ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
Такие точки ставились так близко к концам фланговых швов, на сколько позволяла конструкция конусообразного пуансона. Между точкой и концом шва оставался зазор 5—8 мм. Усталостные тре щины в таких образцах зарождались не по концам фланговых швов, как обычно, и не по границам точек, а в наплавленном металле швов, на некотором расстоянии от концов, где остаточные напряже ния от обжатия были не сжимающими, а растягивающими. Предел выносливости образцов с фланговыми ШЕЭМИ после обжатия повы сился на 70% (рис. 92, б).
Переход от точечного |
обжатия |
к линейному |
может |
|
расши |
||||||||
рить |
возможности этого |
способа. Он мог бы найти применение в |
|||||||||||
о,кГ/ш* |
|
|
|
О.НГ/ММ* |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
20г |
|
|
|
|
|
|
|
|||
ЗОг |
25.4 |
Точечное |
ппастическог |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
обжатие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
28 |
|
|
1° |
|
|
|
|
^2 |
|
|
|
|
|
26 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/52| |
1111» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
915 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
о Ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
6 |
8N |
/4 |
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
12 |
|
\ 1 • |
|
Рис. 92. Выносливость |
сварных образ |
||||||||
10 |
|
|
|||||||||||
|
|
цов после точечного обжатия |
металла: |
||||||||||
|
|
|
|||||||||||
V |
6 в 10° |
|
4 б 8 N |
аи |
— образцы |
с |
продольными |
планками; |
|||||
|
б. |
— прикрепление швеллеров |
фланговыми |
||||||||||
|
а |
|
|
швами; / и 2 — |
выносливость |
соответствен |
|||||||
|
|
|
|
но |
в исходном |
состоянии |
и после |
точечного |
|||||
|
|
|
|
пластического |
|
о б ж а т и я . |
|
|
|
|
|
стыковых соединениях и в соединениях с лобовыми швами. Однако способ обжатия металла на большой длине не был опробован Герни. В данном случае он приближается к ранее рассмотренному методу упрочнения металла поверхностным пластическим деформировани ем и отличается от него тем, что вблизи соединения обработке под вергается только узкая полоска металла, а не все соединение.
|
Эффективность |
линейного |
обжатия |
проверялась |
в |
ИЭС |
||
им. |
Е. О. Патона [162, 164] на |
образцах |
из стали 10Г2С1 (ств |
= |
||||
= |
53,2 кГ/мм2; аТ |
= 37,5 |
кГ/мм2) с поперечными планками |
и |
со |
|||
стыковыми швами |
(рис. |
93). |
Планки |
приваривались |
вручную |
электродами УОНИ 13/45. Сварка стыковых швов выполнялась под флюсом. Для обжатия были изготовлены пуансоны длиной 80 мм,
поэтому обжатие проводилось за несколько приемов, |
каждый раз |
с перекрытием предыдущей части. Обжатые полоски |
располага |
лись на расстоянии 2—5 мм от шва и имели ширину 5 мм. Напря жение линейного обжатия принималось таким же, как и точечного; в условном исчислении оно равнялось 2стт.
После обжатия на основном металле оставались канавки глуби ной 0,5—0,7 мм. Трещины усталости зарождались, как обычно, по линии сплавления швов с основным металлом, но долговечность об-
151
жатых образцов в пять — десять раз была выше, чем образцов в исходном состоянии. Пределы выносливости a_i возросли на 40—110%. При пульсирующем цикле напряжений предел выносли вости стыковых соединений повысился на 30%.
|
|
пластическое обжатие |
|
|
|
|
2*5 |
|
|
1 , |
525 ,У |
575 |
.1 |
|
нГ/ыи*— |
|
|
|
|
ч |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
• |
|
|
|
1г—— |
|
|
|
|
-\ |
|
|
|
• |
|
|
|
4 |
6 |
8N |
Пластическое обжатие по лосы металла вдоль соедине ния создает в нем сжимаю щие остаточные напряже ния. На рис. 94 приведено распределение остаточных напряжений в поверхностном слое металла вблизи стыко вого соединения в исходном состоянии и после его пла стического обжатия (нагруз ка 30 т ) . Из сопоставления эпюр видно, что линейное об жатие полностью снимает растягивающие остаточные напряжения и создает по ли нии концентрации напряже-
|
Пластическое обжатие |
is г |
|
1 |
It=р |
1 |
|
525 |
|
575 |
|
с. кГ/ии2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
- |
|
10s |
2 |
4 6 |
3 10е |
2 |
|
4 |
6 |
8 N |
|
|
|
заиеров |
||
|
|
гос ? |
напряжений |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Рис. |
93. |
Выносливость |
сварных |
сое |
Рис. 94. |
Распределение оста |
||||||||
динений |
после |
линейного |
пластичес |
точных |
напряжений |
на по |
||||||||
кого |
обжатия: |
|
|
|
|
|
|
верхности метала вблизи сты |
||||||
а — образцы |
с |
поперечными |
|
планками; |
кового шва: |
|
|
|||||||
б — стыковые |
соединения; |
/ и |
2 |
— |
вынос |
/ — после |
сварки; |
2 |
— после |
|||||
ливость |
образцов |
соответственно |
в |
исход |
||||||||||
пластического обжатия . |
|
|||||||||||||
ном и |
после |
линейного |
обжатия . |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
ний сжимающие остаточные напряжения. Наряду с измерением этих напряжений определялась величина пластической дефор мации, возникающей в результате обжатия. Для этой цели из та кого же материала (сталь Ст. 3) изготовлялась модель, имити рующая сварное соединение. При обжатии пластическая деформация металла в непосредственной близости от искусственного шва не пре-
152
вышала 1—2%. Отсюда можно заключить, что основным фактором, изменяющим выносливость сварных соединений после пластическогообжатия, являются сжимающие остаточные напряжения.
Точечное и линейное обжатия следует отнести к перспективным способам обработки сварных соединений. Здесь прост и контроль качества выполненной работы. Он сводится к проверке расположе ния и глубины канавок, остающихся после обжатия. Однако для ме ханического обжатия металла в производственных условиях не со зданы еще специальные приспособления, подобные описанным вы ше, для обработки всей поверхности соединения. Возможно, для этой цели может найти применение высокоскоростное пульсирующее де формирование, осуществляемое с помощью пневматического молот ка Р-1 с ускорителем [136] или же магнитно-импульсивные устрой ства для деформирования металла, подобные применяемым для сварки металлов соударением [180].
При необходимости выполнения больших объемов работ и в случае упрочнения труднодоступных участков швов целесообразной может быть локальная микровзрывная обработка соединения. Та кой вид обработки недавно предложен [97, 171]. Его не следует отождествлять с упрочнением взрывом всего изделия. Как известно, общее глубинное упрочнение изделий и деталей, которые во время эксплуатации испытывают действие значительных ударных нагру зок или интенсивно изнашиваются (крестовины железнодорожных рельсов, захваты камнедробилок, детали мельниц, ковши экскава торов и т. п.), осуществляется путем детонации зарядов взрывча того вещества в контакте с металлом. Как показали исследования, выполненные в СО АН СССР и других организациях, а также фирмой «Дюпон» (США), при детонации создается фронт ударной волны с давлениями, превышающими 100 кбар. Такие давления вызы вают пластические деформации, которые изменяют физико-меха нические свойства материалов, в результате чего существенно по вышаются предел текучести, прочность и предел выносливости [130, 2051.
В предлагаемом способе обработке подвергаются только поверх ностные слои металла в месте перехода к сварному шву. В этом слу чае локальная взрывная обработка значительно менее интенсивна, чем общая глубинная, и направлена главным образом на создание в местах концентрации сжимающих остаточных напряжений. Она сводится к следующему. Вдоль линии сплавления шва с основным металлом размещаются цилиндрические заряды насыпного взрыв чатого вещества — гексогена, заключенного в гибкую хлорвини ловую трубку. Между зарядами и поверхностью образца находится двухмиллиметровый слой пластилина, который служит передаточ ной средой при воздействии взрывной волны на поверхность и для прикрепления зарядов к изделию (рис. 95). Взрыв четырех зарядов производится одновременно с помощью электродетонатора.
Для установления оптимальной величины заряда, при на пряжениях ± 8 кГ/мм2 определялась долговечность однотипных
153
образцов с поперечными угловыми швами (рис. 96, а), прошедших импульсивную обработку различной интенсивности [97]. Интенсив ность изменялась путем взрыва зарядов, отличавшихся диаметром трубок и их количеством. Наиболее долговечным оказался образец,
|
|
|
|
ч |
|
со |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1100 |
|
|
|
|
|
|
525 |
Т |
575 |
|
|
|
|
-- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1150 |
|
|
|
|
|
. |
525 |
. |
|
Рис. 95. Расположение зарядов на |
Рис. 96. |
Сварные |
образцы для им |
||||
образце: |
|
|
пульсивной |
обработки с поперечны |
|||
/ — сварной шов; |
2 — слой |
пластили |
ми угловыми (а) и фланговыми (б) |
||||
на, |
6 = 2 мм: 3 |
— заряды |
гексогена; |
швами. |
|
|
|
4 — |
элсктродстонатор. |
|
|
|
|
|
обработанный взрывом одиночного цилиндрического заряда диа метром 4 мм (табл. 39). В дальнейших опытах [171] такой заряд применялся для обработки сварных образцов не только с попереч ными, но и с продольными угловыми швами (рис. 96, б).
Т а б л и ц а 39. Долговечность образцов после импульсивной обработки различной (интенсивности
|
|
|
|
|
|
Д о л г о в е ч н о с т ь |
|
|
|||
|
|
Обработка образца |
зарядом |
|
тыс. |
|
Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
циклов |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Без импульсивной обработки |
|
600 |
|
100 |
|
|
||||
|
Одиночный заряд, диаметр трубки, мм: |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
5,2 |
|
|
800 |
|
133 |
|
|
|
|
|
|
5,8 |
|
|
1300 |
|
217 |
|
|
|
|
|
|
4,0 |
|
|
4000 |
|
667 |
|
|
|
|
Двойной заряд, диаметр трубки 5,8 и |
600 |
|
100 |
|
|
|||||
|
4,2 |
мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образцы |
первого вида изготавливались из |
сталей Ст. 3 |
(огт |
= |
||||||
= |
26 кГ/мм2, |
ов |
= 44 кГ/мм2); |
10Г2С1 |
(ат = |
38 |
кГ/мм2, |
ав |
= |
||
= |
53 кГ/мм2) |
и |
14ХМНДФР (стт |
= 64 кГ/мм2, |
о в |
= |
76 кГ/мм2); |
||||
образцы второго |
вида — из |
стали |
М16С |
(стт = |
25 |
кГ/мм2, |
а в |
= |
|||
= |
42 кГ/мм2). |
Соответственно сталям |
применялись |
электроды |
УОНИ 13/45, УОНИ 13/55 и 48Н1.
154
Образцы в исходном состоянии и после импульсивной обработ ки испытывались на плоский изгиб при симметричном (г = —1), пульсирующем (г = 0) и асимметричном (г = +0,3) циклах напря жений по методике, принятой в ИЭС им. Е. О. Патона (см. гл. III) . После достижения усталостной трещиной глубины 2—3 мм испыта ния прекращались. В образцах с поперечными планками обычно наблюдалось несколько очагов усталостного разрушения по линии сплавления шва и основного металла; в образцах с продольными планками трещины зарождались по концам фланговых швов.
Т а б л и ц а 40. Выносливость сварных соединений после микровзрывной обработки
|
|
|
П р е д е л выносливости |
|
||
|
|
|
|
образцов |
(база |
Повыше |
|
|
|
|
10' циклов), |
кГ/мм* |
ние |
|
Соединение |
Сталь |
г |
|
|
предела |
|
|
|
в |
исходном п о с л е об |
выносли |
|
|
|
|
состоянии |
работки |
вости, |
|
|
|
|
% |
|||
|
|
|
|
|
|
|
С |
поперечными |
Ст. 3 |
—1 |
4,0 |
7,5 |
88 |
|
угловыми швами |
10Г2С1 |
—1 |
4,0 |
7,0 |
75 |
|
|
Ст. 3 |
0 |
9,8 |
14,0 |
43 |
|
|
14ХМНДФР |
+0,3 |
12,0 |
16,0 |
33 |
с |
продольными |
М16С |
—1 |
2,2 |
4,8 |
120 |
|
угловыми швами |
М16С |
0 |
4,2 |
9,0 |
124 |
После взрывной обработки сопротивление образцов усталост ным разрушениям существенно повышалось (табл. 40). По числу циклов долговечность соединений увеличивалась в 3—5 раз. Пре делы выносливости повышались на 75—120% при симметричном цикле напряжений и на 120—35% при пульсирующем и асимметрич ном циклах. По абсолютной величине пределы выносливости в большей степени возрастали при асимметричных циклах напряжений. Надо полагать, что величину заряда следует изменять в зависимос ти от коэффициента асимметрии цикла, и, вероятно, в случае сим метричного нагружения меньшая интенсивность обработки позво лит получить больший эффект.
Дальнейшие уточнения параметров взрывной обработки в свя зи с характером нагружения, видом соединения и механическими свойствами металла, помогут полнее раскрыть возможности этого нового и, очевидно, весьма перспективного способа повышения выносливости сварных соединений. Однако и в настоящее время такой метод может успешно применяться для повышения долговеч ности конструкций.
3. Нанесение покрытий
Окружающие жидкости и газы заметно изменяют сопро тивление стали усталостным разрушениям (табл. 41). Менее изу чено влияние твердых покрытий. Маттингом [31] было отмечено