Файл: Малиновский, Е. Ю. Динамика самоходных машин с шарнирной рамой (колебания и устойчивость движения).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
Для специальных шин большой грузоподъемности таких
.данных почти нет и получить их можно только в результате эксперимента, например при переезде шиной (машиной) любого единичного препятствия с последующей записью процесса коле баний или при сбрасывании собранной шины на опорную поверх ность с помощью несложного стендового устройства. При выпол нении такого эксперимен та движение системы должно отвечать пере ходному процессу, соот ветствующему расчетной схеме с одной степенью
|
Рис. |
12. |
Упрощенная |
модель |
ходного процесса колебаний осп |
шины |
при |
учете длины |
пятна |
колеса для шины 16.00—24 |
контакта |
с опорной |
поверх |
|
|
|
|
ностью |
|
На рис. 11 изображена осциллограмма переходного процес са колебаний оси колеса для шины 16.00—24, нагруженной силой Q= 3500 кгс при рш= 1,9 ат. Для этого случая
0 = — — In — . . |
(4) |
Т йу
где Т — период колебаний в с; а\, а2— любые две последова тельные амплитуды.
Степень демпфирования системы можно также оценить мак симумом амплитудно-частотной характеристики системы р при резонансе. Величину р можно получить из уравнения кривой амплитудно-частотной характеристики одномассной системы [17]
р (со) |
со2 |
\ 2 |
4/г2со2 |
(5) |
V |
|
|||
— |
) + — г |
|
||
“ о |
) |
“ о |
|
|
здесь со— частота в 1 /с; |
соо — собственная частота системы |
|||
в 1/с. |
|
|
|
|
20
Если принять, что в уравнении (5) oj= coo, т. е. рассмотреть резонансную точку, то
max |
(6) |
|
2h |
где
h =
2т
При рассмотрении последовательности амплитуд затухающих колебаний можно аналогично формуле (4) вывести
В -~- |
(л — 1) л |
(7) |
|
In ап |
|||
|
|
||
где п — число наблюдаемых колебаний; ап — амплитуда |
п-го |
||
колебания в долях от первого, принимаемого за единицу. |
|
Иногда бывает удобно подсчитать число свободных колеба ний системы после окончания действия возмущения, пока ам
плитуда не уменьшится в 10 раз (т. е. |
а„ = 0,1), тогда |
ц = 1,35 (п — 1). |
(8) |
Рассмотренная модель упругой характеристики шины отра жает условие точечного контакта шины и дороги. Однако в не которых случаях такая модель может искажать динамику про цесса, поскольку для больших шин, работающих при низком давлении, нивелирующая способность шины становится уже ощутимой. При желании более точного учета колебаний следует рассматривать процесс взаимодействия неровностей дороги с линией пятна контакта шины [30, 31]. В общем случае линия пятна контакта шины при горизонтальной опорной поверхности (рис. 12) может быть определена из треугольника ОКА:
(9)
где /,, — линия пятна контакта шины в м.
Для тяжелых машин линия пятна контакта шины обычно со ставляет (0.25—0,4) D.
Нивелирующую (сглаживающую) способность шины удобно учитывать в предположении, что в зоне контакта шину можно представить в виде бесконечного ряда одинаковых пружин, рав номерно распределенных по длине контакта. В этом случае из вестные суммарная радиальная жесткость шины и суммарный
коэффициент демпфирования |
позволяют определить значения |
||
распределенных параметров: |
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(10) |
Если предположить, |
что |
к |
скоростью v |
машина движется со |
|||
по профилю q(z) (рис. |
12) |
и обозначить через х |
абсолютное |
21
вертикальное перемещение центра диска колеса, то элементар ные реакции (упругие и демпфирующие) участка dl шины, от стающего на величину l — xv от точки начала контакта шины и дороги, можно определить так:
для упругих сил
dRc = ^ [ x ( t ) - q { t - % ) } d x ; |
(11) |
|
для диссипативных сил |
|
|
(Шь = ~ (х (0 - q (t - |
т)] dx; |
(12) |
здесь т — время запаздывания реакции |
в точке |
/, отсчитанное |
от момента начала контакта. |
|
|
Чтобы определить полные значения соответствующих сил, не обходимо уравнения (11) и (12) проинтегрировать на всем от резке времени контакта шины и дороги.
Например, для формулы (11)
|
тшах |
|
|
Rc = ~ - |
f |
[х (() — q(t — т)] dx; |
(13) |
к |
о |
|
|
при замене переменных т на l/v
V V
= С |
d |
(14) |
Аналогично для сил R&
x(t) — - |
(15) |
Положим, что с диском колеса связаны массы т, тогда урав нение равновесия для диска колеса с учетом зависимостей (14) и (15) может быть записано так:
|
|
Jjl |
|
|
fly |
V |
|
тх + йх + сх |
я (t -V Jк \ V |
||
т г |
22
I,
|
X |
1 Ч |
' - |
т |
И т |
) - |
|
(is) |
|
|
|
|
|||||
Если перейти к операторной форме записи и учесть, что пре |
||||||||
образование по Лапласу для функции запаздывания [8] |
|
|||||||
|
L Iч [ * - - |
- |
- е |
|
|
(17) |
||
то уравнение (16) |
можно переписать в виде |
|
|
|||||
(трг -f %р -f с) х |
|
|
|
V |
~ о~ ^ |
|
|
|
(Ър + с)-?- |
Г е |
d |
q{p), |
|
||||
|
|
|
|
*к |
J |
|
|
|
или с учетом того, что |
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
|
|
I — е |
~ Р |
|
|
|
Ь " ТЧ7) |
|
|
|
||||
(,тр2 + |
+ |
с) х |
-j- |
(аР + с) |
|
|
(18) |
|
Эффект нивелирующей способности шины удобнее оценивать |
||||||||
изменением амплитуды |
частотной |
характеристики системы |
по |
|||||
выходной переменной x(t) |
при |
возмущающем |
воздействии |
по |
входу q(t). Для получения этой характеристики можно пользо ваться передаточной функцией системы W (р) по рассматривае
мому каналу «вход — выход» (в нашем случае от q к х) |
и сде |
лать подстановку р = т. Модуль полученного выражения |
и бу |
дет искомой амплитудно-частотной характеристикой. Выполним
эти преобразования. Из уравнения |
(18) получим |
|
|||
|
Wxi„(p) |
Яр + с |
v |
1 — е |
(19) |
|
тр2 + Яр -j- с /к |
р |
|||
|
|
|
|||
После подстановки р = т с учетом |
—I |
‘к m |
|||
того, что е |
0 = coscoX |
||||
X ------ г sin со— , имеем |
|
|
|
|
|
V |
V |
|
|
|
|
23