Файл: Труфяков, В. И. Усталость сварных соединений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такие точки ставились так близко к концам фланговых швов, на­ сколько позволяла конструкция конусообразного пуансона. Между точкой и концом шва оставался зазор 5—8 мм. Усталостные тре­ щины в таких образцах зарождались не по концам фланговых швов, как обычно, и не по границам точек, а в наплавленном металле швов, на некотором расстоянии от концов, где остаточные напряже­ ния от обжатия были не сжимающими, а растягивающими. Предел выносливости образцов с фланговыми ШЕЭМИ после обжатия повы­ сился на 70% (рис. 92, б).

Переход от точечного

обжатия

к линейному

может

 

расши­

рить

возможности этого

способа. Он мог бы найти применение в

о,кГ/ш*

 

 

 

О.НГ/ММ*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20г

 

 

 

 

 

 

 

ЗОг

25.4

Точечное

ппастическог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обжатие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

^2

 

 

 

 

 

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/52|

1111»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

915

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

о Ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

6

8N

/4

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

\ 1 •

 

Рис. 92. Выносливость

сварных образ­

10

 

 

 

 

цов после точечного обжатия

металла:

 

 

 

V

6 в 10°

 

4 б 8 N

аи

— образцы

с

продольными

планками;

 

б.

— прикрепление швеллеров

фланговыми

 

а

 

 

швами; / и 2

выносливость

соответствен­

 

 

 

 

но

в исходном

состоянии

и после

точечного

 

 

 

 

пластического

 

о б ж а т и я .

 

 

 

 

 

стыковых соединениях и в соединениях с лобовыми швами. Однако способ обжатия металла на большой длине не был опробован Герни. В данном случае он приближается к ранее рассмотренному методу упрочнения металла поверхностным пластическим деформировани­ ем и отличается от него тем, что вблизи соединения обработке под­ вергается только узкая полоска металла, а не все соединение.

 

Эффективность

линейного

обжатия

проверялась

в

ИЭС

им.

Е. О. Патона [162, 164] на

образцах

из стали 10Г2С1 (ств

=

=

53,2 кГ/мм2; аТ

= 37,5

кГ/мм2) с поперечными планками

и

со

стыковыми швами

(рис.

93).

Планки

приваривались

вручную

электродами УОНИ 13/45. Сварка стыковых швов выполнялась под флюсом. Для обжатия были изготовлены пуансоны длиной 80 мм,

поэтому обжатие проводилось за несколько приемов,

каждый раз

с перекрытием предыдущей части. Обжатые полоски

располага­

лись на расстоянии 2—5 мм от шва и имели ширину 5 мм. Напря­ жение линейного обжатия принималось таким же, как и точечного; в условном исчислении оно равнялось 2стт.

После обжатия на основном металле оставались канавки глуби­ ной 0,5—0,7 мм. Трещины усталости зарождались, как обычно, по линии сплавления швов с основным металлом, но долговечность об-

151


жатых образцов в пять — десять раз была выше, чем образцов в исходном состоянии. Пределы выносливости a_i возросли на 40—110%. При пульсирующем цикле напряжений предел выносли­ вости стыковых соединений повысился на 30%.

 

 

пластическое обжатие

 

 

 

2*5

 

 

1 ,

525

575

.1

 

нГ/ыи*—

 

 

 

 

ч

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1г——

 

 

 

 

-\

 

 

 

 

 

 

4

6

8N

Пластическое обжатие по­ лосы металла вдоль соедине­ ния создает в нем сжимаю­ щие остаточные напряже­ ния. На рис. 94 приведено распределение остаточных напряжений в поверхностном слое металла вблизи стыко­ вого соединения в исходном состоянии и после его пла­ стического обжатия (нагруз­ ка 30 т ) . Из сопоставления эпюр видно, что линейное об­ жатие полностью снимает растягивающие остаточные напряжения и создает по ли­ нии концентрации напряже-

 

Пластическое обжатие

is г

1

It

1

 

525

 

575

 

с. кГ/ии2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

-

10s

2

4 6

3 10е

2

 

4

6

8 N

 

 

 

заиеров

 

 

гос ?

напряжений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

93.

Выносливость

сварных

сое­

Рис. 94.

Распределение оста­

динений

после

линейного

пластичес­

точных

напряжений

на по­

кого

обжатия:

 

 

 

 

 

 

верхности метала вблизи сты­

а — образцы

с

поперечными

 

планками;

кового шва:

 

 

б — стыковые

соединения;

/ и

2

вынос­

/ — после

сварки;

2

— после

ливость

образцов

соответственно

в

исход ­

пластического обжатия .

 

ном и

после

линейного

обжатия .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ний сжимающие остаточные напряжения. Наряду с измерением этих напряжений определялась величина пластической дефор­ мации, возникающей в результате обжатия. Для этой цели из та­ кого же материала (сталь Ст. 3) изготовлялась модель, имити­ рующая сварное соединение. При обжатии пластическая деформация металла в непосредственной близости от искусственного шва не пре-

152


вышала 1—2%. Отсюда можно заключить, что основным фактором, изменяющим выносливость сварных соединений после пластическогообжатия, являются сжимающие остаточные напряжения.

Точечное и линейное обжатия следует отнести к перспективным способам обработки сварных соединений. Здесь прост и контроль качества выполненной работы. Он сводится к проверке расположе­ ния и глубины канавок, остающихся после обжатия. Однако для ме­ ханического обжатия металла в производственных условиях не со­ зданы еще специальные приспособления, подобные описанным вы­ ше, для обработки всей поверхности соединения. Возможно, для этой цели может найти применение высокоскоростное пульсирующее де­ формирование, осуществляемое с помощью пневматического молот­ ка Р-1 с ускорителем [136] или же магнитно-импульсивные устрой­ ства для деформирования металла, подобные применяемым для сварки металлов соударением [180].

При необходимости выполнения больших объемов работ и в случае упрочнения труднодоступных участков швов целесообразной может быть локальная микровзрывная обработка соединения. Та­ кой вид обработки недавно предложен [97, 171]. Его не следует отождествлять с упрочнением взрывом всего изделия. Как известно, общее глубинное упрочнение изделий и деталей, которые во время эксплуатации испытывают действие значительных ударных нагру­ зок или интенсивно изнашиваются (крестовины железнодорожных рельсов, захваты камнедробилок, детали мельниц, ковши экскава­ торов и т. п.), осуществляется путем детонации зарядов взрывча­ того вещества в контакте с металлом. Как показали исследования, выполненные в СО АН СССР и других организациях, а также фирмой «Дюпон» (США), при детонации создается фронт ударной волны с давлениями, превышающими 100 кбар. Такие давления вызы­ вают пластические деформации, которые изменяют физико-меха­ нические свойства материалов, в результате чего существенно по­ вышаются предел текучести, прочность и предел выносливости [130, 2051.

В предлагаемом способе обработке подвергаются только поверх­ ностные слои металла в месте перехода к сварному шву. В этом слу­ чае локальная взрывная обработка значительно менее интенсивна, чем общая глубинная, и направлена главным образом на создание в местах концентрации сжимающих остаточных напряжений. Она сводится к следующему. Вдоль линии сплавления шва с основным металлом размещаются цилиндрические заряды насыпного взрыв­ чатого вещества — гексогена, заключенного в гибкую хлорвини­ ловую трубку. Между зарядами и поверхностью образца находится двухмиллиметровый слой пластилина, который служит передаточ­ ной средой при воздействии взрывной волны на поверхность и для прикрепления зарядов к изделию (рис. 95). Взрыв четырех зарядов производится одновременно с помощью электродетонатора.

Для установления оптимальной величины заряда, при на­ пряжениях ± 8 кГ/мм2 определялась долговечность однотипных

153


образцов с поперечными угловыми швами (рис. 96, а), прошедших импульсивную обработку различной интенсивности [97]. Интенсив­ ность изменялась путем взрыва зарядов, отличавшихся диаметром трубок и их количеством. Наиболее долговечным оказался образец,

 

 

 

 

ч

 

со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1100

 

 

 

 

 

 

525

Т

575

 

 

 

 

--

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1150

 

 

 

 

 

.

525

.

 

Рис. 95. Расположение зарядов на

Рис. 96.

Сварные

образцы для им­

образце:

 

 

пульсивной

обработки с поперечны­

/ — сварной шов;

2 — слой

пластили­

ми угловыми (а) и фланговыми (б)

на,

6 = 2 мм: 3

— заряды

гексогена;

швами.

 

 

 

4

элсктродстонатор.

 

 

 

 

 

обработанный взрывом одиночного цилиндрического заряда диа­ метром 4 мм (табл. 39). В дальнейших опытах [171] такой заряд применялся для обработки сварных образцов не только с попереч­ ными, но и с продольными угловыми швами (рис. 96, б).

Т а б л и ц а 39. Долговечность образцов после импульсивной обработки различной (интенсивности

 

 

 

 

 

 

Д о л г о в е ч н о с т ь

 

 

 

 

Обработка образца

зарядом

 

тыс.

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

циклов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Без импульсивной обработки

 

600

 

100

 

 

 

Одиночный заряд, диаметр трубки, мм:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5,2

 

 

800

 

133

 

 

 

 

 

5,8

 

 

1300

 

217

 

 

 

 

 

4,0

 

 

4000

 

667

 

 

 

Двойной заряд, диаметр трубки 5,8 и

600

 

100

 

 

 

4,2

мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образцы

первого вида изготавливались из

сталей Ст. 3

(огт

=

=

26 кГ/мм2,

ов

= 44 кГ/мм2);

10Г2С1

т =

38

кГ/мм2,

ав

=

=

53 кГ/мм2)

и

14ХМНДФР (стт

= 64 кГ/мм2,

о в

=

76 кГ/мм2);

образцы второго

вида — из

стали

М16С

(стт =

25

кГ/мм2,

а в

=

=

42 кГ/мм2).

Соответственно сталям

применялись

электроды

УОНИ 13/45, УОНИ 13/55 и 48Н1.

154


Образцы в исходном состоянии и после импульсивной обработ­ ки испытывались на плоский изгиб при симметричном = —1), пульсирующем (г = 0) и асимметричном = +0,3) циклах напря­ жений по методике, принятой в ИЭС им. Е. О. Патона (см. гл. III) . После достижения усталостной трещиной глубины 2—3 мм испыта­ ния прекращались. В образцах с поперечными планками обычно наблюдалось несколько очагов усталостного разрушения по линии сплавления шва и основного металла; в образцах с продольными планками трещины зарождались по концам фланговых швов.

Т а б л и ц а 40. Выносливость сварных соединений после микровзрывной обработки

 

 

 

П р е д е л выносливости

 

 

 

 

 

образцов

(база

Повыше­

 

 

 

 

10' циклов),

кГ/мм*

ние

 

Соединение

Сталь

г

 

 

предела

 

 

 

в

исходном п о с л е об ­

выносли­

 

 

 

состоянии

работки

вости,

 

 

 

%

 

 

 

 

 

 

С

поперечными

Ст. 3

—1

4,0

7,5

88

 

угловыми швами

10Г2С1

—1

4,0

7,0

75

 

 

Ст. 3

0

9,8

14,0

43

 

 

14ХМНДФР

+0,3

12,0

16,0

33

с

продольными

М16С

—1

2,2

4,8

120

 

угловыми швами

М16С

0

4,2

9,0

124

После взрывной обработки сопротивление образцов усталост­ ным разрушениям существенно повышалось (табл. 40). По числу циклов долговечность соединений увеличивалась в 3—5 раз. Пре­ делы выносливости повышались на 75—120% при симметричном цикле напряжений и на 120—35% при пульсирующем и асимметрич­ ном циклах. По абсолютной величине пределы выносливости в большей степени возрастали при асимметричных циклах напряжений. Надо полагать, что величину заряда следует изменять в зависимос­ ти от коэффициента асимметрии цикла, и, вероятно, в случае сим­ метричного нагружения меньшая интенсивность обработки позво­ лит получить больший эффект.

Дальнейшие уточнения параметров взрывной обработки в свя­ зи с характером нагружения, видом соединения и механическими свойствами металла, помогут полнее раскрыть возможности этого нового и, очевидно, весьма перспективного способа повышения выносливости сварных соединений. Однако и в настоящее время такой метод может успешно применяться для повышения долговеч­ ности конструкций.

3. Нанесение покрытий

Окружающие жидкости и газы заметно изменяют сопро­ тивление стали усталостным разрушениям (табл. 41). Менее изу­ чено влияние твердых покрытий. Маттингом [31] было отмечено