Файл: Рудалева Ирина Анатольевна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономика отраслевых рынков
Рудалева Ирина Анатольевна
Доцент кафедры экономической теории и эконометрики ИУЭФ https://kpfu.ru/Irina.Rudaleva
Irina.Rudaleva@kpfu.ru
+7 (843) 291 13 70

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

370 13 601-800 9

Спасибо за внимание!
Рудалева Ирина Анатольевна
Доцент кафедры экономической теории и эконометрики ИУЭФ https://kpfu.ru/Irina.Rudaleva
Irina.Rudaleva@kpfu.ru
+7 (843) 291 13 70

60
© А.Игнатюк, 2009
УДК 339.13.017
А.И.Игнатюк,
канд. экон. наук
Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
Исследуется методология анализа отраслевых рынков, факторы их развития и
повышения результативности, предоставлена методика анализа текущего состоя-
ния и потенциала отраслевых рынков.
Развитие рыночных отношений в экономике, формирование условий повышения конкурентоспособности предприятий, как на национальных, так и на мировых рынках, являются ключевыми элементами в националь- ных приоритетах государственного регулирования экономики.
Сегодня перед экономикой возникают важные вопросы преодоле- ния мирового экономического кризиса, структурной перестройки, инно- вационного направления экономического развития, повышения конкурен- тоспособности отечественных предприятий. Решить их можно на основе взвешенной, научно-обоснованной государственной политики, в частно- сти, на уровне отраслей экономики.
Как известно, на смену статистическому анализу экономики по отрас- лям пришёл анализ по видам экономической деятельности, что отображает специфику современной хозяйственной жизни. Означает ли это отказ от от- раслевого анализа? Если рассмотрение отрасли только лишь как совокупно- сти однородных производств действительно теряет смысл, то понятие от- расли как организационно-управленческого комплекса сохраняется, и нет надобности отказываться от него, расширяется только его толкование.
Особенность современного экономического развития заключается также в том, что каждый производитель должен формировать собственную экономическую политику на основе потребностей потребителей. Поэтому можно определить отраслевые рынки как совокупность отношений между фирмами, которые занимаются одним видом деятельности, то есть имеют одинаковые технологии, технологическую базу, однородный профессио- нальный состав кадров и предлагают свою продукцию на рынок, и субъек- тами экономики, которые покупают продукцию данных фирм.
Выделение отраслевого регулирования в системе государственного позволяет определить специфику того или иного вида экономической дея- тельности и соответствующую систему управления. Сегодня отраслевая политика базируется на сочетании государственных и корпоративных инте- ресов и в зависимости от длительности периода, характера задач регули- рования делится на стратегию и тактику. Стратегические задачи рассчита- ны на перспективу и носят масштабный характер, тактические – на реше- ние потребностей конкретного этапа развития общества путём своевременной смены способов организации рыночных связей, перегруп- пировки ресурсов в отраслях. Стратегическая отраслевая политика – это совокупность методов и инструментов, направленных на определение при-


Методология исследования функционирования отраслевых рынков
61
оритетных отраслей (видов экономической деятельности), создание меха- низма структурного регулирования, отвечающего условиям рынка, обеспе- чение конкурентоспособности отраслей экономики. Тактическая отрасле- вая политика – это совокупность методов и инструментов, направленных на поддержку равновесия в отрасли, в частности, преодоление кризисов.
Проводить эффективную отраслевую политику, направленную на стабильность, инновационное развитие, рост, привлечение инвестиций, невозможно без анализа отраслевых рынков. Данному вопросу посвяще- ны многие работы отечественных и зарубежных экономистов, среди ко- торых: С.Авдашева, В.Базилевич, У.Баумоль, Дж.Бейн, Д.Вернон, В.Вис- кузи, А.Вурос, А.Гальчинский, Д.Гарингтон, В.Геец, А.Герасименко, Л.Каб- раль, Р.Кейвз, Р.Коуз, В.Лагутин, В.Лир, Э.Мейсон, Н.Мищенко, Д.Мор- рис, В.Олефир, Т.Осташко, М.Портер, Дж.Робинсон, Н.Розанова, Д.Росс,
А.Старостина, Дж.Стиглер, В.Точилин, В.Третьяк, О.Уильямсон, Г.Хемел,
Д.Хей, К.Хитер, Э.Чемберлин, Ф.Шерер, А.Юданов и другие.
Одной из первых работ, посвящённых анализу отраслевых рынков
Украины, является монография под редакцией В.Точилина "Формирование отраслевых рынков Украины: переходный период"
1
, где освещены самые важные проблемы развития топливно-энергетического, металлургического, аграрного и других рынков. Весомые среди них предпосылки развития внутреннего рынка Украины, факторы эффективного функционирования рынков, определение приоритетных (критериальных) рынков. Много иссле- дований в украинской экономической литературе посвящены отдельным рынкам, а также процессам их концентрации, монополизации
2
. Вместе с этим, существующая методология анализа отраслевых рынков нуждается в систематизации, определённых уточнениях и дополнениях с целью всесто- роннего анализа современного состояния, проблемах и перспективах раз- вития отрасли в целом; предоставление обоснованных выводов о направ- лениях государственного управления; предоставление инвесторам пред- ставления о привлекательных секторах той или иной отрасли. Большинство методик направлено на анализ товарных рынков, маркетинговые исследо- вания, целью которых является рассмотрение рынка с точки зрения произ- водителя относительно самых лучших способов реализации продукции.
При исследовании отраслевых рынков анализируются агрегированные на основе предложения товары-заменители, внутренний, мировой рынок, процесс инвестирования, инновационные механизмы, вхождение на рынок и государственное регулирование отраслей.
Целью данной статьи является исследовать методологию анализа отраслевых рынков, факторы, которые способствуют развитию и повыше- нию их результативности, предложить методику анализа текущего состо- яния и потенциала данных рынков.
Раздел экономической теории, который занимается анализом от- раслевых рынков, в западной экономической литературе известен как "Industrial Economics" или "Industrial Organization", хотя все западные эко- номисты едины в мнении о несоответствии названия и предмета иссле- дования. Понятие "industrial organization" появилось как название одного из разделов книги А.Маршалла и М.Пелей "Экономика промышленности"
1
Формування галузевих ринків України: перехідний період. – К., 2004. – 332 с.
2
См. например: Осташко Т.О. Структурно-інституціональний аналіз аграрного ринку : Наукова доповідь. – К., 2006; Лагутін В., Герасименко А. Проблеми та перспективи державного регулювання концентрації капіталу // Конкуренція. Вісник
Антимонопольного комітету України. – 2006. – № 2(21).


А.И.Игнатюк
62
в 1879 году. В российской литературе существуют разные версии пере- водов: "Теория организации отраслевых рынков", "Теория организации промышленности", "Экономическая теория отраслевых рынков", "Эконо- мика отраслевых рынков".
Теоретико-методологическая база для исследования отраслевых рынков начала формироваться в трудах Э.Мейсона
3
, Дж.Бейна
4
, Э.Чем- берлина
5
и Дж.Робинсон
6
. На основе системного подхода к анализу отрас- левых рынков было положено начало теории, воплощённой в системе по- нятий, которые отражают существенные черты и проблемы их реального функционирования. Концептуальная схема данной теории содержала три базовых блока и получила название парадигмы "структура – поведение – результат (результативность)
7
" ("Structure – Conduct – Performance" SCP, в дословном переводе "структура – поведение – эффективность подхода").
Аналитическую структуру парадигмы предложил Дж.Бейн в 1958 году.
Э.Мейсон, Дж.Бейн, а также их единомышленники придерживались мысли о существовании прямой взаимосвязи между структурой рынка, поведени- ем фирм на рынке и результативностью функционирования рынка.
В процессе развития данной гипотезы рассматривались разные со- отношения между экзогенными и эндогенными параметрами (перемен- ными) в пределах парадигмы; расширялся и систематизировался состав базовых блоков парадигмы.
В итоге во второй половине ХХ века была сформирована наиболее полная версия парадигмы, дополненная двумя блоками, в одном из кото- рых предполагалось формирование базовых условий для анализа отрас- левого рынка, а в другом – инструментов и проблем государственной по- литики
8
. Содержание каждого блока парадигмы определяет объект ана- лиза, а также возможные характеристики функционирования отраслевых рынков в статике и динамике.
Результативность отдельных отраслевых рынков зависит от поведе- ния продавцов и покупателей в таких вопросах, как ценовая политика и практика, открытые и тайные соглашения между фирмами, продуктовая и рекламная стратегия, затраты на исследования и разработки, инвестиции в производственное оборудование, тактика решения юридических вопро- сов и тому подобное. На поведение фирм влияет структура соответству- ющего рынка, характеризующаяся численностью и распределением про- давцов и покупателей, уровнем дифференциации, наличием или отсут- ствием барьеров вхождения на рынок новых фирм, уровнем вертикальной
3
Mason E.S. Price and Production Policies of Large-scale Enterprise. – American Eco- nomic Review. – 29, March 1939. – Р. 61–74; Mason E.S. The Current State of the
Monopoly Problem in the United States. – Harvard Law Review. – 62, June 1949. –
Р. 1265–1285.
4
Bain J.S. Industrial Organization. – Wiley. – New York, 1958.
5
Chamberlin E.H. The Theory of Monopolistic Competition. – Cambridge, MA: Harvard
University Press, 1933. Русский перевод: Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. – М., 1996.
6
Robinson J. The Economics of Imperfect Competition. – London, 1933.
7
В большинстве российских работ, посвящённых экономике отраслевых рынков, и переведённых на русский язык работах последний блок парадигмы имеет название "результат", однако, например, в учебниках Ф.Шерера и Ф.Росса, Л.Роя и В.Третьяка – "результативность".
8
См. например: Шерер Ф.М.Структура отраслевых рынков: Университетский учебник : Пер. с англ. / Ф.Шерер, Д. Росс. – М., 1997. – С. 3–6, 403–418; Хитер К.
Экономика отраслей и фирм : Пер. с англ. / Учеб. пособие. – М., 2004. – С. 58–
65; Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. – М., 2000. – С. 8–9.


Методология исследования функционирования отраслевых рынков
63
интеграции предприятий, степенью диверсификации производства фир- мы. Структуру рынка, в свою очередь, определяют базовые условия: со стороны предложения – размещение и собственность на основные виды сырья; характер соответствующей технологии; привлечение рабочей силы в профсоюзное движение; длительность использования продукции; вре- менные характеристики производства; расходы на единицу продукции; со стороны спроса – доступ к товарам-заменителям; временные колебания спроса; методы осуществления покупок; рыночные характеристики про- дукта и тому подобное
9
Критиковалась базовая парадигма со стороны представителей разных школ экономической теории, что связано было, в первую очередь, с разной методологией анализа. Так, характер причинно-следственной зависимости в базовой парадигме существенно меняет ответ на вопрос о влиянии государ- ства на функционирование отраслевого рынка. Если, например, получение сверхдохода происходит вследствие заговора, то признаётся необходимость государственного регулирования. Если же более высокая прибыльность до- стигается в результате более высокой эффективности функционирования, то влияние государства считается нецелесообразным.
Именно эту мысль активно отстаивали представители чикагской школы, наиболее известными представителями которой были М.Фрид- ман, Дж.Стиглер и другие. Методология исследования экономики отрас- левых рынков в пределах данной школы базируется на микроэкономиче- ские модели анализа, исследования проблемы выбора с точки зрения закономерностей принятия оптимальных решений. Экономисты чикагской школы отрицали существование монопольной власти на рынке, кроме правительственной политики. По их мнению, в долгосрочном периоде рынки придут к конкуренции без вмешательства государства. Существо- вание монопольной власти у фирмы – это кратковременное явление, по- скольку прибыльность фирм на рынке в результате монопольной власти приведёт к вхождению на рынок новых фирм, усилению конкуренции и потере рыночной власти. Только государство, на основе запрета вхожде- ния на рынок или вследствие существования патентов, позволяет сохра- нять монопольную власть существующим фирмам. Всё это, по мнению представителей чикагской школы, не позволяет рассматривать концен- трацию производителей и монопольную власть как элемент процесса в пределах парадигмы "структура – поведение – результативность". Более того, поскольку отсутствует монопольная власть в долгосрочном периоде, кроме вмешательства государства, то на всех рынках существует конку- ренция, позволяющая использовать в анализе модель совершенной кон- куренции как такую, которая приближается к практике установления ры- ночной цены и объёма производства в долгосрочной перспективе.
С критикой структурного подхода к анализу отраслевых рынков вы- ступали также экономисты австрийской школы, среди которых Ф.Махлуп,
Ф.Хайек, О.Моргенштерн и другие. Их взгляды частично совпадают с чи- кагской школой. Главное отличие заключается в признании существова- ния монопольной власти в течение длительного периода времени, что, по их мнению, позитивное явление, так как даёт возможность производить продукцию более эффективным способом. К тому же, она создаёт стимул для инноваций с целью улучшения технологии производства, что, в конце концов, приводит к увеличению ВВП. Как считают представители ав- стрийской школы, модель "структура – поведение – результативность"
9
Шерер Ф.М.Структура отраслевых рынков – С. 3–6, 403–418.


А.И.Игнатюк
64
является слишком статичной, поскольку предусматривает только решение проблемы эффективного использования существующих ресурсов. В пре- делах данной школы решается вопрос быстрого увеличения объёма ре- сурсов за счёт проведения исследований и инноваций.
Альтернативой базовой парадигмы "структура – поведение – резуль- тативность" стала также теория состязательных рынков, которая берёт начало с работы У.Дж.Баумоля "Состязательные рынки: бунт в теории структуры отрасли"
10
, а также коллективной работы У.Дж.Баумоля, Дж.Пан- зара и Р.Виллинга "Состязательные рынки и теория структуры рынка"
11
У.Баумоль утверждает, что получение сверхдохода связано не с концен- трацией рынков, а со степенью их состязательности. Состязательность рынков означает, что вхождение на рынок абсолютно свободный, а выход абсолютно бесплатный. Соответственно существуют потенциальные фир- мы-конкуренты, которые могут войти на рынок, когда цены будут выше альтернативных расходов, получить прибыль и оставить рынок, когда цены вернутся на предыдущий уровень. Таким образом, связь "структура – по- ведение – результативность" невозможно проследить там, где уровень концентрации не имеет существенного значения. В данном случае значе- ние имеет степень состязательности рынков. Однако, по нашему мнению, это не противоречит базовой парадигме, поскольку среди элементов структуры есть барьеры вхождения на рынок, то есть это только расширяет толкование структуры как фактора влияния на поведение фирм.
Противоречивые результаты многих тестов, которые анализировали причинно-следственные взаимосвязи в пределах парадигмы, углубили теоретические основы системного подхода до анализа отраслевых рын- ков. Одним из методологических подходов к решению проблемы предла- галась концентрация внимания на изучении поведения отдельных фирм и их стратегического взаимодействия. Такие мысли берут начало ещё с ра- бот А.Курно и Ж.Бертрана. Считалось, что поведение фирм на рынке определяет как структуру рынка, так и результативность его функциони- рования в пределах парадигмы
12
. Для осознания организации фирмы и отраслевого рынка необходимо учитывать стратегические решения, кото- рые принимают фирмы по ценам, вхождению на рынки и тому подобному, так как они влияют на все другие параметры функционирования рынка.
Основные направления принятия стратегических решений связаны с не- совершенством рынков, особенно олигополии, а также отношениями в пределах фирмы, то есть как фирмы самоорганизуются.
Весомый вклад в системный анализ отраслевых рынков сделали представители институционального направления экономической теории, в частности, были проанализированы задачи, направления и перспективы развития теории отраслевых рынков, внедрён анализ пределов роста размеров фирм на основе трансакционных издержек (Р.Коуз); исследова- на фирма на основе контрактной теории, определены последствия про- цессов слияния и поглощений, проанализировано олигополистическое
10
Baumol W.J. Contestable markets: an uprising in the theory of industry structure. –
American Economics Review, 1982. – Vol. 72. – P. 1–15. Русский перевод: Баумоль
У.Дж. Состязательные рынки: мятеж в теории структуры отрасли // Вехи экономи- ческой мысли: Т. 5. Теория отраслевых рынков : Пер. с англ. под общ. ред.
А.Г.Слуцкого. – СПб., 2003. – С. 110–140.
11
Baumol W.J., Panzar J.C., Willing R.D. Contestable markets and the theory of indus- try structure. – Revised Edition. HBJ Publishers, 1988.
12
Див. Stiglitz J.E., Mathewson G.F. (eds.). New Developments in the Analysis of Mar- ket Structure. – London, 1986.