Файл: Поляк, А. Я. Эксплуатация машинно-тракторных агрегатов на повышенных скоростях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
подъеме может привести к скатыванию |
трактора назад |
и его опрокидыванию. При движении |
по дорогам на |
транспортных скоростях необходимо особо тщательно ре гулировать тормоза. Не допускается раздельное пользова ние тормозами, на тракторах МТЗ-50/52 и МТЗ-80/82, так как при этом останавливается одно колесо, а второе на чинает вращаться с удвоенной скоростью (таково дейст вие дифференциала). Резкое увеличение скорости движе ния забегающего колеса при малом радиусе поворота мо жет привести к потере управляемости и к опрокидыванию трактора.
При одновременном пользовании тормозами, если они неодинаково отрегулированы, возможен занос трактора, особенно на скользкой дороге. Поэтому необходимо обес печивать четкую регулировку тормозов, соблюдая одновре менность их включения и строго одинаковый тормозной путь колес.
При работе на тракторе К-700 и Т-150К нужно учиты вать специфичность принятого в конструкции способа по ворота — изгиб рамы. При повороте в шарнире рамы центр тяжести трактора смещается в поперечной плоскости и при работе на склонах или наезде на неровности, опас ность опрокидывания трактора возрастает. При движении с прицепами следует выполнять повороты с возможно большим радиусом, снижая скорость. При движении по скользкой дороге, если тяговое сопротивление невелико, лучше отключить привод заднего моста и двигаться толь ко за счет переднего моста, что обеспечит большую устой чивость трактора и предохранит от заносов.
В тракторе К-700 нет главной муфты сцепления, раз общение силового потока осуществляется индивидуаль ными фрикционами шестерен коробки передач и зуб чатыми муфтами включения режимов (диапазонов) ра боты. Это требует особой предосторожности при оставле нии трактора с работающим двигателем и при пуске. В обоих случаях надо убедиться, что рычаг переключения передач поставлен в положение «слив», а рычаг переклю чения режимов (диапазонов), который перемещает муф ты на грузовом валу коробки передач и рычаги распреде лителя находятся в положении «нейтраль», стояночный тормоз надо затянуть до отказа. В такие положения дол жны быть приведены упомянутые рычаги управления каждый раз, когда тракторист уходит из кабины трак тора.
290
Нельзя допускать трактористов к работе на скорост ных тракторах до тех пор, пока они не изучат конструк цию трактора и особенности управления им, а также пра вила техники безопасности. Эти знания трактористов должны быть тщательно проверены специальной комис сией и только после составления соответствующего доку мента тракторист может быть допущен к работена ско ростном тракторе.
Любое самодвижущееся механическое устройство пред ставляет собой источник повышенной опасности. В пол ной мере это относится к трактору и, особенно, к скорост ным тракторам. Работая на тракторе, тракторист должен помнить, что он старший и полностью отвечает за безо пасность труда всех работников, обслуживающих агре
гат |
и находящихся в зоне его действия. Многие могут |
не |
знать, что скорость агрегата значительно выше, чем |
обычная и, оказавшись в зоне движения агрегата, не ус пеют из нее удалиться. Раньше чем начать движение тракторист должен подать сигнал и убедиться, что все люди закончили выполняемые ими работы на агрегате и находятся в безопасности. При этом тракторист должен видеть весь персонал н быть уверенным в том, что никто не расположился на отдых в опасной, но плохо просмат риваемой зоне (копны, борозды и пр.). К сожалению ча сто несчастные случаи бывают вследствие того, что пер сонал и даже трактористы располагаются на отдых, около машин или в рабочей зоне на поле. При работе с агрегатом (ширина захвата нередко бывает 21 м и более) на боль шой скорости тракторист может не заметить человека и наезд неизбежен. Тракторист не имеет права покидать трактор с работающим двигателем, даже при кратковре менной остановке трактора, двигатель надо заглушить. При длительной остановке надо опустить навесные маши ны, а под движители трактора подложить упоры. Безо пасность людей — это важнейшее требование, поэтому нельзя ускорять выполнение работ, если это связано с невыполнением требований безопасности, особенно это относится к устранению неполадок во время движения аг регата.
Успешная работа тракториста на скоростном тракторе требует от него четкости, собранности, внимания, от этого зависит нс только производительность и качество работ, но и его личная безопасность и безопасность всего персо нала. Вот почему нельзя допускать к работе на тракторе
291
лиц, находящихся в состоянии даже легкого опьянения, больных или переутомившихся.
Переутомление в значительной мере зависит от усло вий работы и режима дня. Иногда даже самые незначи тельные неудобства могут быть причиной переутомления и даже аварии. Большое значение имеет одежда. Спец одежда и головной убор, надеваемые перед началом ра боты, должны быть чистыми, хорошо подогнанными по размеру, без развивающихся концов, они должны не стес нять движение и обеспечивать тепловой режим тела, со ответствующий погоде. Очень важно обеспечить чистоту и удобство работы в кабине, ее надо постоянно держать в чистоте, проверять герметичность. Необходимо тщатель но протирать стекла кабины, нельзя работать со стеклами треснутыми или покрытыми пятнами. Трещины и пятна, находясь в поле зрения, незаметно отвлекают внимание тракториста, быстро наступает раздражение слизистой оболочки глаз. В полном порядке должны быть солнце защитные устройства, стеклоочистители, зеркало заднего вида, вентиляция, воздухоохладитель и отопление, си денье и спинка. Все приборы и оборудование доляшы быть хорошо закреплены, чтобы не было дополнительных источников шума. На первый взгляд кажется, что воз духа трактористам должно хватать с избытком, ведь кру гом поля. К сожалению, ото далеко не так, часто в ка бину проникают выхлопные газы, они содеряшт окись углерода, а это вредная и в больших концентрациях опас ная для здоровья и жизни газовая примесь. Окись угле рода, как показали исследования, может проникать в ка бину и из подкапотного пространства даже в больших ко личествах, чем с выхлопными газами. Она образуется при сгорании масел и топлива, попадающего на горячие де тали двигателя. Поэтому очень важно следить за гермети зацией кабины и за чистотой двигателя, устраняя своевре менно все подтекания.
При работе с ядохимикатами надо применять сродства индивидуальной защиты, а после окончания работы тща тельно вымыть трактор, принять душ и сменить одежду.
Для сохранения и укрепления здоровья трактористов, снижения утомляемости, предупреждения профессиональ ных заболеваний необходимо строго соблюдать правила гигиены труда и режима рабочего дня. Рабочий день трак ториста должен быть не более одной смены. Перед ра ботой не следует принимать чрезмерное количество
292
Жидкости. Это нарушает функцию желудка, создает допол нительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Во время работы надо своевременно питаться, в жару не пить холодную воду, пить пеболыиимн количествами, а лучше несколько раз прополоскать рот. Хорошо утоляет жажду и полезем для организма хлебный квас, слегка подсоленная или подкисленная вода. В режиме питания, особенно в период весенних работ, следует обращать вни мание на насыщенность продуктов витаминами. Прн исто щении в организме запасов витаминов человек быстро Утомляется и становится более восприимчивым к различ ным заболеваниям, наиболее важно обеспечить наличие витамина С, которым богаты ранние овощи (зеленый лук, редис и др.), полезно применять настой шиповника.
Движения тракториста прн работе однообразны, рабо чее место ограничено по размерам, а поза статична, что приводит к утомляемости, затекают конечности, мышцы спины, шеи. Поэтому большое значение приобретает про изводственная гимнастика. Исследования показали, что производственная гимнастика существенно укрепляет здо ровье, повышает трудоспособность и производительность. Кандидат медицинских наук В. И. Козлов (Саратовский ПИИ сельской гигиены) рекомендует следующую систему производственной гимнастики для трактористов.
Вводную гимнастику перед началом работы выполняют с применением гимнастических палок диаметров 3—4 см и длиной 1 м. Каждое упражнение следует повторить О— 8 раз. Общая продолжительность вводной гимнастики 3—10 мин. Упражнения следует выполнять четко, плав но, делая глубокий вдох и выдох через нос. Не следует перегружать себя упражнениями, после вводной гимна стики должно быть ощущение бодрости. Излишняя по вторность упражнений приведет к утомлению.
Во время работы рекомендуются перерывы для от дыха. В такие перерывы выполняют различные упражне ния, выполняемые (в кабине трактора или около него). Примером могут быть следующие упражнения:
поставив руки на пояс выполнить наклоны туловища в стороны; заложив руки за голову потянуться, разводя локти и делая вдох; делая выдох принять исходное поло жение, опустив и расслабив руки встряхнуть кисти; по ставив руки перед грудыо выполнить повороты корпуса влево и вправо: сделать вдох, согнуть в коленном суставе правую ногу, обхватить ее руками н, выдыхая, подтянуть
293
вверх, как можно выше; делая вдох, поставить правую ногу в исходное положение и повторить то же с левой ногой; сидя па рабочем месте, сделать глубокий вдох; де лая выдох, обхватить руками согнутые в коленных суста вах ноги и подтянуть их вверх; делая вдох, принять ис ходное положение.
Каждое упражнение повторить 4—6 раз. Физкультур ные паузы рекомендуется делать при появлении призна ков усталости, но не более двух раз за рабочий день. Пер вую паузу лучше делать за 1 —1,5 ч до обеденного пере рыва. Продолжительность физкультурной паузы 3—5 мин. Целесообразно время от времени заменять отдельные уп ражнения, внося разнообразие в вводную гимнастику и физкультурные паузы.
Регулярные занятия гимнастикой, строгое соблюдение режима рабочего дня и правил личной гигиены, забота о рабочем месте не только повышают трудоспособность, но и, что самое главное, укрепляют здоровье, придают бодрость, делают труд радостным.
Одна из важнейших задач развития народного хозяйст ва страны — перевод сельскохозяйственного производства на промышленную основу. Ключ к решению этой зада чи — повышение производительности. Основа энергетики сельского хозяйства — тракторы. Промышленность дает сельскому хозяйству все больше новых мощных, высоко производительных скоростных тракторов. Быстро растут технические возможности тракторов. Еще недавно мощ ность тракторов класса тяги 3 тс, составляющих основу парка пахотных тракторов страны, была 54—58 л. с. (трактор ДТ-54), теперь мощность большинства тракто ров этого класса (ДТ-74 и ДТ-75) 75 л. с. и 90 л. с. (ДТ75М). Наращивание мощности тракторов продолжается (Т-150 и Т-150К). Для сельского хозяйства созданы трак торы К-701 с двигателями 280—300 л. с. В колхозах и совхозах сосредоточиваются все большие мощности, все большие технические возможности повышения произво дительности. Задача механизаторов правильно использо вать эту технику, добиться наибольшего экономического эффекта. Новые тракторы рассчитаны па повышенные скорости. Но внедрение повышенных скоростей это не просто увеличение быстроты движения агрегатов, а реали
294
зация целого комплекса мероприятия, обеспечивающих переход сельского хозяйства на новый, более высокий уро вень работы, включающий лучшую организацию труда, систему технического обслуживания и подготовки тех ники, повышение культуры земледелия, совершенствова ние технологий работ. Грамотная эксплуатация новой тех ники невозможна без хорошего изучения ее конструкций и всех вопросов использования, глубокого понимания осо бенностей и возможностей скоростных тракторов и дру гих машин.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
1Тяговая характеристика трактора К-700:
фон ноля — стерня ячменя; 1—4 передачи 11 режима п 1—3 передачи III режима.
?95