Файл: Малиновский, Е. Ю. Динамика самоходных машин с шарнирной рамой (колебания и устойчивость движения).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
С учетом последнего выражения из уравнений (136) можнозаписать необходимые передаточные функции:
первую — по выходу x0i при входе q(t)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
—р ■i |
|
|
w |
(п) = |
( П р2 + Т ър + |
1) (klP + |
i) - |
Т 3р2 (k 2p +1)е |
ц |
(139) |
||||
q/X°' W |
|
(T ip 2 + Т 2р + 1) ( T iP2 + Т ър + |
1) - |
Т 3Т ер* |
|
||||||
|
|
|
|||||||||
вторую — по выходу х02 при входе q(t) |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
i |
|
|
|
|
|
(7> |
2 + т,р + 1) (Ыр + 1) е |
* - |
ТврЧ А р + 1) |
(140) |
||||||
Wq/x», (р) |
(T iP 2 + Т 3р -\- 1) (Т 4р 2 |
+ Т ър -|- 1) — Т 3Т ър 1 |
|
||||||||
|
|
|
|
||||||||
Как и в предыдущих случаях, определим модуль соответст |
|||||||||||
вующих |
амплитудно-частотных характеристик |
| W4/Xoi (гео) [ и |
|||||||||
| WqIXft2 (гео)]. Если подставить р = ш в уравнения (107) |
и (108; |
||||||||||
и учесть, |
что |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
—ко — |
I |
_ |
1 |
|
|
|
|||
|
|
е |
|
v — cos со------ |
г sin со — , |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
V |
|
V |
|
|
|
|
то после преобразований можно получить |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
f |
„2 |
, и2 |
|
|
|
|
|
|
I |
|
Wq/Xai (гео) |
- у |
а2 |
+ ^2 |
|
|
(141) |
|
|
|
|
Щ |
N \ |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
I |
|
а\ -f 63 |
|
|
|
(142) |
||
|
|
|
Wq,Xe, (гео) | = |
|
|
|
|
|
|||
где |
|
|
|
|
М 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
й2 = 1 — (Г4 --!- ТькУ) со2 4- Т3а2cos со - |
|
Г,&9со3 sin со ■ |
|
||||||||
j2 — (Гь + кг) со — 744со3 -j- Г3/?2ос3 cos со — 4- Г3со2 sin со — ; |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
о |
’ |
|
о |
|
|
= (П П ~ W о4 - (Тi 4- Г4 + 72Г5) со2 4- 1 ; |
|
|
||||||||
|
^ |
- |
(4 П 4 |
Т2Т4) со3 + (73 + |
Г5) со; |
|
|
||||
а3 = cos со — 4 |
|
Г6со2 — 744 со3 sin со —---- (7\ 4 |
744) со2 X |
|
|||||||
|
О |
|
|
|
|
V |
|
|
|
|
|
|
У cos со — 4 |
(74 4 4 ) ю sin со — ; |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
7) |
|
|
|
V |
|
|
|
|
Ь3 = — sin со — 4 |
744®3 — 7’1й2со3 cos со — 4 |
|
|
|||||||
|
|
|
|
V |
|
|
' |
|
V |
|
|
|
4 (7\ 4 |
744)®2 sin со — 4 (74 -j- k 2) |
со cos со — . |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
о |
|
|
Несмотря на принципиальную простоту, приведенные рас четные формулы достаточно громоздки. Практика показывает,, что при проектных и даже поверочных расчетах, как правило,
92
многократных, успеха удается добиться только с использова нием вычислительных машин, производящих вычисления па указанным формулам (для ЭЦВМ) или прямое интегрирование на АВМ приведенных уравнений движения с учетом в необхо димых случаях комплекса нелинейностей.
При использовании цифровой вычислительной машины не обходимо помнить, что каждое из значений \W (m )\ по при веденным формулам следует рассматривать как некоторое значение W'(coj), где сщ проходит все значения от 0 до заданного о)тах с некоторым шагом Дон Вычисленное в этом случае для каждого о),• значение функции спектральной плотности, напри мер, для функции
5 - Ы = I |
1 Ч К К |
(143> |
дает возможность определить |
|
|
2 1 (<°г) |
(144> |
£=0 |
|
и |
|
Следует учитывать одну принципиальную особенность. При вычислении спектра ускорений для подрессоренных масс (ко ординаты Xi для схем на рис. 39, б, в, г), когда спектр возму щающего воздействия задан уравнением (ИЗ), в силу того, что порядок относительно со для числителя в полном выражении (143) оказывается равным или даже выше порядка знаменате
ля, сумма в выражении (144) |
оказывается |
расходящейся, |
и |
|
пользоваться |
соответствующими |
формулами, |
строго говоря,, |
|
нельзя из-за |
того, что величина |
D к-при большом значении |
п |
может оказаться как угодно большой. Эта неприятная особен ность отражает тот факт, что принятая простейшая модель спектра возмущения не убывает достаточно быстро с увеличе нием со. Во избежание ошибок в этих случаях выражение lF(coг) в формуле (143) необходимо дополнить зависимостью (20), учитывающей эффект сглаживания микропрофиля, либо, что проще, разумным образом назначить величину сот ах (или я). Определенные рекомендации в этом случае можно получить из рассмотрения вида кривой 3 на рис. 13. Обычно полагают, что спектр возмущения не несет энергии на частотах, где ампли тудное значение кривой убывает в 10 раз. Назначив на основа нии таких соображений величину а)тах, можно не сомневаться, что при вычислении D у ошибка не будет значительной. (Для землеройно-транспортных машин обычно Ютах= 7-г-10 Гц).
93:
Пример исследования колебаний с учетом характерных нелинейностей
Приведенная выше методика расчета не исчерпывает всех возможностей анализа системы хотя бы потому, что не отра жает наличия в системе элементов нелинейности (упоров, воз можности отрыва колеса от поверхности дороги, сухое трение и нелинейные особенности упругих элементов). Кроме того, необходимо учитывать, что использование аппарата статисти ческой динамики для расчета колебаний системы дает не более
я• 1О'3,кгс
Рис. 40. Расчетная схема ма шины с нелинейной (пневмогидравлической) системой под вески:
а — двухмассовая |
система с |
огра |
ничителем хода; |
б — упругая |
ха |
рактеристика пневмогидравлическо-
го амортизатора; |
mi= 1590 кгс • с2/м; |
||
т2=570 |
кгс • с2/м; |
с2= 1600 |
кгс/см; |
v1*= 1770 |
кгс • с/м; |
\’2= 670 |
кгс • с/м |
В)
как оценку поведения системы в среднем. Значение этой оценки не освобождает конструктора от необходимости заботиться об исследовании поведения проектируемой системы при воздей ствии на нее мощных единичных воздействий. При решении по добных задач уточненный расчет системы на АВМ оказывается предпочтительным, так как в этом случае могут быть учтены все основные нелинейные эффекты.
Рассмотрим методику исследований колебаний двух типов шарнирной машины, имеющей на передней секции подвеску автомобильного типа. На рис. 40, а, б и 41, а, б дана характе ристика важнейших нелинейных элвхМентов и обозначены сво бодные ходы элементов подвески, ограничиваемые конструктив ными упорами и возможностью отрыва колес от опорной поверх ности. Как видно, наиболее существенные нелинейные эффекты определяются наличием гидропневматического амортизатора (рис, 40) и рессоры (рис. 41). Исследование расчетных схем, показанных на рис. 40, 41, удобно проводить моделированием
94
соответствующих уравнений на АВМ. Если необходимо одновре менно оценить величину D - как некоторую нормативную харак
теристику системы, то рационально одновременно использовать ЭЦВМ для непосредственной статистической обработки резуль татов, формируемых на выходе аналоговой модели. В качестве источника, формирующего возмущающее воздействие системы 5 д(со), удобно использовать аналоговый генератор шумов (на пример, типа ГШ-1) с набором соответствующих фильтров.
Р W ' ?, m '
Рис. 41. Расчетная схема машины с рессорной подвеской:
а — двухмассовая система с учетом сухого трения и упора; 6 — упругая характеристика рессоры; mi—995 кгс • с2/м; т 2=350 кгс • с2/м; с2= 1200 кгс/см;
Уг=530 кгс • с/м
Рассмотрим решение этой задачи сначала на примере схемы машины типа I (рис. 40, а).
Уравнения движения системы:
mxxl + (хх— х2) + f (хх— х2) = — т&; |
|
Щх2+ *>i {Ч — М) — / {хх— х2) -f с2 X |
(145) |
X [(*а — <7(01 + ^2*2 = — m2g.
Нелинейное усилие упругого хода гидропневматического амор тизатора (рис. 40, б) в системе (145) учитывается членом f(xi—х2). При исследовании модели необходимо также учесть условие удара об упоры при подхвате неподрессоренной массы
0+ = — А£/_; |
(146) |
здесь U+, U- — относительная скорость соударяемых масс со ответственно перед ударом и после него; R — коэффициент вос
становления скорости, принимаемый |
равным 0,2 для |
пары |
сталь — резиновая подушка; |
|
|
и условие отрыва колеса от опорной поверхности |
|
|
с2[х2— q(t)] > |
0. |
(147) |
95-
Чтобы иметь возможность реализовать на модели условие удара, уравнения (145) необходимо явным образом разрешить относительно разности перемещений Xi и х2. Для этого удобно ввести замену переменных: х{—х2= U-,
{ЩХл 4- г?1ъХо |
|
|
|
|
|
|
|
х ™ —L-Lj,— £_=l— перемещение центра тяжести системы; |
|||||||
т 1+ т-2 |
|
|
|
|
|
|
|
т,Ш9 |
|
|
|
|
|
|
|
т = ---- --------- приведенная масса. |
|
|
|||||
тх + |
пн |
переменных |
и преобразований уравнение |
||||
После замены |
|||||||
(145) запишется так: |
|
|
|
|
|
||
|
_ А _ Л |
|
|
«ц -г пн |
|||
|
Ч + т г \ |
|
|
||||
|
X |
х • |
т |
|
|
|
|
|
т1 + |
■— и — 9 (О = — я; |
|||||
|
|
|
т- |
|
|
(148) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и . 4 - |
О |
+ |
1 2 0 - и |
— |
- i i - |
|
т1 ■U |
|
т |
|
т |
|
т-2 |
ту -f пц |
|
|
|
С2 |
|
Шг |
|
|
0. |
|
|
х ------—1----U — q(t) |
|||||
|
|
ГП2 |
тх-f- т-2 |
|
|
||
Условие |
(146) |
выполняется |
при |
U= 0. |
Блок-схема, реали |
зующая условие (148) на АВМ, показана на рис. 42. Здесь использована схема моделирования удара [2]. На схеме уси лители 1 — 4 отрабатывают аналоги относительного движения верхней массы в период между ударами. На функциональном преобразователе ФП реализуется зависимость /(П ). Усилители 9—13 воспроизводят движение центра масс системы. Переклю чения и пересчеты, соответствующие удару, моделируются уси лителями 5—8.
Схема работает так. В безударный период движения усили тели 1—3 интегрируют уравнения относительного движения, а усилители 5—7 формируют новые начальные условия (контакты 1 реле Р1 замкнуты). В силу того, что коэффициент кы=\Л-R, а входные сопротивления по каналам k7i = koi— малы (2000 0м), всегда U7 = —RU2, т. е. усилитель 7 повторяет напряжение уси лителя 2 с поправкой на R. При движении к ограничителю напряжение на интеграторах 1 и 7 положительно, а на выходе усилителя 6 отрицательно, поэтому диод Д заперт и не оказы вает воздействия на управляющий усилитель 8, и реле Р1 на ходится в состоянии, при котором его контакты соответствуют
положению, изображенному на схеме. В |
момент |
достижения |
||
ограничителя на выходе усилителя 4 напряжение U= 0, |
при |
|||
этом усилитель 8 переключает контакты |
реле |
Р1. |
В |
этом |
положении на интеграторе 2 практически |
мгновенно |
форми |
руется напряжение U+= —RU-. Это означает, что после момен та задания новых начальных условий на выходе 6 напряжение
■96
\