ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы.
Сравнительно-правовой метод предполагает сопоставление юридических понятий, явлений и процессов, установление их сходства и различий.
Этот метод позволяет сопоставить правовые системы разных государств, разные отрасли законодательства в пределах одной системы права и разные нормы в пределах одной отрасли. При разработке новых законопроектов сравнительный метод дает возможность использовать юридический опыт и практику законодательной деятельности государств с наиболее развитой правовой системой, определить пути совершенствования собственной системы права.
Структура теории государства и права состоит из двух крупных блоков (элементов): теории государства; теории права.
Теория государства изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства.
Теория права неразрывно связана с теорией государства, взаимосвязь между государством и правом выражается в причинно-следственной зависимости права от государства.
3. Форма государственного правления: понятие и виды. Особенности формы государственного правления в России.
Форма правления - это элемент государства, отражающий взаимоотношения высших органов государственной власти, а также их отношение с населением.
По форме правления различают монархию и республику.
Виды: монархии и республики.
Монархия- это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху.
Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные,. Абсалютная – Рос.импреия до 20 в., Франц.империя, сейчас Саудовская аравия, ватикан
Ограниченная Великобритания, норвегия, швеция
При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении.
Ограниченные
монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. Из-за таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства.
Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут ответственность.
Существует 3 вида республик: президентская республика, смешанная, парламентская.
Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением так, как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту.
Смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом так, как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность.
Парламентская - центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство -
исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр.
Российская Федерация представляет собой республику смешанного типа, поскольку формирование Правительства РФ осуществляет Президент РФ с участием Государственной Думы. Президент по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Однако Председателя Правительства РФ Президент РФ может назначить только с согласия Государственной Думы.
Республиканская форма правления в России имеет особенности по сравнению с типичными формами президентской и парламентской республик. “Гибридный” характер новой формы правления обусловлен спецификой исторической эволюции института главы российского государства, социально- политических и социально-экономических условий проведения реформ. Сочетая черты президентской и парламентарной республики, форма правления сохраняет большинство компонентов дуалистического режима с доминированием президента в системе органов государственной власти.
4. Форма государственного устройства: понятие и виды. Особенности формы государственного устройства в России.
Формой государственного устройства называют политико- территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простое(унитарное) федеративное и конфедеративное
Простыми (унитарными) единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиняющихся единому органу власти и не обладающих признаками суверенитета. Есть единые высшие органы гос власти, единая правовая система и конституция Франция, норвегия, польша
Федеративное – представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самост государст-х объединений в одно союзное государство. Обладают юридической самостоятельностью. Территории федерации состоит из из субъектов: штатов, земель, республик. (швейцария, сша, россия) В федеративных гос-х единный гос суверенитет распределен между центральными органами и органами власти самостоят гос образований (субъектов федерации)
Субъект федерации наделены гос полномочиями, независимыми от центр власти, при этом федер органы имеют собств. Компетенцию независимую через которую обеспечиваются интересы федерации как единного го-ва.
Конфеиидерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, военных, социальных, экономических задач. Конфедерация не обладает суверенитетом. характерно отсутсвие общего гос аппарата, единой судебной и законодательной системы, общего гражданства и др. Субъекты конфед имеют право добровольного выхода. С помощью создания конфедер отдельные гос-ва решают задачи осуществления внутренней и внешней политики, укрепления своих позиций на международной арене.
Европейский союз подписан 12 странамив 1992, вступил в силу 1.11.1993
Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.
Россия – уникальние государственное устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной и национальной федерации. В соответствии с Конституцией Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. 89 СУБЬЕКТОВ
Однако в тексте основного закона нет упоминания о том, какой же вид республики – президентской или парламентской – предлагается к установлению в стране. Нечеткость и недосказанность конституционных формировок, разграничивающих полномочия президента, премьер-министра и парламента, а также последующая практика их взаимоотношений представляют возможность по-разному оценивать сложившуюся ситуацию.
5. Политический (государственный) режим: понятие и виды. Особенности политического (государственного) режима в России.
Политический режим — это совокупность способов, приемов и методов, посредством которых осуществляется государственная власть. Политический (государственный) режим основан на определенном виде идеологии лиц, пришедших к власти и существенно влияющих на форму правления государства, а также на его территориальное устройство.
Виды политического режима
Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах. Термин «демократия», означающий «власть народа», появился в Древней Греции для характеристики такого политического режима, при котором власть избирается самим народом. Демократический режим – это самый прогрессивный политический порядок, так как он создаёт условия для свободы личности во всех сферах деятельности. Сегодня демократический режим господствует в большинстве стран мира и прежде всего в странах Европы и Северной Америки.
Для современной демократии характерны следующие отличительные признаки:
1. Политическая власть формируется путем свободных демократических выборов и подотчётна народу.
2. Принцип разделения властей, что означает разделение государственной власти на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
3. Наличие правового государства, где действует принцип: перед законом все равны.
4. Надёжная защита прав и свобод граждан.
5. Политический плюрализм и легальная деятельность различных политических партий, в т.ч. и оппозиционных.
6. Наличие независимых от государства средств массовой информации.
Тоталитарные системы являются полной противоположностью демократии. Примеры тоталитарных режимов XX века: фашистские режимы в Германии, Италии, Испании, сталинизм в СССР, маоизм в Китае, режим Хомейни в Иране. Сегодня тоталитарный режим существует в Северной Корее.
Основные признаки тоталитарного режима:
Тоталитаризм представляет собой новую форму диктатуры, возникшую в XX веке благодаря особой роли государства и идеологии. Сила и могущество этого режима обусловлены, прежде всего, полным и жёстким контролем государства за всеми сферами жизни общества и каждого человека.
Вместе с тем следует обратить внимание на мощную идеологическую обработку населения, направленную на формирование культа личности вождя. Фанатичная вера людей в своего вождя также является надёжной опорой тоталитарной власти.
Авторитарный режим главный признак – концентрация власти в руках одного лидера или отдельной группы. Устанавливается такой режим насильственным путём в виде государственного или военного переворота, как правило, под лозунгом «наведения порядка» в стране в кризисные периоды. Авторитарная власть опирается на силовые структуры, армию, полицию, а также на правящую бюрократию.Террор и насилие по отношению к гражданам при их «послушном» поведении могут не применяться. Не обязательно поддерживать режим, достаточно его терпеть. Допускается деятельность политических партий и организаций, не выступающих против существующего режима. Репрессии применяются только против активных противников режима. В отличие от тоталитаризма, авторитаризм допускает ограниченную свободу деятельности в сфере экономики, культуры, в личной жизни граждан.
Политический (государственный) режим основан на определенном виде идеологии лиц, пришедших к власти и существенно влияющих на форму правления государства, а также на его территориальное устройство. совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Государственный строй современной России установлен и закреплен в Конституции. Конституция — основной закон государства, документ, имеющий высшую юридическую силу, в котором определены основные аспекты политического, социального и экономического устройства государства. РФ это республиканское смешанное демократическое го-во.
Российское государство по форме правления является президентско-парламентской республикой. Согласно Конституции Россия является демократическим государством, а это значит, что власть принадлежит народу, который может выражать свою политическую волю через органы власти либо через органы местного самоуправления.
Власть в современной России имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Главой страны является президент. Полномочия президента достаточно широки, весь высший генералитет в стране подчиняется именно ему.
Также функционирует двухпалатный парламент. Исполнительную власть представляет правительство, а судебную — суды во главе с Верховным судом.
Сравнительно-правовой метод предполагает сопоставление юридических понятий, явлений и процессов, установление их сходства и различий.
Этот метод позволяет сопоставить правовые системы разных государств, разные отрасли законодательства в пределах одной системы права и разные нормы в пределах одной отрасли. При разработке новых законопроектов сравнительный метод дает возможность использовать юридический опыт и практику законодательной деятельности государств с наиболее развитой правовой системой, определить пути совершенствования собственной системы права.
Структура теории государства и права состоит из двух крупных блоков (элементов): теории государства; теории права.
Теория государства изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства.
Теория права неразрывно связана с теорией государства, взаимосвязь между государством и правом выражается в причинно-следственной зависимости права от государства.
3. Форма государственного правления: понятие и виды. Особенности формы государственного правления в России.
Форма правления - это элемент государства, отражающий взаимоотношения высших органов государственной власти, а также их отношение с населением.
По форме правления различают монархию и республику.
Виды: монархии и республики.
Монархия- это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху.
Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные,. Абсалютная – Рос.импреия до 20 в., Франц.империя, сейчас Саудовская аравия, ватикан
Ограниченная Великобритания, норвегия, швеция
При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении.
Ограниченные
монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. Из-за таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства.
Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут ответственность.
Существует 3 вида республик: президентская республика, смешанная, парламентская.
Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением так, как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту.
Смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом так, как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность.
Парламентская - центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство -
исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр.
Российская Федерация представляет собой республику смешанного типа, поскольку формирование Правительства РФ осуществляет Президент РФ с участием Государственной Думы. Президент по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Однако Председателя Правительства РФ Президент РФ может назначить только с согласия Государственной Думы.
Республиканская форма правления в России имеет особенности по сравнению с типичными формами президентской и парламентской республик. “Гибридный” характер новой формы правления обусловлен спецификой исторической эволюции института главы российского государства, социально- политических и социально-экономических условий проведения реформ. Сочетая черты президентской и парламентарной республики, форма правления сохраняет большинство компонентов дуалистического режима с доминированием президента в системе органов государственной власти.
4. Форма государственного устройства: понятие и виды. Особенности формы государственного устройства в России.
Формой государственного устройства называют политико- территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простое(унитарное) федеративное и конфедеративное
Простыми (унитарными) единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиняющихся единому органу власти и не обладающих признаками суверенитета. Есть единые высшие органы гос власти, единая правовая система и конституция Франция, норвегия, польша
Федеративное – представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самост государст-х объединений в одно союзное государство. Обладают юридической самостоятельностью. Территории федерации состоит из из субъектов: штатов, земель, республик. (швейцария, сша, россия) В федеративных гос-х единный гос суверенитет распределен между центральными органами и органами власти самостоят гос образований (субъектов федерации)
Субъект федерации наделены гос полномочиями, независимыми от центр власти, при этом федер органы имеют собств. Компетенцию независимую через которую обеспечиваются интересы федерации как единного го-ва.
Конфеиидерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, военных, социальных, экономических задач. Конфедерация не обладает суверенитетом. характерно отсутсвие общего гос аппарата, единой судебной и законодательной системы, общего гражданства и др. Субъекты конфед имеют право добровольного выхода. С помощью создания конфедер отдельные гос-ва решают задачи осуществления внутренней и внешней политики, укрепления своих позиций на международной арене.
Европейский союз подписан 12 странамив 1992, вступил в силу 1.11.1993
Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.
Россия – уникальние государственное устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной и национальной федерации. В соответствии с Конституцией Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. 89 СУБЬЕКТОВ
Однако в тексте основного закона нет упоминания о том, какой же вид республики – президентской или парламентской – предлагается к установлению в стране. Нечеткость и недосказанность конституционных формировок, разграничивающих полномочия президента, премьер-министра и парламента, а также последующая практика их взаимоотношений представляют возможность по-разному оценивать сложившуюся ситуацию.
5. Политический (государственный) режим: понятие и виды. Особенности политического (государственного) режима в России.
Политический режим — это совокупность способов, приемов и методов, посредством которых осуществляется государственная власть. Политический (государственный) режим основан на определенном виде идеологии лиц, пришедших к власти и существенно влияющих на форму правления государства, а также на его территориальное устройство.
Виды политического режима
Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах. Термин «демократия», означающий «власть народа», появился в Древней Греции для характеристики такого политического режима, при котором власть избирается самим народом. Демократический режим – это самый прогрессивный политический порядок, так как он создаёт условия для свободы личности во всех сферах деятельности. Сегодня демократический режим господствует в большинстве стран мира и прежде всего в странах Европы и Северной Америки.
Для современной демократии характерны следующие отличительные признаки:
1. Политическая власть формируется путем свободных демократических выборов и подотчётна народу.
2. Принцип разделения властей, что означает разделение государственной власти на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
3. Наличие правового государства, где действует принцип: перед законом все равны.
4. Надёжная защита прав и свобод граждан.
5. Политический плюрализм и легальная деятельность различных политических партий, в т.ч. и оппозиционных.
6. Наличие независимых от государства средств массовой информации.
Тоталитарные системы являются полной противоположностью демократии. Примеры тоталитарных режимов XX века: фашистские режимы в Германии, Италии, Испании, сталинизм в СССР, маоизм в Китае, режим Хомейни в Иране. Сегодня тоталитарный режим существует в Северной Корее.
Основные признаки тоталитарного режима:
-
Тотальный (всеобщий) контроль со стороны государства за социальной жизнью граждан вплоть до личной. -
Господство одной официальной идеологии и принудительное навязывание её всем членам общества. -
Наличие одной политической партии, а по сути - её диктатура. -
Запрет на деятельность оппозиционных партий и применение политических репрессий (террор). -
Полный контроль со стороны государства за средствами массовой информации, которые, по сути, превращаются в средства массовой пропаганды. -
Культ личности вождя.
Тоталитаризм представляет собой новую форму диктатуры, возникшую в XX веке благодаря особой роли государства и идеологии. Сила и могущество этого режима обусловлены, прежде всего, полным и жёстким контролем государства за всеми сферами жизни общества и каждого человека.
Вместе с тем следует обратить внимание на мощную идеологическую обработку населения, направленную на формирование культа личности вождя. Фанатичная вера людей в своего вождя также является надёжной опорой тоталитарной власти.
Авторитарный режим главный признак – концентрация власти в руках одного лидера или отдельной группы. Устанавливается такой режим насильственным путём в виде государственного или военного переворота, как правило, под лозунгом «наведения порядка» в стране в кризисные периоды. Авторитарная власть опирается на силовые структуры, армию, полицию, а также на правящую бюрократию.Террор и насилие по отношению к гражданам при их «послушном» поведении могут не применяться. Не обязательно поддерживать режим, достаточно его терпеть. Допускается деятельность политических партий и организаций, не выступающих против существующего режима. Репрессии применяются только против активных противников режима. В отличие от тоталитаризма, авторитаризм допускает ограниченную свободу деятельности в сфере экономики, культуры, в личной жизни граждан.
Политический (государственный) режим основан на определенном виде идеологии лиц, пришедших к власти и существенно влияющих на форму правления государства, а также на его территориальное устройство. совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Государственный строй современной России установлен и закреплен в Конституции. Конституция — основной закон государства, документ, имеющий высшую юридическую силу, в котором определены основные аспекты политического, социального и экономического устройства государства. РФ это республиканское смешанное демократическое го-во.
Российское государство по форме правления является президентско-парламентской республикой. Согласно Конституции Россия является демократическим государством, а это значит, что власть принадлежит народу, который может выражать свою политическую волю через органы власти либо через органы местного самоуправления.
Власть в современной России имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Главой страны является президент. Полномочия президента достаточно широки, весь высший генералитет в стране подчиняется именно ему.
Также функционирует двухпалатный парламент. Исполнительную власть представляет правительство, а судебную — суды во главе с Верховным судом.