Файл: Мейкляр, М. В. Паровые котлы электростанций [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 3
Тепературы пара в каждом потоке, чем обеспечивается контроль за деятельностью машинистов котла.
Однако этим не исчерпываются трудности регулиро вания температуры пара в современном котле большой производительности. Снижение нагрузки такого котла сопровождается упомянутым повышением температуры пара на выходе из радиационных панелей пароперегре вателя и из ширм. Эта температура может превысить предельное допустимое значение даже тогда, когда ко нечная температура пара остается нормальной.
О
Рис. 11-5. Упрощенная схема изменения температуры пара в первич
ном пароперегревателе котла |
сверхкритического давления ТПП-312. |
||||||||||||
а — схема движения воды |
и пара |
в |
котле; б — изменение |
температуры |
пер |
||||||||
вичного |
пара |
в отдельных |
поверхностях нагрева; А — за |
НРЧ; |
Б — за |
СРЧ; |
|||||||
В — за |
ВРЧ; |
Г — за первым впрыскивающим пароохладителем; |
Д — за |
пото |
|||||||||
лочной |
панелью; |
Е — за |
паропаровым |
теплообменником; Ж —за |
панелью по |
||||||||
воротной камеры; |
И — за |
ширмами |
первого ряда; К — за |
ширмами второго |
|||||||||
ряда; Л — за |
вторым впрыскивающим |
пароохладителем; М — на |
выходе |
пер |
|||||||||
вичного |
пара |
из |
котла; |
/ — питательная линия; 2 — подача питательной |
воды |
||||||||
для впрыска |
в пар; 3 — экономайзер; |
4 и 4' — первый |
и второй |
по ходу |
пара |
||||||||
пароохладители; 5 — растопочный |
пароохладитель на |
выходе пара из котла; |
|||||||||||
6 — конвективная |
часть |
первичного |
пароперегревателя; |
7 — промежуточный |
|||||||||
пароперегреватель; 8 — паропаровой |
теплообменник; |
9 — набор |
дроссельных |
||||||||||
шайб; W — обратный клапан; |
// — регулирующий питательный клапан (РПК): |
||||||||||||
/2 —диафрагма для измерения |
расхода |
воды; /3 — встроенная задвижка |
(ВЗ); |
||||||||||
/ и // — соответственно |
температура |
|
первичного пара при полной нагрузке |
||||||||||
котла и при нагрузке порядка 70% от |
полной; I I I — максимальная допускае |
||||||||||||
мая температура |
пара. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
188
Такое изменение поглощения тепла отдельными ча стями пароперегревателя происходит не только у котлов с естественной циркуляцией воды, но и -у прямоточных, в том числе и у котлов сверхкритического давления. Оно невелико при сжигании мазута и природного газа и бо лее значительно при сжигании большинства твердых топлив. Еще больше возрастает температура за радиа ционными поверхностями нагрева при совместном сжи гании твердого топлива с жидким или газообразным.
На рис. 11-5,6 показано, что наибольшая допустимая температура пара (кривая III), зависящая как от мар ки стали, так от толщины стенок труб, была выбрана при расчете пароперегревателя более высокой, нежели
температура |
пара при полной нагрузке котла |
(кри |
|
вая /). |
Но при пониженной нагрузке (кривая II) |
темпе |
|
ратура |
пара |
превышала наибольшее допустимое |
значе |
ние перед первыми по ходу пара пароохладителями (в зоне ß ), а в дальнейшем, при недостаточном охлаж дении пара в пароохладителях, снова чрезмерно повы шалась в зонах Д и К. На выходе из котла температура пара была равна требуемому значению 545 °С как при полной, так и при пониженной нагрузках. ,
Машинистам пылеугольных котлов со значительной радиационной частью пароперегревателя необходимо следить за тем, чтобы при снижении нагрузки котла промежуточная температура пара не превышала допу стимого значения.
Факторы, влияющие на температуру пара в барабан ном котле.
1. И з м е н е н и е т е м п е р а т у р ы п и т а т е л ь н о й воды. С понижением температуры питательной воды на 10 °С перегрев пара возрастает примерно на 5°С.
Пусть, например, котел рассчитан на питание водой с температурой 230 °С. Если в него подавать воду с тем пературой 150 °С, то в котле эта вода должна дополни тельно подогреваться со 150 до 230 °С, для чего требует ся дополнительный расход топлива. При этом паропере греватель обогревается увеличеннным количеством ды
мовых газов и перегрев пара соответственно |
возра |
стает. |
При |
2. И з м е н е н и е в л а ж н о с т и т о п л и в а . |
снижении влажности твердого топлива температура пе регретого пара снижается, а с повышением влажности— возрастает.
189
Это объясняется прежде всего Тем, что нагретые во дяные пары активно излучают тепло на трубы паропере гревателя и, в частности, на трубы его конвективной ча сти. Во-первых, при возрастании влажности топлива уве личивается количество дымовых газов, омывающих ширмы
иконвективную часть пароперегревателя, что приводит
кувеличению количества отдаваемого газами тепла.
3.Температура перегретого пара зависит не только от влажности, но и от других свойств топлива, в частно сти от прозрачности факела в топке. При сжигании га зообразного топлива температура пара зависит от содержания в нем балластных негорючих составляющих.
Особенности регулирования температуры пара в пря
моточном котле. Чтобы повысить температуру выходя щего из прямоточного котла первичного пара, нужно, не изменяя подачи топлива в топку, несколько сократить подачу в котел питательной воды. Такое регулирование производится автоматическими регуляторами.
Нарушение топочного режима — затягивание горения в верхнюю часть топки, пульсация факела и пр. — может привести не только к неодинаковому по ширине газохо да возрастанию температуры газов и дополнительному нагреву отдельных ширм. Появляется и другая опас
ность. В отдельных трубах может возникнуть движение |
||
пара в обратном направлении. |
Например, |
пар должен |
нагреваться в ширмах от 490 |
до 545 °С. Но |
если в на |
ружной трубе одной из ширм |
пар начинает двигаться |
|
в обратную сторону, то он дополнительно |
нагревается |
в этой трубе от 545 до 600 °С и более, что может приве сти к аварийному повреждению трубы.
Такие последствия нарушения топочного режима воз никают преимущественно у котлов сверхкритического давления.
На котлах сверхкритического давления ТПП-110 были осуществ лены различные конструктивные переделки, увеличившие надежность работы ширм, ß частности, число труб в каждой ширме было умень шено с 38 до 28 для того, чтобы повысить скорость пара и сделать более устойчивым его движение. Но отклонения от нормального то почного режима приводили к опасному повышению температуры пара и в реконструированных ширмах.
Гак, при растопке котла после 40-минутной остановки была одно временно включена подача природного газа шестью горелками. Вскоре было зафиксировано движение пара в обратную сторону в наружных трубах нескольких ширм. В отдельных трубах темпера тура металла возросла до 620—650 °С.
Не все подобные нарушения режима были зафиксированы. Но в дальнейшем произошло несколько разрывов труб ширм. При ана
190
ч
лизе в лаборатории во всех поврежденных трубах было обнаружено изменение строения металла, свидетельствовавшее о том, что его температура намного превышала 650 °С. При таких чрезмерных по вышениях температуры первыми разрывались наиболее слабые трубы, имевшие небольшие металлургические дефекты.
Повреждения ширм прекратились после того, как операторы стали избегать резких изменений теплового режима, в частности стали включать горелки поочередно и повышать их производительность постепенно.
При эксплуатации котлов сверхкритического давле ния применяется промежуточное выравнивание режима после каждого изменения нагрузки на 4—6% от номи нальной, т. е. для котла производительностью 1000 т/ч после каждого изменения нагрузки на 40—60 т/ч.
11-3. Устройства для регулирования температуры пара
Впрыскивающие пароохладители. Современные кот лы с естественной циркуляцией воды обычно рассчиты вают таким образом, чтобы при работе с полной нагруз кой первичный пар был нагрет на 10—20 °С выше необ ходимой температуры. Снижение его температуры до требуемого значения производится обычно в впрыски вающих пароохладителях, которые, как правило, уста навливают в промежуточных коллекторах пароперегре вателя (рис. 11-4).
Во всех конструкциях впрыскиваемая вода разбрыз
гивается |
внутри р у б а шк и , защищающей |
корпус |
от |
резкого |
и неравномерного охлаждения (рис. |
11-6). |
Без |
такой рубашки происходило бы растрескивание корпуса под действием многократных изменений температуры, при падении на металл и испарении капель воды. Ру башка в отличие от корпуса не подвержена напряжению от внутреннего давления, и ее растрескивание происхо дит очень медленно. К тому же рубашка может длитель но работать и с трещинами.
Впрыск воды производится либо через форсунку упрощенной конструкции, либо через большое число от верстий малого диаметра, расположенных в узком сече нии сопла.
Труба, по которой 'подается вода, нагревается до меньшей температуры, чем защитный патрубок. Чтобы их неодинаковое тепловое удлинение не привело к появ лению больших напряжений в металле, предусматри вается возможность свободного перемещения нижнего
191