Файл: Мясников, Л. Л. Новые методы измерений в подводной акустике и радиотехнике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
В четвертом поколении показаны пробелы и различные ветвления
[см. (6.13)].
В случае преломления звука в морской среде происходят харак терные изгибы лучей, кривизна которых зависит от солености океана, от температурных градиентов и имеет сезонный характер. Пр и нали чии звукового канала звуковые лучи могут собираться в определен ном направлении. Океан следует рассматривать как слоистую среду [16]. При наличии волноводного слоя ветвящееся древо, изо бражающее распространение звука, сходится в своей кроне, где ветви сращиваются и вытягиваются веером.
Каждое звено сделанного построения (каждый участок ветвей) следует представить как определенный сегмент. Сегменты чере дуются в пространстве, но уже не цепочкой, как было рассмотрено выше, а образуя ответвления. В написанном выше выражении под каждым буквенным символом: одинарным, двойным, тройным (при том с разными индексами) надо понимать сегменты, которые, конечно, могут повторяться, потому что алфавит сегментов ограничен. Обо значим алфавит сегментов как S lt S 2, S s, . . ., Sk, где k — число различных сегментов в алфавите. Тогда ветвящееся древо может быть заменено словом, составленным из символов сегментов. Напри мер, древо, обозначенное через (6.13), будет представлено как
Si |
S4S 2 |
S 2S 2S^Ss >S |
2S 1S8S 2 |
(6.14) |
Ветвящееся |
древо может служить также выражением |
процесса, |
развивающегося в пространстве и времени. Здесь дано существенно отличное от классического описание акустических процессов. В клас сической теории распространение трактуется как волновой процесс; даже в тех случаях, когда распространяется не волна, а какоенибудь возмущение произвольной формы и среда представляет собой сложную структуру, процесс считается волновым. В конструк тивной теории не обязательно представлять звук через волны, иногда для этого целесообразнее использовать лучи; еще одним средством выражения, охватывающим разнообразные случаи, является представление звука в виде ветвящегося древа. Ветвление и регулярность образования дополнительных ветвей должны быть запрограммированы; в построение древа закладывается программа, включающая в себя предписания, подобные (6.14).
Таким образом, звуковое поле может быть представлено как неко торое единство волнового аспекта и программы. Назовем его мона
дой. Это название не имеет, конечно, даже |
отдаленного сходства |
с монадами Г. В. Лейбница. Однако при всей |
фантастичности мона |
дологии Лейбница можно сослаться на такие его высказывания: «Монада — слово греческое и означает единицу или то, что едино». «. . .Простота монады не препятствует множественности модифи
каций, которые должны совместно существовать. |
. . и состоять |
в разнообразном отношении к внешним вещам». «. |
. .Кроме начала |
изменения должно существовать многоразличие того, что изме няется. . . которое должно объединять многое в едином и простом»
162
рых точках отражения от поверхности даны фронты волн падающей и отраженной. Содержание монады дается той программой, по кото рой действует ЭЦВМ; разумеется, эта программа согласуется с фи зическими законами акустики. Полученный фильм представляет собой цепочку сегментов, подобно тому как съемка изменяющегося акустического спектра дает смену и чередование сегментов. Изме рение монад— это принципиально новая задача акустических изме рений, которая имеет значение как для инфразвукового, так, в осо бенности, и для ультразвукового диапазона, которому посвящена следующая глава.
ГЛАВА 7
УЛЬТРАЗВУКОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ
§7.1. МЕТОДИКА УЛЬТРАЗВУКОВЫХ ИЗМЕРЕНИЙ
ВДИАПАЗОНЕ ЧАСТОТ 15-100 кГц
Ультразвуковую шкалу в соответствии с применением можно раз бить на низкий ультразвук (от 15—20 до 100— 150 кГц); средний ультразвук (от 150 кГц до 1 МГц); высокий ультразвук (от 1 до 100 МГц) и звуковые УКВ (от 100 МГц до 1 ГГц). Выше 1 ГГц лежит область гиперзвука. Для подводной акустики используют главным образом низкие частоты ультразвука; для дефектоскопии, исследо вания материалов и медицинской диагностики — высокие частоты ультразвука. В море высокие частоты ультразвука испытывают уже значительное затухание.
Для ультразвуковых измерений в области низких частот приме няются те же методы, что и для акустических измерений в области слышимых частот; частотные характеристики излучателей и звуко приемников, а также анализаторов должны быть соответственно расширены или сдвинуты к высоким частотам. На рис. 7.1 приводятся величины затухания ультразвука в морской и пресной воде в зави симости от частоты [133]. В воздушной или вообще в газовой среде уже с 20—30 кГц наблюдается значительное затухание ультразвука.
Обратимся к вопросу о новой методике ультразвуковых измере ний в диапазоне низкого ультразвука, принадлежащей акустической (ультразвуковой) голографии.
Акустическая голография тесно связана с визуализацией звука. Первые разработки акустической голографии были сделаны С. Я - Со коловым, открывшим ультразвуковое просвечивание и визуализацию звуковых изображений. Объект (тело, неоднородность) облучается ультразвуковыми волнами; рассеянные волны применяются для по строения изображения.
В первых работах С. Я- Соколова [101 ] изображение получалось через рябь, создаваемую ультразвуком, рассеянным телом и прямо проходящим на поверхности жидкости, в которой находятся источ
1С4
ник ультразвука и облучаемое тело. Эта рябь обусловлена действием радиационного давления ультразвука и дает некоторую стоячую картину. В отраженных лучах возникает оптическое изображение неоднородности. Рельеф ультразвуковой ряби играет в данном случае роль голограммы.
Можно исходить при описании принципов голографии из опти ческой схемы, следуя Габору, впервые предложившему оптическую голографию 1127]. Согласно оптической схеме свет, рассеянный пред метом, дает интерференционную картину, обусловленную дифрак цией, картину, которая может быть сфотографирована как голо грамма. При последующем пропускании через нее опорной монохро матической волны (лазерного луча) восстанавливается оригинальное изображение. Однако визуализация звукового изображения, т. е. превращение звукового образа в зрительный, может быть заме нена другими преобразованиями:
электрическим, магнитным, хими ческим и т. д. Акустическое (не видимое) изображение может быть представлено разнообразными ко дами, в том числе цифровыми.
Основное свойство голографии, благодаря которому она получила свое название, состоит в целост ности, объемности изображения.
Общие |
идеи |
голографии |
приме |
|
нимы |
как в |
задачах акустики, |
|
|
так и в оптике, |
радиофизике и т.д. |
Рис. 7.1. Затухание звука в морской |
||
Они полностью соответствуют духу |
воде (сплошная кривая) и в пресной |
|||
конструктивной механики |
(см. |
воде (штриховая кривая). |
§1 - 1 ).
В§ 6.4 подчеркивалась двойственность описания: с одной стороны,
волновое поле (звука, электромагнитных колебаний), выражаемое классическими волновыми уравнениями с начальными и граничными условиями; с другой стороны — монада, выражаемая системой опе раторов и соответствующими схемами алгоритмов. Произвести изме рения в духе классических представлений —■это значит определить в нужной системе единиц физические величины (звуковое давление, колебательную скорость, интенсивность звука и пр.). Для монады (звуковой, электромагнитной) измерить — это значит установить образ. Здесь измерение не ограничено определением какой-либо одной величины. Мерой монады служит некоторая совокупность, структура. Система единиц заменяется системой эталонных образов.
Могут возникнуть сомнения в том, подходят ли тут термины «из мерение», «измерять», но из всего приведенного в главе 1 законность этих терминов очевидна.
Измерение состояния системы или образа есть нахождение си стемы собственных значений и собственных функций или вероят ностных распределений параметров. Если найденная структура (образ) дополняется еще числовыми значениями величин, из которых
165
лый прямоугольный катафот или светоотражательную фольгу раз
мером 18X4 см.
В задачу направляющих столбиков не входит задержание ав томобилей. Во многих случаях наезд на столбик вызывает повреж дение автомобиля. Поэтому в последнее время их начали делать V- образного сечения из упругих пластических материалов. При наезде
автомобиля столбик изгибается.
В большинстве областей СССР направляющие столбики затруд няют очистку дорог от снега. Возможно применение разъемных столбиков, верхняя часть которых на зиму снимается на уровне земли. По предложению А. П. Васильева на дорогах Башкирии столбики устанавливали на откосах в 30 см от бровки дороги с ук лоном от бровки дороги в сторону.
Расстояние между направляющими столбиками принимают в зависимости от условий их зрительного восприятия и радиусов кри вых. На кривых в плане принимают следующие расстояния:
Радиус кривой, |
|
500 |
400 |
300 |
200 |
100 |
80 |
60 |
30 |
||
м и более. |
■ £s600 |
||||||||||
Расстояния |
между |
|
|
|
|
|
|
|
|
и менее |
|
50 |
40 |
30 |
20' |
15 |
10 |
8 |
6 |
3 |
|||
столбиками, |
м . . |
Приведенные расстояния относятся к внешней стороне кривой. С внутренней стороны столбики ставят через один напротив стол биков с внешней стороны. На прямом участке, примыкающем к кри вой, ставят три столбика с расстояниями, плавно возрастающими
по мере удаления от кривой. |
кривых рекомендуются следующие |
||||||||
На вертикальных выпуклых |
|||||||||
расстояния между столбиками: |
|
|
|
|
|
|
|||
Радиус вертикальной |
8000 |
5000 2000 |
1000 |
600 |
400 |
250 |
100 |
||
кривой, м |
. . . . |
||||||||
Расстояние |
между |
50 |
40 |
25 |
17 |
13 |
11 |
8 |
5 |
столбиками, |
м . . |
В южных районах СССР с малой продолжительностью снегово го покрова могут найти применение вмонтированные в покрытие катафоты. Вставленные в металлические рамки катафоты, отражая в темное время суток свет фар, образуют хорошо заметную светя щуюся пунктирную линию разграничения движения. На дорогах без разделительной полосы катафоты монтируются по оси проез жей части, на автомагистралях у внутренней границы .краевых полос. Как показывает опыт Англии и ФРГ, они видимы ночью при свете фар на расстоянии 100 м, а срок их службы не менее трех лет.
В Англии еще недавно широкое использование находили ката фоты, укрепленные в металлической рамке на резиновой диафраг
166
ме. При наезде колеса автомобиля катафот погружается в один уровень с рамкой, очищаясь при этом от грязи за счет трения сте кол о резину. Эти катафоты называют самоочищающимися. С раз витием техники устройства светоотражающих покрытий со стеклян ными шариками монтируемые в покрытие катафоты начинают вы ходить из употребления. Светящиеся линии разметки более удоб ны и легче восстанавливаются при износе.
Все описанные способы ориентирования водителей предусмат ривали обозначение краев полосы движения.
В литературе неоднократно высказывались предложения (про веренные на опытных участках) устраивать на разных полосах дви жения разноцветные покрытия, назначая цвет в зависимости от функционального назначения полосы движения.
Начало этим исследованиям было положено перед второй миро вой войной в Германии, где на строившихся автомагистралях с проезжей частью из бетона покрытия на съездах пересечений в разных уровнях делали из брусчатки или из мозаики. Это позволи ло четко выделить направление основных полос движения и спо собствовало более быстрому снижению скорости съехавшего с ав томагистрали автомобиля.
Опыты в США показали, что различие в окраске покрытий раз личных элементов пересечений в разных уровнях лучше организо вывало и регулировало движение, чем дорожные знаки. Практиче ской реализации этой идеи препятствует большая стоимость цвет ных покрытий и потеря ими первоначальной окраски в результате загрязнения в процессе эксплуатации.
Внастоящее время можно считать освоенным метод осветления асфальтобетонных покрытий введением, например, белого естествен ного или искусственного щебня, получившего известность датского еинопала, или предложенного в.Тбилиси В. М. Гоглидзе обожжен ного халцедона — термолита.
ВШвейцарии одна из фирм специализировалась на постройте
разноцветных покрытий. На дороге с проезжей частью на три поло сы движения крайние полосы проезжей части делали из обычного асфальтобетона на темном щебне, среднюю — из осветленного ас фальтобетона на синопале или белом щебне с обычным битумом как вяжущим. Краевые полосы делали белыми путем поверхност ной обработки синопалом. Стояночные полосы были красными из асфальтобетона на красном щебне и дробленом песке из того же щебня. Красная стояночная полоса покрытия на эстакаде в Бремене была сделана из красного асфальта на специальном сорте битума с добавлением 4,5% красителя и на красном порфировом щебне. В
СССР достаточно положительный опыт белых стояночных полос, устроенных путем поверхностной обработки из термолита, был по лучен на - подъездном пути к Шереметьевскому аэропорту под
Москвой.
Учитывая высокую эффективность разноцветных покрытий, за служивает большого внимания дальнейшая их экспериментальная проверка на дорогах с высокой интенсивностью движения.
167