Файл: Анализ социокультурного портрета дореволюционного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Москвы «Школа № 2107»

Научно-исследовательская работа

на тему:

Анализ социокультурного портрета дореволюционного

педагога и учителя современной школы

Выполнили ученики 10 «М» класса

Сапунов Федор Михайлович

Лукин Властислав Викторович

Научный консультант:

Шабунин Вадим Владимирович

Москва

2020

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «УЧИТЕЛЬ» 6

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЕЙ 8

2.1. Профессиональные характеристики 8

2.2. Социальный статус и материальное положение 11

2.3. Внеучебная деятельность 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19


ВВЕДЕНИЕ


В сущности, образование – это искусство учиться не только по книгам, но и по всему движению жизни. Истинное и хорошее образование помогает ученикам открыть для себя истинные ценности, которые приходят как непредвзятое исследование и самосознание.

В глобальном масштабе существует огромная озабоченность по поводу качества и актуальности образования. Прогресс страны зависит от качества образования, которое в дальнейшем зависит от качества работы учителей и системы педагогического образования. Преподавание считается одной из самых благородных профессий, и учитель имеет первостепенное значение в области образования.

Современная социально-экономическая ситуация в России диктует требование развития всех сфер жизни общества за счет инноваций. Опережающий характер образования предопределяет успешность в достижении целей опережающего развития страны. Инновационное развитие общеобразовательного учреждения происходит за счет инновационной деятельности субъектов этой системы. Чтобы развитие стало более управляемым, деятельность должна стать более целенаправленной. Этого можно достичь за счет согласования целей участников деятельности и определения общих целей. При этом цели деятельности напрямую зависят от тех ценностных ориентаций, которые есть у субъектов деятельности, а именно учителей и педагогов.


Актуальность данной работы определяется значительным ростом критики современно системы образования. Инновационное развитие является процессом, не поддающимся формализации. Инновационная деятельность требует учета человеческого фактора, в частности исследования социокультурного портрета.

Сложно переоценить и практическую значимость социокультурного облика учителей, на современном этапе образования. В нынешней системе образования накопилось много проблем, для решения которых полезно обратиться к истокам формирования педагогических кадров и системы образования в целом. Складывание в дореволюционной школе особой профессиональной системы ценностей, организация оптимальных форм взаимодействия учительского сообщества с администрацией, учениками и широкими слоями населения привело к оформлению корпоративной культуры педагогов, которая в несколько видоизмененном состоянии существует и поныне в современной школе. Ретроспективный анализ системы образования позволит понять первопричины проблем, а, с другой стороны, выявит положительные моменты, требующие дальнейшего развития.

Объектом исследования стали дореволюционные и современные учителя.

Предметом исследования – является социокультурный портрет дореволюционного и современного учителей.

Цель научной работы – проанализировать социокультурный портрет дореволюционного педагога и учителя современной школы. Выявить истоки проблем в системе образования и выявить положительные моменты.

Для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:

  • проанализировать профессиональные характеристики дореволюционного и современного учителей;

  • определить социальный статус дореволюционного и современного учителей;

  • исследовать факторы, влияющие на учебную деятельность дореволюционного и современного учителя.

Научно-исследовательская работа включает: введение, две главы, заключение и список литературы.

В первой главе научно-исследовательской работы рассмотрены теоретические основы используемой методологии.

Во второй главе произведен анализ основных социокультурных характеристик дореволюционного и современного учителей.

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «УЧИТЕЛЬ»


Термин учитель известен давно. У всех древних народов и цивилизаций были свои учителя: религиозные, научные, культурные.

В Китае их называли «священно-мудрыми», в Египте их почитали как богов

, в Древней Греции и средневековой Европе они почитались как Трисмегист. Такие знания как, язык, счёт морально-нравственные и астрономические воззрения было невозможно объяснить, поэтому появлялись посвящённые люди, которые делились своими знаниями.

Со временем стали появляться незаурядные люди, которые считали себя носителями божественной истины, готовые умереть за неё. В основном это были религиозные проповедники, такие как Заратустра, Будда, Христос, Мухаммед – основатели мировых религий и их апостолы, ученики, последователи. [10]

Однако превосходством в знаниях обладали не только религиозные персоны. Наглядным тому примером является – Пифагор. Личность не только широких знаний, но и харизматичная. Другой пример – Сократ, который, будучи несправедливо приговорен Афинским судом к смертной казни (за разглашение священных тайн, почитание иностранных богов, разврат молодежи Афин своими разговорами) имел возможность избежать наказания, но предпочел смерть, подав пример более позднему Христу. Оба приняли смерть – один за научную, другой за религиозную истину.

Сё изменилось коренным образом с появлением книгопечатанья. Книги стали доступны массовому читателю. И это была не только религиозная литература. Стали появляться авторские сочинения, получила развитие художественная научная литература. Культура устной речи способствовала развитию религиозных учителей. Появление книжной культуры дало мощный импульс развитию светского учителя.

Современный массовый учитель, сформировавшийся не более 200 лет тому назад, представляет собой значительно более развитую и все более усложняющуюся фигуру. Его появление можно связать с возникновением научной педагогики и профессионализацией занятия учителя. Хотя основная его функция – передача опыта от прошлых поколений к нынешнему – сохранилась, однако цели и способы этой передачи значительно изменились. [10]

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЕЙ

2.1. Профессиональные характеристики


Успех любых начинаний в сфере школьного образования коренным образом зависит от главного субъекта – учителя и учительства, как социально-профессиональной группы. Учительство является самостоятельным субъектом развития системы образования наряду с государством, общественностью, родителями и учениками, педагогической наукой. Деятельность учителя обусловлена традициями учительской корпорации.


Среди традиций истории российского образования всегда отмечается высокая значимость деятельности педагога, от качеств которого в максимальной степени зависит успех системы образования в целом. История отечественного педагогической мысли показывает примеры различных идеалов педагога: религиозного высоко нравственного аскета-книжника с богатым жизненным опытом - в древнерусский период; эрудированного носителя научного знания как потенциального педагога без необходимости для него специальной педагогической подготовки – в эпоху Просвещения. Государственный идеал школьного педагога в XIX в. представлял университетского выпускника - хорошего предметника, постигающего методику и отношения с детьми в практике, лояльного правительству «служаку», пример добропорядочности. Общественный идеал этого же периода требовал от педагога подготовки не только по предмету, но и знания педагогической теории, не простого преподавания, но просвещения народа, способности передать детям свою гражданскую позицию. Осуществление этого идеала можно видеть в жертвенной деятельности лучших народных учителей.

Стабильная передача в дореволюционный период общего идеала подлинного учителя, причем идеала не абстрактного, а реально существовавшего, связано с существование традиции учительства.

Качества, которыми можно охарактеризовать дореволюционного учителя:

  • строгость к себе, самоотдача и неравнодушие к ученикам;

  • педагогическое служение;

  • справедливость к ученикам, тактичная ироничность по отношению к ним;

  • влюбленность в свой предмет и способность понятно преподавать его;

  • способность вызывать интерес к себе, как личности;

  • наличие гражданкой позиции.

В царской России роль учителя была чрезмерной, система образования носила государственный характер управления. были жесткие требования учителю. Он должен был обладать энциклопедическими знаниями в своем предмете. Безусловно традиции российского учительства включают в себя и отношение социума к учительству как профессиональной группе в обществе.

До революции достаточно длительным было представление об учительской профессии как особом социальном служении, предполагавшем отказ от семьи. Например, в дореволюционных петербургских городских училищах и в женских институтах на должность учителей принимались только женщины, не имевшие семьи. Вступая в брак, работающая учительница лишалась места работы. Объяснялось это необходимостью для нее полностью сосредоточиться на обучении и воспитании чужих детей. Характерно, что подобное требование не предъявлялось Петербургской городской думой или Ведомством учреждений императрицы Марии к учителям-мужчинам. Работал социокультурный стереотип, видевший главное женское предназначение в материнстве, что предполагало отказ от общественной деятельности и материальное обеспечение мужем жены и детей. С началом XX века этот стереотип и нормативная практика стали усиленно размываться, наталкиваясь на растущую потребность в учителях и восприятие учительской профессии именно как преимущественно женской в силу природной расположенности женщин к заботе о детях.


Для историков педагогики, занимающихся изучением прошлого учительской корпорации, опасный соблазн представляет сосредоточение внимания на видовых группах профессионально требуемых от учителя качеств, вырабатываемых педагогической мыслью эпохи и закрепляемых в нормативах. Достаточно простые и потому емкие, и доступные для понимания дореволюционные требования к учителю, с развитием теоретической педагогики сменились громоздкими, всеохватывающими и потому явно практически не применимыми профессионалами, включающими до сотни по-разному группируемых показателей.

2.2. Социальный статус и материальное положение


Базовыми традициями дореволюционного педагогического образования, сказывавшимися на социокультурном положении российского учительства, были три доминанты.

Во-первых, становление отечественного педагогического образования как системы учреждений было тесно связано с разрастанием школьной сети: постоянный рост количества школьных педагогов возникает как ответ на потребности массовизации школьного дела.

Во-вторых, зарождение системы педагогического образования в стране было результатом государственной инициативы. Школа и педагоги как ее неотъемлемая часть рассматриваются государством как главный и, как правило, единственный хорошо организованный и управляемый инструмент воздействия на молодежь и семью.

В-третьих, это противоречие университетского и специально-профессионального вариантов развития для дореволюционного педагогического образования, утвердившийся дуализм эталонной университетской для средней школы и практической подготовки учителей для школы начальной. Качество педагога в дореволюционный период было тем выше, чем уже, углубленней была его предметная специализация. Для дореволюционной эпохи можно говорить о двух принципиально разных по социальному статусу и профессиональному положению группах педагогов, о создании в дореволюционный период для педагогов средней школы оптимального и сегодня соотношения социального статуса педагога и требований к его профессиональной деятельности. Такое разделение российского учительства на две группы до революции соседствовало с намечавшимся постепенным сближением в базовой подготовке, статусе, условиях профессиональной деятельности.

Начало XIX в. Ознаменовалось войнами и высокой инфляцией, в связи с чем, материальное положение основной массы учителей, несколько понизилось. В то же время социальный статус учителей повысился, так как учительские должности в законодательном порядке были соотнесены с чинами Табели о рангах. Учителя уездного училища состояли в XII классе (губернский секретарь), учитель рисования - в XIV (коллежский регистратор), смотрители уездных училищ - в IX классе (титулярный советник), гимназический учитель рисования состоял в XII классе, учителя языков («младшие») - в X классе (коллежский секретарь), учителя наук («старшие») - в IX классе (титулярный советник), директор гимназии - в VII классе (надворный советник). Как известно, чин XIV класса в статской службе давал личное дворянство, чин VIII класса (коллежский асессор) - потомственное дворянство, со всеми соответствующими правами и привилегиями. В 1828 г., при Николае I, последовал новый школьный устав. Расписание чинов и должностей осталось прежним; было только уточнено, что учитель приходского училища, если был лично свободен, получал чин XIV класса (и, тем самым, личное дворянство); прослужив не менее 12 лет, он оставался в этом чине и при увольнении. Таким образом, любой лично свободный человек, обладавший элементарными навыками чтения, письма и счета, мог поступить на должность учителя начальной школы и таким путем получить возможность быть причисленным к высшему привилегированному сословию: все учителя имели дворянское звание. За чинами следовало жалование.