Файл: Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в общеобразовательном учреждении.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Широкое применение имитационных игр в учебном процессе потребовало разработки методики их организации и проведения.

Принципы построения имитационной игры:

Принцип наглядности - структура игры и информационная база варианта системы должны быть визуализированы (таблицы, схемы, графики и т.д.).

Принцип автономности - отдельные сюжеты и эпизоды имитационной модели позволяют игру направить для конкретного состава участников, дают возможность

построить учебный курс таким образом, чтобы имитационная игра становилась стержнем изучаемой дисциплины. Реализация этого принципа означает, что отдельные блоки игры могут проводиться самостоятельно, что достигается разработкой нескольких вариантов информационного обеспечения игры.

Принцип «открытости» - отдельные элементы имитационной игры могут входить готовыми блоками в последующие разработки.

Принцип сбалансированности игровой деятельности - от этого принципа зависит эффективность проведения имитационных игр, так как именно в процессе этой деятельности обеспечивается реализация целей образования. Интенсификация игровой деятельности, ее объем и содержание в каждом отдельном учебном фрагменте зависят от всей совокупности конкретных условий: сложности решаемой проблемы, состава игроков,

наличия времени и т.п.

Принцип насыщения - наличие технических средств для передачи и обработки информации.

Принцип сбора, систематизации и обобщения экспертной информации - цель проведения имитационной игры в полной мере достигается тогда, когда в составе материала содержится тщательно продуманная и обработанная методика экспертного оценивания.

Принципы организации и проведения имитационных игр.

полное погружение участников игры в игровую ситуацию (необходимо, что бы проведения имитационной игры сопровождалось набором заданий);

постепенность вхождения участников в игровую ситуацию (первые этапы игры должны быть максимально упрощены, с тем чтобы ее участники могли легко освоить предлагаемую игровую деятельность и адаптироваться к новым условиям);

равномерная игровая нагрузка на участников игры (на каждом занятии учащиеся должны получать равные порции новых знаний);

соревновательность игровых групп (соревнования между игровыми группами повышает ответственность участников при необходимости публичной защиты вырабатываемого в группе решения, повышает мотивацию);


правдоподобие моделируемой ситуации (игровая деятельность должна быть в значительной мере похожа на реальную).

Чтобы учащиеся могли легко вникнуть в проблемную ситуацию, «прожить» ее и найти выход, существует метод ролевой игры. Ролевая игра всегда носит в образовании обучающий характер, она имеет определенную дидактическую цель, предполагает определенный сценарий развития. Ролевые игры могут строиться на выдуманных ситуациях или вполне реальных, отражающих реальные события.

Классификация игр:

по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические),

по характеру педагогического процесса (обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, творческие, диагностические, профориентационные),

по игровой методике (предметнее, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации),

по игровой среде (без предметов, с предметами, настольные, комнатные, на местности, компьютерные, технические).

Целевые ориентации:

дидактические - расширение кругозора, познавательная деятельность, применение в практической деятельности знаний, умений и навыков.

впитывающие - воспитание самостоятельности, формирование нравственных установок, сотрудничество, коммуникативность.

развивающие - развитие психических процессов, творческих способностей, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

социализирующие - приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль.

Организационно-деятельностные игры, предусматривают организацию

коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача учителя ОБЖ «сделать» группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого.

Для успеха имитационной технологии важное значение имеют психологические особенности взаимодействия субъектов обучения. Только при организации определенных условия общения имитационные методы обучения ведут к личностному развитию обучающихся.

Затруднения, связанные с полной реализацией целей урока и игры заключаются в том, как правило, могут быть вызваны низкими коммуникативными способностями школьников.



Коммуникативные способности - это организация общения между индивидуумами, основанного на получении сказанного, умении говорить, осуществлять вербализацию и слушать.

Основные характеристики общения в системе имитационной технологии обучения:

доброжелательность;

возможность свободного проявления чувств;

развитие эмпатийных отношений (имитационная технология основана на активном участии обучающихся в творческих коллективных поисках, а это предполагает развитие умения чувствовать другого человека, умения сопереживать;

использование способов ненасильственного общения (свобода выбора, допущение ошибок при формировании нового знания, приемы доверия);

развитие умения понимать, выработка установок децентрации;

развитие умений воспринимать ситуации не как хорошие или плохие, а как ситуации требующие размышления, разрешения.

Основную нагрузку по подготовке учащихся к правильному поведению выполняют учителя ОБЖ, которые начинают заниматься с детьми с 5 класса. Этот возраст характеризуется повышенным любопытством активностью, неукротимой энергией и непредсказуемым поведением в случае какой-либо опасности. Все это обуславливает выбор возрастной категории детей для проведения нашего исследования, так как именно через имитационные технологии отрабатывается алгоритм правильного, безопасного поведения у учащихся в повседневной жизни.

По программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе вопросам безопасности в повседневной жизни уделяется недостаточное количество времени.

Использование традиционных методов обучения на уроке не дает возможности высоко развить умения и навыки по адекватному принятию решения и безопасному поведению в случае опасной ситуации в повседневной жизни, а также у школьников снижается уровень качества предметных знаний.

Целесообразно принимать меры по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса. Применение имитационных технологий на уроках ОБЖ способствует формированию предметных знаний, развитию умений и навыков безопасного поведения у учащихся. Кроме того занятия с использованием имитационных технологий вызывают интерес и положительную учебную мотивацию у школьников, что позволит оптимизировать образовательный процесс и положительно повлиять на динамику качества знаний учащихся.

Приведем некоторые примеры:

Пример 1.

Ситуативная задача.


Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электрической энергией.

Задание: выберите правильные варианты, соответствующие правилам

электробезопасности. Вася знает порядок включения электроприборов в сеть - шнур он сначала подсоединяет к прибору, а затем к сети.

Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки.

Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? - попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.

Ответ: 1.

Пример 2.

Каждый человек умеет ценить свой труд, но ведь нужно уважать и труд других людей.

Задание: Скажите, кто правильно поступает. Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.

. У соседей сын очень трудолюбивый. С вечера до рассвета что-то колит,

забивает, строгает, пилит. Грохот, стук раздается по всем близко находящимся квартирам. Родители не нарадуются такому усердию сына.

. Мальчик каждую субботу выбивает ковер в специально отведенном месте, в дневное время, никому не мешая. Чистота в доме - залог здоровья.

. Мальчик всегда выполняет свою обязанность по уборке квартиры. Он выносит мусорное ведро, доверху наполненное мусором. Пока спускается по лестнице к мусорному баку, из ведра выпадает бумага, шелуха от лука, огрызки… - Ничего, уборщица уберет, - рассуждает он.

Ответ: 2.

Пример 3.

Работа, по составлению алгоритмов действий.

Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.

Алгоритм действия в случае затопления квартиры

. Сообщить родителям (взрослым).

. Позвонить по телефону 01 и вызвать специалистов.

. Отключить электричество и перекрыть воду.

. Собирать воду в местах затопления.

Пример 4.

Решение проблемных задач.

В качестве ситуации детям предлагается стихотворение и ситуационные вопросы о причинах возникновения пожара в доме.

Послушайте шуточное стихотворение Г. Остера и ответьте на вопросы: Можно ли шутить с огнём? К чему это может привести?


Спички - лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, мамин паспорт -

Вот и маленький костер.

Если тапочки подкинуть,

Или веник подложить,

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для пожара вам нужны.

Пример 5.

Сюжетно-ролевая игра.

Задание:

Просмотрим жизненные ситуации. Ваша задача прокомментировать и обосновать действия участников.

Дима один дома. Звонит телефон. Мальчик берет трубку и слышит - голос по телефону незнакомый: «Здравствуй, а родители дома? А когда вернуться?»

Ответ Димы: «Да, дома, но они заняты, что им передать? А кому и куда

перезвонить?»

Выбор подходящих учебных ситуаций - весьма трудная задача для преподавателя.