Файл: История развития этнопсихологии, связь с другими науками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций

Форма обучения: заочная/очно-заочная


ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ



Группа ММ19П191

Студент

Г.М.Романюта

МОСКВА 2023

Доклад на тему :История развития этнопсихологии, связь с другими науками

План

1. Понятие этнопсихологии.

2. История этнопсихологии.

3 Связь этнопсихологии с другими науками.

4 Вывод

Этнопсихология - это наука, возникшая на стыке социальной психологии, социологии и этнографии, которые также в той или иной мере изучают национальные особенности человеческой психики

Этническая психология – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая:

1) особенности психики людей различных народов и культур;

2) проблемы национальных особенностей мировосприятия;

3) проблемы национальных особенностей взаимоотношений;

4) проблемы национального характера;

5) закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов;

6) закономерности формирования обществ, национальных общин.

Объектом исследования этнопсихологии являются нации, национальности, национальные общности.

Предмет – особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы.

История этнопсихологии

Первые крупицы этнопсихологических знаний содержат труды античных авторов – философов и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния Старшего. Так, древнегреческий врач Гиппократ отмечал влияние окружающей среды на формирование психологических особенностей людей и выдвинул общее положение, согласно которому все различия между народами, в том числе их поведение и нравы, связаны с природой и климатом.

Первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в 18 в. Так, французские просветители ввели понятие «дух народа» и пытались решить проблему его обусловленности географическими факторами. Идея народного духа проникла и в немецкую философию истории 18 в. Один из ее виднейших представителей, И.Г. Гердер, рассматривал дух народа не как нечто бесплотное, он практически не разделял понятия «душа народа» и «народный характер» и утверждал, что душу народа можно познать через его чувства, речи, дела, т.е. необходимо изучать всю его жизнь. Но на первое место он ставил устное народное творчество, считая, что именно мир фантазии отражает народный характер.

Свой вклад в развитие знаний о характере народов внесли и английский философ Д. Юм, и великие немецкие мыслители И. Кант и Г. Гегель. Все они не только высказывались по поводу факторов, влияющих на дух народов, но и предлагали «психологические портреты» некоторых из них.

Развитие этнографии, психологии и языкознания привело в середине 19 в. к зарождению этнопсихологиикак самостоятельной науки. Создание новой дисциплины – психологии народов – было провозглашено в 1859 немецкими учеными М. Лацарусом и Х. Штейнталем. Необходимость развития этой науки, входящей в состав психологии, они объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых народов(этнических общностей в современном понимании), в которых люди действуют «как некоторое единство». Все индивиды одного народа имеют «сходные чувства, склонности, желания», все они обладают одним и тем же народным духом, который немецкие мыслители понимали как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание.

Идеи Лацаруса и Штейнталя сразу же нашли отклик в научных кругах многонациональной Российской империи, а в 1870-х и в России была предпринята попытка «встроить» этнопсихологию в психологию. Идеи эти возникли у правоведа, историка и философа К.Д. Кавелина, который высказал мысль о возможности «объективного» метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности – памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям.



Еще одна попытка создания этнической психологии была предпринята российским мыслителем Г.Г. Шпетом. Он дискутировал с Вундтом.Г.Г. Шпет полагал, что язык, мифы, нравы, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, «отклики» на происходящее.

Связь этнопсихологии с другими науками.

Этнопсихология не может развиваться безотносительно к другим областям знаний. Изучение национальных особенностей психологии сопряжено с большими трудностями. Изучение национальной психологии стоит на стыке нескольких различных дисциплин, отсюда -- комплексность и разнообразие методов этнопсихологических исследований. Этнографы основывают свои обобщения главным образом на наблюдении и сравнении культуры, образа жизни и нравов различных народов. Психологи сопоставляют показания различных тестов и результаты психологических экспериментов с людьми, принадлежащими к разным этническим группам. Историки и искусствоведы анализируют различные формы культурного символизма, произведения народного творчества и т.п. Социологи сопоставляют типичные для данного народа формы деятельности и ценностные ориентации с его общественными учреждениями, включая форму семьи, особенности воспитания детей и т.д.

Этнопсихология междисциплинарная отрасль знания ее близкие и дальние родственники" социология, культурология, лингвистика, биология, экология и т.д. Что касается "родительских дисциплин" этнопсихологии, то, с одной стороны, это наука, которая в разных странах называется этнологией, социальной или культурной антропологией, а с другой - психология.

Этнопсихология связана со многими науками:

- философией, которая методологически и теоретически осмысливает социальные и частично психологические особенности этнических групп и их представителей.

- социологией и культурологией, изучающих качественные характеристики национальных групп как социальных и культурных общностей. Социология и культурология исследуют наиболее общие тенденции и закономерности взаимодействия и культурных отношений между различными этносами

- этнологией, что является отраслью научных знаний, которая направлена на изучение материальной культуры, систем родства, жизнеобеспечения, воспитания, социальной и политической систем у разных народов; проблем м их этногенеза, этничности и межкультурных контактов; расселения этносов, демографических процессов этносов; сравнение культурных черт того или иного народа. Этнология исследует национальные традиции, привычки и вкусы, специфические особенности поведения и действий представителей разных этносов, их психологические особенности.


- этнографией, которая исследует географический уровень организации национального бытия.

- социальной психологией, которая изучает национальные особенности психики людей как представителей конкретных социальных групп, выясняет закономерности их проявления и функционирования;

 культурной антропологией, которая исследует человека как представителя различных культур, национальных общностей. Культурная антропология изучает индивида как члена определенной этнической группы, считая его частью целого - конкретной культуры как образа жизни, свойственный какому-либо народу, обществу;

- этнопсихолингвистикою - отраслью психолингвистики, которая рассматривает влияние языка и мышления, что способствует накоплению и отражению исторического опыта этноса, как ведущего фактора развития психики этноса. Любой язык тесно ' связан с этническими, правовыми, религиозными формами общественного сознания, которые имеют большое этническое значение;

- этнопедагогики, которая исследует своеобразие задач, методов и приемов воспитания и обучения, которые являются традиционными для определенных народов; сравнивает специфику воспитания и обучения у разных народов; изучает влияние национальной психологии на воспитание и обучение представителей каких-либо этнических общностей и закономерности такого влияние.

Вывод:

Этнопсихология развивается в тесной взаимосвязи с другими науками, что обусловлено потребностью в объединении усилий многих исследователей с целью изучения событий, которые являются результатом взаимодействия, общения и поведения людей в составе этнических групп.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.,2011.

2. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. – М.,2012.

3. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию– М., 2009.

4. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. – СПб., 2010.

II. Практические задания: 1. Составьте таблицу с классификацией основных подходов в исследовании этнической общности и их характеристикой.

Подходы в исследовании этнической общности

Характеристика

социобиологических подход

 описывает этнос с эволюционно-генетических позиций как естественную форму существования человека, как живой организм с определенными вехам развития (рождение, расцвет, у упадок).

Эволюционно-исторический подход,

связывает этнос не с биологическими аспектами существования, а с определенными стадии развития общества. Согласно ему каждой такой стадии общественного развития со оответствует отдельная стадия развития этничности. Можно выделить следующие стадии этничности, как племя, народность, нация.

Инструментальный подход

Согласно этому подходу потребность сохранения этнонациональных сообществ обусловлена практикой настоящего, а именно: развертыванием процессов интеграции, ассимиляции, уничтожения этнической идентичности, а затем выступает противовесом этим процессам.

Конструктивистский подход. 

Он заключается в утверждении, что этносов и наций на самом деле не существует, что это - сконструированы интеллектуальной элитой или учеными понятия.

Психологический подход

Его суть заключается в признании ведущей роли психических факторов в формировании и функционировании этнических сообществ.


2. Прочитайте работу Г.Г. Шпета «Введение в этническую психологию» https://klex.ru/cva и напишите тезисы (по тексту одного или нескольких разделов на выбор студента)

Тезисы, раздел 4

Все названные недоумения, связанные с понятием «духа» проистекают из полной логической неуясненности понятия коллективного единства.

Народный дух, т. е., следовательно, одинаковое сознание многих с сознанием этого сходства и, следовательно, с представлением взаимной сопринадлежности этих многих в каждом из них, возникает совершенно первоначально благодаря внешним отношениям одинакового происхождения и близкого местожительства.

Как мало эти два понятия коллективного согласуются между собою, так же мало они согласуются с действительным значением того содержания, в котором должен раскрываться предмет этнической психологии.

Всякая область фактов составляет содержание особого предмета изучения, имеет свою науку. А если в некотором аспекте все это связывается с понятием народа и объединяется в один предмет, то и для этого предмета есть своя наука — этнология.

Коллективные соединения людей могут принимать самые разнообразные формы. Сословия, классы, группы, всякого рода «общества», армии, банды, разноплеменные орды, тайные и преступные организации, все это — коллективные единства.

Этническая психология есть продолжение индивидуальной психологии в качестве психологии общественного человека или человеческого общества, так как для всякого индивида именно тот союз, который образует народ, — как нечто исторически всегда данное и отличающееся от всех свободных культурных обществ — и является абсолютно необходимым и в сравнении с ними самым существенным

Понятие «народ» покоится на субъективном мнении самих членов народа о самих себе, о своем сходстве и сопринадлежности.

Народ есть некоторая совокупность людей, которые смотрят на себя как на один народ, причисляют себя к одному народу

Соберите «батарею» методик по диагностике этнической толерантности, представьте список этих методик.