Файл: Мейкляр, М. В. Паровые котлы электростанций [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 3
сунок, а стекает из -них в нижнюю часть топки, чем соз дается опасность его -воспламенения на экранных трубах.
Это же защитное |
устройство -отключает подачу мазута |
в редких случаях |
разрыва мазутной линии. |
Котлы производительностью по 230 т/ч на 100 кгс/см2 были рассчитаны на сжигание каменного угля. Несколько лет котельный цех работал на мазуте, но защитные устройства не были переобо рудованы и, в частности, отсутствовала автоматическая защита, от
ключающая подачу жидкого |
топлива при снижении его |
давления |
в мазутопроводах. |
котлов сломалась шпилька |
сальника |
Однажды на одном из |
у вентиля перед мазутной форсункой. После этого давлением мазу та -была перемещена крышка сальника и выброшена наружу его набивка. Горячий мазут стал фонтанировать вверх и разбрызгивать ся по обшивке боковой стены топочной камеры.
Машинист котла заметил это не сразу. Когда он подбежал, что бы закрыть задвижку на линии подачи мазута к котлу, произошла кратковременная пульсация пламени в топке с выбиванием наружу небольшого количества топочных газов. Фонтанировавший мазут вспыхнул, а за ним загорелся мазут, разлитый по обшивке и одной из колонн каркаса. Закрывать окруженную пламенем задвижку ста ло невозможно.
Рис. 18-10, Схема действия автоматической защиты при аварийной остановке прямоточного котла, работающего на мазуте.
А — закрытие задвижек на мазутопроводе |
к котлу; |
Б — закрытие задвижки |
||
на подаче мазута к каждой горелке; В — закрытие |
главных |
парозапорных |
||
задвижек и их байпасов; |
Г — остановка питательного |
насоса; |
Д — остановка |
|
дымососов рециркуляции |
дымовых газов; |
1 — дутьевой вентилятор; 2 — ды |
||
мосос; 3 — регенеративный |
воздухоподогреватель; 4 — промежуточный паро |
перегреватель; 5 —горелка,
3 0 2
Машинист немедленно закрыл задвижку на общей линии подачй мазута к четырем котлам электростанции, что привело к их оста новке на время пожара, пока не отключили поврежденный участок мазутной линии. Котел, на котором возник пожар, надолго вышел из строя вследствие разрушения обшивки и обмуровки и искрив ления колонны каркаса. Таковы были последствия беспечности руко водителей электростанции, не оборудовавших котельный цех комп лектом защитных устройств.
Котел любого типа должен останавливаться защитой яри отключении тяго-дутьевых машин, остановки всех роторов регенеративного воздухоподогревателя и других опасных неполадках механизмов, сопряженных с котлом. Кроме этого, котел должен быть аварийно остановлен при отдельных авариях вне котельного цеха — при за крытии стопорных клапанов турбины, при чрезмерном осевом сдвиге ее ротора, отключении турбогенератора и т. п.
При работе энергоблока с пониженной нагрузкой це лесообразно поддерживать пониженное давление в котле. Например, котел, рассчитанный на 140 кгс/см2, работает при 120—130 кгс/см2. Но в период работы с понижен ным давлением импульсное предохранительное устрой ство остается отрегулированным по полному давлению. В таких условиях при аварийной остановке турбины первый предохранительный клапан открывается не сра зу, а только тогда, когда давление в котле повысится, например, со 125 до 147 кгс/см2. Но при отключении тур бины немедленно прекращается движение пара в паро перегревателе и его трубы могут нагреться до опасной температуры раньше, чем откроется первый из предохра нительных клапанов. Эта опасность предотвращается защитными устройствами, которые сразу после отключе ния турбины открывают задвижки продувочной линии перегретого пара.
Если защитные устройства на котле отсутствуют, то в аварийной обстановке возможны необоснованные ре шения оператора. При работе котла в запрещенных условиях аварийные повреждения могут стать еще более тяжелыми (например, при работе с поврежденным зме евиком экономайзера струя воды вскоре перерезает со седние трубы). Возможна и чрезмерная перестраховка оператора и остановка им котла вместо снижения его
нагрузки.
Экономический эффект оснащения котла автомати ческой защитой заключается в сокращении объема
3 03
ірёмонгных работ, овя'зашШх й аварийными остановками, и уменьшении длительности простоя котлов. Эффектив
ность защиты снижается при |
ее л о ж н о м |
с р а б а т ы |
в а н и и и напрасном выходе |
оборудования |
из строя. |
Весьма опасно и н е с р а б а т ы в а н и е защиты, посколь ку вахтенные работники при наличии защитных устройств не ведут непрерывного подробного контроля за состоянием котлов.
По смыслу своего назначения защитные устройства должны обладать высокой надежностью. Все элементы защиты должны уверенно срабатывать в нужный момент, до наступления которого они могут длительное время бездействовать.
В качестве датчиков защит применяют приборы, уста новленные независимо от автоматических регуляторов и снабженные контактами, замыкающимися или размы кающимися при достижении заданного предельного зна чения контролируемой величины. Для повышения вероят ности правильного срабатывания защиты применяют два самостоятельных датчика, контакты которых включены параллельно или последовательно.
Параллельное включение контактов датчиков («один из двух») применяют в тех случаях, когда ложное сра батывание защиты не вызывает больших нарушений в работе оборудования, а отказ от включения приводит к значительным последствиям. В тех случаях, когда ложное срабатывание ведет к нежелательным последст виям, контакты датчиков включаются последовательно («два из двух»).
Большинство защит действует по принципу «два из двух». Так работают защиты, останавливающие котел при снижении давления воды в питательной линии, при разрыве труб экономайзера, при понижении или повышении давления пара перед встроенной задвиж кой и др. По схеме «один из двух» действует защита от повышения давления в котле, поскольку ее несрабатывание и чрезмерное по вышение давления гораздо опаснее, чем ложное срабатывание и напрасное открытие предохранительных клапанов. Кроме того, ве роятность ложного срабатывания защиты очень мала, поскольку в ней используются простые по конструкции и весьма надежные электроконтактные манометры ЭКМ.
При чрезмерном повышении температуры первичного пара или пара промежуточного перегрева сигнал на срабатывание защиты должен поступать одновременно от двух термопар, т. е. по прин ципу «два из двух». Защита срабатывает не сразу, поскольку опера тору иногда удается снизить температуру пара без значительного уменьшения нагрузки котла. Срабатывание защиты происходит, если температура пара после трехминутной выдержки остается повышен
304
ной хотя бы в одном из паропроводов. Для этого собраны схемы «один из двух» (рис. 18-11),
Приборы автоматической защиты. В большинстве зазащитных (а также сигнализирующих) устройств давле ние воды и пара измеряется электроконтактными мано метрами ЭКМ, в которых срабатывание происходит, когда стрелка соприкасается с одним из неподвижных контактов (рис. 18-9).
В дифференциальном манометре ДМ (рис. 18-9) име ются две соединенные между собой мембранные короб-
Рис. 18-11. Схема автоматической защиты, действующей при повы шении температуры первичного пара или пара промежуточного пере грева прямоточного котла.
1 — котел; |
2 и 3 — соответственно главные паропроводы от котла к |
турбине |
|
для первичного пара и пара промежуточного перегрева; |
4 — паровая |
турбина; |
|
5 — линия |
подачи топлива в горелки; 6 — термопары, |
включенные |
по схеме |
«два из двух»; 7 — схема «один из двух»; 8 — приборы защиты; 9 — сигнал на остановку котла или перевод его на растопочную нагрузку в случае опасного повышения температуры пара.
ки, из которых нижняя ^помещена в (пространство с более высоким давлением, чем верхняя. Находящаяся внутри коробок дистиллированная вода при изменениях разно сти давлений перетекает из одной коробки в другую. Перемещения верхней стенки верхней коробки переда ются плунжеру, при чрезмерном перемещении которого возникает аварийный электрический сигнал в индукци онной катушке.
305
Действие автоматической защиты. При отдельных не поладках автоматическая защита должна действовать не сразу, а но истечении небольшого, заранее назначен ного времени, в течение которого котел должен продол жать работу в явно аварийном режиме. Так, в прямо точном котле после остановки питательного насоса немедленно начинает возрастать температура труб НРЧ и небольшое промедление может привести к их разрыву. Но испытания ОРГРЭС показали допустимость переры ва в питании до 20—30 с, в то время как автоматиче ский пуск в работу резервного питательного насоса про изводится в течение 16—17 с. Автоматическую защиту прямоточных котлов регулируют таким образом, чтобы она останавливала котел только в случае, если через 20 с после прекращения подачи питательной воды эта пода ча не возобновляется (защита Г на рис. 18-9).
Погасание факела в топке, а также остановка дутье вых (вентиляторов или всех роторов регенеративного воз духоподогревателя могут быть вызваны кратковремен ным прекращением подачи электроэнергии. Здесь также целесообразна небольшая задержка в срабатывании автоматической защиты.
Защитные устройства осуществляют большое число различных операций по остановке механизмов, открытию и закрытию арматуры котла и пр. Соответствующие электродвигатели получают сигналы либо одновременно, либо в необходимой последовательности.
Защита отключает подачу в топку топлива путем выключения электродвигателей пылепитателей у пыле угольных котлов и закрытия топливных задвижек у га зомазутных котельных агрегатов. Закрываются водяные и паровые задвижки. У пылеугольных котлов защитные устройства отключают дутьевые вентиляторы (рис. 18-8). Их автоматическое отключение у газомазутных котлов нежелательно, поскольку возможно неполное закрытие топливных задвижек и дальнейшее горение в топке не большого количества мазута или природного газа. Дутье вые вентиляторы газомазутных котлов останавливает оператор после проверки отсутствия горения в топке. Автоматически они отключаются только при остановке всех роторов регенеративного воздухоподогревателя. Обслуживание защитных устройств усложняется, если котел работает попеременно на твердом и жидком топ ливах.
306
Эти котлы останавливаются защитой при отсутствии в течение 9 с освещения датчика пламенем, т. е. если фа кел в топке погас и его горение не возобновилось (защи та А на рис. 18-8). Отсутствие этой защиты может при вести к заполнению топливом неработающей топки и за тем взрыву этого топлива.
При сжигании газообразного топлива установка та кой защиты затруднительна, поскольку газ может гореть без светящегося пламени и не воздействовать на датчик защитного устройства. Но обрыв газового факела мало вероятен, и при сжигании горючего газа считается доста точным наличие защиты, останавливающей котельный агрегат при снижении давления в газовой магистрали.
Как указывалось в § 11-5, питание пылеугольного прямоточного котла, имеющего в топке зажигательный пояс, должно быть отключено лишь через 1—2 мин пос ле прекращения горения в топке, благодаря чему распо ложенные за поясом экранные трубы предохраняются от чрезмерного нагревания.
В отдельных схемах защиты предусматривается раз дельное автоматическое отключение подачи воды к каж дому из впрыскивающих пароохладителей. Такая слож ная схема не нужна, если защитные устройства отклю чают питательный насос Г (рис. 18-10).
При нормальной эксплуатации энергоблока сверхкритического давления питание котла обычно обеспечивается турбонасосом, и при его аварийной остановке автоматически включается электронасос. Но аварийная остановка питательного насоса котла ТПП-210А про изошла в период повышения нагрузки после растопки первого корпу са, когда работал питательный электронасос. Повторное включение насоса продолжалось более 2 мин. За это время сработала автома тическая защита, отключившая подачу топлива, а затем закрыв шая питательные задвижки и клапаны.
При восстановлении давления в питательном тракте оператор, действуя со щита управления энергоблоком, открыл задвижку на питательной линии. Затем с помощью газовых электрозапальников он включил четыре мазутные форсунки. Но через 3 мин он заметил, что вода в котел не поступала. Одна из труб фронтового экрана НРЧ над зажигательным поясом разорвалась раньше, чем оператор успел погасить огонь в топке.
Оказалось, что, открывая задвижку со щита управления энерго блоком, оператор убедился в ее открытии по зажиганию красной лампочки на тепловом щите, но два регулирующих клапана РПК (рис. 18-4) были закрыты, о чем можно было судить по указателям их положения УП, а показания этих приборов, не сопровождав шихся световым сигналом, оператор не стал проверять.
Авария произошла из-за того, что оператор недостаточно изучил действие защитных устройств, которые при срабатывании закрывают как задвижку, так и регулирующие питательные клапаны.
307
По зажиганию красной лампочки оператор может сразу опреде лить, какое из защитных устройств сработало. Иногда предупре ждающие сигналы возникают еще до срабатывания защиты (напри мер, при чрезмерном изменении уровня воды в барабане котла). Но в отдельных случаях найти причину остановки котла удается не сразу.
Для правильных действий вахтенных работников в различных
аварийных |
условиях весьма полезны заблаговременные |
тренировки |
с разбором |
возможных причин отдельных неполадок |
(аварийные |
игры).
Каждый из 2 корпусов пылеуголыюго котла сверхкритического давления ТПП-210А оборудован одним дутьевым вентилятором и одним дымососом. Однажды один из корпусов такого котла был аварийно остановлен защитой, действующей при выходе из строя дутьевого вентилятора. При осмотре вентилятора и его электродви гателя не было обнаружено каких-либо повреждений. При повторном включении в режиме холостого хода вентилятор работал, как каза лось, нормально. Котел был растоплен, но вскоре та же защита снова остановила его. Лишь тогда дутьевой вентилятор осмотрели более подробно и обнаружили разрыв троса дистанционного управ ления его направляющйім аппаратом. Воздушный поток закрыл полу открытые створки этого аппарата, из-за чего прекратилось поступле ние воздуха в вентилятор и в топку котла.
Полуторачасовая задержка в пуске корпуса котельного агрегата произошла из-за невнимательности и недостаточной тренировки пер сонала, не сумевшего сразу обнаружить причину срабатывания защиты.
Список
лит ерат уры
1.Правила технической эксплуатации электростанций и сетей,
Изд. 12-е. М., «Энергия», 1968.
2.Госгортехнадзор СССР. Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов. М., «Недра», 1968.
3.Гос. комитет по машиностроению при Госплане СССР. Ма рочник сталей для машиностроения, НИИМАШ, 1965.
4.Флаксерман Ю. Н. Диаграммы расчета горения топлив
СССР. М., Госэнергоиздат, 1961.
5.Пособие для изучения «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей». Подготовка твердого топлива, ко
тельные установки, |
золоулавливание и золоудаление. Под ред. |
К. Ф. Роддатиса. М., |
«Энергия», 1964. |
6.Стырикович М. А., Катковская К. Я. и Серов Е. П. Пароге нераторы электростанций. Изд. 2-е. М., «Энергия», 1966.
7.Ковалев А. П. и др. Парогенераторы. М., «Энергия», 1966-,.
8.Рабинович О. М. Котельные агрегаты. М., Машгиз, 1963.
9.Сборник правил и руководящих материалов по котлонадзору..
М., «Недра», 1970.
10.Резников М. И. Парогенераторные установки электростан ций. М., «Энергия», 1968.
11.Мейкляр М. В. Котельные агрегаты ТКЗ сверхкритического* давления. М., «Энергия», 1970.
12.Кроль Л. Б. Основные особенности котельных агрегатов вы сокого и сверхкритического давления. М., Госэнергоиздат, 1962.
13.Кроль Л. Б., Кемельман Г. Н. Промежуточный перегрев па ра и его регулирование. М., «Энергия», 1970.
14.Кнорре Г. Ф. Что такое горение. (Библиотека теплотехника), М., Госэнергоиздат, 1959.