ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методология исследования функционирования отраслевых рынков
65
поведение фирм (О.Уильямсон); введена теория игры, разработанная
Дж.Неш в ходе анализа олигополистического поведения (Дж. фон Нейман и О.Моргенштерн); проанализирована вертикальная интеграция, эконо- мическая организация (А.Алчян, Г.Демсец); усовершенствована теория государственного регулирования отраслевых рынков (М.Олсон, Г.Беккер).
Таким образом, системный подход предоставляет возможность оценить параметры функционирования отраслевого рынка после анализа его структуры, базовых условий, поведение фирм и государственной по- литики. Использование системного подхода предоставляет материал для формулировки принципов и гипотез перспективного развития отраслевых рынков с целью последующего тестирования выдвинутых гипотез. Это, в свою очередь, формирует основы для синтеза теорий отраслевых рыноч- ных структур и позволяет регулировать рыночные отношения на практике.
Актуальным является также данный подход для анализа рыночных отношений в Украине. Обобщение материалов исследования экономики
Украины на основе системного подхода должно занять соответствующее место при определении конкурентоспособности украинских предприятий, при разработке стратегии перспективного развития страны.
С целью усиления комплексного исследования отдельного отрасле- вого рынка предлагается методика исследования отраслевых рынков, что предусматривает анализ основных параметров их функционирования на основе системного подхода.
1. Классификация рынка по виду деятельности предприятий, пред- лагающих продукцию на рынок. Для этого используется классификация видов экономической деятельности (КВЭД), которая является составляю- щей системы национальных классификаторов. "Объектами классифика-
ции в КВЭД являются виды экономической деятельности статистических единиц (юридических лиц, отделённых подразделов юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и тому подобного), которые на высших уровнях классификации группируются в отрасли"
13
2. Определение продуктовых и географических границ рынка.
Данное направление анализа имеет существенное значение для от- раслевой политики, в частности антимонопольной, поскольку позволяет чётко определить объект анализа. В мире известно много судебных дел, когда именно границы были главным фактором для определения рыноч- ной доли фирм, а также намерений по монополизации рынков
14
С целью определения границ продуктов при изучении отраслевого рынка необходимо анализировать следующие характеристики: потреби- тельские свойства базового товара (для контроля границ взаимозаменя- емости); функциональное назначение (для уточнения областей полезно- сти); потребности или области полезности, которые удовлетворяются этим товаром. Для каждой области полезности необходимо определить: содержание акта купли-продажи товара, удовлетворяющего определён- ную потребность, в том числе обязательный комплект поставки и способ реализации товара (для уточнения названия рынка данного товара); цену реализации (для сопоставления с ценой аналогичных по полезности то- варов и определения группы взаимозаменяемых товаров); ретроспектив-
13
Класифікація видів економічної діяльності: національний класифікатор України: прийнято наказом Держкомспоживстандарту України від 26 грудня 2005 р. № 375 .
14
См. например: Віскузі К.В., Вернон Д.М., Гарингтон Д.Е. Економічна теорія ре- гулювання та антимонопольна політика / пер. з англ. за ред. О.Кілієвича. – К.,
2004. – С. 341–346.
А.И.Игнатюк
66
ный период, в течение которого реализуется данный товар на рынке или аналогичные, сопоставимые по полезности, товары; прогнозируемый пе- риод реализации данного товара на рынке или аналогичные, сопостави- мые по полезности, товары; перечень товаров других поставщиков, кото- рые могут удовлетворить сформированную потребность в случае отсут- ствия на рынке базового товара в данном, ретроспективном или прогнозируемом периодах, то есть приблизительно одинаковую для по- требителей полезность и цену, которую потребители готовы платить для удовлетворения своей потребности.
Разные рынки должны рассматриваться как единый отраслевой ры- нок при одинаковых географических и продуктовых границах. Если суще- ствуют рынки с разными географическими и одинаковыми продуктовыми границами, то они должны рассматриваться как разные товарные рынки.
Определение географических границ рынка предоставлено в утвер- ждённой распоряжением Антимонопольного комитета Украины 5 марта
2002 года № 49-р "Методике определения монопольного (доминирующе- го) положения субъектов хозяйствования на рынке". "Территориальные
(географические) границы рынка – территория со сферой взаимоотноше- ний купли–продажи товара (группы товаров), в пределах которой при обычных условиях потребитель может легко удовлетворить свой спрос на определённый товар и которая может быть, как правило, территорией государства, области, района, города и проч. или их частями"
15
При определении географических границ товарного рынка анализиру- ются такие факторы: сопоставление уровня цен на взаимозаменяемые това- ры в пределах этого рынка; возможность перемещения спроса (покупате- лей) между территориями, которые потенциально принадлежат к единому географическому рынку, то есть возможность использования транспортных средств перемещения покупателей к продавцу, уровень транспортных рас- ходов на перемещение покупателя к продавцу, которые в случае единого географического рынка не должны увеличивать стоимость товаров с достав- кой больше величины установленного предельного значения; возможность перемещения товара между территориями, которые потенциально принад- лежат к единому географическому рынку, то есть уровень дополнительных расходов на транспортировку товара от продавца к покупателю, которая приемлема для продавца; сохранение уровня качества и потребительских свойств товара при транспортировке; отсутствие на данной территории ад- министративных ограничений на ввоз и вывоз товаров.
На практике территория рынка определяется с учётом приблизи- тельно равной экономической возможности приобретения товаров поку- пателями на этой территории. В один географический товарный рынок можно объединить территории, на которых стоимость товара с доставкой колеблется в допустимых для потребителя пределах. В мировой практике принято использовать в качестве предела максимальной отдалённости места приобретения товара от местоположения потребителя рубеж пяти- процентного повышения цены товара с доставкой в сравнении с ценой товара, который приобретён поблизости
16 15
Методика визначення монопольного (домінуючого) становища суб’єктів господарю- вання на ринку:Затверджена розпорядженням Антимонопольного комітету України
05.03.2002 р. № 49-р // Конкуренційне законодавство України. – К., 2002. – С. 251.
16
Концентрация производства: условия, факторы, политика / Авт. коллектив: Л.А.Ва- литова, И.Н.Задирако, М.Е.Кузнецова, А.Ф.Сажин, В.Л.Тамбовцев, И.М.Фомина,
А.Е.Шаститко (рук.), О.К.Ястребова; Бюро экон. анализа. – М. – С. 51–64.
Методология исследования функционирования отраслевых рынков
67
Разделяют мировые, общегосударственные (национальные) и реги- ональные рынки. Корректность определения территориальных границ мо- жет быть проверена исследованием степени открытости рынка (СОР) от- носительно межрегиональной и/или международной торговли. Для кор- ректно определённых границ показатель СОР должен быть менее 30% для региональных рынков и менее 40% для общегосударственных
17
Все характеристики отраслевого рынка определяются на основе ис- ходных данных о его функционировании за один отрезок времени, кото- рый избирается в зависимости от целей исследования.
3. Определение субъектов рынка.
Субъектами отраслевого рынка являются независимые друг от дру- га продавцы, имеющие права собственности на товар, и независимые друг от друга покупатели. Необходимо собрать информацию о всех про- давцах и покупателях товара, но учитывая этап товародвижения. Если, например, мы исследуем рынок бензина, то он состоит из переработки нефти и продажи бензина на бензозаправочные станции (это – один ры- нок) и розничной продажи владельцам автомобилей (это – другой рынок).
Разные способы реализации товара определяют, как правило, раз- ные отраслевые рынки, поэтому все характеристики оцениваются для од- ного условия (способа) реализации товара, которые могут быть признаны взаимозаменяемыми, если они не приводят к существенному изменению географических границ, составу продавцов и покупателей.
4. Анализ спроса, предложения, цен и пропорциональности отрас- левого рынка.
Определение спроса и размера рынка содержит оценку текущего спроса, который можно представить как общее количество товаров, поку- паемых на рынке в определённый промежуток времени по определённым ценам. Анализ спроса основывается на системе показателей: объёма по- требления, оценки покупательной способности, анализе потребностей и предпочтений потребителей, влияния научно-технического прогресса на состояние и динамику потребительского спроса.
Исследование предложения предполагает анализ: количественной оценки предложения товара на рынке (производство + импорт – экспорт); структуры предложения, то есть степень обновления ассортимента; новых товаров и их технико-экономических характеристик; самых крупных по- ставщиков на рынок и их производственных мощностей; рентабельности производства и торговли; товарных запасов.
Используются также такие индикаторы по производству и предло- жению: эластичность предложения, динамика производства, индексы темпов роста производства, уровень налоговой нагрузки.
Важным является исследование торговли на отраслевом рынке по показателям: товарной структуре товарооборота, её изменению; объёмам экспорта, импорта, сальдо торгового баланса; ценам и их динамике.
По итогам проанализированных спроса и предложения на рынке делаются выводы о пропорциональности, сбалансированности рынка, степени удовлетворения потребностей, обнаруживаются основные проти- воречия функционирования рынка.
Пропорциональность рынка характеризуется с помощью балансово- го метода, относительных величин структуры и координации (коэффици- енты соотношений, удельные весы, доли), компаративных темпов роста
17
Методика визначення монопольного (домінуючого) становища суб’єктів госпо- дарювання на ринку. – С. 252.
А.И.Игнатюк
68
(индексов), индексов структурных сдвигов, средних квадратичных или ли- нейных отклонений.
5. Анализ структуры рынка: уровня рыночной концентрации, диф- ференциации продукции, барьеров вхождения, структуры расходов, вер- тикальной интеграции.
Определив границы, субъекты рынка, базовые условия спроса и предложения, необходимо исследовать структуру рынка, выяснить, насколько она отвечает существующим предпосылкам развития отрасле- вого рынка, является эффективной, а также исследовать, как структура может влиять на поведение фирм, формы и методы конкуренции, исполь- зование недобросовестной конкуренции, инновационную деятельность.
Главной целью исследования концентрации является оценка спо- собности фирм повышать цену сверх конкурентного уровня и организо- вывать заговор. Согласно гипотезе о заговоре, чем выше концентрация в отрасли, тем меньше фирмы склонны конкурировать между собой. Раци- ональный вывод из этой теории о государственной политике заключается в необходимости дробления высококонцентрированных отраслей.
Г.Демсец предложил иную гипотезу – гипотезу о дифференциации эф- фективности (подавляющую эффективность), утверждающей, что высокая концентрация не является причиной, а наблюдается одновременно со значительной маржой между ценой и расходами. Есть рынки, на которых определённая фирма имеет преимущества перед конкурентами за счёт меньших расходов или более качественной продукции, что даёт ей воз- можность доминировать на рынке, обеспечивая высокую концентрацию, и удерживать цены на уровне, значительно выше расходов. Согласно дан- ной гипотезе разукрупнение высококонцентрированных отраслей означа- ет наказание фирм за их преимущества. Таким образом, желательно ис- следовать, с какими факторами связан существующий уровень концен- трации и рыночные доли фирм на рынке.
Вместе с этим, в высококонцентрированных отраслях рост цен яв- ляется обычно более ощутимым, поскольку усиливается возможность со- гласованного поведения между фирмами. Если же на рынке существует предприятие, которое занимает монопольное положение, то оно обычно выполняет роль лидера и может назначать монопольно высокие цены в отрасли, а другие фирмы лишь приспосабливаются к нему. Признаками монопольно высоких цен является преднамеренное сокращение объёмов производства (реализации); повышение цены; получение монопольного сверхдохода и рост необоснованных расходов. Для выявления монополь- но высоких цен необходимо сопоставить динамику роста цен и расходов производства (себестоимость), сравнить уровни цен на разных рынках, проанализировать полученную монопольную прибыль.
Если цены на монополизированную продукцию растут быстрее, чем цена на ресурс, который занимает самый большой удельный вес в струк- туре себестоимости и на который предприятие не имеет влияния, то у антимонопольных органов есть аргумент в интересах существования в данном случае монопольно высоких цен.
Способствовать росту цен могут также высокие барьеры вхождения на рынок. Обычно существование в отрасли необоснованно высоких цен приводит к увеличению инвестиций в отрасль в виде новых предприятий.
Если барьеры вхождения некрупные, то новые фирмы увеличивают пред- ложение и конкуренцию в отрасли, что должно привести к снижению це- ны. Но иногда увеличение предложения и увеличение спроса на ресурсы фирмами данной отрасли может приводить к росту цен на сырьё, вслед-