Файл: Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в общеобразовательном учреждении.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебная ситуация должна отвечать следующим требованиям:
Сценарий должен иметь реалистическую основу или взят прямо «из жизни». Но это не означает, что надо описывать этот производственный фрагмент со всеми технологическими тонкостями, которые учащемуся еще долго не будут известны.
В учебной ситуации не должно содержаться более 3 моментов, которые учащиеся должны выделить и прокомментировать в терминах изучаемой концепции.
Учебная ситуация не должна быть примитивной, в ней, помимо 3 изучаемых проблем, должны быть 2-3 связующие темы, которые тоже присутствуют в тексте. Жизнь не раскладывает проблемы по полочкам для их раздельного разрешения.
Организация эффективного обучения учащихся по имитационной технологии предполагает соблюдение ряда принципов.
Принцип проблемности. Имитационная технология, в отличие от обучения готовым решениям, основана на групповом (коллективном) решении системы учебных проблем. Именно в процессе их обсуждения, т.е. ситуации коллективной жизнедеятельности, педагог и учащиеся органически, функционально (т.е. с необходимостью и гарантированностью) включаются в учебную деятельность, и обучение становится личностно значимым и развивающим.
Организация коллективной мыслительной деятельности через разрешение проблемных ситуаций не только индуцирует вербальную деятельность, но и включает всю психику человека. Поэтому усвоение новых знаний, умений становится для школьников смыслообразующим моментом личностного развития.
Принцип личностного взаимодействия. В традиционном обучении учебная работа чаще всего осуществляется «рядом», без личностного взаимодействия педагога и ученика, ученика - ученика. Организация взаимодействия педагога и учащихся в обучении по имитационной технологии требует вовлеченности участников учебного процесса в совместное «проживание» учебно-познавательных и эмоционально-нравственных ситуаций на основе собственных позиций каждого субъекта обучения. Такое обучение предполагает, что в нем как бы два центра: учитель и ученик.
Эффективность обучения радикально зависит оттого, насколько удаются педагогу процессы психотехнического и диалогового взаимодействия с личностью ребенка. При этом формируются смыслообразующие мотивы познавательной деятельности (потребность в знаниях, познавательный интерес), познание становится для ученика желанным, добровольным, приобретает положительную эмоциональную окрашенность, стимулирует и поддерживает волевые усилия.
Принцип единства развития каждого участника и группы (коллективообразования). Полноценное развитие каждого ребенка осуществляется не только в процессе парного взаимодействия с педагогом, но и в ходе общения со многими людьми. Общение - это средство становления у ребенка многообразия отношений к себе и к окружающему миру, т. с. общение - это средство развития в личности качеств, которые просто не могут быть сформированы в результате «парной педагогики». Например, эмоциональное сочувствие, сопереживание любому человеку вряд ли можно развить только умозрительным путем, в парной беседе. Необходим опыт соответствующего поведения, его осмысления и чувственного переживания. Такой опыт возможен только в условиях разнообразного общения.
Имитационная технология предполагает организацию педагогом развивающей комфортной среды для каждого ученика, а это означает постоянное развитие группы (ее ценностей, отношений) до уровня истинного коллектива. Чем на более высоком уровне развития находится группа, тем больше увеличиваются ее возможности в плане развития каждого ее участника.
Принцип самообучения на основе рефлексии. Эта технология ориентирована на индивидуализацию деятельности каждого участника обучения на основе оперативной, регулярной самооценки, самоконтроля, так как коллективная мыследеятельность предоставляет возможность каждому участвовать в обсуждениях в той форме и в той мере, в какой человеку позволяет его развитие: это может быть позиция лидера, «генератора идей», оппонента, слушателя и т.д.
Очень важно побуждение к рефлексии. Каждый берет то, что ему нужно, и столько, сколько он может взять в силу своего созревания. Рефлексия позволяет осознать метод, который привел к результату, способствует систематизации, обобщению конкретных способов деятельности, что открывает возможности для целостного развития личности и самообучения.
Для успеха имитационных технологий исключительно важное значение имеют психологические особенности взаимодействия субъектов обучения. Только при организации определенных условий общения имитационные методы обучения ведут к личностному развитию обучающихся.
Основные требования к характеристикам общения в системе имитационных технологий:
доброжелательность, неагрессивность предложений, обращений и т.д.;
возможность свободного проявления чувств
, что будет способствовать развитию уверенности и творческих способностей;
развитие эмпатийных отношений. Имитационная технология основана на активном участии обучающихся в творческих коллективных поисках, а это предполагает развитие умения чувствовать другого человека, умение сопереживать, сочувствовать;
использование способов ненасильственного общения, например таких, как свобода выбора; снятие или ограничение запретов (особенно формальных, во внешнем поведении); акцентирование на хорошем (позитивное подкрепление ответов); допущение ошибок при формировании нового; приемы доверия, авансирования похвалы и т.д.;
развитие умений понимать, принимать и признавать других людей, выработка установок децентрации, т.е. способности встать на позицию другого, даже не соглашаясь с ним по существу вопроса;
развитие умений воспринимать ситуации (ответы, предложения) не как хорошие или плохие, а как ситуации, требующие размышления, рассуждения, разрешения, т.е. воспринимать их как проблемные ситуации.
Таким образом, играя, занимаясь творческой деятельностью, учащиеся усваивают знания, правила безопасного поведения в повседневной жизни, вырабатывают особый взгляд на безопасность жизнедеятельности.
.2 Модель формирования культуры безопасности учащихся общеобразовательных школ
Моделирование в педагогической науке следует понимать как «...разработку прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным компонентам».
Построение модели формирования культуры безопасности учащихся основывается на группе нормативно-правовых актов федерального уровня, предметом регулирования которых является безопасность в той или иной сфере: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г.» (раздел «Основные цели и задачи образования» и «Основные задачи государства в сфере образования»), законы Российской Федерации «Об образовании» (статья 2 «Принципы государственной политики в области образования»), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (статья 4 «Цели государственной политики в интересах детей»), «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О гражданской обороне», «О радиационной безопасности», «О противодействии терроризму», а также Рекомендации Министерства образования Российской Федерации по организации и проведению Всероссийской акции «За здоровье и безопасность наших детей».
Исследовательские параметры нашей модели включают принципы, подходы, цель, задачи формирования культуры безопасности учающихся в общеобразовательном учреждении.
Принципами обеспечения безопасности обучающихся в образовательном учреждении являются основные положения (правила), практическое выполнение которых обеспечивает выявление всех факторов, обеспечивающих качество решения и его реализацию, а так же оценку решений в области обеспечения безопасной образовательной среды с помощью принятой системы критериев и показателей сформированности культуры безопасности учащихся как результата и условия сохранения безопасной образовательной среды школы.
Рассмотрим следующие принципы.
1. Принцип системности. Он определяет такое построение безопасной образовательной среды, при котором ее педагогическое обеспечение рассматривается не как арифметическая сумма педагогических воздействий, а как комплекс взаимосвязанных, взаимообусловленных и согласованных по цели, месту и времени взаимодействий субъектов образовательного процесса с учетом их принадлежности к системе.
2. Принципы целостности и единства формирования у учащихся культуры безопасности предполагают рассмотрение педагогического обеспечения данного процесса как сложного целого, состоящего из ряда компонентов, находящихся в единстве и соподчиненности. Эффективное педагогическое обеспечение возможно только на основе распределения функций между объектами его реализации, баланса их полномочий, прав и ответственности.
3. Принципы непрерывности, цикличности и динамичности формирования у учащихся культуры безопасности подразумевают повторяемость этапов подготовки в каждом новом цикле. Для организации непрерывного цикличного процесса подготовки в условиях безопасной образовательной среды необходимо наличие устойчивой обратной связи, что является одним из важнейших условий эффективности образовательного процесса. Принцип динамичности означает, что время разработки и реализации этапов подготовки в области безопасности должно быть соизмеримым с динамикой изменения качественных состояний учащихся. В противном случае создаваемые условия формирования культуры безопасности могут оказаться запоздалыми, малоэффективными, а в некоторых случаях даже вредным для реализации целей обеспечения безопасной образовательной среды.
4. Принцип оптимальности предполагает
, что обеспечение безопасной образовательной среды носит не только заранее спланированный характер и отвечает требованиям эффективности, но и то, что при ее проектировании должен происходить научный поиск наилучшего или единственно возможного в региональных условиях пути, наиболее целесообразно приводящего к обеспечению требуемых результатов подготовки. В этих случаях требуется определить тот путь, выбор которого позволит достигать заданных региональными особенностями целей формирования культуры безопасности с максимальными результатами при минимальных затратах.
Междисциплинарность знаний в области безопасности обязывает учитывать различные научные подходы, имеющие свое отражение в теории и практике педагогики. К таковым мы отнесем следующие.
Личностно-деятельностный подход утверждает учебно-научно- воспитательную деятельность как основу творческого преобразования участниками педагогического процесса окружающей действительности и влияние этой деятельности на саму личность. Личностный подход предполагает, что все участники педагогического процесса относятся друг к другу как к самостоятельной ценности. На уровне этого принципа социализация представляет собой процесс усвоения учащимся существующей в обществе нормативной системы культуры, а также установление им новых индивидуальных норм, отвечающих интересам общества.
Диалогический (полисубъектный) подход исходит из того, что позиции субъекта и объекта образовательного процесса рассматриваются как личностно-равноправные. При этом акцент делается на создание условий для мотивации и активизации субъекта к самодвижению и саморазвитию. Личность обретает свое гуманистическое содержание в результате общения и творческого взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса. Диалогический принцип в единстве с личностно-деятельностным подходом образуют сущность гуманистической педагогики, создает основу компетентного подхода педагогики, когда в основу содержания и организации образовательного процесса закладываются развитие профессиональных, социальных, гуманистических компетенций, а в случае формирования культуры безопасности - компетенций в области безопасности.
Культурологический подход позволяет видеть образование как феномен культуры, признание ее решающим фактором развития личностных качеств, когда культуросообразность становится важнейшим условием развития среды образования и средством его гуманизации. Культурный уровень результативности образования должен стать объектом повышенного внимания педагогов и культурологов, послужить основой для освоения