Файл: Поляк, А. Я. Эксплуатация машинно-тракторных агрегатов на повышенных скоростях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
Рис. 107. Конечная передача:
1 — с а т е л л и т ; 2 — в о д и л о ; з — о с ь - с а т е л л и т а ; 4 — с о л н е ч н а я ш е с т е р н я ; 5 — э п и ц и к л и ч е с к а я ш е с т е р н я ; в — с т у п и ц а : 7 — к а р т е р п л а н е т а р н о г о р е д у к т о р а ; ' 8 — в а л с г у п н ц ы з а д н е г о м о с т а ( п о л у о с е в о н р у к а в ) ; 9 — п о л у о с ь ; ю — в е д у щ е е к о л е с о ; и — к о р п у с .
я — к о р о б к а п е р е д а ч : / — р а с п р е д е л и т е л ь ; 2 — п е р в и ч н ы й в а л ; з , 4 , .5, в — в е д у щ и е ш е с т е р н и п о с т о я н н о г о з а ц е п л е н и я ; 7 — в е д у щ а я ш е с т е р н я х о д о у м е н ь - ш и т с л я ; У — ш е с т е р н я в к л ю ч е н и я х о д о у м е н ь ш и т е л я ; 9 — в е д о м а я ш е с т е р н я х о д о у м е н ь ш и т с л я ; 70 — в а л х о д о у м е н ь ш и т е л я ; 7 / — ш е с т е р н я х о д о у м е н ь ш и т е л я ; 1 2 , 1 4 , 1 5 , 1 8 — в е д о м ы е ш е с т е р н и п о с т о я н н о г о з а ц е п л е н и я ; 7 J , /С — б а р а б а н ы г и д р ш о д ж и м н ы х м у ф т ; 1 7 — в т о р и ч н ы й в а л ; 1 9 — з о л о т н и к р а с п р е д е л и т е л я ; О — р а з д а т о ч н а я н е р о б к а : 1 — в а л п р и в о д а п е р е д н е г о м о с т а ; 2 — н а с о с г и д р о
с и с т е м ы т р а н с м и с с и и ; з — ш е с т е р н я в к л ю ч е н и я п е р е д н е г о м о с т а ; 4 — в е д о м а я ш е с т е р н я р а б о ч е г о р е ж и м а п е р е д а ч ; 5 — в е д о м а я ш е с т е р н я т р а н с п о р т н о г о р е ж и м а п е р е д а ч ; в — в а л п р и в о д а з а д н е г о м о с т а ; 7 — п е р в и ч н ы й в а л ; 8 — в е д у щ а я ш е с т е р н я т р а н с п о р т н о г о р е ж и м а п е р е д а ч ; 9 — п о д в и ж н а я з у б ч а т а я м у ф т а ;
t o — в е д у щ а я ш е с т е р н я р а б о ч е г о р е ж и м а п е р е д а ч ; и — ш е с т е р н я п р и в о д а н а с о с а ; 1 2 , .13 — в а л п р и в о д а BUM; 1 4 — в а л п р и в о д а з а д н е г о х о д а .
ронство и назначение распределителя такие же, как ц в тракторе Т-1Г>0.
В раздаточной коробке (рис. 108 б) размещены первич ный вал 7 со свободно сидящими на нем ведущими ше стернями 8, 10 транспортного и рабочего режимов, вал привода заднего моста с жестко посаженными на нем ве домыми шестернями 4, 5 рабочего и транспортного режи мов, вал 1 привода переднего моста с подвижной шестер ней 3 для его включения. В раздаточной коробке постав лены механизмы привода и включения ВОМ и привода насосов гидросистем: трансмиссии, управления поворо
285
том и заднего навесного устройства. На переднем хво стовике первичного вала 7 раздаточной коробки поса жена подвижная шестерня 8 (рис. 108 а).
Для включения передач рабочего и транспортного ре жимов необходимо при помощи шестерни 8 соединить на прямую вторичный вал 17 коробки передач с соосным ему первичным валом 7 раздаточной коробки, затем же стко соединить подвижной зубчатой муфтой 9 (рис. 108 б) одну из режимных ведущих шестерен 8 или 10 с первич ным валом. В пределах каждого режима одну из четырех передач можно включить при безостановочном движении трактора поворотом золотника 19 распределителя в одно из фиксированных положений. При этом будет подведено масло к бустеру одной из гидроподвижных муфт. Крутя щий момент с первичного вала 2 коробки передач будет передаваться к ведущим мостам трактора. Для работы на
замедленных передачах необходимо шестерню 8 |
(рис. |
108 а) соединить с шестерней 9 ходоумеиыпителя. |
Вклю |
чая режимные шестерни 8, 10, получают два режима за медленных передач, переключаемых на ходу без останов ки трактора. Это даст восемь замедленных передач. Для получения режима передач заднего хода нужно подвиж ную зубчатую муфту 9 раздаточной коробки поставить в нейтральное положение, а подвижную шестерню на валу 14 привода заднего хода ввести в зацепление с ведомой шестерней 9 ходоумеиыпителя. Силовой поток с вала 14 привода заднего хода через ведущую шестерню 8 транс портного режима будет передаваться к ведущим мостам.
Управляют включением режимных шестерен одним рычагом. Коробка оборудована механизмом блокировки, не допускающим перемещения шестерен до полного вклю чения главной муфты сцепления.
Управляют включением и выключением гидроподжим ных муфт посредством отдельной гидросистемы коробки передач. Система собрана из шестеренчатого насоса НМШ-2Г) производительностью 25 см3/об; перепускного распределителя, автоматически поддерживающего в сис теме постоянное давление 10 кгс/см2; гидроаккумулятора и системы предохранительных клапанов. Гидроаккумуля тор обеспечивает поддержание давления 6—8 кгс/см2 в
бустере гидроподжимной |
муфты |
выключаемой передачи |
в момент переключения |
передач, |
чтобы исключить воз |
можность остановки трактора. Схема действия гидросис темы подобна описанной для трактора Т-150.
286
Г л а в а XI. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ПОВЫШЕННЫХ СКОРОСТЯХ
Как отмечалось выше, чем больше скорость движения трактора, тем больший путь он проходит в определенное
время. Тракторист должен быстро |
принимать решения |
я выполнять необходимые операции |
по управлению агре |
гатом. От механизатора требуется повышенное внимание и большая четкость в управлении агрегатом. Например, если при скорости 12 км/ч отцепится одна из передних сеялок агрегата, тракторист должен остановить трактор менее чем за 1 с, иначе задние сеялки наедут па отцепив шуюся, так как расстояние между передними и задними сеялками около 2 м, а путь, проходимый агрегатом за 1 с при данной скорости, равен 3,35 м. Быстрее надо вы равнивать движение, работая в междурядьях, двигаясь по дорогам. Надо учитывать, что с повышением скорости возрастает сила инерции и остановить агрегат труднее. Это особенно важно помнить при работе на транспорти ровке грузов. Размеры опасной зоны с повышением ско рости возрастают.
Повышение скорости увеличивает опасность для лиц, обслуживающих агрегат и находящихся в зоне его рабо ты, требует большего напряжения внимания тракториста и более частых воздействий на органы управления, что повышает его утомляемость, возрастают толчки, запылен ность и шум. Новые скоростные тракторы оборудованы просторными герметичными кабина,ми с шумоизоляцией, улучшен обзор, уменьшены усилия, необходимые для управления трактором. Органы управления и сиденье рас положены так, чтобы обеспечить наиболее удобную позу тракториста при работе, сиденья подрессорены, имеют амортизатор и регулируются в соответствии с ростом (по высоте и по горизонтали) и весо.м тракториста. Все это обеспечивает хорошие условия труда и создает возмож ность безопасной работы скоростных тракторов. В то же время, работая на повышенных скоростях необходимо очень четко выполнять все правила безопасности и соблю дать дополнительные меры предосторожности. При работе с агрегатами из нескольких машин или орудий, кроме обычной сцепки, надо применять дополнительную сцепку (страховочную) из троса пли цепи. Используя трактор ные тележки, такую сцепку устанавливают на всех тележ ках в агрегате. Тракторные тележки должны быть обору
287
дованы световыми сигналами и тормозами, управляемыми трактористом одновременно с тормозами трактора.
Скоростные агрегаты с машинами или орудиями, на которых находятся люди, должны иметь двухстороннюю сигнализацию. При буксировке машин (орудий) или трак торов необходима жесткая сцепка. Дышло буксира должно свободно поворачиваться на прицепной скобе трактора. Нельзя применять цепи и тросы. При перевозке сена, соломы и других грузов надо особое внимание обра тить на то, чтобы груз был плотно и равномерно уложен и увязан. Воспрещается перевозка людей на таких грузах.
Не следует работать с повышенной скоростью на плохо подготовленных полях, так как тряска вредно влияет на организм тракториста. Для уменьшения тряски необхо димо снизить давление в шинах колес трактора и отрегули ровать сиденье. Для предотвращения опрокидывания колеса тракторов следует устанавливать на наиболь шую ширину колеи, допускаемую конструкцией трактора и условиями работы. Это особенно важно для работы на транспортных скоростях, при буксировке орудий и теле жек. На рисунке 109 показана зависимость возможности опрокидывания трактора от глубины выемки с отвесной стенкой и ширины колеи (от расстановки колес трактора). Как видно, при ширине колеи 1,2 м трактор может опро кинуться, если одно из задних колес попало в выемку глубиной 27 см, а при ширине колен 1,8 м опасность опро кидывания наступает при глубине выемки, в два раза большей. С увеличением скорости, а также на склонах опасность опрокидывания увеличивается.
При движении с прицепами следует снижать скорость на поворотах. При переезде через железнодорожные пути необходимо заранее включать пониженную передачу. При движении в опасных местах, поперек склона, по гатям, дамбам и т. п. необходимо также включать пониженную передачу. Она должна быть включена при движении под уклон, что обеспечивает возможность падежного торможе ния трактора и прицепных орудий it тележек. При пере ездах с навесными машинами надо учитывать, что с ро стом скорости боковые и вертикальные инерционные силы резко возрастают, что может обусловить занос трактора, отрыв передних колес (потеря управляемости) и даже оп рокидывание трактора. При резком раскачивании навес ных машин могут возникнуть поломки навесной системы, рамы и ходовой части трактора. Повороты с навесными
288
Рис. 109. Зависимость возможности опроки дывания трактора «Беларусь» от глубины выемки с отвесной стенкой л ширины колеи (по данным Пермского сельскохозяйствен ного института).
машинами надо выполнять на пониженной скорости, плав но, с большим радиусом, переезжать канавы, бугры ц другие препятствия под прямым углом, снизив скорость н избегая резких толчков и больших кренов или перева ливаний трактора.
Нельзя делать крутые развороты и резко тормозить при движении поперек склона, под уклон, при движении с навесными машинами, па поворотах, на скользкой до роге и в других подобных случаях. Крутой разворот и резкое торможение приводят к заносам, потере управляе мости, поломкам. При движении тга подъем следует за ранее включить такую передачу, иа которой трактор мо жет преодолеть весь подъем без остановки. Остановка на
289