Файл: Мясников, Л. Л. Новые методы измерений в подводной акустике и радиотехнике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
г
\
I
К
I
*
V
Рис. 5.10. Алгоритм действия |
измерительном установки. |
136 |
137 |
§ 5.4. КОНСТРУКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПОДВОДНЫХ ШУМОВ
Анализ звука — это одна из быстро развивающихся областей акустических измерений. Сущность анализа состоит в представлениях сложного сигнала через сигналы, принимаемые за элементарные. Наиболее важным является представление в трехмерном пространст ве, где координатами являются частота (/), амплитуда (А) и время (Г). Трехмерное построение сигнала в этом пространстве есть результат его частотно-амплитудно-временного анализа. Такое представление приводит к акустическим спектрам.
|
Будем рассматривать двухмерные диаграммы, которые полу |
||||||||||
чаются |
на |
плоском сечении пространства сигнала. |
Таковыми явля |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ются |
сечения |
Т — const — |
||
|
А |
|
|
A |
M |
|
частотно-амплитудные спект |
||||
К |
Л к , |
N |
|
ры в данный момент време |
|||||||
|
|
|
ни; |
сечения |
/ = |
const — |
|||||
|
А |
|
f |
A |
|
f |
осциллограммы; |
|
сечения |
||
п |
|
Ik |
M |
|
|
А = const — клиппированные |
|||||
|
|
|
|
|
|
представления сигнала. Соот |
|||||
|
А |
|
f |
A |
|
f |
ветственно этому надо отли |
||||
А |
|
|
liK |
C |
|
|
чать |
частотно-амплитудные |
|||
|
^ |
f f i \ |
|
|
|
спектры, осциллограммы при |
|||||
|
А |
|
f |
A |
|
7 |
заданной частоте и клип |
||||
А |
/Щш ilmx |
|
<т1Т1Ш |
[81]. |
|
представления |
|||||
|
|
|
Л |
|
|
пированные |
|||||
|
|
|
f |
|
|
f |
Понятия «заданное вре |
||||
Рис. 5.11. Акустические спектры и их оги |
мя», |
«заданная |
частота», «за |
||||||||
бающие (буквы слева — обозначение |
сегмен |
данная амплитуда» |
не явля |
||||||||
|
|
|
тов). |
|
|
|
ются конструктивными; сле |
||||
|
|
|
|
|
|
|
дует |
говорить |
о некоторых |
задаваемых интервалах времени, частоты, амплитуды. Эти интервалы можно обозначить AT, Af и ДА. Их можно назвать временами кванто вания, частотами квантования и амплитудами квантования. В пре делах этих интервалов (с соответствующей точностью) можно гово рить о значениях времени, частоты, амплитуды.
Если ограничиться задачей частотно-амплитудного спектраль ного анализа, то акустический спектр можно определить как зависи мость амплитуды колебания от частоты; эта зависимость относится к достаточно малому времени квантования. На рис. 5.11 предста влены частотно-амплитудные спектры (вообще говоря, переменные) различных видов. Особый интерес представляет форма огибающей спектра; она тоже может изменяться во времени, сохраняя в среднем свой вид за время квантования.
Конструктивная теория вносит определенный вклад в понимание сущности анализа звука. Классическое определение анализа как разложения по гармоническим составляющим (с помощью ряда Фурье или интеграла Фурье) является, вообще говоря, недостаточ ным. Гармоническое колебание типа £ = A sin 2яft не может соот ветствовать никакому реальному сигналу; только колебания беско-
138
нечной длительности дали бы такой однолинейный спектр. Неправо мерно и представление сигнала как набора гармонических колебаний. Эти соображения относятся и к случаям временного спектра, и к слу чаям клиппированного представления сигнала.
Принцип потенциальной осуществимости требует использования только таких понятий, которые соответствуют процессам, могущим быть реализованными на практике. Поэтому вместо бесконечно тонких слоев в пространстве сигнала вводятся слои, толщины кото
рых |
суть «кванты» времени, частоты, амплитуды. Только исходя |
из |
них строятся спектры. |
В качестве примера можно привести анализаторы звука— спектро метры, исполненные по схеме, впервые предложенной Фрейштедтом и в дальнейшем значительно усовершенствованной. Эти спектро метры обладают следующей общей схемой. Сигнал попадает на систему параллельно действующих полосопропускных фильтров, перекры вающих рабочий частотный диапазон. После фильтрации составляю щие сигнала детектируются и фиксируются на экране электронно лучевой трубки, причем при употреблении одного луча необходим поочередный съем выходных напряжений с каналов путем быстрой коммутации. Возможно автоматическое выражение выходных кана лов цифрами (анализатор с цифровым отсчетом). Последний вариант очень близок к устройству для ввода данных спектрального анализа в ЭЦВМ. Во всех этих схемах отчетливо видна роль и квантования по времени (чередование, смена кадров, смена наборов цифр), и кван тования по частоте (полосы пропускания фильтров, например третьоктавных фильтров), и квантования по амплитуде (превращение уровней напряжения в дискретные цифры). На рис. 5.12 представлены некоторые акустические спектры подводных шумов судов, получен
ные с |
помощью спектрометра типа Фрейштедта (следует иметь |
в виду, |
что характер огибающей спектра изменяется). Вначале были |
сделаны записи шумов на море, причем подводные шумы судов, со вершающих эволюции (прямые прохождения и циркуляция вокруг корабля-наблюдателя), воспринимались на измерительный гидро фон и записывались на магнитофонную ленту. Результаты спектраль ного анализа таких записей, полученных для судов рыбопромысло вого флота на Каспийском море, представлены на рисунке. О кванто вании по частоте свидетельствует ширина столбиков, соответствую щих диапазону частот, пропускаемых третьоктавным фильтром; масштаб частот логарифмический. Высоты столбиков, соответствую щие звуковым давлениям в децибелах, также подлежат дискретному отсчету. Здесь масштаб также логарифмический, звуковое давление измеряется в децибелах. Наконец, коммутация или период фикса ции спектра определяет время квантования.
Кроме указанных способов спектрального представления акусти ческих сигналов существуют многие другие. В конструктивном анализе за основу могут быть взяты самые различные характеристики, описывающие признаки или некоторые кодирующие символы, кото рые имеют иногда довольно отдаленное отношение к спектральным изображениям. В качестве одного из примеров признаков этого
139
для автоматического распознавания время значительно сокра щается. Предел уменьшения АТ определяется временем, необхо димым для того, чтооы установилась форма огибающей спектра сегмента. Если спектральные реализации отходят от эталонов, устанавливается ближайший сегмент: каждая реализация должна получить обозначение определенного сегмента.
Эта процедура напоминает процедуру записи слов с помощью ограниченного алфавита букв. Хотя при произношении фонем,
морфем, |
слов |
и |
целых |
фраз встре |
|
|
чается множество звуковых разли |
|
|||||
чий, при написании речи письмен |
|
|||||
ными знаками |
применяется все тот |
|
||||
же весьма |
ограниченный алфавит |
|
||||
букв. |
|
|
|
|
|
|
Слово, получаемое при сегмента |
|
|||||
ции, должно содержать не менее |
1 2 3 6 5 6 7 8 9 Ю 7 |
|||||
нескольких |
сотен букв, для того |
|||||
чтобы |
отразить |
сегментный состав |
|
|||
шума |
с |
достаточной |
определен |
Рис. 5.13. Гистограмма сегментов. |
||
ностью. |
Конечно, |
при |
сегментации |
|
отдельные сегменты могут многократно повторяться. Тогда осу ществляется возможность оценивать этот состав по частоте появле ния тех или иных сегментов. Конструктивным спектром акусти ческого сигнала (например, подводного шума судна определенного типа при данном ходовом режиме) называется распределение плот ности вероятности сегментов, или гистограмма сегментов.
В качестве примера можно привести гистограмму, изображенную на рис. 5.13, где сегменты обозначены порядковыми номерами. Для этого сигнала чаще всего появляется сегмент 1, затем сегмент 5, реже — сегмент 6 и т. д. Для простоты эту гистограмму можно обозначать цифрами /—5 (символами сегментов, наиболее вероят ных), причем писать сегменты в порядке уменьшения плотности вероятности. Как показал опыт, этого оказывается достаточно для классификации подводных шумов. Таблицы сегментов подводных шумов приведены в [80].
ГЛАВА 6
ИНФРАЗВУКОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ
§ 6.1. ИНФРАЗВУКОВЫЕ ПРИБОРЫ И ИХ ИСПЫТАНИЕ
Медленно, но неуклонно возрастает роль и значение инфразвуков; можно даже говорить о рождении инфраакустики и инфразвуковых измерений.
В области инфразвука еще не установились многие термины и понятия, в том числе и названия диапазонов частот. Следует счи
141
тать инфразвуковыми колебаниями частоты ниже 16—20 Гц. Обособ ленную область составляют инфразвуки с частотами менее 1 Гц;
ееможно назвать диапазоном «дробных герц».
Динамика инфразвуковых колебаний занимает в акустике такое же
место, как электродинамика сверхдлинных волн в радиотехнике. Сходны и методы измерений. Существует близость в происхождении и роли помех. В морских условиях роль электромагнитных помех низких звуковых частот настолько велика, что они затрудняют прием низкочастотных электромагнитных сигналов, несущих полез ную информацию, исключая специальные радиопередачи на сверх длинных радиоволнах. Роль инфразвукового фона, который всегда присутствует в морских условиях, тоже велика. Он затрудняет прием и измерения инфразвуковых сигналов, несущих полезную информацию. Исключение составляют специальные мощные инфразвуковые передачи в подводной акустике, обеспечивающие передачу сигналов на значительные расстояния.
При обтекании потоком препятствий периодически срываются вихри и происходит образование инфразвука, частота которого может быть найдена по формуле Струхаля:
где k — число Струхаля; v — скорость потока; d — поперечный размер препятствия. Сказанное относится также к водной среде и водным потокам.
Источниками собственных шумов инфразвукового диапазона на судне служат палубные надстройки, мачты, снасти при движении судна или при ветре, вращение гребных винтов, движение корпуса в воде.
Море также является источником инфразвукового шума, осо бенно во время волнения, когда воздушные массы, несущиеся с боль шой скоростью, взаимодействуют с волнами. Отсюда известный «голос моря», открытый В. В. Шулейкиным еще в начале 30-х го дов [119]. Оказалось, что колеблющийся на инфразвуковых часто тах надутый шар-зонд может служить предвестником наступления шторма: он воспринимает инфразвуки, порождаемые штормом, которые, распространяясь со скоростью звука, значительно опе режают бурю.
Искусственные источники инфразвука обычно вихревого типа тоже основаны на прерывании или модуляции воздушных или вод ных потоков.
Теория инфразвукового поля основана на волновом уравнении (5.1), которому подчиняются физические величины: звуковое давле ние, сжатие, колебательная скорость, температура. Но здесь, как и в электродинамике низких частот, волновое уравнение в ряде случаев переходит в уравнение Лапласа
V2p = 0.
142