Файл: Поляк, А. Я. Эксплуатация машинно-тракторных агрегатов на повышенных скоростях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 107. Конечная передача:

1 — с а т е л л и т ; 2 — в о д и л о ; з — о с ь - с а т е л л и т а ; 4 — с о л ­ н е ч н а я ш е с т е р н я ; 5 — э п и ц и к л и ч е с к а я ш е с т е р н я ; в — с т у п и ц а : 7 — к а р т е р п л а н е т а р н о г о р е д у к т о р а ; ' 8 — в а л с г у п н ц ы з а д н е г о м о с т а ( п о л у о с е в о н р у к а в ) ; 9 — п о л у о с ь ; ю — в е д у щ е е к о л е с о ; и — к о р п у с .

я — к о р о б к а п е р е д а ч : / — р а с п р е д е л и т е л ь ; 2 — п е р в и ч н ы й в а л ; з , 4 , .5, в — в е д у щ и е ш е с т е р н и п о с т о я н н о г о з а ц е п л е н и я ; 7 — в е д у щ а я ш е с т е р н я х о д о у м е н ь - ш и т с л я ; У — ш е с т е р н я в к л ю ч е н и я х о д о у м е н ь ш и т е л я ; 9 — в е д о м а я ш е с т е р н я х о д о у м е н ь ш и т с л я ; 70 — в а л х о д о у м е н ь ш и т е л я ; 7 / — ш е с т е р н я х о д о у м е н ь ш и ­ т е л я ; 1 2 , 1 4 , 1 5 , 1 8 — в е д о м ы е ш е с т е р н и п о с т о я н н о г о з а ц е п л е н и я ; 7 J , /С — б а р а б а н ы г и д р ш о д ж и м н ы х м у ф т ; 1 7 — в т о р и ч н ы й в а л ; 1 9 — з о л о т н и к р а с ­ п р е д е л и т е л я ; О — р а з д а т о ч н а я н е р о б к а : 1 — в а л п р и в о д а п е р е д н е г о м о с т а ; 2 — н а с о с г и д р о ­

с и с т е м ы т р а н с м и с с и и ; з — ш е с т е р н я в к л ю ч е н и я п е р е д н е г о м о с т а ; 4 — в е д о м а я ш е с т е р н я р а б о ч е г о р е ж и м а п е р е д а ч ; 5 — в е д о м а я ш е с т е р н я т р а н с п о р т н о г о р е ж и м а п е р е д а ч ; в — в а л п р и в о д а з а д н е г о м о с т а ; 7 — п е р в и ч н ы й в а л ; 8 — в е д у ­ щ а я ш е с т е р н я т р а н с п о р т н о г о р е ж и м а п е р е д а ч ; 9 — п о д в и ж н а я з у б ч а т а я м у ф т а ;

t o — в е д у щ а я ш е с т е р н я р а б о ч е г о р е ж и м а п е р е д а ч ; и — ш е с т е р н я п р и в о д а н а с о с а ; 1 2 , .13 — в а л п р и в о д а BUM; 1 4 — в а л п р и в о д а з а д н е г о х о д а .

ронство и назначение распределителя такие же, как ц в тракторе Т-1Г>0.

В раздаточной коробке (рис. 108 б) размещены первич­ ный вал 7 со свободно сидящими на нем ведущими ше­ стернями 8, 10 транспортного и рабочего режимов, вал привода заднего моста с жестко посаженными на нем ве­ домыми шестернями 4, 5 рабочего и транспортного режи­ мов, вал 1 привода переднего моста с подвижной шестер­ ней 3 для его включения. В раздаточной коробке постав­ лены механизмы привода и включения ВОМ и привода насосов гидросистем: трансмиссии, управления поворо­

285


том и заднего навесного устройства. На переднем хво­ стовике первичного вала 7 раздаточной коробки поса­ жена подвижная шестерня 8 (рис. 108 а).

Для включения передач рабочего и транспортного ре­ жимов необходимо при помощи шестерни 8 соединить на прямую вторичный вал 17 коробки передач с соосным ему первичным валом 7 раздаточной коробки, затем же­ стко соединить подвижной зубчатой муфтой 9 (рис. 108 б) одну из режимных ведущих шестерен 8 или 10 с первич­ ным валом. В пределах каждого режима одну из четырех передач можно включить при безостановочном движении трактора поворотом золотника 19 распределителя в одно из фиксированных положений. При этом будет подведено масло к бустеру одной из гидроподвижных муфт. Крутя­ щий момент с первичного вала 2 коробки передач будет передаваться к ведущим мостам трактора. Для работы на

замедленных передачах необходимо шестерню 8

(рис.

108 а) соединить с шестерней 9 ходоумеиыпителя.

Вклю­

чая режимные шестерни 8, 10, получают два режима за­ медленных передач, переключаемых на ходу без останов­ ки трактора. Это даст восемь замедленных передач. Для получения режима передач заднего хода нужно подвиж­ ную зубчатую муфту 9 раздаточной коробки поставить в нейтральное положение, а подвижную шестерню на валу 14 привода заднего хода ввести в зацепление с ведомой шестерней 9 ходоумеиыпителя. Силовой поток с вала 14 привода заднего хода через ведущую шестерню 8 транс­ портного режима будет передаваться к ведущим мостам.

Управляют включением режимных шестерен одним рычагом. Коробка оборудована механизмом блокировки, не допускающим перемещения шестерен до полного вклю­ чения главной муфты сцепления.

Управляют включением и выключением гидроподжим­ ных муфт посредством отдельной гидросистемы коробки передач. Система собрана из шестеренчатого насоса НМШ-2Г) производительностью 25 см3/об; перепускного распределителя, автоматически поддерживающего в сис­ теме постоянное давление 10 кгс/см2; гидроаккумулятора и системы предохранительных клапанов. Гидроаккумуля­ тор обеспечивает поддержание давления 6—8 кгс/см2 в

бустере гидроподжимной

муфты

выключаемой передачи

в момент переключения

передач,

чтобы исключить воз­

можность остановки трактора. Схема действия гидросис­ темы подобна описанной для трактора Т-150.

286


Г л а в а XI. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ПОВЫШЕННЫХ СКОРОСТЯХ

Как отмечалось выше, чем больше скорость движения трактора, тем больший путь он проходит в определенное

время. Тракторист должен быстро

принимать решения

я выполнять необходимые операции

по управлению агре­

гатом. От механизатора требуется повышенное внимание и большая четкость в управлении агрегатом. Например, если при скорости 12 км/ч отцепится одна из передних сеялок агрегата, тракторист должен остановить трактор менее чем за 1 с, иначе задние сеялки наедут па отцепив­ шуюся, так как расстояние между передними и задними сеялками около 2 м, а путь, проходимый агрегатом за 1 с при данной скорости, равен 3,35 м. Быстрее надо вы­ равнивать движение, работая в междурядьях, двигаясь по дорогам. Надо учитывать, что с повышением скорости возрастает сила инерции и остановить агрегат труднее. Это особенно важно помнить при работе на транспорти­ ровке грузов. Размеры опасной зоны с повышением ско­ рости возрастают.

Повышение скорости увеличивает опасность для лиц, обслуживающих агрегат и находящихся в зоне его рабо­ ты, требует большего напряжения внимания тракториста и более частых воздействий на органы управления, что повышает его утомляемость, возрастают толчки, запылен­ ность и шум. Новые скоростные тракторы оборудованы просторными герметичными кабина,ми с шумоизоляцией, улучшен обзор, уменьшены усилия, необходимые для управления трактором. Органы управления и сиденье рас­ положены так, чтобы обеспечить наиболее удобную позу тракториста при работе, сиденья подрессорены, имеют амортизатор и регулируются в соответствии с ростом (по высоте и по горизонтали) и весо.м тракториста. Все это обеспечивает хорошие условия труда и создает возмож­ ность безопасной работы скоростных тракторов. В то же время, работая на повышенных скоростях необходимо очень четко выполнять все правила безопасности и соблю­ дать дополнительные меры предосторожности. При работе с агрегатами из нескольких машин или орудий, кроме обычной сцепки, надо применять дополнительную сцепку (страховочную) из троса пли цепи. Используя трактор­ ные тележки, такую сцепку устанавливают на всех тележ­ ках в агрегате. Тракторные тележки должны быть обору­

287


дованы световыми сигналами и тормозами, управляемыми трактористом одновременно с тормозами трактора.

Скоростные агрегаты с машинами или орудиями, на которых находятся люди, должны иметь двухстороннюю сигнализацию. При буксировке машин (орудий) или трак­ торов необходима жесткая сцепка. Дышло буксира должно свободно поворачиваться на прицепной скобе трактора. Нельзя применять цепи и тросы. При перевозке сена, соломы и других грузов надо особое внимание обра­ тить на то, чтобы груз был плотно и равномерно уложен и увязан. Воспрещается перевозка людей на таких грузах.

Не следует работать с повышенной скоростью на плохо подготовленных полях, так как тряска вредно влияет на организм тракториста. Для уменьшения тряски необхо­ димо снизить давление в шинах колес трактора и отрегули­ ровать сиденье. Для предотвращения опрокидывания колеса тракторов следует устанавливать на наиболь­ шую ширину колеи, допускаемую конструкцией трактора и условиями работы. Это особенно важно для работы на транспортных скоростях, при буксировке орудий и теле­ жек. На рисунке 109 показана зависимость возможности опрокидывания трактора от глубины выемки с отвесной стенкой и ширины колеи (от расстановки колес трактора). Как видно, при ширине колеи 1,2 м трактор может опро­ кинуться, если одно из задних колес попало в выемку глубиной 27 см, а при ширине колен 1,8 м опасность опро­ кидывания наступает при глубине выемки, в два раза большей. С увеличением скорости, а также на склонах опасность опрокидывания увеличивается.

При движении с прицепами следует снижать скорость на поворотах. При переезде через железнодорожные пути необходимо заранее включать пониженную передачу. При движении в опасных местах, поперек склона, по гатям, дамбам и т. п. необходимо также включать пониженную передачу. Она должна быть включена при движении под уклон, что обеспечивает возможность падежного торможе­ ния трактора и прицепных орудий it тележек. При пере­ ездах с навесными машинами надо учитывать, что с ро­ стом скорости боковые и вертикальные инерционные силы резко возрастают, что может обусловить занос трактора, отрыв передних колес (потеря управляемости) и даже оп­ рокидывание трактора. При резком раскачивании навес­ ных машин могут возникнуть поломки навесной системы, рамы и ходовой части трактора. Повороты с навесными

288

Рис. 109. Зависимость возможности опроки­ дывания трактора «Беларусь» от глубины выемки с отвесной стенкой л ширины колеи (по данным Пермского сельскохозяйствен­ ного института).

машинами надо выполнять на пониженной скорости, плав­ но, с большим радиусом, переезжать канавы, бугры ц другие препятствия под прямым углом, снизив скорость н избегая резких толчков и больших кренов или перева­ ливаний трактора.

Нельзя делать крутые развороты и резко тормозить при движении поперек склона, под уклон, при движении с навесными машинами, па поворотах, на скользкой до­ роге и в других подобных случаях. Крутой разворот и резкое торможение приводят к заносам, потере управляе­ мости, поломкам. При движении тга подъем следует за­ ранее включить такую передачу, иа которой трактор мо­ жет преодолеть весь подъем без остановки. Остановка на

289