Файл: Внеклассное мероприятие для 8 класса Занимательные опыты по физике.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внеклассное мероприятие для 8 класса
«Занимательные опыты по физике»
Цель: развитие познавательного интереса к предмету; в доступной увлекательной форме показать ученикам, что знание законов физики может пригодится им в различных жизненных ситуациях, независимо от того, чем они будут заниматься в жизни; зародить мысль о том, что только знающий человек может быть успешным в жизни.
Задачи:
- способствовать углублению и обобщению знаний по физике;
- развивать умение логически мыслить, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить эксперимент;
- воспитывать у учащихся интерес и внимание к окружающему их миру.
Оборудование: стол, компьютер, проектор, презентация
Ход мероприятия
“Один опыт стоит тысячи слов”.
(арабская пословица)
Есть опыт- занимательный!
И если ты внимательный,
Умом самостоятельный,
И с физикой на «ТЫ».
То опыт занимательный-
Весёлый, увлекательный-
Тебе откроит тайны
И новые мечты!
Арабская пословица гласит: “Один опыт стоит тысячи слов”. Сегодня мы с вами проделаем занимательные опыты. Внимательно смотрите и попытайтесь их объяснить, т.к.эти опыты помогают в более наглядной форме увидеть и понять сущность физических законов и принципов, по которым устроен наш мир. Теория дает знание, - практика же, дает уверенность в этом знании.
Начинаем наше мероприятие.
О пыт № 1 «Фонтан»
Приборы и материалы: пластмассовая бутылка , резиновая трубка, сосуд с водой, ножницы.
Этапы проведения опыта
-
Возьмите пластмассовую бутылку и ножницами отрежьте у ней дно. В крышку с , ранее сделанным отверстием, плотно вставить резиновую трубку. (Конец трубки, находящейся в сосуде, должен иметь отверстие диаметром 1-2 мм).На резиновую трубку надеть винтовой зажим. -
Перед опытом зажмите резиновую трубку, переверните конструкцию так, чтобы дно сосуда было сверху, а свободный конец трубки находился чуть выше пробки бутылки и смотрел вверх (см.рис.) -
В сосуд налить подкрашенную воду и снять зажим – наблюдается фонтан.
Объяснение опыта
Ф онтан объясняется атмосферным давлением и свойством сообщающихся сосудов.
Опыт « Фонтан1»
Приборы и материалы: трёхлитровая стеклянная банка, саечка, сосуд с водой, пробка со, вставленной в неё, стеклянной трубкой, бумажные салфетки.
Этапы проведения опыта
-
Поставь бутылочку в мелкую тарелку. Налей в эту тарелку немного воды и разложи листки промокательной бумаги. -
Возьми трехлитровую стеклянную банку и подержи ее перевернутой над горящей свечой, над плитой или электроплиткой. Пусть прогреется хорошенько, пусть наполнится горячим воздухом. -
Ставь ее вверх дном на тарелку, края - на промокашку. Теперь бутылочка накрыта. Воздух в банке начнет остывать, вода из тарелки будет всасываться. Скоро она вся уйдет под банку. Чтобы воздух не проскочит под краями , крепко надави на дно банки, она прижмет мокрые листки, и воздух не проскочит. Фонтан забьет!
Объяснение опыта
Фонтан объясняется атмосферным давлением
Опыт № 2 «Удивительный пакет»
Приборы и материалы: пакет с водой, остро заточенные карандаши
Э тапы проведения опыта
-
Пакет с водой протыкают карандашами и вода не выливается.
Объяснение опыта
Вода придает пакету эластичность. В местах проколов стенки пакета плотно прилегают к карандашу и не дают воде выливаться.
Опыт № 3 «Встаньте»
П риборы и материалы: стул, испытуемый
Этапы проведения опыта
-
Сядьте держа тело отвесно, а ноги согнуты под прямым углом. -
А теперь попробуйте встать, не меняя положения ног и не наклоняя туловище вперед. Не получается! В таком положении не возможно подняться со стула.
Объяснение опыта
Центр тяжести туловища сидящего человека находится внутри тела, близ позвоночника, сантиметров на 20 выше уровня пупка. Проведите отвесную линию из этой точки вниз: она пройдет под стулом, позади ступней. А чтобы человек мог стоять
, линия эта должна проходить между ступнями.
Когда человек стоит, отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит внутри площадки, ограниченной ступнями. Значит, вставая, мы должны либо податься грудью вперед, перемещая этим центр тяжести, либо же пододвинуть ноги назад, чтобы подвести опору под центр тяжести. Обычно мы так и делаем, .когда встаем со стула. Но если нам не разрешают делать ни того, ни другого, то встать мудрено, как вы и убеждаетесь на описанном опыте.
О пыт № 4 «Парящие вилки»
Приборы и материалы: две вилки, зубочистка, стакан
Этапы проведения опыта
-
Скрепить вилки острыми концами под углом 120-130 градусов. -
С внутренней части полученного угла (по биссектрисе) закрепляем зубочистку. -
Д ругой конец зубочистки кладем на край стакана. Вилки держаться на зубочистке. -
Приводя в движение вилки, коснувшись одной из них, они начинают раскачиваться или «парить» в воздухе.
Объяснение опыта
Дело в том, что центр тяжести данной конструкции находиться чуть ниже точки опоры. А вертикальная прямая, проведенная через центр тяжести, проходит через точку опоры.
О пыт № 5 «Нелопающийся шарик»
Приборы и материалы:
Шарик, спица, немного жидкости для мытья посуды
Этапы проведения опыта
Смажьте места с наименьшим натяжением жидкостью для мытья посуды. Начинайте потихоньку протыкать спицей шарик в этих точках . Шарик не лопнет.
Объяснение опыта : Для сохранения шарика целым , нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения
О пыт № 6 «Огнеупорный шарик».
Приборы и материалы: два воздушных шарика, свеча, спички, вода.
Описание проведения опыта. Надуваем и завязываем один из шариков. Во второй шарик наливаем немного воды, надуваем и тоже завязываем. Поджигаем свечу и подносим шарик с воздухом к пламени свечи. Он тут же лопается. Теперь подносим к пламени шарик с водой. Спустя время на нем остаются черные пятна от свечи, но он не лопается.
Объяснение опыта. Теплопроводность воды в 24 раза больше, чем у воздуха. Значит, вода проводит тепло в 24 раза быстрее, чем воздух. Пока вода не испарится внутри шарика – он не лопнет. Потому что вода будет забирать большую часть тепла пламени свечи.
Опыт № 7 «Парафиновый мотор».
П риборы и материалы. Свеча, зубочистка, 2 стакана, бумага, спички.
Описание проведения опыта. Свече придаем симметричную форму, с обеих сторон освобождаем фитиль. Воткните зубочистку в свечу посередине. Это будет ось нашего двигателя. Концы иглы должны выступать из цилиндрических боков свечи примерно на 1−2 см с каждой стороны. Теперь аккуратно, уравновешивая нашу конструкцию, устанавливаем ее на края двух стаканов. Поджигаем фитили с обеих сторон. Вначале свеча будет просто гореть, но через некоторое время начнет медленно раскачиваться из стороны в сторону, причем амплитуда будет со временем увеличиваться.
Объяснение опыта. Парафиновый мотор — это изначально равновесная система, которая раскачивает сама себя, типичный пример автоколебаний.
Изначально векторная сумма сил и моментов сил, действующих на систему, равна нулю. Когда с одного из концов падает первая капля парафина, его масса уменьшается; соответственно, вес (P1) также становится меньше, чем вес противоположного конца (P2), — это приводит к движению тяжелого конца вниз под действием силы тяжести. Колебания системы, которые в обычных условиях затухли бы, в данном случае поддерживаются за счет периодического изменения масс концов свечи. Постепенно колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше, т.к. пламя разгорается все сильней и сильней и парафин плавится быстрее.
Опыт № 8 «Возгорание потухшей свечи».
Приборы и материалы. Обычная свеча, спички или зажигалка.
О писание проведения опыта. Зажгите свечу. Через несколько секунд потушите ее. Теперь поднесите горящее пламя к дыму, исходящему от свечи. Свеча снова начнет гореть.
Объяснение опыта.
Дым, поднимающийся вверх от погасшей свечи, содержит парафин, который быстро загорается. Горящие пары парафина доходят до фитиля, и свеча снова начинает гореть.
Ведущий. Все явления, о которых было рассказано, можно объяснить, только зная физику. Все машины, устройства, механизмы были созданы только благодаря ей. Поэтому физику заслуженно можно назвать царицей нашей жизни. О значении физики в жизни человека очень хорошо сказал Адам Мицкевич:
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?