Файл: Малиновский, Е. Ю. Динамика самоходных машин с шарнирной рамой (колебания и устойчивость движения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для специальных шин большой грузоподъемности таких

.данных почти нет и получить их можно только в результате эксперимента, например при переезде шиной (машиной) любого единичного препятствия с последующей записью процесса коле­ баний или при сбрасывании собранной шины на опорную поверх­ ность с помощью несложного стендового устройства. При выпол­ нении такого эксперимен­ та движение системы должно отвечать пере ходному процессу, соот­ ветствующему расчетной схеме с одной степенью

 

Рис.

12.

Упрощенная

модель

ходного процесса колебаний осп

шины

при

учете длины

пятна

колеса для шины 16.00—24

контакта

с опорной

поверх­

 

 

 

ностью

 

На рис. 11 изображена осциллограмма переходного процес­ са колебаний оси колеса для шины 16.00—24, нагруженной силой Q= 3500 кгс при рш= 1,9 ат. Для этого случая

0 = — — In — . .

(4)

Т йу

где Т — период колебаний в с; а\, а2— любые две последова­ тельные амплитуды.

Степень демпфирования системы можно также оценить мак­ симумом амплитудно-частотной характеристики системы р при резонансе. Величину р можно получить из уравнения кривой амплитудно-частотной характеристики одномассной системы [17]

р (со)

со2

\ 2

4/г2со2

(5)

V

 

) + — г

 

“ о

)

“ о

 

здесь со— частота в 1 /с;

соо — собственная частота системы

в 1/с.

 

 

 

 

20


Если принять, что в уравнении (5) oj= coo, т. е. рассмотреть резонансную точку, то

max

(6)

 

2h

где

h =

2т

При рассмотрении последовательности амплитуд затухающих колебаний можно аналогично формуле (4) вывести

В -~-

(л — 1) л

(7)

In ап

 

 

где п — число наблюдаемых колебаний; ап — амплитуда

п-го

колебания в долях от первого, принимаемого за единицу.

 

Иногда бывает удобно подсчитать число свободных колеба­ ний системы после окончания действия возмущения, пока ам­

плитуда не уменьшится в 10 раз (т. е.

а„ = 0,1), тогда

ц = 1,35 (п — 1).

(8)

Рассмотренная модель упругой характеристики шины отра­ жает условие точечного контакта шины и дороги. Однако в не­ которых случаях такая модель может искажать динамику про­ цесса, поскольку для больших шин, работающих при низком давлении, нивелирующая способность шины становится уже ощутимой. При желании более точного учета колебаний следует рассматривать процесс взаимодействия неровностей дороги с линией пятна контакта шины [30, 31]. В общем случае линия пятна контакта шины при горизонтальной опорной поверхности (рис. 12) может быть определена из треугольника ОКА:

(9)

где /,, — линия пятна контакта шины в м.

Для тяжелых машин линия пятна контакта шины обычно со­ ставляет (0.25—0,4) D.

Нивелирующую (сглаживающую) способность шины удобно учитывать в предположении, что в зоне контакта шину можно представить в виде бесконечного ряда одинаковых пружин, рав­ номерно распределенных по длине контакта. В этом случае из­ вестные суммарная радиальная жесткость шины и суммарный

коэффициент демпфирования

позволяют определить значения

распределенных параметров:

с

 

 

 

 

 

 

 

(10)

Если предположить,

что

к

скоростью v

машина движется со

по профилю q(z) (рис.

12)

и обозначить через х

абсолютное

21


вертикальное перемещение центра диска колеса, то элементар­ ные реакции (упругие и демпфирующие) участка dl шины, от­ стающего на величину l — xv от точки начала контакта шины и дороги, можно определить так:

для упругих сил

dRc = ^ [ x ( t ) - q { t - % ) } d x ;

(11)

для диссипативных сил

 

 

(Шь = ~ (х (0 - q (t -

т)] dx;

(12)

здесь т — время запаздывания реакции

в точке

/, отсчитанное

от момента начала контакта.

 

 

Чтобы определить полные значения соответствующих сил, не­ обходимо уравнения (11) и (12) проинтегрировать на всем от­ резке времени контакта шины и дороги.

Например, для формулы (11)

 

тшах

 

Rc = ~ -

f

(() — q(t — т)] dx;

(13)

к

о

 

 

при замене переменных т на l/v

V V

= С

d

(14)

Аналогично для сил R&

x(t) — -

(15)

Положим, что с диском колеса связаны массы т, тогда урав­ нение равновесия для диска колеса с учетом зависимостей (14) и (15) может быть записано так:

 

 

Jjl

 

fly

V

тх + йх + сх

я (t -V Jк \ V

т г

22


I,

 

X

1 Ч

' -

т

И т

) -

 

(is)

 

 

 

 

Если перейти к операторной форме записи и учесть, что пре­

образование по Лапласу для функции запаздывания [8]

 

 

L Iч [ * - -

-

- е

 

 

(17)

то уравнение (16)

можно переписать в виде

 

 

(трг -f -f с) х

 

 

 

V

~ о~ ^

 

 

(Ър + с)-?-

Г е

d

q{p),

 

 

 

 

 

J

 

 

 

или с учетом того, что

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

I — е

~ Р

 

 

 

Ь " ТЧ7)

 

 

 

(,тр2 +

+

с) х

-j-

(аР + с)

 

 

(18)

Эффект нивелирующей способности шины удобнее оценивать

изменением амплитуды

частотной

характеристики системы

по

выходной переменной x(t)

при

возмущающем

воздействии

по

входу q(t). Для получения этой характеристики можно пользо­ ваться передаточной функцией системы W (р) по рассматривае­

мому каналу «вход — выход» (в нашем случае от q к х)

и сде­

лать подстановку р = т. Модуль полученного выражения

и бу­

дет искомой амплитудно-частотной характеристикой. Выполним

эти преобразования. Из уравнения

(18) получим

 

 

Wxi„(p)

Яр + с

v

1 — е

(19)

 

тр2 + Яр -j- с /к

р

 

 

 

После подстановки р = т с учетом

—I

‘к m

того, что е

0 = coscoX

X ------ г sin со— , имеем

 

 

 

 

V

V

 

 

 

 

23