Файл: Малиновский, Е. Ю. Динамика самоходных машин с шарнирной рамой (колебания и устойчивость движения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В общем случае кинематические связи, налагаемые на си­ стему катящейся шиной, опредляются для каждого i-го колеса в дополнение к q координатам следующими уравнениями:

t i y i — v ( a t +

Ф/) = 0;

(32)

Ф» — a i — v

+ афф,- +

аууг-) = 0. .

Подобное усложнение расчетных зависимостей в большин­ стве технических задач вряд ли оправдано. Проследим пути упрощения уравнений (32) при решении некоторых конкретных задач.

Рассмотрим частный случай, когда машина движется с до­ статочно высокой скоростью.

Введем малый параметр р=1/о. Тогда, подставив в уравне­ ния (32) ц=1/р, можем записать:

= M i +

(«/ +

ф,•);

(33)

 

 

 

ЦФ/ = !**/ +

+ «фФг + ОуУд-

 

Зависимость (33) представляет собой систему линейных уравнений относительно переменных | и ф с множителем р при старших производных. Если пренебречь скоростью переходных

процессов | и ф, то состояние равновесия переменных

ф,-; qi

определится в виде:

 

 

 

 

 

 

“ г + ф,- Ч------- у = 0;

 

 

 

 

V

 

 

 

(34)

 

 

 

 

 

a&i + аФФ/ + ауу; Ч— — ai = 0.

 

 

 

 

V

 

 

 

Исключив из системы (34) ф,-, получим

 

 

— г/,-Ч---- а v ——g — v ——у — ца = 0.

(35)

° ф

%

%

 

 

 

Уравнение (35) описывает кинематические связи быстро-

катящегося колеса. Если положить

у= 0 и учесть,

что а |/ а ф —

= 1/ц и £/г| = 6, где б — угол увода,

то зависимость

(35)

можно

переписать в виде, принятом в теории

автомобиля:

 

 

а^ а — у

= 8;

 

 

(36)

 

а

 

 

 

v

 

 

 

 

здесь а ц — некоторое

плечо, в данном

случае равное tj/2. Ана­

лиз преобразований показывает, что при оценке медленных пе­ реходных процессов, связанных с поперечным движением быстрокатящейся машины, можно не учитывать высокочастотные

30


процессы, связанные с поперечными и угловыми покачиваниямимашины на шинах. Общая система уравнений при этом описы­ вается только qi координатами, что упрощает все исследования.

Рассмотрим случай, когда машина движется на достаточна жестких шинах. При этом абсолютные значения коэффициентов аЬ ачау в уравнении (32) будут большими. Введем малый параметр ц и представим эти коэффициенты в виде

о,

а™ = ——

“<р

(37)

р

_ ау

Подставив эти выражения в уравнение (32), получим

h — yi — v(ai +

<р/)=0;

 

 

(38)

 

 

 

 

р (at -f ф;) = v (atli +

аф Ф; +

ауу;)-

 

Если пренебречь скоростью переходного

процесса

суммы

(а+ф), то, исключив ф из системы (38), будем иметь

 

Ь — У 1 VCLt ■ ■у — Yt — V —

li

0.

(39)

Лф

 

 

 

 

Зависимость (39) описывает кинематическую связь при ка­ чении машины на относительно жестких шинах. Для такой мо­ дели взаимодействия шины и дороги в дополнение к координа­ там <7i, <72, . ■ qn вводятся координаты связей • • •, (где т — число колес), что несколько усложняет исследования.

Третий расчетный случай может быть получен из выражения (39), если принять о = 0. Условия связи тогда определятся за­ висимостью

h - y i = 0,

(40).

и пневматик будет соответствовать некоторой упругой

связи,

жесткость которой

 

<*= — .

(41>

П

 

Из изложенного следует, что классическая гипотеза увода является частным случаем по отношению к общим уравнениям связей. Однако, несмотря на то, что вопрос о соотношении гипо­ тезы увода и уравнений кинематической связи в теоретическом

3L


плане решен, вопрос о том, каким способом следует воспользо­ ваться в каждом конкретном случае, решается непросто. По­ скольку к моменту формулирования уравнений связей в обла­ сти теории автомобиля концепция увода стала практически об­ щепринятой, основное внимание исследователей первоначально было направлено на то, чтобы установить соответствие между уводной и кинематической схемами.

Результаты исследований сводились к следующему. Гипотеза увода и уравнения кинематической связи дают существенное совпадение, если действующие частоты возмущающих воздейст­ вий ниже некоторой частоты «о, чоторая может быть вычислена в каждом конкретном случае в зависимости от характеристик шин, скорости движения и основных весовых и геометрических

параметров машины. (Для

автомобилей

too составляет

2,5—

3,5 Гц). При частотах воздействия, больших

too, расхождения

могут быть существенны,

хотя

отдельные

расчеты показали

[20], что амплитудно-частотные

характеристики

машины,

рас­

смотренной двумя способами при движении со скоростью 60— 80 км/ч, отличались па 5—15%.

Частные результаты, полученные путем сравнения некоторых конкретных решений, могут представлять лишь иллюстратив­ ную ценность. Рассмотрение же общих уравнений, описываю­ щих движение системы с <71, q2, . . ., qn степенями свободы, на которую наложено \ 2, ■■., связей, показывает, что для того, чтобы судить о необходимости учитывать изменения коор­ динат следует сравнить постоянные времени xq и т | (где -тq — время переходных процессов, соответствующих изменениям координат q\ t g — то же, для координат £).

Кинематические связи можно не учитывать при

 

* e < v

(42)

Условие (42) определяется при предварительном исследова­ нии уравнений движения.

Полезно, хотя бы для самых распространенных расчетных случаев, сформулировать предварительные простые условия, ко­ торые могли бы служить критериями для оценки необходимости принятия того или иного способа описания взаимодействия ко­ леса и дороги. Задачу удобно рассматривать на таком примере.

Некоторая масса т (рис. 16, а) связана с упругой шиной, которая катится равномерно и прямолинейно по дороге; со ско­ ростью V. Коэффициент увода k и параметр ri известны. Опре­ делим реакцию системы на действие боковой силы F(t), причем в первом случае положим, что система имеет одну степень сво­ боды — боковое смещение у, во втором — две степени свободы у и где £ — боковая деформация шины. Первый случай соот­ ветствует гипотезе увода, второй — уравнениям связи в предпо­ ложении, что шина имеет реальные свойства.

32


Уравнения движения: в первом случае

ту = F (t) kd; j

(43)

где б определяется из выражения (36);

Рис. 16. Определение соотношения модели кинематических связей и гипо­ тезы увода

во втором случае

my = F(t)---- — £;

4

(44)

y - l - ~ l = 0; 4

второе уравнение системы получается из выражения (39). Характеристические уравнения имеют соответственно вид

2 Зак. 673

33

г

)

= 0

;

(45)

 

mv J

 

 

 

r ( r * ± — r + — '\ = Q.

(46)

\

11

mr\ j

 

 

Собственные движения описываются уравнениями: для первого случая

 

— —t

(47)

у = Сх + С ге

 

mv ;

/ V

\'1

<

.

k

 

для второго случая при ( —

I

 

----

 

\

У

 

 

тг1

 

В дальнейшем положим, что F(t) представляет собой им­ пульсное воздействие (например, боковой удар), что соответст­

вует условиям: при ^ = 0 у = 0; y = vо; у = 0. Тогда могут быть определены постоянные интегрирования Ch2, з-

Обозначим для второго случая

 

X =

2il

 

для решения вида (48)

 

 

 

 

р=/

 

 

(50)

для решения вида (49)

 

 

 

 

р

/

/

V s

_ k _

у '

Ш

 

тц

 

 

С учетом принятых условий

решения уравнений (47) — (49)

можно записать в виде:

 

 

 

 

34