Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, интеллектуальные и общие умения и навыки. Все это осуществляется в рамках традиционной классно-урочной системы, дополняя и развивая лучшие особенности классического образовательного процесса.
ИИСС «Интерактивные лабораторные работы» может быть использован:
Все модули разработаны на единой платформе и объединены единым дизайном как электронное издание. Реализован многопользовательский режим (с вводом пароля). Разделение пользователей предполагается для того, чтобы пользователи могли записывать результаты своей работы в разные журналы.
Дополнительные функциональные элементы ИИСС:
Поддерживаются стандартные возможности работы с текстом в Internet Explorer (выделение блока, копирование в буфер, печать). Результаты выполнения интерактивных задач заносятся в журнал.
Методические материалы учителю:
Технические требования к оборудованию:
Процессор Intel Celeron 700 MГц, оперативная память 128 Mb, объем жесткого диска 200 Mb, устройство для чтения CD-ROM, видеоадаптер 1024x768 SVGA, манипулятор «мышь», операционная система Microsoft Windows ХР, Microsoft Windows 2000, Microsoft Internet Explorer версии 6.0, Macromedia Flash Player 8, Sun JRE
Работы выполняются непосредственно в браузере. Для входа и выполнения лабораторных работ необходимо разрешить браузеру выполнять сценарии JavaScript.
Во введении имеется справочный материал о погрешности измерений, классе точности измерительных приборов, оформлении отчетов о проделанной работе.
Список работ:
10 класс
11 класс
Описания работ и контрольные вопросы к ним – в приложении 3 на диске.
Открытая Физика 2.5, часть 1 (ООО «Физикон»,2005).
Полный интерактивный курс физики для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов. Полный мультимедийный курс физики позволяет разобраться в различных вопросах физики, постичь ее основы, досконально понять сущность физических законов. В учебник включены следующие главы: Механика, Механические колебания и волны, Термодинамика и молекулярная физика. Интерактивный курс включает: иллюстрированный учебник; более 500 интерактивных учебных моделей; лабораторные работы; около 700 тестов, контрольных вопросов и задач; систему составления контрольных работ; разбор типовых задач; журнал учета работы ученика; итоговые сертификационные тесты; справочные материалы; поисковую систему по ключевому слову; биографии ученых-физиков; путеводитель по Интернет-ресурсам; методическую поддержку курса – поурочное планирование для учителей.
Открытая Физика 2.5, часть II (ООО «Физикон»,2003).
В учебник включены следующие главы: Электричество, Магнетизм, Оптика, Современная Физика. Содержит 60 интерактивных учебных моделей; лабораторные работы; более 900 тестов, контрольных вопросов и задач; систему составления контролных работ, разбор типовых задач, биографии ученых-физиков, сертификационные тесты и сертификаты компании ФИЗИКОН; система тестов для самопроверки; журнал учета работы ученика; справочные таблицы; предметный и именной указатели; поисковую систему; звуковое сопровождение; методические пособия для учителей; каталог Internet-ресурсов по физике.
Сборник инструкций для учащихся по выполнению электронных лабораторных работ по физике в 10-11 классах находится в приложении на диске (файл pril1).
В школах имеется опыт применения готовых учебных и демонстрационных программ, но важное место в школьном курсе информатики отводится созданию собственных приложений – проектов на языке VisualBasic и их практическом применении на уроке физики.
Тема «Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту» является одной из сложных в курсе механики, и время на её изучение ограничено. Она опирается не только на знание физических явлений и законов, но и на умелое владение математическими навыками преобразования тождественных выражений и решение квадратных уравнений. Предлагаемую программу можно использовать в качестве учебного пособия для выполнения лабораторной исследовательской работы.
В начале урока учитель повторяет с учащимися вопросы теории, отвечает на вопросы учащихся, даёт устные рекомендации по работе с компьютером, а также предлагает ознакомиться с порядком выполнения работы (имеется печатная форма инструкции).
Сначала, сев за компьютер, учащиеся знакомятся с поставленной перед ними задачей и анализируют её (cлайд 1).
Далее следует информационно-справочная часть (cлайд 2).
В третьей части работы учащиеся знакомятся с инструкцией № 1 и теоретическим материалом к данной части работы, который будет закрыт при введении параметров (слайды 3–4). Здесь исследуется зависимость высоты стрелы над стендом от начальной скорости.
В четвертой части работы учащиеся знакомятся с инструкцией № 2 (слайд 5) и исследуют зависимость высоты стрелы над стендом от угла запуска.
В пятой части работы анализируются полученные результаты, делаются выводы, учащиеся отвечают на дополнительные вопросы (слайд 6).
Лабораторная работа оформляется учащимися в лабораторной тетради по стандартному образцу и оценивается учителем.
Подобные работы повышают эффективность освоения сложных тем в курсе физики и способствуют повышению познавательного интереса школьников к предмету.
Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических занятий, даже если учащимся на занятиях показываются демонстрационные физические опыты. Ко всем видам чувственного восприятия надо обязательно добавить на занятиях «работу руками». Это достигается при выполнении учащимися лабораторного физического эксперимента, когда они сами собирают установки, проводят измерения физических величин, выполняют опыты. Лабораторные занятия вызывают у учащихся очень большой интерес, что вполне естественно, так как при этом происходит познание учеником окружающего мира на основе собственного опыта и собственных ощущений.
Лабораторная работа является методом исследования, обеспечивающим научность школьного курса. При выполнении лабораторных работ развиваются и закрепляются навыки и умения, что очень важно в процессе обучения.
В современных условиях интенсивного развития информационных технологий возникает необходимость в создании иной образовательной среды. В настоящее время актуальным является вопрос использования программно-педагогических и телекоммуникационных средств в учебном процессе школы и, в частности, при обучении физике.
Процесс обучения зависит не столько от деятельности учителя, сколько от активности учеников и их желания получить знания. Направление учеников на творческую работу наилучшим образом способствует включение в школьную программу уроков с применением компьютера. Современные мультимедийные компьютерные программы и телекоммуникационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации - электронным гипертекстовым учебникам, образовательным сайтам, системам дистанционного обучения. Это призвано повысить эффективность развития познавательной самостоятельности и дать новые возможности для творческого роста школьников.
Возможностей использования ИКТ на уроках физики огромное множество. Одна из них – проведение виртуальных лабораторных работ
Виртуальные лабораторные работы имеют целый ряд преимуществ: существует возможность непосредственно наблюдать, исследовать, экспериментально проверять правильность теоретических предположений, что значительно увеличивает эффективность урока. Можно осуществить эксперимент, который в обычных условиях невозможен (например, если процесс долговременный или требующий специальных установок), можно попробовать экспериментировать и с «эффектом Доплера», и проводить космические эксперименты.
ИИСС «Интерактивные лабораторные работы» может быть использован:
-
Как основа для проведения уроков, содержащих фронтальный эксперимент при изучении, повторении или закреплении изученного материала в курсе физики средней школы -
Как дополнительный демонстрационный материал в урочной системе учителем при использовании как в компьютерном классе, так и при применении единичного компьютера в кабинете физики -
При подготовке, проведении и анализе результатов компьютерного тестирования. -
Как учебное пособие в учреждениях дополнительного образования для любознательных естествоиспытателей, возможно, в процессе кружковой работы и элективных курсах по физике -
Как набор экспериментов для детей, интересующихся изучением природы -
Как дополнительное пособие, позволяющее вести познавательно-исследовательскую деятельность для детей больных, находящихся в системе домашнего обучения -
Родители могут использовать данное пособие для развития познавательного интереса ребенка и расширения его кругозора
Все модули разработаны на единой платформе и объединены единым дизайном как электронное издание. Реализован многопользовательский режим (с вводом пароля). Разделение пользователей предполагается для того, чтобы пользователи могли записывать результаты своей работы в разные журналы.
Дополнительные функциональные элементы ИИСС:
-
Поисковая система (полнотекстовый поиск, поиск по типам объектов, поиск названию объекта) -
Для мониторинга обучения используется информационный журнал (или журнал наглядности), позволяющий хранить информацию о работе учащегося с ИССС -
Помощь
Поддерживаются стандартные возможности работы с текстом в Internet Explorer (выделение блока, копирование в буфер, печать). Результаты выполнения интерактивных задач заносятся в журнал.
Методические материалы учителю:
-
Уроки. Раздел содержит 39 уроков-лабораторных работ -
Общее описание программного продукта и методика использования комплекта интерактивных лабораторных работ -
Разработка рабочих листов -
Тематическое планирование. Раздел содержит примерные планы для 7, 8, 9, 10 и 11 классов.
Технические требования к оборудованию:
Процессор Intel Celeron 700 MГц, оперативная память 128 Mb, объем жесткого диска 200 Mb, устройство для чтения CD-ROM, видеоадаптер 1024x768 SVGA, манипулятор «мышь», операционная система Microsoft Windows ХР, Microsoft Windows 2000, Microsoft Internet Explorer версии 6.0, Macromedia Flash Player 8, Sun JRE
3). Виртуальные лабораторные работы по школьным разделам физики (http://barsic.spbu.ru/www/lab_dhtml/common/index.html)
Работы выполняются непосредственно в браузере. Для входа и выполнения лабораторных работ необходимо разрешить браузеру выполнять сценарии JavaScript.
Во введении имеется справочный материал о погрешности измерений, классе точности измерительных приборов, оформлении отчетов о проделанной работе.
Список работ:
10 класс
-
Опытная проверка закона Гей-Люссака -
Измерение модуля упругости (модуля Юнга) резины -
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока -
Измерение удельного сопротивления проводника -
Изучение последовательного соединения проводников -
Изучение параллельного соединения проводников -
Определение заряда электрона
11 класс
-
Изучение явления электромагнитной индукции -
Измерение показателя преломления стекла -
Изучение треков заряженных частиц
Описания работ и контрольные вопросы к ним – в приложении 3 на диске.
4) CD-диск «Открытая Физика 2.5» ( в двух частях)
Открытая Физика 2.5, часть 1 (ООО «Физикон»,2005).
Полный интерактивный курс физики для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов. Полный мультимедийный курс физики позволяет разобраться в различных вопросах физики, постичь ее основы, досконально понять сущность физических законов. В учебник включены следующие главы: Механика, Механические колебания и волны, Термодинамика и молекулярная физика. Интерактивный курс включает: иллюстрированный учебник; более 500 интерактивных учебных моделей; лабораторные работы; около 700 тестов, контрольных вопросов и задач; систему составления контрольных работ; разбор типовых задач; журнал учета работы ученика; итоговые сертификационные тесты; справочные материалы; поисковую систему по ключевому слову; биографии ученых-физиков; путеводитель по Интернет-ресурсам; методическую поддержку курса – поурочное планирование для учителей.
Открытая Физика 2.5, часть II (ООО «Физикон»,2003).
В учебник включены следующие главы: Электричество, Магнетизм, Оптика, Современная Физика. Содержит 60 интерактивных учебных моделей; лабораторные работы; более 900 тестов, контрольных вопросов и задач; систему составления контролных работ, разбор типовых задач, биографии ученых-физиков, сертификационные тесты и сертификаты компании ФИЗИКОН; система тестов для самопроверки; журнал учета работы ученика; справочные таблицы; предметный и именной указатели; поисковую систему; звуковое сопровождение; методические пособия для учителей; каталог Internet-ресурсов по физике.
1. Перечень лабораторных работ для 10 класса |
№ 1 Наблюдение за виртуальными моделями по кинематике |
№ 2 Изучение движения тела с постоянным ускорением |
№ 3 Вес и невесомость |
№ 4 Упругие и неупругие соударения |
№ 5 Изучение модели идеального газа |
№ 6 Наблюдение явления диффузии и броуновского движения |
№ 7 Наблюдение диффузии через полунепроницаемую мембрану |
№ 8 Наблюдение изопроцессов в газах |
№ 9 Наблюдение за циклом Карно |
№ 10 Электрическое поле точечных зарядов |
№ 11 Поле плоского конденсатора. Движение заряда в электрическом поле. |
№ 12 Построение цепи постоянного тока |
№ 13 Наблюдение силовых линий магнитного поля |
№ 14 Наблюдение явления э/м индукции. Опыт Фарадея. |
2. Перечень лабораторных работ для 11 класса |
№ 1 Изучение свободных колебаний маятника |
№ 2 Наблюдение колебаний груза на пружине |
№ 3 Механические волны |
№ 4 Свободные колебания в RLC- контуре |
№ 5 Изучение работы генератора переменного тока |
№ 6 Отражение и преломление света |
№ 7 Тонкая линза |
№ 8 Кольца Ньютона |
№ 9 Изучение явления фотоэффекта |
№ 10 Постулаты Бора |
№ 11 Относительность времени и длины |
№ 12 Энергия связи ядер |
Сборник инструкций для учащихся по выполнению электронных лабораторных работ по физике в 10-11 классах находится в приложении на диске (файл pril1).
5. Создание собственных приложений для проведения виртуальных работ
В школах имеется опыт применения готовых учебных и демонстрационных программ, но важное место в школьном курсе информатики отводится созданию собственных приложений – проектов на языке VisualBasic и их практическом применении на уроке физики.
Тема «Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту» является одной из сложных в курсе механики, и время на её изучение ограничено. Она опирается не только на знание физических явлений и законов, но и на умелое владение математическими навыками преобразования тождественных выражений и решение квадратных уравнений. Предлагаемую программу можно использовать в качестве учебного пособия для выполнения лабораторной исследовательской работы.
В начале урока учитель повторяет с учащимися вопросы теории, отвечает на вопросы учащихся, даёт устные рекомендации по работе с компьютером, а также предлагает ознакомиться с порядком выполнения работы (имеется печатная форма инструкции).
Сначала, сев за компьютер, учащиеся знакомятся с поставленной перед ними задачей и анализируют её (cлайд 1).
Далее следует информационно-справочная часть (cлайд 2).
В третьей части работы учащиеся знакомятся с инструкцией № 1 и теоретическим материалом к данной части работы, который будет закрыт при введении параметров (слайды 3–4). Здесь исследуется зависимость высоты стрелы над стендом от начальной скорости.
В четвертой части работы учащиеся знакомятся с инструкцией № 2 (слайд 5) и исследуют зависимость высоты стрелы над стендом от угла запуска.
В пятой части работы анализируются полученные результаты, делаются выводы, учащиеся отвечают на дополнительные вопросы (слайд 6).
Лабораторная работа оформляется учащимися в лабораторной тетради по стандартному образцу и оценивается учителем.
Подобные работы повышают эффективность освоения сложных тем в курсе физики и способствуют повышению познавательного интереса школьников к предмету.
-
Заключение
Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических занятий, даже если учащимся на занятиях показываются демонстрационные физические опыты. Ко всем видам чувственного восприятия надо обязательно добавить на занятиях «работу руками». Это достигается при выполнении учащимися лабораторного физического эксперимента, когда они сами собирают установки, проводят измерения физических величин, выполняют опыты. Лабораторные занятия вызывают у учащихся очень большой интерес, что вполне естественно, так как при этом происходит познание учеником окружающего мира на основе собственного опыта и собственных ощущений.
Лабораторная работа является методом исследования, обеспечивающим научность школьного курса. При выполнении лабораторных работ развиваются и закрепляются навыки и умения, что очень важно в процессе обучения.
В современных условиях интенсивного развития информационных технологий возникает необходимость в создании иной образовательной среды. В настоящее время актуальным является вопрос использования программно-педагогических и телекоммуникационных средств в учебном процессе школы и, в частности, при обучении физике.
Процесс обучения зависит не столько от деятельности учителя, сколько от активности учеников и их желания получить знания. Направление учеников на творческую работу наилучшим образом способствует включение в школьную программу уроков с применением компьютера. Современные мультимедийные компьютерные программы и телекоммуникационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации - электронным гипертекстовым учебникам, образовательным сайтам, системам дистанционного обучения. Это призвано повысить эффективность развития познавательной самостоятельности и дать новые возможности для творческого роста школьников.
Возможностей использования ИКТ на уроках физики огромное множество. Одна из них – проведение виртуальных лабораторных работ
Виртуальные лабораторные работы имеют целый ряд преимуществ: существует возможность непосредственно наблюдать, исследовать, экспериментально проверять правильность теоретических предположений, что значительно увеличивает эффективность урока. Можно осуществить эксперимент, который в обычных условиях невозможен (например, если процесс долговременный или требующий специальных установок), можно попробовать экспериментировать и с «эффектом Доплера», и проводить космические эксперименты.