ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исследование структуры отраслевого рынка (на примере российского рынка кинопоказа)
97
выявить особенности и проблемы функциониро- вания отраслей и рынков, а также оценить пер- спективы их развития. Применение системно- го подхода дает материал для формулирования принципов и гипотез перспективного развития отраслей и рынков, для последующего тестиро- вания выдвинутых гипотез.
С учетом особенностей отраслевого рынка процесс исследования можно условно разделить на пять этапов: 1) анализ факторов, формирую- щих структуру отраслевого рынка; 2) выявле- ние критериев оценки структуры отраслевого рынка; 3) расчет показателей структуры рын- ка; 4) выявление качественных закономерно- стей и потенциала развития отраслевого рынка;
5) построение модели оптимальной структуры отраслевого рынка.
Структуру отраслевого рынка задают две группы факторов: межотраслевые и отрасле- вые. К первой группе относятся качественно- количественные показатели уровня спроса и предложения, нормы безработицы, процент ин- фляции, цикличность развития экономики. Они непосредственно влияют на экономическое пове- дение потребителей, учитывающее особенности конкурентной среды отрасли. Вторую группу факторов составляет совокупность качественно- количественных показателей, характеризующих поставщиков и производителей. Они напрямую воздействуют на конкурентную среду и форми- руют тенденции развития отрасли.
Основными критериями, позволяющими су- дить о структуре отраслевого рынка, являются концентрированность продавцов и покупателей на рынке; возможность входа и выхода с рынка; уровень дифференциации рыночного продукта.
Названные критерии структуры рынка подле- жат анализу путем расчета соответствующих показателей. Система показателей структуры рынка — абсолютных и относительных, соглас- но выделенным критериям, представлена в таб- лице.
На основе выделенных критериев и рассчи- танных показателей устанавливается тип ры- ночной структуры, выявляются качественные закономерности и потенциальные возможности развития отраслевого рынка.
Формулируя перспективные направления оптимизации рыночной структуры, необходи- мо учитывать ее особенности, обусловленные такими факторами, как: возраст рынка — пери- од времени, в течение которого данный рынок развивается в конкретном административно- территориальном образовании; устойчивость рынка — способность организационно-правовых структур рассматриваемой подсистемы нацио- нальной экономики эффективно осуществлять процесс текущего функционирования и перспек- тивного развития; значимость рынка — степень воздействия хозяйствующих субъектов рынка на уровень социально-экономического развития отдельных административно-территориальных
Рис. 1. Системный подход к исследованию структуры отраслевого рынка
на основе Гарвардской парадигмы функционирования отраслевых рынков
ɉɨɜɟɞɟɧɢɟ
ɮɢɪɦ
Ɋɟɡɭɥɶɬɚɬɢɜɧɨɫɬɶ
ɪɵɧɤɚ
Ƚɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɚɹ
ɩɨɥɢɬɢɤɚ
Ȼɚɡɨɜɵɟ ɭɫɥɨɜɢɹ
ɮɭɧɤɰɢɨɧɢɪɨɜɚɧɢɹ
ɪɵɧɤɚ
ɋɌɊɍɄɌɍɊȺ
ɊɕɇɄȺ
Е. А. Ильченко
98
образований; открытость рынка — степень влияния происходящих в мировой экономике социально-экономических процессов на резуль- таты хозяйственной деятельности предприятий рассматриваемой отраслевой подсистемы.
Оптимальная модель отраслевого рынка, по- строенная с учетом всех перечисленных фак- торов, описывает механизм функционирова- ния и развития отраслевого рынка и элементы, управление которыми будет способствовать эф- фективному развитию отрасли. Таким образом, схема исследования структуры отраслевого рын- ка, учитывающая его особенности, примет сле- дующий вид (рис. 2).
Разработанная схема была применена автором для исследования особенностей структуры рын- ка кинопоказа России в период с 2004 по 2009 г.
В результате исследования предполагалось опре- делить характер влияния структуры российско- го рынка кинопоказа на его развитие.
Современный российский рынок кинотеа- тров — один из самых динамично развива- ющихся в мире, поскольку темпы его роста не опускаются ниже 40–50 % в год, тогда как рост кассовых сборов и посещаемости кинотеа- тров США и Европы колеблется около нулевой отметки
[5].
В ходе исследования структуры рынка кино- показа [2] установлено, что этот рынок характе- ризуется высоким уровнем конкуренции. Так, индекс концентрации (ИК), рассчитанный для трех крупнейших операторов сетей кинотеа- тров России в 2009 г. — «Карофильм», «Синема
Парк» и «Киномакс»,— равен 0,201, т. е. демон- стрирует высокий уровень конкуренции. Однако положительная динамика индекса концентрации за пять лет обнаруживает тенденцию снижения уровня конкурентности на рынке кинопоказа
(рис. 3).
Индекс Херфиндаля — Хиршмана (ИХХ) го- ворит о слабоконцетрированном рынке (значе- ние показателей попадает в группу от 0 до 1000).
Но динамика индекса также обнаруживает яв- ный тренд повышения (рис. 4).
Индекс энтропии (ИЭ) показал, что в динами- ке возрастают упорядоченность распределения долей между кинотеатрами и их возможность влиять на рыночную цену (рис. 5).
Расчет дисперсии рыночных долей (ДРД) для рынка кинопоказа позволил определить степень неравномерности распределения долей фирм на этом рынке в динамике (рис. 6), которая сви- детельствует о постепенном, но уверенном от- клонении структуры рынка от конкурентного состояния.
Выявив взаимовлияние индекса концентра- ции (ИК) и индекса энтропии (ИЭ), удалось кон- статировать их сильную обратную корреляци- онную взаимосвязь (коэффициент корреляции
r
1 2 3 4 5 6 7
= –0,744; t
расч.
= 1,930 при t
табл.
= 12,940).
Проведенный количественный анализ и уста- новленная динамика показателей рыночной кон- центрации позволили построить интегрирован- ный показатель концентрации (ИПК) продав- цов на рынке кинопоказа, характеризующий его структуру в 2009 г. (рис. 7).
Интегрированный показатель концентрации
(ИПК), представленный в графической форме, может служить для проведения экспресс-анализа структуры отраслевого рынка. Состоянию со- вершенной конкуренции будет соответствовать нижний левый квадрант (высокая степень совпа-
Система критериев и показателей структуры отраслевого рынка
№ п/п
Критерии
Показатели
Абсолютные
Относительные
1
Степень концентра- ции продавцов
Число продавцов на рынке;
рыночная доля действующих на рын- ке фирм
Индекс концентрации (ИК);
индекс Херфиндаля — Хиршмана
(ИХХ);
индекс энтропии (ИЭ);
дисперсия рыночных долей (ДРД)
2
Величина барьеров входа на рынок и вы- хода
Число действующих на рынке фирм;
объем выпуска действующих фирм;
число вошедших фирм;
объем выпуска вошедших фирм;
число ушедших фирм
Норма входа фирм на рынок (Н
вх
);
норма проникновения фирм на рынок
(Н
пр
);
нормы выхода (Н
вых
);
показатель выживания (П
в
)
3
Уровень дифферен- циации продукта
Число товаров-субститутов на рынке;
уровень издержек, связанных с ре- кламной деятельностью фирмы
Коэффициент ценовой перекрестной эластичности спроса (К
пэ
);
индекс энтропии (ИЭ)
Исследование структуры отраслевого рынка (на примере российского рынка кинопоказа)
99
Рис. 2. Схема исследования структуры отраслевого рынка
Рис. 3. Динамика индекса концентрации (ИК) на рынке кинопоказа
Ɇɟɠɨɬɪɚɫɥɟɜɵɟ
ɮɚɤɬɨɪɵ:
– ɷɤɨɧɨɦɢɱɟɫɤɢɟ;
– ɨɪɝɚɧɢɡɚɰɢɨɧɧɵɟ;
– ɚɞɦɢɧɢɫɬɪɚɬɢɜɧɵɟ
Ⱥɧɚɥɢɡ ɮɚɤɬɨɪɨɜ,
ɮɨɪɦɢɪɭɸɳɢɯ
ɤɨɧɤɭɪɟɧɬɧɭɸ ɫɪɟɞɭ
ɨɬɪɚɫɥɢ
ɋɩɟɰɢɮɢɱɟɫɤɢɟ
ɞɥɹ ɨɬɪɚɫɥɢ ɮɚɤɬɨɪɵ:
– ɞɟɦɨɝɪɚɮɢɱɟɫɤɢɟ;
– ɫɟɡɨɧɧɵɟ;
– ɪɟɫɭɪɫɧɵɟ
Ɉɰɟɧɤɚ ɢɧɬɟɧɫɢɜɧɨɫɬɢ
ɤɨɧɤɭɪɟɧɰɢɢ ɜ ɨɬɪɚɫɥɢ
Ʉɨɧɰɟɧɬɪɢɪɨɜɚɧɧɨɫɬɶ ɩɨɬɪɟɛɢɬɟɥɟɣ ɢ ɩɪɨɢɡɜɨɞɢɬɟɥɟɣ
(ɂɄ, ɂɏɏ, ɂɗ, ȾɊȾ)
ȼɨɡɦɨɠɧɨɫɬɶ ɜɯɨɞɚ ɧɚ ɪɵɧɨɤ ɢ ɜɵɯɨɞɚ ɫ ɧɟɝɨ
(ɇ
ɜɵɯ
, ɇ
ɜɯ
, ɇ
ɩɪ
, ɉ
ɜɵɠ
)
Ⱦɢɮɮɟɪɟɧɰɢɚɰɢɹ ɪɵɧɨɱɧɨɝɨ ɩɪɨɞɭɤɬɚ
(ɂ
ɪ
, ɂɗ)
Ɉɩɪɟɞɟɥɟɧɢɟ ɬɢɩɚ ɤɨɧɤɭɪɟɧɬɧɨɣ ɫɪɟɞɵ ɪɵɧɤɚ
ȼɵɹɜɥɟɧɢɟ ɬɟɧɞɟɧɰɢɣ ɪɚɡɜɢɬɢɹ ɤɨɧɤɭɪɟɧɬɧɨɣ ɫɪɟɞɵ ɨɬɪɚɫɥɢ
Ʉɪɢɬɟɪɢɢ
ɢ
ɩɨ
ɤɚɡɚɬ
ɟɥ
ɢ
ɫɬɪɭ
ɤɬɭɪɵ
ɨɬɪɚɫɥɟɜɨɝɨ
ɪɵɧɤɚ
0,201 0,11 0,153 0,194 0,181 0,178 0,05 0,07 0,09 0,11 0,13 0,15 0,17 0,19 0,21 0,23 2004 2005 2006 2007 2008 2009
дения с ним ИПК). Монополии будет соответ- ствовать попадание графического ИПК в правый верхний квадрант.
Применение ИПК позволит не только оценить актуальное состояние уровня конкуренции, но и проследить тенденции ее развития. За 2009 г.
ИПК рынка кинопоказа демонстрирует высокий уровень конкурентной среды рынка, однако ди- намика за предшествующие пять лет обнаружи- вает тенденцию к снижению (рис. 8).
Е. А. Ильченко
100
Рис. 4. Динамика индекса Херфиндаля — Хиршмана (ИХХ) на рынке кинопоказа
Рис. 5. Динамика индекса энтропии (ИЭ) на рынке кинопоказа
Рис. 6. Динамика дисперсии рыночных долей (ДРД) на рынке кинопоказа
0,0221 0,0147 0,0157 0,021 0,0194 0,0174 0,01 0,02 0,03 2004 2005 2006 2007 2008 2009 0,4971 0,7621 0,711 0,5475 0,597 0,654 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1
2004 2005 2006 2007 2008 2009 0,4491 0,3011 0,3998 0,4362 0,4189 0,4001 0,3 0,4 0,5 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Расчет уровня барьеров входа на рынок кино- показа и выхода с него отражает ту же тенден- цию, что и показатели концентрации рынка. Так, общая динамика (тренд) нормы входа свидетель- ствует о снижении рыночной активности в от- расли (рис. 9).
Норма выхода также обнаруживает нестабиль- ную динамику. Спад с 2004 до 2006 г. прерыва- ется ростом доли фирм, ушедших с рынка в тече- ние трех лет (рис. 10). Однако показатель 2009 г. все же ниже уровня 2004 г.
Таким образом, рынок кинопоказа обнаружи- вает значительное количество достаточно высо- ких барьеров входа на этот рынок. А нестабиль- ная пятилетняя динамика норм входа-выхода го- ворит о снижении рыночной активности в 2009 относительно 2004 г., об укреплении положения на рынке действующих фирм и снижении конку- рентного уровня.
Экспертным путем установлено повышение и абсолютных, и относительных показателей дифференциации продукта, что говорит об уси- лении рыночной власти имеющихся фирм и по- вышении входных барьеров для новых.
Таким образом, на российском рынке кино- показа, с одной стороны, происходит интенсив-
Исследование структуры отраслевого рынка (на примере российского рынка кинопоказа)
101
Рис. 7. Интегрированный показатель концентрации (ИПК) продавцов на рынке кинопоказа в 2009 г.
(ИЭ — индекс энтропии, ИХХ — индекс Херфиндаля — Хиршмана,
ИК — индекс концентрации, ДРД — дисперсия рыночных долей)
Рис. 8. Динамика интегрированного показателя концентрации (ИПК) рынка кинопоказа
0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6
ɂɄ
ɂɏɏ
ɂɗ
ȾɊȾ
0,201 0,0221 0,4971 0,4491 0,2 0,27 0,27 0,19 0,14 0,2 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 2004 2005 2006 2007 2008 2009
ное увеличение числа современных кинотеатров, оснащенных высокотехнологичным оборудова- нием, обеспечивающих комфортный кинопро- смотр, как правило, в нескольких залах (на не- скольких экранах), и в большинстве случаев явля- ющихся функциональными элементами крупных сетевых структур; с другой стороны, укрепление позиций крупных операторов повышает концен- трацию на рынке, создает высокие входные ба- рьеры для новых игроков, снижая тем самым уро- вень конкурентной среды и давая возможность крупным кинотеатрам, в том числе посредством дифференциации, устанавливать высокие цены.
Наблюдаемая тенденция снижения уров- ня конкурентности на рынке кинопоказа за по- следние пять лет не может рассматриваться как
Е. А. Ильченко
102
однозначно негативная, поскольку служит повы- шению конкурентоспособности отечественной от- расли в рыночном хозяйстве. Кроме того, следует учитывать начальную стадию становления дан- ного рынка, которая, как правило, сопровождает- ся повышением уровня концентрации субъектов рынка. Однако отсутствие государственного регу- лирования при этом может привести к потере со- циально значимых функций данного рынка.
Список литературы
1. Авдашева, С. Б. Теория организации отрасле- вых рынков : учебник / С. Б. Авдашева, Н. М. Ро- занова. М. : Магистр, 1998. 320 с.
2. Березин, О. Обзор российского рынка ки- нотеатров. Итоги 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.
[Электронный ресурс] / О. Березин, К. Леонтье- ва // Кинобизнес сегодня. Режим доступа: http://
www.kinobusiness.com/content/category/9/35/78/
3. Вурос, А. Экономика отраслевых рынков /
А. Вурос, Н. Розанова. М. : ТЕИС, 2002. 253 с.
4. Коуз, Р. Природа фирмы : пер. с англ. /
Р. Коуз ; под ред. О. И. Уильямсона, С. Дж. Уинте- ра. М. : Дело, 2001. 360 с.
5. Леонтьева, К. Рынки сбыта телепродукции: кинотеатральный прокат / К. Леонтьева, Э. Коль- енен-Иванова // Рос. киноиндустрия : обзор. 2010.
М. : Невафильм, 2011. С. 38–54.
6. Робинсон, Дж. Экономическая теория несо- вершенной конкуренции / Дж. Робинсон. М., 1986.
(Экономическая мысль Запада).
7. Рой, Л. В. Анализ отраслевых рынков : учеб- ник / Л. В. Рой, В. П. Третьяк. М. : ИНФРА-М, 2008.
442 с.
8. Третьяк, В. П. Роль результативности в Гар- вардской парадигме / В. П. Третьяк // Современ- ная экономическая теория: проблемы разработ- ки и преподавания / под ред. К. А. Хубиева. М. :
ТЕИС, 2001.
9. Уильямсон, О. И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / О. Уильямсон ; науч. ред. и вступ. ст. В. С. Катькало. СПб. : Лениздат : CEV Press,
1996. 702 с.
10. Чемберлен, Э. Х. Теория монополистиче- ской конкуренции / Э. Х. Чемберлен. М. : Изд-во иностр. лит., 1959. 389 с.
11. Шерер, Ф. Структура отраслевых рынков : пер. с англ. / Ф. Шерер, Д. Росс. М. : ИНФРА-М,
1997. 697 с.
Рис. 10. Динамика нормы выхода на рынке кинопоказа
Рис. 9. Динамика нормы входа на рынок кинопоказа
0,2 0,27 0,27 0,19 0,14 0,2 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 2004 2005 2006 2007 2008 2009 0,018 0,019 0,018 0,017 0,016 0,015 0,01 0,015 0,02 0,025 0,03 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Исследование структуры отраслевого рынка (на примере российского рынка кинопоказа)
103 12. Bain, J. S. Industrial Organization / J. S. Bain.
N. Y. : Wiley, 1958.
13. Baumol, W. J. Business Behavior, Value and Growth / W. J. Baumol. N. Y. : Harcourt Brace
Jovanovich, 1967.
14. Caves, R. What is Product Differentiation,
Really? / R. Caves, P. Williamson // Journal of
Industrial Economics. 1985. Vol. 34.
15. Demsetz, H. Two Systems of Belief about Mo- nopoly / H. Demsetz, H. Goldschmid, H. M. Mann,
J. F. Weston (eds.) // Industrial Concentration. Boston
: The New Learning, 1974.
16. Dixit, A. Monopolistic Competition and Opti- mum Product Diversity / A. Dixit, J. Stiglitz // Ameri- can Economic Review. 1977. Vol. 67.
17. Hall, M. Firm size and Profi tability / M. Hall,
L. Weiss // Review of Economics and Statistics. 1967.
Vol. 49.
18. Hannah, L. Concentration in Modern Industry:
Theory, Measurement and the UK Experience / L. Han- nah, J. Kay. London : The Macmillan Press, 1977.
19. Mason, E. S. The Current State of the Monop- oly Problem in the United States / E. S. Mason // Har- vard Business Review. 1949. Vol. 62.