Файл: Малиновский, Е. Ю. Динамика самоходных машин с шарнирной рамой (колебания и устойчивость движения).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
В общем случае кинематические связи, налагаемые на си стему катящейся шиной, опредляются для каждого i-го колеса в дополнение к q координатам следующими уравнениями:
t i — y i — v ( a t + |
Ф/) = 0; |
(32) |
Ф» — a i — v |
+ афф,- + |
аууг-) = 0. . |
Подобное усложнение расчетных зависимостей в большин стве технических задач вряд ли оправдано. Проследим пути упрощения уравнений (32) при решении некоторых конкретных задач.
Рассмотрим частный случай, когда машина движется с до статочно высокой скоростью.
Введем малый параметр р=1/о. Тогда, подставив в уравне ния (32) ц=1/р, можем записать:
= M i + |
(«/ + |
ф,•); |
(33) |
|
|
|
|
ЦФ/ = !**/ + |
№ |
+ «фФг + ОуУд- |
|
Зависимость (33) представляет собой систему линейных уравнений относительно переменных | и ф с множителем р при старших производных. Если пренебречь скоростью переходных
процессов | и ф, то состояние равновесия переменных |
ф,-; qi |
||||
определится в виде: |
|
|
|
|
|
|
“ г + ф,- Ч------- у = 0; |
|
|
|
|
|
V |
|
|
|
(34) |
|
|
|
|
|
|
a&i + аФФ/ + ауу; Ч— — ai = 0. |
|
|
|||
|
|
V |
|
|
|
Исключив из системы (34) ф,-, получим |
|
|
|||
— г/,-Ч----— а — v ——g — v ——у — ца = 0. |
(35) |
||||
° ф |
% |
% |
|
|
|
Уравнение (35) описывает кинематические связи быстро- |
|||||
катящегося колеса. Если положить |
у= 0 и учесть, |
что а |/ а ф — |
|||
= 1/ц и £/г| = 6, где б — угол увода, |
то зависимость |
(35) |
можно |
||
переписать в виде, принятом в теории |
автомобиля: |
|
|||
|
а^ а — у |
= 8; |
|
|
(36) |
|
— а |
|
|
||
|
v |
|
|
|
|
здесь а ц — некоторое |
плечо, в данном |
случае равное tj/2. Ана |
лиз преобразований показывает, что при оценке медленных пе реходных процессов, связанных с поперечным движением быстрокатящейся машины, можно не учитывать высокочастотные
30
процессы, связанные с поперечными и угловыми покачиваниямимашины на шинах. Общая система уравнений при этом описы вается только qi координатами, что упрощает все исследования.
Рассмотрим случай, когда машина движется на достаточна жестких шинах. При этом абсолютные значения коэффициентов аЬ ач>» ау в уравнении (32) будут большими. Введем малый параметр ц и представим эти коэффициенты в виде
о,
а™ = ——
“<р
(37)
р
_ ау
Подставив эти выражения в уравнение (32), получим
h — yi — v(ai + |
<р/)=0; |
|
|
(38) |
|
|
|
|
|
р (at -f ф;) = v (atli + |
аф Ф; + |
ауу;)- |
|
|
Если пренебречь скоростью переходного |
процесса |
суммы |
||
(а+ф), то, исключив ф из системы (38), будем иметь |
|
|||
Ь — У 1 — VCLt ■ ■у — Yt — V — |
li |
0. |
(39) |
|
Лф |
|
|
|
|
Зависимость (39) описывает кинематическую связь при ка чении машины на относительно жестких шинах. Для такой мо дели взаимодействия шины и дороги в дополнение к координа там <7i, <72, . ■ qn вводятся координаты связей • • •, 1т (где т — число колес), что несколько усложняет исследования.
Третий расчетный случай может быть получен из выражения (39), если принять о = 0. Условия связи тогда определятся за висимостью
h - y i = 0, |
(40). |
и пневматик будет соответствовать некоторой упругой |
связи, |
жесткость которой |
|
<*= — . |
(41> |
П |
|
Из изложенного следует, что классическая гипотеза увода является частным случаем по отношению к общим уравнениям связей. Однако, несмотря на то, что вопрос о соотношении гипо тезы увода и уравнений кинематической связи в теоретическом
3L
плане решен, вопрос о том, каким способом следует воспользо ваться в каждом конкретном случае, решается непросто. По скольку к моменту формулирования уравнений связей в обла сти теории автомобиля концепция увода стала практически об щепринятой, основное внимание исследователей первоначально было направлено на то, чтобы установить соответствие между уводной и кинематической схемами.
Результаты исследований сводились к следующему. Гипотеза увода и уравнения кинематической связи дают существенное совпадение, если действующие частоты возмущающих воздейст вий ниже некоторой частоты «о, чоторая может быть вычислена в каждом конкретном случае в зависимости от характеристик шин, скорости движения и основных весовых и геометрических
параметров машины. (Для |
автомобилей |
too составляет |
2,5— |
||
3,5 Гц). При частотах воздействия, больших |
too, расхождения |
||||
могут быть существенны, |
хотя |
отдельные |
расчеты показали |
||
[20], что амплитудно-частотные |
характеристики |
машины, |
рас |
смотренной двумя способами при движении со скоростью 60— 80 км/ч, отличались па 5—15%.
Частные результаты, полученные путем сравнения некоторых конкретных решений, могут представлять лишь иллюстратив ную ценность. Рассмотрение же общих уравнений, описываю щих движение системы с <71, q2, . . ., qn степенями свободы, на которую наложено \ 2, ■■., \т связей, показывает, что для того, чтобы судить о необходимости учитывать изменения коор динат следует сравнить постоянные времени xq и т | (где -тq — время переходных процессов, соответствующих изменениям координат q\ t g — то же, для координат £).
Кинематические связи можно не учитывать при |
|
* e < v |
(42) |
Условие (42) определяется при предварительном исследова нии уравнений движения.
Полезно, хотя бы для самых распространенных расчетных случаев, сформулировать предварительные простые условия, ко торые могли бы служить критериями для оценки необходимости принятия того или иного способа описания взаимодействия ко леса и дороги. Задачу удобно рассматривать на таком примере.
Некоторая масса т (рис. 16, а) связана с упругой шиной, которая катится равномерно и прямолинейно по дороге; со ско ростью V. Коэффициент увода k и параметр ri известны. Опре делим реакцию системы на действие боковой силы F(t), причем в первом случае положим, что система имеет одну степень сво боды — боковое смещение у, во втором — две степени свободы у и где £ — боковая деформация шины. Первый случай соот ветствует гипотезе увода, второй — уравнениям связи в предпо ложении, что шина имеет реальные свойства.
32
Уравнения движения: в первом случае
ту = F (t) — kd; j
(43)
где б определяется из выражения (36);
Рис. 16. Определение соотношения модели кинематических связей и гипо тезы увода
во втором случае
my = F(t)---- — £;
4
(44)
y - l - ~ l = 0; 4
второе уравнение системы получается из выражения (39). Характеристические уравнения имеют соответственно вид
2 Зак. 673 |
33 |
г |
— ) |
= 0 |
; |
(45) |
|
mv J |
|
|
|
r ( r * ± — r + — '\ = Q. |
(46) |
|||
\ |
11 |
mr\ j |
|
|
Собственные движения описываются уравнениями: для первого случая
|
— —t |
(47) |
|||
у = Сх + С ге |
|
mv ; |
|||
/ V |
\'1 |
< |
. |
k |
|
для второго случая при ( — |
I |
|
---- |
|
|
\ |
У |
|
|
тг1 |
|
В дальнейшем положим, что F(t) представляет собой им пульсное воздействие (например, боковой удар), что соответст
вует условиям: при ^ = 0 у = 0; y = vо; у = 0. Тогда могут быть определены постоянные интегрирования Ch2, з-
Обозначим для второго случая
|
X = |
2il |
|
|
для решения вида (48) |
|
|
|
|
р=/ |
|
|
(50) |
|
для решения вида (49) |
|
|
|
|
р |
/ |
/ |
V s |
_ k _ |
у ' |
Ш |
|
тц |
|
|
|
|||
С учетом принятых условий |
решения уравнений (47) — (49) |
|||
можно записать в виде: |
|
|
|
|
34