Файл: Поляк, А. Я. Эксплуатация машинно-тракторных агрегатов на повышенных скоростях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подъеме может привести к скатыванию

трактора назад

и его опрокидыванию. При движении

по дорогам на

транспортных скоростях необходимо особо тщательно ре­ гулировать тормоза. Не допускается раздельное пользова­ ние тормозами, на тракторах МТЗ-50/52 и МТЗ-80/82, так как при этом останавливается одно колесо, а второе на­ чинает вращаться с удвоенной скоростью (таково дейст­ вие дифференциала). Резкое увеличение скорости движе­ ния забегающего колеса при малом радиусе поворота мо­ жет привести к потере управляемости и к опрокидыванию трактора.

При одновременном пользовании тормозами, если они неодинаково отрегулированы, возможен занос трактора, особенно на скользкой дороге. Поэтому необходимо обес­ печивать четкую регулировку тормозов, соблюдая одновре­ менность их включения и строго одинаковый тормозной путь колес.

При работе на тракторе К-700 и Т-150К нужно учиты­ вать специфичность принятого в конструкции способа по­ ворота — изгиб рамы. При повороте в шарнире рамы центр тяжести трактора смещается в поперечной плоскости и при работе на склонах или наезде на неровности, опас­ ность опрокидывания трактора возрастает. При движении с прицепами следует выполнять повороты с возможно большим радиусом, снижая скорость. При движении по скользкой дороге, если тяговое сопротивление невелико, лучше отключить привод заднего моста и двигаться толь­ ко за счет переднего моста, что обеспечит большую устой­ чивость трактора и предохранит от заносов.

В тракторе К-700 нет главной муфты сцепления, раз­ общение силового потока осуществляется индивидуаль­ ными фрикционами шестерен коробки передач и зуб­ чатыми муфтами включения режимов (диапазонов) ра­ боты. Это требует особой предосторожности при оставле­ нии трактора с работающим двигателем и при пуске. В обоих случаях надо убедиться, что рычаг переключения передач поставлен в положение «слив», а рычаг переклю­ чения режимов (диапазонов), который перемещает муф­ ты на грузовом валу коробки передач и рычаги распреде­ лителя находятся в положении «нейтраль», стояночный тормоз надо затянуть до отказа. В такие положения дол­ жны быть приведены упомянутые рычаги управления каждый раз, когда тракторист уходит из кабины трак­ тора.

290


Нельзя допускать трактористов к работе на скорост­ ных тракторах до тех пор, пока они не изучат конструк­ цию трактора и особенности управления им, а также пра­ вила техники безопасности. Эти знания трактористов должны быть тщательно проверены специальной комис­ сией и только после составления соответствующего доку­ мента тракторист может быть допущен к работена ско­ ростном тракторе.

Любое самодвижущееся механическое устройство пред­ ставляет собой источник повышенной опасности. В пол­ ной мере это относится к трактору и, особенно, к скорост­ ным тракторам. Работая на тракторе, тракторист должен помнить, что он старший и полностью отвечает за безо­ пасность труда всех работников, обслуживающих агре­

гат

и находящихся в зоне его действия. Многие могут

не

знать, что скорость агрегата значительно выше, чем

обычная и, оказавшись в зоне движения агрегата, не ус­ пеют из нее удалиться. Раньше чем начать движение тракторист должен подать сигнал и убедиться, что все люди закончили выполняемые ими работы на агрегате и находятся в безопасности. При этом тракторист должен видеть весь персонал н быть уверенным в том, что никто не расположился на отдых в опасной, но плохо просмат­ риваемой зоне (копны, борозды и пр.). К сожалению ча­ сто несчастные случаи бывают вследствие того, что пер­ сонал и даже трактористы располагаются на отдых, около машин или в рабочей зоне на поле. При работе с агрегатом (ширина захвата нередко бывает 21 м и более) на боль­ шой скорости тракторист может не заметить человека и наезд неизбежен. Тракторист не имеет права покидать трактор с работающим двигателем, даже при кратковре­ менной остановке трактора, двигатель надо заглушить. При длительной остановке надо опустить навесные маши­ ны, а под движители трактора подложить упоры. Безо­ пасность людей — это важнейшее требование, поэтому нельзя ускорять выполнение работ, если это связано с невыполнением требований безопасности, особенно это относится к устранению неполадок во время движения аг­ регата.

Успешная работа тракториста на скоростном тракторе требует от него четкости, собранности, внимания, от этого зависит нс только производительность и качество работ, но и его личная безопасность и безопасность всего персо­ нала. Вот почему нельзя допускать к работе на тракторе

291


лиц, находящихся в состоянии даже легкого опьянения, больных или переутомившихся.

Переутомление в значительной мере зависит от усло­ вий работы и режима дня. Иногда даже самые незначи­ тельные неудобства могут быть причиной переутомления и даже аварии. Большое значение имеет одежда. Спец­ одежда и головной убор, надеваемые перед началом ра­ боты, должны быть чистыми, хорошо подогнанными по размеру, без развивающихся концов, они должны не стес­ нять движение и обеспечивать тепловой режим тела, со­ ответствующий погоде. Очень важно обеспечить чистоту и удобство работы в кабине, ее надо постоянно держать в чистоте, проверять герметичность. Необходимо тщатель­ но протирать стекла кабины, нельзя работать со стеклами треснутыми или покрытыми пятнами. Трещины и пятна, находясь в поле зрения, незаметно отвлекают внимание тракториста, быстро наступает раздражение слизистой оболочки глаз. В полном порядке должны быть солнце­ защитные устройства, стеклоочистители, зеркало заднего вида, вентиляция, воздухоохладитель и отопление, си­ денье и спинка. Все приборы и оборудование доляшы быть хорошо закреплены, чтобы не было дополнительных источников шума. На первый взгляд кажется, что воз­ духа трактористам должно хватать с избытком, ведь кру­ гом поля. К сожалению, ото далеко не так, часто в ка­ бину проникают выхлопные газы, они содеряшт окись углерода, а это вредная и в больших концентрациях опас­ ная для здоровья и жизни газовая примесь. Окись угле­ рода, как показали исследования, может проникать в ка­ бину и из подкапотного пространства даже в больших ко­ личествах, чем с выхлопными газами. Она образуется при сгорании масел и топлива, попадающего на горячие де­ тали двигателя. Поэтому очень важно следить за гермети­ зацией кабины и за чистотой двигателя, устраняя своевре­ менно все подтекания.

При работе с ядохимикатами надо применять сродства индивидуальной защиты, а после окончания работы тща­ тельно вымыть трактор, принять душ и сменить одежду.

Для сохранения и укрепления здоровья трактористов, снижения утомляемости, предупреждения профессиональ­ ных заболеваний необходимо строго соблюдать правила гигиены труда и режима рабочего дня. Рабочий день трак­ ториста должен быть не более одной смены. Перед ра­ ботой не следует принимать чрезмерное количество

292

Жидкости. Это нарушает функцию желудка, создает допол­ нительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Во время работы надо своевременно питаться, в жару не пить холодную воду, пить пеболыиимн количествами, а лучше несколько раз прополоскать рот. Хорошо утоляет жажду и полезем для организма хлебный квас, слегка подсоленная или подкисленная вода. В режиме питания, особенно в период весенних работ, следует обращать вни­ мание на насыщенность продуктов витаминами. Прн исто­ щении в организме запасов витаминов человек быстро Утомляется и становится более восприимчивым к различ­ ным заболеваниям, наиболее важно обеспечить наличие витамина С, которым богаты ранние овощи (зеленый лук, редис и др.), полезно применять настой шиповника.

Движения тракториста прн работе однообразны, рабо­ чее место ограничено по размерам, а поза статична, что приводит к утомляемости, затекают конечности, мышцы спины, шеи. Поэтому большое значение приобретает про­ изводственная гимнастика. Исследования показали, что производственная гимнастика существенно укрепляет здо­ ровье, повышает трудоспособность и производительность. Кандидат медицинских наук В. И. Козлов (Саратовский ПИИ сельской гигиены) рекомендует следующую систему производственной гимнастики для трактористов.

Вводную гимнастику перед началом работы выполняют с применением гимнастических палок диаметров 3—4 см и длиной 1 м. Каждое упражнение следует повторить О— 8 раз. Общая продолжительность вводной гимнастики 3—10 мин. Упражнения следует выполнять четко, плав­ но, делая глубокий вдох и выдох через нос. Не следует перегружать себя упражнениями, после вводной гимна­ стики должно быть ощущение бодрости. Излишняя по­ вторность упражнений приведет к утомлению.

Во время работы рекомендуются перерывы для от­ дыха. В такие перерывы выполняют различные упражне­ ния, выполняемые (в кабине трактора или около него). Примером могут быть следующие упражнения:

поставив руки на пояс выполнить наклоны туловища в стороны; заложив руки за голову потянуться, разводя локти и делая вдох; делая выдох принять исходное поло­ жение, опустив и расслабив руки встряхнуть кисти; по­ ставив руки перед грудыо выполнить повороты корпуса влево и вправо: сделать вдох, согнуть в коленном суставе правую ногу, обхватить ее руками н, выдыхая, подтянуть

293



вверх, как можно выше; делая вдох, поставить правую ногу в исходное положение и повторить то же с левой ногой; сидя па рабочем месте, сделать глубокий вдох; де­ лая выдох, обхватить руками согнутые в коленных суста­ вах ноги и подтянуть их вверх; делая вдох, принять ис­ ходное положение.

Каждое упражнение повторить 4—6 раз. Физкультур­ ные паузы рекомендуется делать при появлении призна­ ков усталости, но не более двух раз за рабочий день. Пер­ вую паузу лучше делать за 1 —1,5 ч до обеденного пере­ рыва. Продолжительность физкультурной паузы 3—5 мин. Целесообразно время от времени заменять отдельные уп­ ражнения, внося разнообразие в вводную гимнастику и физкультурные паузы.

Регулярные занятия гимнастикой, строгое соблюдение режима рабочего дня и правил личной гигиены, забота о рабочем месте не только повышают трудоспособность, но и, что самое главное, укрепляют здоровье, придают бодрость, делают труд радостным.

Одна из важнейших задач развития народного хозяйст­ ва страны — перевод сельскохозяйственного производства на промышленную основу. Ключ к решению этой зада­ чи — повышение производительности. Основа энергетики сельского хозяйства — тракторы. Промышленность дает сельскому хозяйству все больше новых мощных, высоко­ производительных скоростных тракторов. Быстро растут технические возможности тракторов. Еще недавно мощ­ ность тракторов класса тяги 3 тс, составляющих основу парка пахотных тракторов страны, была 54—58 л. с. (трактор ДТ-54), теперь мощность большинства тракто­ ров этого класса (ДТ-74 и ДТ-75) 75 л. с. и 90 л. с. (ДТ75М). Наращивание мощности тракторов продолжается (Т-150 и Т-150К). Для сельского хозяйства созданы трак­ торы К-701 с двигателями 280—300 л. с. В колхозах и совхозах сосредоточиваются все большие мощности, все большие технические возможности повышения произво­ дительности. Задача механизаторов правильно использо­ вать эту технику, добиться наибольшего экономического эффекта. Новые тракторы рассчитаны па повышенные скорости. Но внедрение повышенных скоростей это не просто увеличение быстроты движения агрегатов, а реали­

294

зация целого комплекса мероприятия, обеспечивающих переход сельского хозяйства на новый, более высокий уро­ вень работы, включающий лучшую организацию труда, систему технического обслуживания и подготовки тех­ ники, повышение культуры земледелия, совершенствова­ ние технологий работ. Грамотная эксплуатация новой тех­ ники невозможна без хорошего изучения ее конструкций и всех вопросов использования, глубокого понимания осо­ бенностей и возможностей скоростных тракторов и дру­ гих машин.

П Р И Л О Ж Е Н И Я

1Тяговая характеристика трактора К-700:

фон ноля — стерня ячменя; 1—4 передачи 11 режима п 1—3 передачи III режима.

?95