Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное агентство по образованию РФ
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
Факультет Кафедра
Физико-математический Теоретической физики и
Общетехнических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
Виртуальные лабораторные работы
на уроках физики
Выполнил:
студент V курса, гр. ФИ-51
Плахов Д. А.
Научный руководитель:
Старший преподаватель;
Сугробова Т. Н.
Пенза, 2009 г.
Содержание:
-
Введение. ……………………………………………………………………...3 -
Методика подготовки и проведения лабораторной работы………………..4 -
Методика проведения виртуальных лабораторных работ с
применением технологии Workbench………………………………………..6
-
Описание программ ……………………………………………………...…..8
1) «Виртуальные лабораторные работы по физике»
2) ИИСС «Интерактивные лабораторные работы по физике.
7-11 классы»
3) Виртуальные лабораторные работы по школьным разделам
физики (http://barsic.spbu.ru/www/lab_dhtml/common/index.html)
4) CD-диск «Открытая Физика 2.5» ( в двух частях)
-
Создание собственных приложений для проведения
виртуальных работ………………………………………………………….15
-
Заключение…………………………………………………………...……...18 -
Приложения……………………………………...…………………………..20 -
Литература…………………………...………………………………………21
1. Введение
Физика была одной из первых наук, в которых научный эксперимент целенаправленно использовался для получения новых знаний и проверки научных теорий. В последние десятилетия, после появления компьютеров, возник новый вид экспериментов – численные эксперименты. Такие эксперименты ставятся не над реальными объектами, а над их математическими моделями. Результаты позволяют оценить качество модели, уточнить её, оценить масштабы различных допущений. Но компьютерные эксперименты полезны и в образовании. Так, при изучении кинематики можно рассмотреть последовательное вычисление с помощью компьютера координат тела, брошенного под углом к горизонту, и вывод изображений этого тела на экран. Такой процесс будет выглядеть как мультфильм, передающий все основные закономерности движения. Казалось бы, особой нужды в таком эксперименте нет, т.к. формулы кинематики уже содержат в себе всё. Это верно, но лишь для простейшей задачи движения тела в однородном поле силы тяжести. А если мы хотим учесть силу сопротивления воздуха или изменение силы тяжести с высотой? Тогда без компьютера много сделать не удастся. Сложность программы расчёта движения тела при этом почти не изменится.
Компьютерные эксперименты позволяют увидеть многие явления, не доступные при традиционном подходе: увидеть движение системы взаимодействующих тел, изучить на этой основе свойства неидеального газа, кристалла, капли жидкости. Можно пронаблюдать процесс плавления кристалла, испарения жидкости и т.п.
2. Методика подготовки и проведения лабораторной работы
Существуют различные формы проведения лабораторной работы с применением компьютера:
1.Работа с готовой программой.
2.Самостоятельное решение предлагаемой учителем задачи.
3.Моделирование и усложнение предлагаемой учителем программы.
План работы:
1. Постановка задачи (что надо сделать).
2. Цель работы с моделью (зачем это делаем).
3. Указания по проведению работы.
4. Краткое содержание вычислительного эксперимента.
5. Указания по оформлению отчёта.
Требования к оформлению:
Заголовок: Лабораторная работа № .
Название.
Цель работы.
Оборудование (приборы и материалы).
Таблица. Схема.
Вычисления (построение алгоритмов для решения данной задачи), обработка результатов.
Вывод.
Деятельность учащегося при самостоятельном решении задачи:
1. Построить модель задачи лабораторной работы.
2. Провести лабораторную работу.
3. Разработать алгоритм решения задачи
а) по заранее готовому плану.
б) по самостоятельно разработанному плану.
Деятельность учащегося при моделировании готовой задачи:
1. Собрать модель задачи.
2. Внести в программу изменения с учетом тех или иных условий.
3. Провести лабораторную работу по заданному плану и проанализировать результат.
Таким образом, выделяют три основных этапа в ходе урока:
1. Учащиеся получают задание и описание лаб. работы.
2. Проведение лабораторной работы.
3. Формулировка вывода и оформление работы.
Методические рекомендации:
1. Необходимо чтобы демонстрация была тесно связана со словами учителя (надо не только слышать, но и видеть).
2. Важное правило при проведении опыта - это определение его цели.
3. Учащиеся должны быть подготовлены к восприятию опытов, т. е. владеть необходимым багажом знаний.
4. Используемые объекты должны быть наиболее простыми
5. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся.
Методические преимущества проведения виртуальной лабораторной работы перед традиционной:
1. Нет необходимости собирать заново всю установку перед каждым уроком, тратить время на осмотр приборов, на укладку их на место.
2. Техника безопасности на порядок выше, чем в обычных условиях
3. Можно за короткое время провести несколько экспериментов при разных начальных условиях, а потом обобщить результаты и сделать выводы.
4. Можно замедлить или ускорить время демонстрации.
3. Методика проведения виртуальных лабораторных работ с применением технологии Workbench
Полная виртуализация лабораторного практикума при изучении физики в школе не является абсолютно достаточной для выработки экспериментаторских навыков у учеников, но может послужить хорошим дополнением реальному лабораторному практикуму. Методика проведения виртуальных лабораторных работ должна быть максимально приближена к методике проведения работ на реальном инструментарии, так как это снижает влияние негативных сторон виртуализации эксперимента. В методику проведения виртуальных лабораторных работ целесообразно внедрять использование нескольких программ (например «Electronics Workbench +Excel), что позволяет имитировать эксперимент на современных измерительно-вычислительных комплексах. Ниже приводится усредненная методика проведения виртуальной лабораторной работы, адаптированная к программным продуктам типа Constructor и Electronics Workbench.
При подготовке к выполнению работы необходимо изучить:
-
цель и программу выполнения работы; -
общие теоретические сведения по элементам схемы, которой представлена исследуемая система или явление, и особенности протекания процессов в таких элементах; -
назначение органов управления виртуальных приборов, используемых в работе и порядок подготовки их к измерению; -
общие правила построения схем на рабочем поле окна, характерные для Ewb; -
подготовить бланк отчета по работе, зарисовать требуемые схемы и таблицы для занесения данных измерений.
Цель работы:
-
знакомство с инструментарием программного продукта EWb и изучение его возможностей для построения виртуальных лабораторных работ; -
приобретение практических навыков в организации виртуальных лабораторных работ по физике в разделе «Электричество»; -
приобретение практических навыков в работе с виртуальными измерительными приборами для замеров различных параметров напряжений и токов в электрических цепях.
Программа работы:
-
изучение возможностей инструментария программного продукта EWb для задания параметров элементов схем. -
проведение необходимых измерений и заполнение заготовленных таблиц.
Порядок выполнения работы:
-
собрать согласно требуемой работе схему, используя панель компонентов и приборов EWb; -
установить параметры компонентов и приборов в соответствии с требованиями работы; -
снять необходимые показания приборов, занести их в таблицу; -
построить графики зависимости физических величин; -
сделать соответствующие выводы.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
- Работать за компьютером с мокрыми и грязными руками; - Трогать экран монитора и разъемы проводов; - Нарушать файловую структуру; - Включать-выключать компьютер с помощью кнопки Power. |
4. Описание программ
1) «Виртуальные лабораторные работы по физике»
Программа “Виртуальные лабораторные работы по физике” (Формат: ISO. Размер: 10.5 Мб) – это серьезное учебное пособие и увлекательная компьютерная программа с высококачественной реалистичной графикой и высоким уровнем интерактивности. Включенные в лабораторные работы экспериментальные задачи помогут не только глубже понять физические процессы и закономерности, но и научиться применять полученные знания на практике. Работая с диском, ребенок убедится в том, что исследовательская и творческая деятельность – это действительно интересно! Кроме того, программа будет полезна при подготовке к лабораторным занятиям с реальным оборудованием и окажется незаменимой при его отсутствии.
Список лабораторных работ:
- Измерение размеров малых тел
- Измерение массы тела на рычажных весах
- Измерение объема твердого тела
- Определение плотности вещества
- Измерение выталкивающей силы
- Изучение колебаний нитяного маятника
- Выяснение условий равновесия рычага
- Изучение равноускоренного движения
- Изучение явления теплообмена
Особенности продукта:
- Теоретические сведения и раздел для повторения
- Реалистичное моделирование интерактивного эксперимента
- Экспериментальные задачи
- Вывод результатов работы на печать
Минимальные требования:
Операционная система Microsoft® Windows® Mе/2000/XP, процессор Pentium® 1,5 ГГц, 512 МБ оперативной памяти, 8 МБ свободного места на жестком диске, видеоадаптер с памятью 16 МБ
2) ИИСС «Интерактивные лабораторные работы по физике. 7-11 классы»
Информационный источник сложной структуры «Интерактивные лабораторные работы по физике» для учащихся 7-11 классов состоит из набора компьютерных моделей для виртуальных экспериментов, охватывающего все разделы физики в средней школе. Данные интерактивные модели способны стать полноценной основой уроков – лабораторных работ:
-
позволяют учащимся получать в динамике наглядные иллюстрации физических экспериментов и явлений; -
позволяют анализировать закономерности, часто ускользающие при наблюдении реальных экспериментов.
Инновационным является подход к созданию и реализации продукта, обеспечивающего системность использования компьютерного эксперимента на уроках. В результате предлагается ИИСС – инструмент, способный обеспечить учебный процесс требуемыми компьютерными ресурсами в конкретной области: «эксперимент по физике», что делает возможным создавать новую систему занятий по предмету, в ходе которых учащийся совершенствует учебные навыки, учится осуществлять выбор и нести за него ответственность, самостоятельно мыслить и действовать, решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные