Файл: Малиновский, Е. Ю. Динамика самоходных машин с шарнирной рамой (колебания и устойчивость движения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С учетом последнего выражения из уравнений (136) можнозаписать необходимые передаточные функции:

первую — по выходу x0i при входе q(t)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—р ■i

 

w

(п) =

( П р2 + Т ър +

1) (klP +

i) -

Т 3р2 (k 2p +1)е

ц

(139)

q/X°' W

 

(T ip 2 + Т 2р + 1) ( T iP2 + Т ър +

1) -

Т 3Т ер*

 

 

 

 

вторую — по выходу х02 при входе q(t)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i

 

 

 

 

 

(7>

2 + т,р + 1) (Ыр + 1) е

* -

ТврЧ А р + 1)

(140)

Wq/x», (р)

(T iP 2 + Т 3р -\- 1) (Т 4р 2

+ Т ър -|- 1) — Т 3Т ър 1

 

 

 

 

 

Как и в предыдущих случаях, определим модуль соответст­

вующих

амплитудно-частотных характеристик

| W4/Xoi (гео) [ и

| WqIXft2 (гео)]. Если подставить р = ш в уравнения (107)

и (108;

и учесть,

что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—ко —

I

_

1

 

 

 

 

 

е

 

v — cos со------

г sin со — ,

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

V

 

 

 

то после преобразований можно получить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f

„2

, и2

 

 

 

 

 

I

 

Wq/Xai (гео)

- у

а2

+ ^2

 

 

(141)

 

 

 

Щ

N \

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

а\ -f 63

 

 

 

(142)

 

 

 

Wq,Xe, (гео) | =

 

 

 

 

 

где

 

 

 

 

М 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

й2 = 1 — (Г4 --!- ТькУ) со2 4- Т3а2cos со -

 

Г,&9со3 sin со ■

 

j2 — (Гь + кг) со — 744со3 -j- Г3/?2ос3 cos со — 4- Г3со2 sin со — ;

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

о

 

 

= (П П ~ W о4 - (Тi 4- Г4 + 72Г5) со2 4- 1 ;

 

 

 

^

-

(4 П 4

Т2Т4) со3 + (73 +

Г5) со;

 

 

а3 = cos со — 4

 

Г6со2 — 744 со3 sin со —---- (7\ 4

744) со2 X

 

 

О

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

У cos со — 4

(74 4 4 ) ю sin со — ;

 

 

 

 

 

 

 

7)

 

 

 

V

 

 

 

 

Ь3 = — sin со — 4

744®3 — 7’1й2со3 cos со — 4

 

 

 

 

 

 

V

 

 

'

 

V

 

 

 

4 (7\ 4

744)®2 sin со — 4 (74 -j- k 2)

со cos со — .

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

о

 

 

Несмотря на принципиальную простоту, приведенные рас­ четные формулы достаточно громоздки. Практика показывает,, что при проектных и даже поверочных расчетах, как правило,

92


многократных, успеха удается добиться только с использова­ нием вычислительных машин, производящих вычисления па указанным формулам (для ЭЦВМ) или прямое интегрирование на АВМ приведенных уравнений движения с учетом в необхо­ димых случаях комплекса нелинейностей.

При использовании цифровой вычислительной машины не­ обходимо помнить, что каждое из значений \W (m )\ по при­ веденным формулам следует рассматривать как некоторое значение W'(coj), где сщ проходит все значения от 0 до заданного о)тах с некоторым шагом Дон Вычисленное в этом случае для каждого о),• значение функции спектральной плотности, напри­ мер, для функции

5 - Ы = I

1 Ч К К

(143>

дает возможность определить

 

 

2 1 (<°г)

(144>

£=0

 

и

 

Следует учитывать одну принципиальную особенность. При вычислении спектра ускорений для подрессоренных масс (ко­ ординаты Xi для схем на рис. 39, б, в, г), когда спектр возму­ щающего воздействия задан уравнением (ИЗ), в силу того, что порядок относительно со для числителя в полном выражении (143) оказывается равным или даже выше порядка знаменате­

ля, сумма в выражении (144)

оказывается

расходящейся,

и

пользоваться

соответствующими

формулами,

строго говоря,,

нельзя из-за

того, что величина

D к-при большом значении

п

может оказаться как угодно большой. Эта неприятная особен­ ность отражает тот факт, что принятая простейшая модель спектра возмущения не убывает достаточно быстро с увеличе­ нием со. Во избежание ошибок в этих случаях выражение lF(coг) в формуле (143) необходимо дополнить зависимостью (20), учитывающей эффект сглаживания микропрофиля, либо, что проще, разумным образом назначить величину сот ах (или я). Определенные рекомендации в этом случае можно получить из рассмотрения вида кривой 3 на рис. 13. Обычно полагают, что спектр возмущения не несет энергии на частотах, где ампли­ тудное значение кривой убывает в 10 раз. Назначив на основа­ нии таких соображений величину а)тах, можно не сомневаться, что при вычислении D у ошибка не будет значительной. (Для землеройно-транспортных машин обычно Ютах= 7-г-10 Гц).

93:


Пример исследования колебаний с учетом характерных нелинейностей

Приведенная выше методика расчета не исчерпывает всех возможностей анализа системы хотя бы потому, что не отра­ жает наличия в системе элементов нелинейности (упоров, воз­ можности отрыва колеса от поверхности дороги, сухое трение и нелинейные особенности упругих элементов). Кроме того, необходимо учитывать, что использование аппарата статисти­ ческой динамики для расчета колебаний системы дает не более

я• 1О'3,кгс

Рис. 40. Расчетная схема ма­ шины с нелинейной (пневмогидравлической) системой под­ вески:

а — двухмассовая

система с

огра­

ничителем хода;

б — упругая

ха­

рактеристика пневмогидравлическо-

го амортизатора;

mi= 1590 кгс • с2/м;

т2=570

кгс • с2/м;

с2= 1600

кгс/см;

v1*= 1770

кгс • с/м;

\’2= 670

кгс • с/м

В)

как оценку поведения системы в среднем. Значение этой оценки не освобождает конструктора от необходимости заботиться об исследовании поведения проектируемой системы при воздей­ ствии на нее мощных единичных воздействий. При решении по­ добных задач уточненный расчет системы на АВМ оказывается предпочтительным, так как в этом случае могут быть учтены все основные нелинейные эффекты.

Рассмотрим методику исследований колебаний двух типов шарнирной машины, имеющей на передней секции подвеску автомобильного типа. На рис. 40, а, б и 41, а, б дана характе­ ристика важнейших нелинейных элвхМентов и обозначены сво­ бодные ходы элементов подвески, ограничиваемые конструктив­ ными упорами и возможностью отрыва колес от опорной поверх­ ности. Как видно, наиболее существенные нелинейные эффекты определяются наличием гидропневматического амортизатора (рис, 40) и рессоры (рис. 41). Исследование расчетных схем, показанных на рис. 40, 41, удобно проводить моделированием

94


соответствующих уравнений на АВМ. Если необходимо одновре­ менно оценить величину D - как некоторую нормативную харак­

теристику системы, то рационально одновременно использовать ЭЦВМ для непосредственной статистической обработки резуль­ татов, формируемых на выходе аналоговой модели. В качестве источника, формирующего возмущающее воздействие системы 5 д(со), удобно использовать аналоговый генератор шумов (на­ пример, типа ГШ-1) с набором соответствующих фильтров.

Р W ' ?, m '

Рис. 41. Расчетная схема машины с рессорной подвеской:

а — двухмассовая система с учетом сухого трения и упора; 6 — упругая характеристика рессоры; mi—995 кгс • с2/м; т 2=350 кгс • с2/м; с2= 1200 кгс/см;

Уг=530 кгс • с/м

Рассмотрим решение этой задачи сначала на примере схемы машины типа I (рис. 40, а).

Уравнения движения системы:

mxxl + (хх— х2) + f (хх— х2) = — т&;

 

Щх2+ *>i — М) — / {ххх2) -f с2 X

(145)

X [(*а — <7(01 + ^2*2 = — m2g.

Нелинейное усилие упругого хода гидропневматического амор­ тизатора (рис. 40, б) в системе (145) учитывается членом f(xiх2). При исследовании модели необходимо также учесть условие удара об упоры при подхвате неподрессоренной массы

0+ = — А£/_;

(146)

здесь U+, U- — относительная скорость соударяемых масс со­ ответственно перед ударом и после него; R — коэффициент вос­

становления скорости, принимаемый

равным 0,2 для

пары

сталь — резиновая подушка;

 

 

и условие отрыва колеса от опорной поверхности

 

с2[х2— q(t)] >

0.

(147)

95-


Чтобы иметь возможность реализовать на модели условие удара, уравнения (145) необходимо явным образом разрешить относительно разности перемещений Xi и х2. Для этого удобно ввести замену переменных: х{х2= U-,

{ЩХл 4- г?1ъХо

 

 

 

 

 

 

х ™ —L-Lj,— £_=l— перемещение центра тяжести системы;

т 1+ т-2

 

 

 

 

 

 

т,Ш9

 

 

 

 

 

 

т = ---- --------- приведенная масса.

 

 

тх +

пн

переменных

и преобразований уравнение

После замены

(145) запишется так:

 

 

 

 

 

 

_ А _ Л

 

 

«ц -г пн

 

Ч + т г \

 

 

 

X

х •

т

 

 

 

 

т1 +

■— и — 9 (О = — я;

 

 

 

т-

 

 

(148)

 

 

 

 

 

 

 

и . 4 -

О

+

1 2 0 - и

- i i -

 

т1 ■U

 

т

 

т

 

т-2

ту -f пц

 

 

С2

 

Шг

 

 

0.

 

 

х ------—1----U q(t)

 

 

ГП2

тх-f- т-2

 

 

Условие

(146)

выполняется

при

U= 0.

Блок-схема, реали­

зующая условие (148) на АВМ, показана на рис. 42. Здесь использована схема моделирования удара [2]. На схеме уси­ лители 1 4 отрабатывают аналоги относительного движения верхней массы в период между ударами. На функциональном преобразователе ФП реализуется зависимость /(П ). Усилители 913 воспроизводят движение центра масс системы. Переклю­ чения и пересчеты, соответствующие удару, моделируются уси­ лителями 58.

Схема работает так. В безударный период движения усили­ тели 1—3 интегрируют уравнения относительного движения, а усилители 5—7 формируют новые начальные условия (контакты 1 реле Р1 замкнуты). В силу того, что коэффициент кы=\Л-R, а входные сопротивления по каналам k7i = koi— малы (2000 0м), всегда U7 = RU2, т. е. усилитель 7 повторяет напряжение уси­ лителя 2 с поправкой на R. При движении к ограничителю напряжение на интеграторах 1 и 7 положительно, а на выходе усилителя 6 отрицательно, поэтому диод Д заперт и не оказы­ вает воздействия на управляющий усилитель 8, и реле Р1 на­ ходится в состоянии, при котором его контакты соответствуют

положению, изображенному на схеме. В

момент

достижения

ограничителя на выходе усилителя 4 напряжение U= 0,

при

этом усилитель 8 переключает контакты

реле

Р1.

В

этом

положении на интеграторе 2 практически

мгновенно

форми­

руется напряжение U+= RU-. Это означает, что после момен­ та задания новых начальных условий на выходе 6 напряжение

■96

\