Файл: Курсовая работа активизация познавательной деятельности обучающихся при изучении истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нетрадиционные формы сюжетного повествования – персонификация и драматизация. Персонификация — это форма сюжетного повествования о действиях вымышленного человека. Он основан на сюжете его судьбы, жизненных условиях, действиях, диалогах и т. Д. Рассказ о ситуации человека, его делах позволяет понять типичные явления общественной жизни. В драматизации повествование проводится в форме диалога между двумя лицами, пытающимися разрешить конфликтную ситуацию. Диалог раскрывает сущность типичного социального феномена. Часто сами школьники являются участниками этих диалогов. В конце концов, всегда лучше прояснить все, что проявляется в активном личном участии.

В дополнение к нетрадиционным методам – ​​персонификации и драматизации – есть и другие, основанные на прямой речи и так называемом «эффекте присутствия». Близко к драматизации и персонификации может являться взятие интервью или написание письма от имени участников событий. Воображаемая экскурсия или заочное путешествие — это метод, в котором ученики становятся свидетелями исторических событий и знакомятся с людьми, которые жили в конкретную эпоху. В отличие от предыдущих методов, этот включает в себя широкое описание и повествование.

Также используются методы управления когнитивной деятельностью школьников, которые повышают интерес к изучаемому фактическому материалу.

Активация школьников на этапе восприятия и сопровождения пробуждения интереса к изученному фактическому материалу:

  1. получение новизны – включение в содержание учебного материала интересной исторической информации и фактов;

  2. метод семантизации – он основан на возбуждении интереса из-за раскрытия смысла исторических понятий;

  3. получение динамизма – создание установки для изучения процессов и явлений в динамике и развитии;

  4. принятие значимости – создание установки на необходимость изучения фактического материала в связи с его стоимостью как умственного актива [10].

Приемы активизации школьников на стадии овладения изучаемым материалом:

а) эвристический прием – задаются сложные вопросы и с помощью наводящих вопросов они приводят к ответу.

б) метод исследования – учащиеся на основе изучаемого фактического материала должны формулировать динамические целостные или статические целостные образы, образы материальных объектов, образы материально-пространственной среды, образ целостного исторического явления или процесса.


Формирование эмоционально-позитивного и сознательного отношения к изучению фактического материала по истории является предвестником познавательного интереса, что в свою очередь приводит к увеличению познавательной активности школьников.
Самая первая необходимость, которая возникает для учителя, который хочет развивать когнитивный интерес к школьникам, – это создание материальных условий для успешного обучения. Это специальное налаженное оборудование для занятий, без которого обучение не может проводиться нормально, включая даже хорошо оборудованные классы. Это ситуация, которая должна быть внутри группы, организация классовой жизни, упорядоченность работы – отсутствие спешки и в то же время потеря драгоценного времени, плотность урока и т. д [20].

Продвижение эмоционально-позитивного отношения к изучению фактического материала играет важную роль. Один из способов – создать положительный опыт, связанный со всем, что сопровождает изучение фактического материала данного предмета, раздела, темы, т. е. Формирования эмоционально-позитивного отношения к обучению.

Этот путь особенно важен при полном отсутствии интереса к обучению или в любой области знаний. Это также важно и даже базово на ранней стадии обучения. Позитивная эмоциональная позиция обязательно должна быть связана со школой в целом. Роль родителей велика в ее создании. Особое значение для создания позитивного отношения к обучению в целом, к школьным предметам, в частности, приобретает личность учителя [16].

Обращаясь к появлению выдающихся учителей, можно заметить, что у них много особенностей: тяжелая работа, глубокие знания, у некоторых есть талант, но самое главное – страсть к их профессии и любовь к детям. Важно полная моральная выкладка по отношению к важности своей профессии, так как никто не станет слушать преподавателя, который сам не заинтересован в том, что он говорит [11].

Положительные эмоции, которые окрашивают все встречи и всю работу с таким учителем, делают его уроки «праздником» для школьников. Но этого недостаточно для независимой активации познавательной деятельности школьников. Часто бывает так, что, если такой учитель покидает школу, или больше не ведет уроки у конкретного класса, заканчивается «праздник». Соответственно в одном из вариантов интерес к предмету может пропасть. Ведь раньше был интерес к учителю, положительное эмоциональное отношение к его урокам. Это очень важное начало для развития интереса, но оно далеко от его сути. В процессе подготовки почвы для формирования интереса большое значение имеет представление рабочих образцов учителями, которые основаны на достижениях изученной области знаний.



Команда играет огромную роль в создании позитивного эмоционального отношения к обучению и, в частности, к изучению фактического материала. Исходя из этого, учитель может привлечь школьников к доктрине.



2 Практическое использование различных форм, методов, и средств обучения, стимулирующих активизацию познавательной деятельности учащихся при изучении материала
2.1. Применение теории формирования познавательных интересов на уроках истории
Для успешной педагогической деятельности учитель должен обладать эффективными методами, методическими навыками и учебными пособиями. Большое значение имеет качество подготовки к занятиям. В рамках подготовки к занятиям учитель развивает, «моделирует» свою деятельность и поведение школьников. Очень важно, чтобы эта предварительная модель была как можно ближе к реальности. Естественно, реальный дизайн предстоящего образовательного процесса требует глубокого знания теории обучения и образования, большого личного опыта и творческого анализа достижений продвинутых учителей.

Для каждого учителя – субъект есть определенная сложность в презентации урока и учеников фактического материала. Большая часть этого материала содержится в курсах истории.

Помощь школьникам в полной мере продемонстрировать свои способности, развивать инициативу, независимость и творческий потенциал, является одной из основных задач современной школы. Успешное выполнение этой задачи во многом зависит от формирования когнитивных интересов учащихся.

Методы повышения познавательной активности очень разнообразны и широко используются в учебном процессе.

Традиционная форма повышения познавательной активности школьников — это дидактическая игра на уроках истории [7].
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, захватывающими и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь рассказывать интересно. Однако практика преподавания в школе вскоре развенчивает такую​​идею. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остается в стороне от изменений, происходящих в нашей стране.

Дидактическая игра – одна из уникальных форм, которые делают интересной и захватывающей не только работу школьников на уровне творчества и поиска, но и каждодневные шаги по изучению реального материала, которые выполняются как часть воспроизводства и трансформации уровней познавательной деятельности – ассимиляции фактов, дат, названий и развлекательного характера обычного мира, игры делают монотонную деятельность запоминающейся, фиксированной и потворствуют ассимиляции исторической информации в положительно окрашенном и эмоциональном ключе. Они активизирует все психические процессы и функции ребенка.


Актуальность игры в настоящее время возрастает из-за перенасыщения современного школьника информацией. Во всем мире, и в России, в частности, информационная среда постоянно расширяется. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время значительно увеличили поток и разнообразие информации, полученной детьми. Но все эти источники в основном являются материалом для пассивного восприятия. Важной задачей школы является развитие навыков самооценки и отбора полученной информации. Дидактическая игра поможет развить такие навыки, которые служат своего рода практикой для использования знаний, полученных в классе, в течение часа [3].

Игра может решить другую проблему. Сегодняшняя школа подвергается критике за чрезмерное насыщение словесных, рациональных методов и средств обучения, не принимающих во внимание естественную эмоциональность детей.
В процессе игры ребенок, балансирует между детской и взрослой сущностью. В повседневной жизни взрослый почти всегда действует как субъект: учитель, лидер. Ребенок, соответственно, объект: обучаемый, управляемый. Это становится стереотипом отношений, которые ребенок не может изменить.

В силу стереотипных отношений, которые сложились со взрослым, ребенок, будучи объектом и субъектом, в то же время не может всегда проявлять свою субъективную сущность. В игре он решает эту проблему, создавая свою собственную реальность, создавая свой собственный мир.

В игре можно вовлечь всех в активную работу, форму, которая выступает против пассивного прослушивания или чтения.

Изучение нового фактического материала является самой важной частью процесса обучения. В это время есть восприятие и понимание учебного материала, в частности, одной из его частей – фактической.

Устная презентация может быть рабочим элементом игры, ее частью или подготовкой к ней. В игру могут входить такие устные методы презентации, как сюжетный квест, художественное описание, образные характеристики и т. д. Примеры включают следующие игры: «Древо познания», «Три предложения», «Из уст в уста», «Экскурсия», «Живая картинка», «Творческая лаборатория», «Проблемная ситуация» (С ее помощью есть мотивация работать с документальными материалами). Игра основана на создании проблемной ситуации для школьников. При изучении восстания декабристов ситуация, представленная учителем, может быть следующей: «Представьте, что вы журналисты из Петербургской газеты. На дворе 14 декабря 1825 года. Вам нужно написать сообщение о восстании, предназначенном для размещения в газете, в том числе и международной (так как правительство Николая I могло представить события декабря 1825 года за рубежом)».