Файл: Модуль Введение. Развитие бизнесмышления и навыков успешного предпринимателя.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ниже вам будет предоставлен основной список документов, чтобы поставить в залог дом

или земельный участок. Это примерный перечень основных документов, но в каждом

финансовым институте он может быть свой, поэтому уточняйте там, где вы собираетесь взять

кредит.

Если вы хотите поставить в залог свой дом, то необходимо следующие документы:

1. Нотариально оформленный договор купли-продажи

2. Акт ввода в эксплуатацию (если заемщик сам построил дом)

3. Решение о легализации строения

4. Государственный акт на земельный участок

5. Распоряжение МИО о выдаче земли

6. Технический паспорт дома.

Если вы решили поставить в залог земельный участок, то подготовьте следующие документы:

1. Договор купли-продажи участка

2. Если земля в аренде, то договор аренды участка

3. Акт определения кадастровой стоимости

4. Государственный акт на земельный участок

5. Справка Формы 2 об отсутствии обременения
Форму 2 можно получить на сайте egov.kz в разделе гражданам/ недвижимость

/покупка, продажа, аренда/получение о зарегистрированных правах (обременениях) на

недвижимое имущество и его технических характеристиках. Все документы должны быть

актуальными если какой-то из документов устарел, нужно обратиться в центр обслуживания

населения для его обновления.


Зачем нужна оценка залогового имущества?

Залоговое имущество должно быть оценено. Для этого нужно обратиться в

независимую оценочную компанию. Затраты по оценке залога несет заемщик. Стоимость залога

должна покрывать сумму кредита и начисленных по нему процентов. Поэтому существует

понятие коэффициента ликвидности.

Коэффициент ликвидности:

• Крупные города до 0,8

• Районные центры до 0,7

• Сельские поселения до 0,5-0,6

• Нур-Султан, Алматы, Шымкент до 0,9

На коэффициент ликвидности влияет много факторов – один из них – это

отдаленность от крупных городов.

Допустим, заемщик приходит в финансовый институт с документами. Дом новый

только введен в эксплуатацию. Есть отчет об оценке независимой оценочной компании, которая

оценила этот дом на 70 млн тенге. Он потратил туда около 70-80 млн тенге полностью под ключ


строения. Но его дом находится в отдаленном населенном пункте с населением до 1000 человек.

Он не согласен с внутренней оценкой финансового института. Они оценили на 20 млн тг.

Соответственно у заемщика возникает вопрос почему так мало? Но заемщик не

предусматривает тот факт, что его дом неликвиден, его не купят за такую стоимость. Только

потому, что дом находится в отдаленной местности.
Рассмотрим на примере:

У вас есть дом в районном центре, рыночная стоимость которого 5 млн тенге. В

случае, если вам поставили коэффициент ликвидности 0,7 - максимальная сумма кредита, на

которую вы можете рассчитывать, составляет 70% от стоимости дома, то есть 3,5 млн тенге.

Если для вашего бизнеса необходимо большая сумма, то необходимо искать дополнительные

залоги, либо привлекать со залогодателей.



Где регистрируется договор залога?

После подписания договора залога имущества регистрируется как залог, в
департаменте юстиции. Это можно сделать на сайте egov.kz

Что происходит с имуществом, которое ставится в залог?

Когда ваше имущество становится объектом залога, то его уже нельзя продать,

обменять или заложить повторно. Но его можно сдать в аренду, либо пользоваться в личных

целях.
Отличаются ли залоговые политики разных финансовых институтов? В каждом

финансовом институте своя залоговая политика. В кредитных товариществах и в МФО,

например она более лояльная, чем в банках второго уровня. В залог можно поставить земельные

участки, сельхозтехники, транспорт. Банки более требовательны к залогам, запрашивают

больше документов, и практически не берут в качестве залога земли сельскохозяйственного

назначения.

Модуль 2. «Меры поддержки стартапов, МСБ в РК»
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЕМЩИКУ
По данным Бюро национальной статистки, в Казахстане на 1 апреля 2021 года было

зарегистрировано 464 тысячи юридических лиц и 1 млн 073 тысячи индивидуальных

предпринимателей (на 1 мая 2022 года было зарегистрировано 487 тысячи юридических лиц и 1

млн 250 тысячи индивидуальных предпринимателей). К 2050 году Правительство планирует, что

50% ВВП Казахстана будет составлять малый и средний бизнес. Для реализации этой задачи,

созданы льготные программы кредитования.

Прежде, чем подать заявку на участие в данных программах, предпринимателю нужно

собрать пакет документов и отвечать определённым требованием.

Чтобы узнать, какие конкретно документы требуется собрать, конечно же, нужно сходить

или позвонить в финансовый институт. Кредитный специалист поможет разобраться в тонкостях

подачи заявки, подскажет наиболее подходящий и выгодный кредитный продукт. У каждого

финансового института свои требования, но минимальный пакет документов у всех один и тот

же.

Необходимые документы:

1. Заявление на получение кредита (согласно форме финансового института)

• Сведение о компании

• Данные представителя компании


• Общая информация о кредите

2. Согласие на получение отчетов из Первого кредитного бюро

• Полное наименование компании

• Местонахождение

• Регистрационный номер / свидетельство о государственной регистрации

• Бизнес -идентификационный номер либо ИИН

3. Пакет учредительных документов

• Свидетельство о государственной регистрации

• Удостоверение личности

• Лицензия и патент (при необходимости)

• Устав, учредительный договор (если ТОО)

• Приказ о назначении первого руководителя

4. Финансовые данные за 3 последних периода (нужны только если действующий

предприниматель)

5. Бизнес-план

6. Документы на залоговое имущество

На основании этих данных кредитный специалист составляет экспертное заключение.

Далее заявки рассматриваются кредитным комитетом.

Если вы аккуратный и добросовестный человек, у вас все в порядке с документами, то их

несложно быстро собрать по словам кредитных специалистов, очень много времени уходит на

переделку некорректных, либо просроченных документов. Поэтому следите за их актуальностью

и верностью. К примеру, если это дом или участок, то техпаспорт должен быть нового образца.

Удостоверение личности недолжен быть просроченным и так далее. Каждый финансовый
институт рассматривает заявку в свои сроки. Но максимальный срок с учетом того, что все

документы изначально в порядке, составлять 30 дней.


Какие данные будут проверять при подаче заявки на кредит?

Специалисты финансового института проверяет достоверность ваших данных, судимость,

штрафы, долги, родственников и даже иногда социальные сети. Вам могут отказать в кредите,

если вы предоставили недостоверные данные, у вас слишком большая долговая нагрузка, либо

вы когда-та совершили преступление. Одним из важных критериев при получении займа

является кредитная история.

Что такое кредитная история? – это документ, который показывает в какие банки, либо

другие финансовые организации вы когда-либо обращались за кредитом. В документе

отображаются даты, суммы кредитов, а также были ли у вас просрочки по платежам.

Кредитную историю можно получить на сайте EGOV, на сайте Первого кредитного бюро


и на сайте государственного кредитного бюро.

Как можно улучшить кредитную историю? Все что попадает в кредитную историю, не

может быть удалено. Если когда-нибудь вы взяли в кредит телефон и не платили за него 2 месяца,

это все отобразится в истории. Единственный способ улучшить кредитную историю – стать

добросовестным плательщикам и вовремя погашать займы. Тогда финансовый институт,

возможно, примет, положительное решение по кредиту.

Подводя итоги, перед тем как взять кредит, приведите в порядок все свои документы – это

ускорит процесс рассмотрение заявки. Один из документов – бизнес-план вы составите в ходе

обучения по проекту «Бастау Бизнес», если вы являетесь его участником.

Соблюдайте кредитную дисциплину – всегда вовремя вносите платежи по кредиту, не

выходите на просрочку, иначе это навсегда останется в вашей кредитной истории.
Модуль 2. «Меры поддержки стартапов, МСБ в РК»

ПРИНЦИПЫ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
Выделяют следующие принципы кредитования: возвратность, срочность, платность,

обеспеченность и целевое использование кредита. Давайте разберемся, что означает каждое из

этих понятий, и почему важно это знать.

Первый принцип – возвратность кредита.

Возвратность – это то, что отличает кредит от других видов денежных отношений.

Например, когда вы получаете грант на свой стартап, его не нужно возвращать. С кредитом –

все иначе. После того, как вы использовали заемные деньги, вы обязаны их вернуть, причем

только в денежной форме. Например, если вы взяли в банке 1 млн тенге, то нельзя вернуть

кредит, отдав банку свой автомобиль, скот или недвижимость. Кредит погашается только

перечислением денег на счет кредитуемой организации.

Исходя из этого принципа, финансовый институт может выдавать деньги только тем

заемщикам, которые смогут его вернуть. Именно поэтому банки проверяют вашу

платежеспособность, кредитную историю, репутацию и прочие показатели. Банк не выдаст

ссуду, если заранее знает, что вы не вернете деньги, либо, когда есть высокий кредитный риск.

Вся кредитная система держится на принципе возвратности. Финансовые институты не

всегда используют собственные средства. Они могут привлечь их на международном рынке

капитала, использовать деньги с депозитов, либо получить кредит у государственных