Файл: Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в общеобразовательном учреждении.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учащимися базовой гуманитарной культуры, в полной мере характеризующей человеческую индивидуальность как высшую ступень ценности. Данный принцип конструирования педагогического процесса реализует свои постулаты через привитие ученикам духовных, социальных, общечеловеческих ценностей. Культурологический подход к отбору содержания учебных программ позволяет достичь не только гуманизации образования, но обеспечить его цельность и ценностно-личностную ориентацию. Компоненты духовной, социальной и технологической культуры составляют единое образовательное пространство учебного заведения, реализующего этот подход к образованию. В культурном комплексе личность ученика характеризует не только то, кем он является, но и то, что является сферой его возможного развития. Образование становится личностно-ориентированным на «зону ближайшего развития» каждого конкретного респондента.
Культурологические основы организации педагогического процесса определяют наличие адекватности между культурой безопасности и процессуальной стороной образования, которая формирует личность, несущую в себе гуманистическую, социальную и экономическую компетенции.
Культурологическая парадигма педагогики предполагает не косметический ремонт репродуктивного подхода, свойственного системе образования индустриальной эпохи, а ориентацию задач на герменевтическое освоение смыслов различных культур и рождение интегративных способов деятельности.
Антропологическая концепция педагогики исходит их того, что образование есть воплощение истинной человечности и призвано быть ареной духовного и экологического становления выпускника, развития его рефлексивного сознания. Этой парадигме образования свойственны интегративные, полисистемные способы деятельности, когда смыслы образовательных артефактов «декодируются» не по мозаично-фрагментарному принципу, а на основе универсального знания, которое рождается в результате собственных интеллектуальных и психических усилий личности.
Антропологическое понимание образования расширяет круг относящихся к нему явлений и потребностей. Здесь модель культуры ученика непосредственно связана с типами и уровнями развития сознания, когда в закладывается понятие. Постулат антропологического подхода гласит: человек опредмечивает свой тип сознания через культурную деятельность. Качество опредмеченного сознания дает основание ранжировать методологические принципы педагогической действительности.
Антропологический подход ориентирует педагогический процесс на идеи поликультурного образования, обеспечивающего развитие у учащихся (дополнительно к перечисленным ранее) межкультурных, экологических компетенций, компетенций в области безопасности. Этот принцип педагогики отражает культуру коммуникативности, диалогичности, вариативности, альтернативности, открытости и непрерывности образования. Антропологический подход призван формировать у ученика в результате его собственных усилий универсальное знание - то духовное, что рождается рефлексирующим сознанием личности.
Целью моделирования является создание комплекса мер по формированию культуры безопасности учащихся в общеобразовательном учреждении.
Стратегической задачей моделируемой системы воспитания является формирование и развитие культуры безопасности у учащихся.
Развитие культуры безопасности определяется своеобразием целей, задач, содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности применительно к возрасту учащегося общеобразовательного учреждения. В связи с этим, нами выделяются этапы развитии этой культуры. Первый этап на уровне начального общего образования (I- IV кл.) (отражен в таблице 2), второй этап на уровне основного общего образования (V-IX кл.) (отражен в таблице 3), третий этап на уровне среднего (полного) общего образования. (X-XI кл.) (отражен в таблице 4).
1. На этапе начального общего образования (I-IV классы)
Цель этапа: формирование представления о средствах безопасности, понимания безопасности, приоритета семьи, здорового образа жизни, психологической и нравственной готовности к безопасной жизнедеятельности в системе ценностей школьников.
Таблица 2
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:
1) обучающих: формировать основные понятия об опасностях; учить сохранять и укреплять свое здоровье и бережно относиться к здоровью окружающих;
2) развивающих: вырабатывать потребность к здоровому и безопасному образу жизни; развивать практические умения, необходимые для безопасного и здорового существования;
3) воспитывающих: формировать волевые, интеллектуальные, эмоциональные личностные качества.
2. На этапе основного общего образования (V- IХ классы)
Цель этапа, расширенно ранее полученных знаний, развитие практических умений за счет обеспечения формирования психологических установок и развития у подростков практических навыков и привычек, необходимых для безопасной жизнедеятельности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:
1) обучающих: формировать знания, умения и навыки, необходимые для адаптации к жизни в современных условиях; развивать политическую, информационную, экологическую, национальную культуру; формировать практический опыт безопасного поведения;
2) развивающих: способствовать развитию позитивного опыта в стрессовой ситуации; формированию комплекса индивидуально-психологических свойств личности, направленных на выход из конфликтной ситуации; укреплению психологического и физического здоровья детей;
3) воспитывающих: воспитывать терпимость, позитивные модели поведения в конфликтных ситуациях, физическую и психическую устойчивость.
. На этапе среднего (полного) общего образования (Х-ХI классы)
Цель этапа: совершенствование знаний, отработка алгоритма безопасного поведения за счет реализации интенсивных учебно-воспитательных технологий, позволяющих (в атмосфере сотрудничества учителя и учеников) гармонично развивать интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:
1) обучающих: формирование мировоззренческой и нравственной готовности к безопасной жизнедеятельности; повышение уровня политической, информационной, экологической, национальной культуры;
2) развивающих: развитие умений прогнозировать опасности и их последствия, объективно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях; развивать деловую и общественную активность;
3) воспитывающих: воспитывать толерантность.
Логическим продолжением учебного процесса является внеучебное время, которое включает в себя:
4) деятельность организованную, прямо или косвенно регулируемую школой, семьей, общественностью;
5) свободное времяпрепровождение, в большей мере управляемое самим школьником;
6) физиологически необходимый сон, прием пищи, уход за собой.
Формирующаяся личность нуждается в руководстве и педагогическом сопровождении со стороны педагогов образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, детских и юношеских общественных организаций, старших членов семьи.
В связи с этим, свободное от занятий время следует заполнять деятельностью в Центрах культуры, которые целесообразно создавать в образовательных учреждениях. В таких центрах осуществляется патриотическое, гражданское, духовное, экологическое, нравственное воспитание.
Каникулярный период целесообразно использовать для оздоровления детей и воспитания у них культуры безопасности. Летний отдых организуется, как правило, на стационарных базах общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, иных учреждений по месту жительства, загородных учреждений отдыха и оздоровления, домов отдыха, пансионатов, санаториев-профилакториев, туристических учреждений, учреждений культуры и спорта. Во время отдыха дети сталкиваются с разными ситуациями и получают возможность для формирования и развития практических навыков безопасного поведения во время похода в лес, розжига костра, купания в реке, поэтому важно, чтобы в процессе реализации таких мероприятий педагоги уделяли достаточно внимания вопросам безопасности.
Для повышения уровня обучающих и практических мероприятий необходимо обеспечить образовательные и другие детские учреждения соответствующим оборудованием (спортивный инвентарь, тренажеры и др.) использовать современные методы и формы работы (аудиозаписи, видеофильмы, соответствующие компьютерные программы, игры и др.), организовать встречи с представителями природоохранных организаций, структур гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, региональных отделений по противодействию распространению алкоголизма и наркомании, правоохранительных органов, средств массовой информации, медицинских и спортивных учреждений.
Важным средством формирования культуры безопасности выступают обучающие ситуации, моделирующие поведение в потенциально опасных условиях, которые проводятся в три этапа согласно рекомендациям В.Н. Мошкина.
На первом этапе обучающиеся получают адаптированную к их возрасту информацию об угрозах безопасности федерального округа, оперируют ею, приходят к самостоятельным выводам и обобщениям о причинах опасности, ее влияния на человека, мерах профилактики (обращение с бытовыми приборами, поведение в подъезде, лифте, во дворе, на дороге, улице с незнакомым человеком, животными, ситуация «я потерялся» и др.).
На втором этапе дети используют полученную информацию и действуют практически с макетами и наглядными пособиями в игровых и искусственно моделируемых ситуациях под руководством учителя (отработка навыков самообороны на спортивных снарядах, ориентирование на местности, учебная тревога и др.).
На третьем этапе обучающиеся действуют практически в опасной ситуации с реальными объектами, под руководством учителя, который дозирует уровень риска (учебная схватка по отработке приемов самообороны, плавание в водоеме, розжиг костра и др.).
Таковы основные направления работы в области моделируемого процесса формирования культуры безопасности обучающихся общеобразовательных школ.
Выводы по третьей главе:
имитационное обучение - это обучение, при котором обучаемый осознано выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения. Организация в процессе обучения безопасности жизнедеятельности учащихся, адекватной реальной жизни, превращает общеобразовательное учреждение в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам возможность стать субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Все имитационные технологии делятся на игровые и неигровые;
основные педагогические задачи имитационных технологий: формирование у учащихся целостного представления по изучаемой проблеме; - приобретение опыта принятия индивидуальных и коллективных решений; -развитие теоретического и практического мышления в проблемах безопасности жизнедеятельности; -формирование положительной мотивации и интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей школьников;
Культурологические основы организации педагогического процесса определяют наличие адекватности между культурой безопасности и процессуальной стороной образования, которая формирует личность, несущую в себе гуманистическую, социальную и экономическую компетенции.
Культурологическая парадигма педагогики предполагает не косметический ремонт репродуктивного подхода, свойственного системе образования индустриальной эпохи, а ориентацию задач на герменевтическое освоение смыслов различных культур и рождение интегративных способов деятельности.
Антропологическая концепция педагогики исходит их того, что образование есть воплощение истинной человечности и призвано быть ареной духовного и экологического становления выпускника, развития его рефлексивного сознания. Этой парадигме образования свойственны интегративные, полисистемные способы деятельности, когда смыслы образовательных артефактов «декодируются» не по мозаично-фрагментарному принципу, а на основе универсального знания, которое рождается в результате собственных интеллектуальных и психических усилий личности.
Антропологическое понимание образования расширяет круг относящихся к нему явлений и потребностей. Здесь модель культуры ученика непосредственно связана с типами и уровнями развития сознания, когда в закладывается понятие. Постулат антропологического подхода гласит: человек опредмечивает свой тип сознания через культурную деятельность. Качество опредмеченного сознания дает основание ранжировать методологические принципы педагогической действительности.
Антропологический подход ориентирует педагогический процесс на идеи поликультурного образования, обеспечивающего развитие у учащихся (дополнительно к перечисленным ранее) межкультурных, экологических компетенций, компетенций в области безопасности. Этот принцип педагогики отражает культуру коммуникативности, диалогичности, вариативности, альтернативности, открытости и непрерывности образования. Антропологический подход призван формировать у ученика в результате его собственных усилий универсальное знание - то духовное, что рождается рефлексирующим сознанием личности.
Целью моделирования является создание комплекса мер по формированию культуры безопасности учащихся в общеобразовательном учреждении.
Стратегической задачей моделируемой системы воспитания является формирование и развитие культуры безопасности у учащихся.
Развитие культуры безопасности определяется своеобразием целей, задач, содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности применительно к возрасту учащегося общеобразовательного учреждения. В связи с этим, нами выделяются этапы развитии этой культуры. Первый этап на уровне начального общего образования (I- IV кл.) (отражен в таблице 2), второй этап на уровне основного общего образования (V-IX кл.) (отражен в таблице 3), третий этап на уровне среднего (полного) общего образования. (X-XI кл.) (отражен в таблице 4).
1. На этапе начального общего образования (I-IV классы)
Цель этапа: формирование представления о средствах безопасности, понимания безопасности, приоритета семьи, здорового образа жизни, психологической и нравственной готовности к безопасной жизнедеятельности в системе ценностей школьников.
Таблица 2
Содержание учебно-воспитательной деятельности | Методы и формы | Диагностика | ||||
Учебное время | Внеучебное время | | | |||
Общестандартные образовательные программы | Внеурочные мероприятия | Период каникул | Дополнительное образование | Методы | Формы | |
Окружающий мир, Технология, Изобразительное искусство, Физическая Культурениеа, Чт | - Обучающие игры экологической. направленности (см. приложение 2); - Подвижные игры (опорные прыжки через товарища, соревнования) - Викторины - Конкурсы рисунков (папа, мама, я - дружная семья) - Экскурсии | Оздоровление на базе санаториев- профилакториев, летние детские лагеря отдыха, семейные туристические походы | - Кружки (кукольный театр, мягкой игрушки и др.), - Студии (театральная, танцевальная, прикладного творчества и др.), - Спортивные секции (гимнастика, футбол, волейбол, плавание и др.) | - Наблюдение; - Рассказ; - Объяснение; - Беседа; - Пример; - Инструктаж; - - Информирование; - - Познавательная игра; - - Демонстрация; - Сравнение; - Поощрение и др. | - Обучающиеигры; -Сюжетно-ролевые игры, моделирующие поведение в потенциально опасных условиях; - Подвижные игры; - Поручения; - Экскурсии; - Викторины; - Конкурсы - Соревнования; - Праздники и ярмарки с участием родителей и др. | - Устный опрос; - Результаты соревновательной деятельности; -Интервью; - Глубина и способы решения проблемной ситуации |
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:
1) обучающих: формировать основные понятия об опасностях; учить сохранять и укреплять свое здоровье и бережно относиться к здоровью окружающих;
2) развивающих: вырабатывать потребность к здоровому и безопасному образу жизни; развивать практические умения, необходимые для безопасного и здорового существования;
3) воспитывающих: формировать волевые, интеллектуальные, эмоциональные личностные качества.
2. На этапе основного общего образования (V- IХ классы)
Цель этапа, расширенно ранее полученных знаний, развитие практических умений за счет обеспечения формирования психологических установок и развития у подростков практических навыков и привычек, необходимых для безопасной жизнедеятельности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:
1) обучающих: формировать знания, умения и навыки, необходимые для адаптации к жизни в современных условиях; развивать политическую, информационную, экологическую, национальную культуру; формировать практический опыт безопасного поведения;
2) развивающих: способствовать развитию позитивного опыта в стрессовой ситуации; формированию комплекса индивидуально-психологических свойств личности, направленных на выход из конфликтной ситуации; укреплению психологического и физического здоровья детей;
3) воспитывающих: воспитывать терпимость, позитивные модели поведения в конфликтных ситуациях, физическую и психическую устойчивость.
. На этапе среднего (полного) общего образования (Х-ХI классы)
Цель этапа: совершенствование знаний, отработка алгоритма безопасного поведения за счет реализации интенсивных учебно-воспитательных технологий, позволяющих (в атмосфере сотрудничества учителя и учеников) гармонично развивать интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:
1) обучающих: формирование мировоззренческой и нравственной готовности к безопасной жизнедеятельности; повышение уровня политической, информационной, экологической, национальной культуры;
2) развивающих: развитие умений прогнозировать опасности и их последствия, объективно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях; развивать деловую и общественную активность;
3) воспитывающих: воспитывать толерантность.
Логическим продолжением учебного процесса является внеучебное время, которое включает в себя:
4) деятельность организованную, прямо или косвенно регулируемую школой, семьей, общественностью;
5) свободное времяпрепровождение, в большей мере управляемое самим школьником;
6) физиологически необходимый сон, прием пищи, уход за собой.
Формирующаяся личность нуждается в руководстве и педагогическом сопровождении со стороны педагогов образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, детских и юношеских общественных организаций, старших членов семьи.
В связи с этим, свободное от занятий время следует заполнять деятельностью в Центрах культуры, которые целесообразно создавать в образовательных учреждениях. В таких центрах осуществляется патриотическое, гражданское, духовное, экологическое, нравственное воспитание.
Каникулярный период целесообразно использовать для оздоровления детей и воспитания у них культуры безопасности. Летний отдых организуется, как правило, на стационарных базах общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, иных учреждений по месту жительства, загородных учреждений отдыха и оздоровления, домов отдыха, пансионатов, санаториев-профилакториев, туристических учреждений, учреждений культуры и спорта. Во время отдыха дети сталкиваются с разными ситуациями и получают возможность для формирования и развития практических навыков безопасного поведения во время похода в лес, розжига костра, купания в реке, поэтому важно, чтобы в процессе реализации таких мероприятий педагоги уделяли достаточно внимания вопросам безопасности.
Для повышения уровня обучающих и практических мероприятий необходимо обеспечить образовательные и другие детские учреждения соответствующим оборудованием (спортивный инвентарь, тренажеры и др.) использовать современные методы и формы работы (аудиозаписи, видеофильмы, соответствующие компьютерные программы, игры и др.), организовать встречи с представителями природоохранных организаций, структур гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, региональных отделений по противодействию распространению алкоголизма и наркомании, правоохранительных органов, средств массовой информации, медицинских и спортивных учреждений.
Важным средством формирования культуры безопасности выступают обучающие ситуации, моделирующие поведение в потенциально опасных условиях, которые проводятся в три этапа согласно рекомендациям В.Н. Мошкина.
На первом этапе обучающиеся получают адаптированную к их возрасту информацию об угрозах безопасности федерального округа, оперируют ею, приходят к самостоятельным выводам и обобщениям о причинах опасности, ее влияния на человека, мерах профилактики (обращение с бытовыми приборами, поведение в подъезде, лифте, во дворе, на дороге, улице с незнакомым человеком, животными, ситуация «я потерялся» и др.).
На втором этапе дети используют полученную информацию и действуют практически с макетами и наглядными пособиями в игровых и искусственно моделируемых ситуациях под руководством учителя (отработка навыков самообороны на спортивных снарядах, ориентирование на местности, учебная тревога и др.).
На третьем этапе обучающиеся действуют практически в опасной ситуации с реальными объектами, под руководством учителя, который дозирует уровень риска (учебная схватка по отработке приемов самообороны, плавание в водоеме, розжиг костра и др.).
Таковы основные направления работы в области моделируемого процесса формирования культуры безопасности обучающихся общеобразовательных школ.
Выводы по третьей главе:
имитационное обучение - это обучение, при котором обучаемый осознано выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения. Организация в процессе обучения безопасности жизнедеятельности учащихся, адекватной реальной жизни, превращает общеобразовательное учреждение в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам возможность стать субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Все имитационные технологии делятся на игровые и неигровые;
основные педагогические задачи имитационных технологий: формирование у учащихся целостного представления по изучаемой проблеме; - приобретение опыта принятия индивидуальных и коллективных решений; -развитие теоретического и практического мышления в проблемах безопасности жизнедеятельности; -формирование положительной мотивации и интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей школьников;