Файл: Поляк, А. Я. Эксплуатация машинно-тракторных агрегатов на повышенных скоростях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
А.Я. ПОЛЯК, А.Д.ЩУПАК
Издание второе, переработанное и дополненное
МОСКВА «КОЛОС» 1974
631.302
П 54
УДК 631.372.06-185.4.004
4 ?
W-A3S?$
Поляк Александр Яковлевич и Щупак Айзик Дави дович
П 54 Эксплуатация машппно-тракторных агрегатов на повышенных скоростях. М., «Колос», 1974.
304 с. с ил.
В книге приведены подробные сведения о скоростных трактор ных агрегатах на разных сельскохозяйственных работах, изложены способы рациональной организации полевых механизированных ра
бот, а также |
экономическая эффективность эксплуатации тракто |
ров на повышенных скоростях. |
|
Книга рассчитана на массовые кадры механизаторов сельско |
|
хозяйственного |
производства. |
40203— 172 |
631.302 |
2 0 9 -7 3
035(01)— 74
© Издательство «Колос», 1974
ВВЕДЕНИЕ
Наше время характеризуется бурным возрастанием скоростей движения на воде, земле, в воздухе. Современ ная техника в широком понимании стала техникой вы соких скоростей; меньше времени затрачивается на со здание материальных ценностей, в короткие сроки возво дятся многоэтажные здания и прокладываются дороги. Вычислительные машины за короткое время выполняют
расчеты, на которые |
человек потратил |
бы |
месяцы и |
годы. Скорость — это |
темп производства. |
Это |
экономия |
времени, сокращение затрат труда, металла, средств на производство продукции.
Повышение скорости сокращает расстояния, позво ляет использовать более легкие и высокопроизводитель ные машины, дает возможность сосредоточить в руках человека, управляющего машиной, большую мощность, а значит, позволяет ему выполнить за то же время больше работы, ибо мощность — это работа в единицу времени. Скорость позволяет при том же весе и размерах машин н механизмов произвести больше продукции, больше из готовить деталей на станке, больше прокатать стали. Ско рость открывает пути к новым решениям сложных тех нологических процессов.
Скорость — ключ, открывший путь в космос, именно скорость дала возможность автоматической станции пре одолеть земное притяжение, для этого понадобилось дви жение с быстротой более 11 километров в секунду.
Достижение высоких скоростей дается нелегко. На пути к повышению скорости, интенсификации технологи ческих процессов возникает немало трудностей: это со противление среды (воздуха, воды, почвы), увеличиваю щееся с ростом скорости, увеличение доли потерь вре мени на вспомогательные и заключительные операции, это высокие требования к конструкции машин, точности изготовления деталей, качеству материалов; рост требо ваний к точности регулировок и управления двигателями и процессами.
1* 3
В любой отрасли нашего народного хозяйства: в ма шиностроении, на транспорте, строительстве, в металлур гии, химии с каждым годом широко применяют все более высокие скорости. А как обстоит дело в сельском хозяй стве?
Академик В. П. Горячкин, основоположник земледель ческой механики, еще в начале двадцатых годов, пред видя перспективы повышения скоростей в механизации сельского хозяйства, писал: «Во многих случаях вели чина рабочей скорости кажется безразличной. В общем случае, по различным соображениям, представляется за манчивым для механических построений пользоваться малыми массами и большими скоростями.
При больших рабочих скоростях можно ожидать:
1)увеличения производительности;
2)улучшения качества работы;
3)легкости конструкции вследствие более значитель ного насыщения материи энергией;
4)равномерности движения, так как изменить быст рое движение всегда труднее, чем медленное».
Скорость производственных процессов увеличивается и в сельском хозяйстве, В данное время скоростные (5 — 9 км/ч) тракторы составляют уже свыше. 70°/о всех трак торов, работающих на полях нашей страны, а промыш ленность начинает выпуск еще более производительных машин, рассчитанных на рабочие скорости 9—15 км/ч. Нет сомнений в том, что и для всех отраслей народного
хозяйства, и для механизации |
сельского хозяйства путь |
к дальнейшему техническому |
прогрессу — увеличение |
мощностей, повышение скоростей работы. Наше крупное по существу своему близкое к индустриальному социа листическое сельское хозяйство располагает всеми необ ходимыми возможностями и условиями для внедрения повышенных скоростей. Но еще недавно скорость ма шинно-тракторного агрегата не превышала 3,5—4,5 км/ч, и только на отдельных работах в полеводстве скорость увеличивалась до 6—6,5 км/ч.
Повышения производительности тракторов достигали главным образом увеличением ширины захвата прицеп ных машин и орудий, созданием более тяжелых и мощ ных тракторов. Насыщепие машинного парка такими тракторами обеспечило быстрое нарастание средней тя говой мощности трактора (рис. 1), а значит, производи тельности. В 1929 г. средняя тяговая мощность физиче-
4
Рис. 1. Динамика увеличения средней тяговой мощности одного физического трактора в сельском хозяйстве СССР.
ского трактора составляла 10 л. с. на крюке, а в 1957 г. она возросла до 26,6 л. с. В 1957 г. тракторист управлял мощностью почти в 2,7 раза большей, чем в 1929 г. Даль нейший рост тяговой мощности продолжался после 1963 г. в связи с организацией производства тракторов, рассчитанных для работы со скоростями 5—9 км/ч. При чина прекращения (до 1963 г.) роста средней тяговой мощности в том, что дальнейшее увеличение ширины захвата прицепных машин и орудий и использование мощных, но тяжелых тракторов с большим тяговым уси лием, оказалось невыгодным.
Увеличение ширины захвата машин и орудий связано с ухудшением маневренности, увеличением веса машин и тракторов, снижением использованиямашин (пониже ние выработки на единицу захвата), усложнением обслу живания и увеличением числа обслуживающего персо нала. Кроме того, увеличение ширины захвата машин затруднило использование навесных орудий.
Работа на агрегатах большой ширины захвата слож нее, больше времени тратится на повороты, обслужива ние, засыпку семян и другие операции. Чем меньше длина гона, тем больше потери времени. Не только раз меры и конфигурация участков ограничивают возможно сти увеличения ширины захвата. Большое значение имеют агротехника возделывания выращиваемых куль- ТУР, условия и рельеф поля, специализация и другие
5
особенности хозяйства. Этими условиями работы и опре деляются наивыгодпейшие пределы ширины захвата аг регатов. Трудно представить трактор К-700 на ферме или свекловичном поле, явно нецелесообразно использовать трактор «Беларусь» для пахоты целины. Требования комплексной механизации сельского хозяйства, харак тер и условия сельскохозяйственных работ ограничи вают ширину захвата агрегатов и возможности исполь-’ зования тягового усилия тракторов. Для сельского хозяйства необходимы тракторы различных тяговых воз можностей.
Отечественная система тракторов (табл. 1) рассчи тана на наилучшее удовлетворение разнообразных усло вий нашего сельского хозяйства.
В системе предусмотрено разделение тракторов на классы по тяге. К тракторам каждого класса создан ком плекс машин, обеспечивающих их наиболее выгодное ис пользование в соответствующих условиях. Бывает, что агрегат с трактором Т-25 (класса тяги 0,6 тс) во многих случаях можно заменить агрегатом с трактором «Бела русь» (класс тяги 1,4 тс), его производительность боль ше; часто агрегат с трактором ДТ-75 (класс тяги 3 тс) может замепить агрегат с трактором К-700. Но в боль шинстве случаев условия работы не позволяют провести замену и требуют применения тракторов определенного класса.
Возможно комплектование более выгодных агрегатов для тракторов данного класса тяги с применением ком бинированных машин и орудий, выполняющих несколько работ одновременно, или благодаря переходу от 4—6- рядных систем обработки к 8- и 12-рядным. Но, в целом существующий типаж тракторов достаточно полно охваты вает возможности повышения производительности за счет применения тракторов более высоких классов тяги для использования машин большей ширины захвата.
Как же повысить производительность? Это обеспечи вает повышение скорости и притом для агрегатов с трак торами всех классов на всех работах.
Увеличение ширины захвата обеспечивает рост вы работки и производительности, но выработка орудий не
возрастает. Более того, |
выработка на тонну веса агрегата |
|
с увеличением класса |
тяги |
трактора уменьшается. По |
вышение скорости (рис. 2) |
способствует росту выработки |
6
Рис. 2. Показатели работы обычного и скоростных тракторов класса тяги 1,4 тс в агрегате с двумя сеялками.
на тонну веса агрегата, дает возможность более эффек тивно использовать мапшпы.
Очень важно, что повышение ширины захвата свя зано с переходом от использования тракторов одного класса к тракторам другого, большего по классу тяпь п ограничивается естественными условиями. Повышение скорости работы машинно-тракторных агрегатов обеспе чивает увеличение производительности тракторов всех классов тяги. Повышение скорости зависит от совершен ства конструкции тракторов и других машин, опыта трактористов, качества подготовки поля и уровня орга низации использования техники.
Нельзя ограничить повышение скорости: чем больше будет развиваться техника, тем выше будут скорости ра боты. Вот почему одним из решающих условии повыше ния производительности машинно-тракторных агрегатов будет повышение скорости.
7
00 |
Т а б л и ц а 1 |
Классификация отечественных тракторов
|
Номи |
|
Класс, |
нальное |
Основная модель |
тс |
тяговое |
|
|
усилие, |
|
|
кгс |
|
0,6 600 Колесный универсально пропашной трактор с двумя ведущими коле сами
|
Колесное |
пропашное са |
|
моходное шасси с дву |
|
|
мя ведущими колесами |
|
|
Чайное самоходное шасси |
|
|
(горное) |
|
0,9 |
900 ' Колесный |
универсально- |
|
пропашной с двумя |
|
|
ведущими колесами |
Колесный хлопководче ский с двумя ведущи ми колесами
Самоходное шасси колес ное, горное
Модификация Назначение
|
|
Посадка п междурядная обработка овощных |
||||||
|
|
культур, |
предпосевная обработка, посев, |
|||||
|
|
сеноуборка, |
погрузочные |
и транспортные |
||||
|
|
работы, работы в садах, в животноводстве |
||||||
Колесный универсально- |
Специальные работы на возделывании про |
|||||||
пропашной |
с высоким |
пашных высокостебельных культур |
|
|||||
дорожный! |
просветом с |
|
|
|
|
|
|
|
двумя ведущими коле |
|
|
|
|
|
|
|
|
сами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Посев и междурядная обработка |
овощных: |
|||||
|
|
культур, |
опыливание, |
опрыскивание |
и |
|||
|
|
подкормка растений, уборка овощей и |
||||||
|
|
трав, транспортировка грузов |
и внутри- |
|||||
|
|
фермские работы |
|
|
|
|||
|
|
Культивация междурядий чайных планта |
||||||
|
|
ций и уборка чайного листа, выполнение |
||||||
|
|
работ в горном земледелии |
|
|
||||
Колесный универсально- |
Междурядная обработка пропашных куль |
|||||||
пропашной повышенной |
тур, кошение хлебов и сеноуборка, па |
|||||||
проходимости с четырь |
хота легких почв, культивация, боронова |
|||||||
мя ведущими колесами |
ние, посев, |
легкие землеройные и погру |
||||||
|
|
зочные работы, |
транспортные работы |
по |
||||
|
|
улучшению лугов и пастбищ |
|
|
||||
|
|
Возделывание п уборка хлопчатников и |
||||||
|
|
междурядная |
обработка |
высокостебель |
||||
|
|
ных культур |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка |
междурядий на чайных планта |
|||||
|
|
циях, уборка чайного листа, выполнение |
||||||
|
|
работ в горном земледелии |
|
|
1,4 |
1400 |
Колесный, универсально- |
Колесный |
универсально- |
Обработка |
междурядий |
высокостебельных |
||||||
|
|
пропашной |
с двум |
пропашной |
с четырьмя |
культур |
и |
корнеклубнеплодов, |
уборка |
||||
|
|
ведущими |
колесам |
ведущими колесами |
зерновых, зернопропашных и корнеклуб |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
неплодов, пахота легких и средних почв, |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
культивация, |
посев и посадка, землерой |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ные строительно-дорожные и погрузочные |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Колесный |
хлопководче |
Возделывание и уборка хлопчатника в ши |
||||||
|
|
|
|
|
ский с двумя ведущи |
роких междурядьях |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
ми колесами |
|
|
|
|
|
|
||
2 |
2000 |
Гусеничный |
трактор |
вп- |
|
|
|
Возделывание |
винограда |
с междурядьями |
|||
|
|
ноградниковый |
|
Гусеничный трактор све |
1,5 м и более, работы общего назначения |
||||||||
|
|
|
|
|
Возделывание, |
уборка свеклы |
|
||||||
|
|
|
|
|
кловичный |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
3000 |
Гусеничный |
общего |
на |
|
|
|
Пахота средних |
и тяжелых почв, |
посев, |
|||
|
|
значения |
|
|
|
|
|
культивация, дискование, боронование, |
|||||
|
\ |
|
|
|
|
|
|
уборка урожая, дорожно-строительные, |
|||||
|
|
|
|
Гусеничный |
лесохозяй |
землеройные и погрузочные работы |
|||||||
|
|
|
|
|
Работа в лесонасаждениях, при выборочных |
||||||||
|
|
|
|
|
ственный трактор |
рубках и другие виды ухода за лесом |
|||||||
|
|
|
|
|
Колесный трактор обще |
Работы общего |
назначения, транспорти |
||||||
|
|
|
|
|
го назначения с четырь |
ровка сельскохозяйственных грузов |
|||||||
|
|
|
|
|
мя ведущйми колесами |
|
|
|
|
|
|
«о
Номи
Класс, нальное тс тяговое
усилие,
к ГС
44000
55000
66000
Основная модель |
Модификация |
Болотный
Горный
Гусеничный общего на значения
Колесный общего назна чения с четырьмя ве дущими колесами
Гусеничный общего на Болотный значения
Продолжение
Назначение
Мелиоративные и землеройные работы (корчевание, фрезерование, рытье канав, кротованпе и др.)
Работы общего назначения на склонах, подготовка площадей под многолетние на саждения
Глубокая пахота тяжелых почв, глубокое безотвальное рыхление, предпосевная обработка, посев, уборка урожая в оро шаемых зонах, на целинных и залежных землях
Пахота тяжелых и средних почв, безотваль ное рыхление, культивация, посев и уборка урожая, дорожно-строительные, погрузочные и транспортные работы
Мелиоративные, строительные и дорожные работы, глубокая пахота, плантаж, па хота тяжелых почв и работа с широко захватными агрегатами
Мелиоративные и землеройные работы на болотистых почвах