Файл: Анализ социокультурного портрета дореволюционного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Педагог 21 века, по сути, мало чем отличается от педагога 19 и 20 века. «Сеет разумное, доброе, вечное...». Отдаёт себя детям без остатка. Однако изменилось отношение общества к учителю.

Во-первых, потому что время требует качественно новой подготовки учащихся к вхождению в самостоятельную жизнь. Время новых технологий диктует: меняй подходы к обучению и воспитанию детей, схватывай на лету новые веяния, успевай больше, расти в профессиональном плане, иначе не успеешь за его величеством Временем и останешься не востребованным обществом.

Во-вторых, эпоха требует изменения сути педагогического процесса. Современный учитель не должен иметь косного мышления. Его ум и сердце должны быть радостно распахнуты навстречу завтрашнему дню со всеми его нововведениями. Такой педагог берётся за новое в деле обучения, следит за развитием педагогики и смежных с нею наук, активно использует на практике новые формы работы и быстро избавляется от непродуктивных методов. Этого требуют и время, и общество.

Но следует признать: бешеный темп жизни быстро «изнашивает» даже самого талантливого и крепкого человека. И поэтому хотелось бы, чтобы администрации школ прислушались к совету великого В. Сухомлинского, призывавшего избавить учителя от лишней бумажной работы, отчётности, дать ему возможность творить просто в соответствии с тематическим планированием по предмету. Сухомлинский считал, что в этом случае педагог будет свободнее, счастливее, а значит, отдаст больше сил работе и общению со своими родными и воспитанниками.

Социальный статус педагога раньше во многом определялся общественным мнением, которое наделяло представителей этой профессии достойными подражания определёнными моральными и этическими качествами. Профессия считалась уважаемой и престижной. Что сегодня происходит со статусом педагога? По мнению многих экспертов он сильно упал. Об этом можно судить по двум основным параметрам, характеризующим социальный статус педагогических работников: уровню компетентности и экономическому положению.

Так, по данным опроса, приводившегося Фондом общественного мнения в августе 2004 года, россияне уже тогда считали, что количество хороших педагогов в образовательных учреждениях сократилось. Опрос этого же Фонда за июль 2015 года (http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/12243) о качестве образования показал, что только треть респондентов признала его хорошим и столько же считает, что оно улучшается. То есть многие не довольны качеством образовательного процесса, а значит, низко оценивают труд задействованных в нем педагогов.


В начале 2000-х годов статус педагога в сознании россиян существенно снизился, поскольку это было связано, прежде всего, с низкой, неадекватной оплатой педагогического труда.

Подавляющее число россиян по-прежнему считают, что педагог должен не только преподавать свой предмет, но и воспитывать подопечных, оказывая влияние на их взгляды. Мнения о престиже профессии на сегодняшний день не однозначны, более того, сами педагоги по-прежнему не ощущают роста своего социального статуса.

Образование лежит в основе экономического процветания государства, и его качество напрямую связано с социальным статусом педагогического работника. В законотворческих кругах это тоже осознают. Не случайно, целый ряд поправок, внесенных в закон «Об образовании», направлен на «повышение престижа педагогического труда» (пункт 2, статья 47, № 273-ФЗ).

Это должно обеспечить педагогам не только социальные гарантии, но и возможность регулярно повышать уровень своей компетенции - одного из важных факторов, влияющих на социальный статус работников образовательной сферы. Так, согласно новому закону педагогические работники получают «право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года» (пункт 5 (подпункт 2), статья 47, № 273-ФЗ).

Несомненно, социальный статус современного учителя значительно снижен по сравнению с предыдущими периодами времени. И виноват в этом не сам учитель, а миропорядок и общество, в котором сменились многие приоритеты. Учитель и врач в нашей стране пока лишь исполнители своей миссии, а призваны быть двигателями прогресса.

Конечно, государство в последнее время демонстрирует заботу о педагогах (школьных, вузовских и пр.), но истинная оценка их работы ещё не произведена – ни в моральном, ни в материальном плане.

2.3. Внеучебная деятельность


Профессиональные биографии учителей убедительно демонстрируют, что важным фактором оптимального вхождения и сохранения в педагогической профессии выступают опыт общественной работы, дополнительное образование (спортивные, культурно-массовые навыки), лидерские качества.

Внепрофессиональные интересы учителей один из мощных факторов удержания в любой профессии, прежде всего, в столь сложной, как учительская.



Хобби дореволюционного учителя:

Во-первых, большая группа увлечений явно связана с необходимостью для учителя систематического отвлечения от педагогической деятельности. К ней можно отнести театр, книги, танцы, музыку, выезды на природу, прогулки по городу, семью, друзей.

Вторая группа учительских увлечений, наоборот, тесно связана с преподаваемым учителем предметом. Сюда можно отнести:

  • обучение в аспирантуре (занятие наукой);

  • работу по совместительству, но по близкой к профилю педагогической специальности;

  • учительское увлечение, которое дает дополнительный интересный материал к урокам.

Всё это показывает социальную успешность педагога и его разносторонний социальный опыт, знание жизни не только со школьной стороны. Чем богаче профессиональный опыт учителя, тем больше пользы он может принести и в преподавании своего предмета, и как воспитатель.

Наконец, третья группа учительских хобби касалась занятий спортом.

О личных интересах и хобби современного учителя тяжело сделать выводы. Безусловно современные учителя также увлекаются театром, кино, музыкой и т.д. Но времени у них стало значительно меньше. Связано это прежде всего с бумажной волокитой и перманентной «прокачкой» навыков особенно технически.

В недавно вышедшей книге Дэвида Эпштейна «Range of Science» он доказывает, что большинство прорывов в науке, искусстве, технике, медицине, музыке и спорте происходят от тех, кто имеет широкий спектр интересов и способностей. Например, Нобелевские лауреаты в области науки в 22 раза чаще, чем их сверстники, имеют хобби вне своей области.

Способность опираться на знания, полученные в результате занятий несколькими видами деятельности, – независимо от того, что это такое, – дает вам широкие интегративные навыки, которые могут дать вам явное преимущество перед теми, кто специализируется.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Наш современный мир формируется в результате социальных и экономических преобразований: стремительной урбанизации, ускоряющихся технологических изменений, старения общества и расширения возможностей подключения, а также усиления конфликтов, нетерпимости и неравенства. Эти преобразования оставляют учащимся множество проблем, когда речь заходит о цели образования и о том, как оно воспринимается.


В данной работе рассматривались особенности профессионального портрета, индивидуальность и методический опыт дореволюционного и современного учителей.

Профессионал, прежде всего, осознает смысл своей деятельности, понимает роль субъекта истории в развитии личности. Личность ученика, реализующего ценности исторического опыта для познания настоящего и прогнозирования будущего.

Восприятие ситуации в современном образовании молодыми учителями является достаточно важным моментом. Прежде всего потому, что именно молодым учителям предстоит работать в школе в ближайшие годы. От того, с каким настроем они придут в сферу образования, будут ли поглощены педагогической рутиной или сохранят творческое отношение к учительской профессии, зависит и их собственное профессиональное будущее и возможности развития школьного образования. Именно на поколение молодых педагогов сознательно или бессознательно рассчитывают реформаторы образования. Примет ли молодой педагог происходящие и будущие школьные изменения, осознает ли их необходимость и станет ли их поддерживать, во многом зависит успех школьной реформы. Хотелось бы, чтобы у молодого учителя имелась собственная продуманная позиция в отношении происходящих в образовании изменений.

Эффективный преподаватель будет возбуждать, вдохновлять и мотивировать студентов быть активными в своем обучении, исследовать новые области знаний и устанавливать связи с будущим обучением. Когда учитель успешен, его ученики мотивированы, взаимоуважительны и готовы развивать свои знания и решать реальные проблемы. Чтобы быть ценностным учителем, нужно обладать многими навыками и качествами, чтобы обеспечить разнообразие учащихся и их индивидуальное развитие; это включает в себя многие личные черты, которые замечаются учащимися. В современном обществе учителя сталкиваются с постоянными вызовами и должны быть оснащены целым рядом вариантов обучения и стратегий, чтобы они могли принимать наилучшие возможные решения в сложившейся ситуации.

Учителям следует создать такую классную среду, в которой учащиеся могли бы совершать ошибки, не подвергаясь насмешкам; и где учащимся предлагается попробовать. Студентов следует хвалить за то, что они всегда делают попытку. Учитель должен планировать деятельность по поощрению и развитию естественной «встроенной» мотивации, которой обладают учащиеся, стимулировать интерес к теме и готовность участвовать в ней из-за их собственного личного интереса, любопытства или удовольствия. Важно свести к минимуму тревожность учащихся по поводу успеваемости, разбив этапы обучения на управляемые части. Выбирая темп, который подходит студентам, они будут более легко понимать и достигать того, что от них требуется. Учебные планы должны быть универсальными и адаптируемыми, чтобы в случае необходимости можно было вносить изменения. Рутина
это один из важнейших аспектов классной работы. Это создает непрерывность и позволяет эффективно завершить деятельность.

Молодые педагоги чаще всего критикуют школьное бумаготворчество, ЕГЭ, аттестацию учителей, отрыв школы от жизни, ослабление культуротворческой роли школы, погоню школы за «педагогической модой» при забвении «вечных» педагогических задач. Две такие задачи педагога достаточно четко видны: сохранение детского здоровья, на страже которого должен стоять учитель, и сохранение им высокой культурной планки, которую он должен задавать ученикам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. N273 – ФЗ // СПС «Консультант плюс».

  2. Специализированный электронный ресурс http://www.ug.ru

  3. Специализированный электронный ресурс http://www.fom.ru

  4. Специализированное издание – Universum: Вестник Герценовского университета №4 (53) «Социально-педагогические технологии подготовки педагога начальной школы в системе «Колледж – вуз».

  5. Специализированное издание – Инновационные проекты и программы в образовании 2014/4 «Стратегия возможного развития педагогического образования в России».

  6. Специализированное издание – Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена «Понимание миссии учителя в педагогической антропологии России XIX – начала XX веков».

  7. Специализированное издание – Проблемы педагогики 2020г. «О качествах современного учителя».

  8. Специализированное издание – Проблемы педагогики 2020г. «Профессия «учитель» и её роль в обществе».

  9. Специализированное издание – Наука, образование и культура 2019г. «Психологические особенности личности учителя».

  10. Специализированное издание – Преподаватель XXI век 2017/3. «Эволюция понятия учитель».