Файл: 1. Юриспруденция понятие и система.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6.Механизм и аппарат государства – соотношение понятий. Органы современного Российского государства: понятие и виды.
Механизм – система гос. Органов и учереждений с помощью которых осущ-ся управление обществом.

Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность госорганов, наделенных властными полномочиями для реализации гос. власти.


    • Понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны, т.е. механизм государства и государственный аппарат признаются совпадающими по объему и содержанию.

    • В механизм государства помимо государственного аппарата включают еще и так называемые материальные придатки. К ним, как правило, относят вооруженные силы, полицию, органы безопасности, исправительные учреждения и т.д. — иными словами, вооруженные формирования, силовые структуры.

    • Существует точка зрения (Р.А. Ромашов, А.В. Якушев), согласно которой в механизм государства помимо государственного аппарата включаются государственные предприятия и учреждения, партии парламентского большинства, органы местного самоуправления и т.д.

    • Имеется позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются органы государства в статике, а под механизмом — те же органы, но в динамике. Таким образом, понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой, как вещь, находящаяся в покое, в статике (государственный аппарат), и эта же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства).

По такому критерию, как источник их легитимности, они подразделяются на:

органы, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства, они называются первичными (Президент, Федеральное собрание, Правительство, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ);

органы, учреждаемые в установленном законом порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного ранее вида государственных органов (администрация, аппараты), они называются вторичными.

На основе принципа разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные. По действию в пространстве государственные органы делятся на федеральные органы и органы субъектов Федерации. По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные.

К законодательным органам относятся Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), областные думы, в местном самоуправлении - городские советы.

К исполнительным органам - Правительство, соответствующие министерства и ведомства, правительства и администрации субъектов РФ, в местном самоуправлении - городские и районные администрации;

К судебным органам - Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, областные суды, районные суды и арбитражные суды субъектов РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.
7. Понятие, сущность и социальное назначение права. Основные концепции правопонимания.
Право – это система общеобязательных, формально определенных, установленных либо санкционированных и обеспечиваемых государством правил поведения (норм), выражающих общую волю и являющихся регулятором общественных отношений.

Признаки права:

Различные учёные выделяют различные признаки права, среди них наиболее распространены:

1. Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);

2. Общеобязательность (действие распространяется на всех, либо на большой круг субъектов);

3. Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения);

4. Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей);

5. Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);

6. Системность (право является системой, состоящей из взаимосвязанных элементов).

7. Регулятивность (право является государственным регулятором общественных отношений)

Сущность права. По своей сущности право есть выраженная в законе или иных признаваемых государством источниках общая воля, содержание которой выделять две классификации:

а) общесоциальную: в праве выражена воля общества или большей его части.

б) узкосоциальную: в праве выражена воля определенных социальных групп.

В сущности права каждого государства выражены обе эти стороны в определенном соотношении.

Социальное назначение права состоит в упорядочении общественных отношений в целях обеспечения существования и развития общества.

Правопонимание – это мыслительный процесс, направленный на то, чтобы познать право и осуществить его оценку.

Субъектом правопонимания всегда будет выступать конкретное лицо, в силу этого правопонимание всегда будет субъективным. Объектом правопонимания выступает право, а содержанием выступает знание лица о его правах и обязанностях.

Все учения, которые существуют о праве, в той или иной степени формируют правопонимание.

Существуют следующие концепции правопонимания:

1) Естественная концепция говорит о том, что наряду с право, установленным государством, есть и те права, которые предоставлены человеку независимо от его государственной принадлежности. Поэтому, если законы государства противоречат естественному праву, то они должны быть изменены подобающим образом.

2) Историческая школа говорила, что право – это процесс длительного и естественного развития государства и общества.

3) Нормативистская теория говорит о том, что право и государство - понятия практически тождественные, поскольку обязательность исполнения правовых норм выводилась из авторитета правовой нормы, который исходил от государства.

4) Марксистская теория сводилось к тому, что право – это воля класса, находящегося при власти в данный момент.

5) Психологическая школа указывала, что право – это элементы субъективной человеческой психики, то есть психологические закономерности.

6) Социологическая концепция указывала, что право – это устоявшийся порядок общественных отношений.


8. Формы (источники) права: понятие и виды. Нормативный правовой акт: понятие и виды.
Форма права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Выделяют 4 основные формы права:

1. Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (Конституция, законы, подзаконные акты) Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

Нормативные акты поддерживаются Государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

2. Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку. В РФ правовой обычай имеет незначительное распространение, однако, гражданский кодекс РФ признает обычаи делового оборота в качестве правовых норм.

Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.

3. Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дела.

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение.

Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов. В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

4. Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами в результате которого возникает новая норма права. В отличие от нормативного акта, договоры выступают результатом соглашения между субъектами по поводу деятельности представляющей обоюдный интерес. Нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется Государством. В РФ наибольшей юридической силой обладает международный договор.

Нормативные правовые акты - это официальные документы компетентных государственных органов, направленные на достижение каких-либо юридических последствий.

Видынормативныхправовыхактоввзависимостиотпорождаемыхюридическихпоследствий:

  • нормативно-правовые акты (НПА) - направлены на установление, изменение или отмену норм права;

  • акты толкования (интерпретационные) - направлены на разъяснение норм права;

  • акты применения права (или правоприменительные, индивидуально- правовые) - направлены на реализацию предписаний правовых норм.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы:

  1. законы;

  2. подзаконные акты. Законы:

  • Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

  • федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ

  • федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества

  • законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию

ъ

Подзаконные акты общие, ведомственные, местные, и локальные


указы Президента РФ (высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты);

  • постановления Правительства РФ (акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами);

  • приказы,инструкции,положенияминистерств,ведомств,государственныхкомитетов(регулируют,какправило,общественныеотношения,находящиесявпределахкомпетенцииданнойисполнительнойструктуры);

  • решенияипостановленияместныхоргановгосударственнойвласти;

  • решения,распоряжения,постановленияместныхоргановгосударственного управления;

  • нормативныеактымуниципальныхорганов;

  • локальные нормативные акты (нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации, например, правила внутреннего трудового распорядка).


    9. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды.
    Систематизация нормативно-правовых актов – это деятельность, связанная с упорядочением и совершенствованием законодательных и других нормативно-правовых актов, сведение их в единую внутреннюю согласованную систему.

    Виды систематизации: учёт, кодификация, инкорпорация и консолидация.

    Учет – простейший способ систематизации. Учет может быть журнальным, картотечным и автоматизированным. Организация учета включает в себя систему поиска необходимой правовой информации. Разновидностью учета является систематизация на электронных носителях (создание специализированных компьютерных баз данных). В них законодательные акты группируются по различным критериям, как правило, по предметно-хронологическому.

    Учет является необходимым условием приведения актов в систему. Он ведется в журнальной картотеке, на магнитных дисках и т. д. Поэтому поиск нужного акта осуществляется как ручным путем, так и с помощью автоматизированной обработки юридической информации.

    Инкорпорация – это объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности. При таком способе систематизации законодательные акты объединяются по определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу. Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации») принципов.

    Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).
    Консолидация – способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу. Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР в 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил 48 актов.

    Кодификация – способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др. редко встречается в юр. практике

    В теории права различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.


    Всеобщая кодификация представляет собой создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства: свода законов, включающего в себя все основные нормы нрава всех отраслей национальной правовой системы (например, Свод законов Российской империи 1832 г.); основ законодательства, устанавливающих наиболее общие правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения (например, основы соответствующего законодательства в СССР).

    Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли. При этом создается соответствующий акт – кодекс. Кодекс - это нормативно-правовой акт, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений (гражданский кодекс, уголовный кодекс).12 разделов, 361 ст.

    Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов. Например, лесной кодекс, водный кодекс представляют собой совокупность норм, регулирующих специфические однородные отношения.

    10. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
    Действие нормативно-правового акта (НПА) – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие ограничивается временем, пространством, кругом лиц.

    Временной период действия НПА ограничивается моментами вступления его силу, прекращением действия.

    Вступление в юридическую силу:

    1) Называется конкретная дата введения НПА в действие;

    2) Вводится в действие с момента его опубликования;

    3) Вводится в действие с момента его принятия;

    4) Вступает в силу с возникновением определенных обстоятельств (война, чрезвычайное положение);

    5) Вступает в силу с момента его подписания;

    6) Вводится в действие поэтапно;

    7) Вступает в силу с момента получения адресатом;

    8) Если срок вступления в силу в НПА не указан, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

    Утрата юридической силы:

    1) НПА прекращает свое действие по истечении срока, на который был принят;

    2) При прямой замене данного акта (применяется постановление об отмене или другом НПА);

    3) В связи с изменением обстоятельств
    , на которые НПА был рассчитан;

    4) При фактической отмене (принимается другой НПА без отмены первого).

    Обратная сила закона – распространение действия НПА на те факты и порожденные им правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу.

    Исключения из общего правила:

    1) НПА имеет обратную силу в случае прямого указания на это законодателем;

    2) НПА смягчает или отменяет юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.

    По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним НПА правовых последствий различают:

    - ревизионная обратная сила - действие НПА распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий;

    - простая обратная сила – НПА пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает.

    Переживание НПА - это когда старый акт, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты юридической силы.

    Принципы: немедленное действие правовых норм; норма, ухудшающая правовое положение, должна иметь только перспективное действие; норма, улучшающая правовое положение имеет обратную силу; исключения из этих правил возможны только при наличии специальных коллизионных норм.

    Действие НПА в пространстве:

    1) Территориальное – НПА государства распространяется на всю территорию данного государства;

    2) Экстерриториальное – проявляется в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства.

    Территория РФ:

    - часть суши, определенная государственной границей;

    - внутренние водоемы;

    - внешние водоемы (12 морских миль=22.2 км);

    - прилегающий континентальный шельф, воздушное пространство над территорией государства;

    - воздушные суда РФ;

    - морские суда под флагом РФ;

    - космические объекты;

    - территория дипломатических представительств РФ за рубежом.

    Действие НПА по кругу лиц:

    1) Распространяется на всех граждан государства независимо от их правового статуса;

    2) НПА может действовать в отношении отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, инвалидов);

    3) Действие НПА ограничено в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

    11. Понятие и структурные элементы системы права.