной работы).

VIII. Физкультминутка

Продолжим выполнение физкультминуток, связанных с Днем Победы. Но пусть сначала прозвучит монтаж по стихотворению поэта В. Маяковского «Возьмем винтовки новые».

(Чтецы поочередно исполняют строфы стихотворения.)

Чтец 1 . Возьмем винтовки новые,

на штык флажки!

И с песнею в стрелковые пойдем кружки.

Раз, два! Все в ряд! Вперед, отряд!

Чтец 2 . Бесшумною разведкою —

тиха нога —

За камнем и за веткою найдем врага.

Ползу день-ночь моим помочь.

Ч т е ц 3 . И если двинет армии

страна моя —

Мы будем санитарами во всех боях.

Ранят в лесу, к своим снесу.

Давайте проведем игру «Военный парад». Нам в этом поможет маршевая музыка. Я буду показывать нам движения, которые выполняют военные во время праздничного парада, а вы постарайтесь их повторять как можно точнее.

(При проведении игры можно использовать запись маршевой музыки.)

(Педагог показывает движения, школьники повторяют.)


1. Педагог делает шаг правой ногой вперед, затем приставляет к ней левую.

2. Педагог делает шаг правой ногой обратно назад, затем приставляет к ней левую.

3. Педагог делает шаг правой ногой вперед, одновременно приставляя правую ладонь к голове — «отдавая честь». Затем, не опуская ладони, приставляет левую ногу.

4. Педагог делает шаг правой ногой назад, одновременно опуская руку вниз, затем приставляет левую ногу.

5. Педагог и школьники маршируют на месте, энергично размахивая руками.

(Движения повторяют несколько раз.)

IX. Завершение самостоятельной работы

(Школьники заканчивают изготовление пластилиновой скульптуры.)

X. Знакомство с новым материалом

Скульптор Е. Вучетич — автор проекта мемориального комплекса на Мамаевом кургане, очень известный художник, создатель целого ряда всемирно известных скульптур. Одна из его прославленных работ — памятник Воину-освободителю, расположенный в столице Германии, городе Берлине.

(Демонстрация фотографии или слайда с изображением памятника.)


— Вам приходилось ранее видеть эту скульптуру на фотографиях или в фильмах?

— Что изображено на этой фотографии? (Советский солдат держит на руках спасенную девочку и мечом разрубает символ фашизма.)

Этот памятник создан в честь победы нашей страны в Великой Отечественной войне, которая унесла миллионы человеческих жизней. И в наши дни память об этих героях жива, к подножию памятника Воину-освободителю люди, посещающие Берлин, всегда приносят цветы.


— Каким передан характер русского воина?

— Какие мысли возникают, когда смотришь на эту скульптуру? Запишите в тетрадях название этого памятника: «Памятник

Воину-освободителю в Берлине, скульптор Е. Вучетич».


— Автором какого еще знаменитого мемориала является скульптор Е. Вучетич?

XI. Рефлексия


— Как переводится слово «скульптура» на русский язык?


— Где можно увидеть скульптуры?