Файл: История развития этнопсихологии, связь с другими науками.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методики диагностики межэтнической толерантности Исследование толерантности является непростой задачей, т.к. в значительной степени имеет дело с изучением установок личности, связанных с представлениями о социальной желательности. Для исследования толерантности используется очень большое число самых разных методик, построенных на разных концептуальных основах, представленных в таблице 2. Таблица 2 - Диагностики исследования
|
4. Проведите диагностику по «Методике измерения этноцентризма», разработанной М. Г. Стадниковым (Приложение А), с несколькими испытуемыми, проанализируйте результаты и представьте их (количественный и качественный анализ). Текст можно переформулировать так, чтобы о определить степень этноцентризма представителей разных народов.
Заключение по результам диагностики по «Методике измерения эгоценризма»
Дата:09.09.2020
Студент:Алеева Юлия Викторовна.
Количество опрашиваемых:3
Цель: определить уровень этноцентризма личности.
тест №1
Испытуемый №1 Ирина Ц.30 лет Показатель этноцентризма 61
Испытуемый №2Василий Г.28 лет Показатель этноцентризма 66
Испытуемый№3 Андрей С.31 год Показатель этноцентризма 72
Анализ проведенной диагностики показал, что в данной выборке повышенный показатель этноцентризма личности-тенденции оценивать мир с помощью собственных культурных фильтров.
тест №2
Испытуемый №1 Ирина Ц.30 лет Показатель этноцентризма 45
Испытуемый №2Василий Г.28 лет Показатель этноцентризма 57
Испытуемый№3 Андрей С.31 год Показатель этноцентризма 69
Анализ проведенной диагностики показал,что в данной выборке у одного испытуемого показатель этноцентризма повышенный ,а у двух других средний.
Практическое занятие № 2 по темам 5-8 «Процессы социального познания в межэтническом взаимодействии, этнопсихологические аспекты общения, этнические конфликты»
- Предупреждение этнических конфликтов
1. Понятие межэтнического конфликта
2 Структура межэтнического конфликта
3 Причины межэтнического конфликта
4 Виды межэтнических конфликтов
5 Функции межэтнического конфликта
6Профилактика и урегулирование межэтнических конфликтов
6 Заключение
1.Под межэтническим конфликтом понимается конфликт между представителями разных народностей или этнических групп, возникающий в результате различий в быту, традициях, культуре, а также в результате социального неравенства Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этно-религиозно-территориальные. этнический (межэтнический) конфликт является частным случаем конфликта социального, обладая при этом специфическими особенностями. К ним можно отнести характер субъектов (конфликтующие группы сформированы по этническому основанию) и эмоционально-иррациональный характер протекания конфликта[1].
2.Всякий конфликт характеризуется конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства. Это и есть структура конфликта. Ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации.
Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты, общественные и политические объединения, государства, международные сообщества.
Материальный или духовный объект общественной жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта. Им могут быть экономические и социальные блага, материальные и духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое, что составляет элементы цивилизованной социальной жизни.
Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Одну сторону или обе не удовлетворяют, к примеру, социальный статус, уровень участия в системе власти, возможность доступа к распределению благ и т.д
3.Причины межэтнических конфликтов.
Непосредственными причинами возникновения этнического конфликта могут являться территориальные, экономические, политические, социальные и иные противоречия. Нередкое явление для возникновения конфликта – наличие нескольких причин.
1. Социально-экономические – неравенство на уровне жизни, безработица, различное представительство в престижных профессиях;
2. Административно-политические – иерархия народов представительство в органах власти, вхождение одной формы национальной государственности в другую;
3. Культурно-языковые – недостаточное внимание к национальной культуре и языку, вытеснение национальных языков из общественной жизни.
4. Этнодемографические и этномиграционные – быстрое изменение соотношения численности контактирующих этносов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;
5. Этнотерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, необоснованная передача территорий;
6. Конфессиональные – многоконфессиональность населения, накладывающиеся и переплетающиеся друг с другом;
7. Исторические – влияние прошлых взаимоотношений народов (не только мирные, но и конфликтные, неравноправные войны и т.д.)
4 Виды межэтнических конфликтов
- статусные институциональные конфликты, переросшие в борьбу за независимость;
- статусные конфликты возникшие в результате борьбы за повышение статуса или его получение;
- этнотерриториальные конфликты;
- межгрупповые (межобщинные) конфликты, вырастающие на основе бытового национализма.
- статусные институциональные конфликты, переросшие в борьбу за независимость.
Конфликтное столкновение относится к тем явлениям, которые не поддаются однозначной оценке. Оно выступает способом социального взаимодействия в условиях обострения напряженности между субъектами, когда обнаруживаются несовместимые взгляды, позиции и интересы, происходит противоборство сторон, преследующих далеко отстоящие друг от друга цели. Важнейшая функция конфликта – активизация социальных связей, придание взаимодействию сторон и их отношениям большей динамичности и мобильности.
5. 6Профилактика и урегулирование межэтнических конфликтов
Методом ослабления конфликта является деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам, переговорам.
Применение широкого спектра санкций– от символических до военных.
Перерыв конфликта. В результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе.
Прагматизация переговорного процесса. Разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются совместно от простых к сложным.
Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на не допускание событий, приводящих к конфликтам.
При регулировании многих межнациональных конфликтов этносоциологи выступали экспертами, а нередко и участниками переговорного процесса.
Заключение
В современных условиях абсолютное большинство конфликтов не может быть урегулировано с помощью механизмов классической международной стратегии (военное подавление, «баланс сил», «равновесие страха» и т.п.).
III. Практические задания: 1. Опишите основные характерные черты личности и поведения представителей своей культуры. С этой целью проведите диагностику по методике «Культура делового общения» (Приложение А) и дайте анализ результатов.
тест №2«Культура делового общения»
Тест 3 | |||||||||
| испытуемый 1 | испытуемый 2 | испытуемый 3 | ||||||
№ вопроса/ вариант ответа | а | б | в | а | б | в | а | б | в |
1 | х | | | х | | | х | | |
2 | | х | | х | | | х | | |
3 | х | | | | х | | х | | |
4 | | х | | х | | | | | х |
5 | | х | | х | | | х | | |
6 | | х | | | | х | | | х |
7 | | х | | | х | | | х | |
8 | | х | | х | | | х | | |
9 | | | х | | | х | | | х |
10 | | х | | | х | | | х | |
11 | | | х | | х | | | | х |
12 | | х | | х | | | | х | |
13 | | | х | | | х | | | х |
14 | | х | | х | | | х | | |
15 | | х | | х | | | х | | |
16 | | х | | | х | | | х | |
17 | | х | | | | х | х | | |
18 | | | х | | | х | | | х |
19 | х | | | х | | | х | | |
20 | | | х | х | | | х | | |
21 | | х | | х | | | | | х |
22 | | | х | х | | | | | х |
23 | х | | | | | х | х | | |
24 | | х | | | х | | | х | |
25 | | х | | х | | | | | х |
26 | х | | | х | | | х | | |
27 | | х | | | | х | | | х |
28 | х | | | | | х | | | х |
29 | х | | | х | | | х | | |
30 | | | х | | | х | | | х |